Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина
методическая разработка по теме

Максимова Лариса Владимировна

Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М. Шукшина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения В.М.Шукшина

Цели мероприятия:

1) познакомить учащихся с биографией писателя-земляка, своеобразием творчества;

2) воспитывать любовь к родному краю

3) развивать творческие способности учащихся

Оборудование: В.М.Шукшин, фотовыставка, видеофильм  «Печки  

                            лавочки»,  диск записи песен.

                                 

Ход  мероприятия

На доске написан эпиграф:

                                                                    «Нам бы про душу не забыть.

                                                                      Нам бы немного добрее быть»

                                                                          (В. М. Шукшин)

  1. Звучит (исполняется) песня «Калина красная» (музыкальный эпиграф)

слова и музыка народные

Калина красная, калина вызрела.

Я у залеточки характер вызнала

 Характер вызнала, характер ой какой!

Я не уважила, а он пошел с другой.

А он пошел с другой, а я не спорила

Так значит он хорош, а я не стоила

А я пошла с другим, ему не верится

Он подошел ко мне удостоверится

Удостоверился,  но не добился слов

А я одно твержу: ты потерял любовь

Ты потерял любовь, она найденная,

Другому мальчику переведенная.

Калина красная, калина вызрела

Я у залеточки  характер вызнала

Характер вызнала, характер ой какой!

Я не уважила, а он пошел с другой.

(песня сопровождается кадрами из фильмов Шукшина)

II Вступительное слово  учителя.

1 ученик

38 лет отделяет нас от того дня, когда остановилось сердце   Василия     Макаровича  Шукшина. 38 лет…  А искусство его, его человеческий талант продолжает жить, тревожить…

Явление Шукшина. Его не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая.

Самой личностью своей, самой внешностью «Он был похож на свою Родину».

2 ученик                            (Анат. Бочинин)

Вот и она деревня Сростки

Где над притихшею травой

Катунь, что дым от папироски

Безмолвно тлеет синевой

Какой просмотр! А на потеху

И в назиданье – в облаках

Луна сияет, как прореха

На старомодных башмаках

Умолкли трели певчей пташки,

Звенит ночная тишина

Калина в розовой рубашке

Идет по тропке Шукшина.

3 ученик (в роли Василия Шукшина)

… «Мое ли это – моя родина, где я родился и вырос. Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается, трудно и горько … Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед земляками – оно мое, оно – я. Не стану же я объяснять, кому бы то ни было, что есть на этом свете, пока это, простите за неуклюжесть, факт».

Учитель                                                       

Василий Макарович Шукшин родился в селе  Сростки, Бийского района Алтайского края 25 июля 1929 года. Учился в Сростинской средней школе, окончил 7 классов. После окончания школы учился в автотехникуме               г. Бийска. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны - небольшие юмористические  рассказы  из деревенской жизни. В печать их не принимали.

В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим и грузчиком, работал на стройке. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно.

Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены на аттестат  зрелости, некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив материнское благословение, отправляется в Москву учиться дальше. Приехав в Москву, Шукшин подает документы во ВГИк, где и учится в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. В августе 1958 года появляется в печати его первый рассказ – «Двое в телеге».

3 ученик          Василий Шукшин

Меня спрашивают, как это случилось, что я деревенский парень вдруг все бросил и уехал в Москву в литературный институт \ правда, тут меня понятное дело, не приняли – за душой не было ни одной написанной строки:  поступил в мастерскую М.И. Ромма \  Самая потребность взяться за перо лежит, думается в душе растревоженной, трудно найти другую побудительную причину, чем ту, что заставляет человека, знающего что-то, поделиться своими знаниями с другими людьми.

Учитель  

Много трудностей и невзгод еще выпадет на долю Василия Шукшина, но главное – рождение писателя  - произошло.

Писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его  собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматический рассказ о русском  мужике, о России.

3 ученик.

В.М. Шукшин говорил: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслаблено, развалившись …» На его долю выпало 15 лет активной творческой деятельности. За эти годы написано два романа, повести, рассказы, пьесы, сняты фильмы.

  Учитель                                      

С Шукшиным в литературу пришел необычный герой, его называют «чудиком». Герой Шукшина «неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом застенчивый, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий ».

Они «чудики», потому что при столкновении с реальностью только и могут, что виновато потирать полученные синяки и задавать себе недоуменные горестные вопросы: да почему же я такой есть – то?                                                      1 ученик.

Это люди, тоскующие по тому, чего нет, и своими странностями раздражающие других. При всей их неоднозначности  «чудики» возбуждают у нас тревогу и совесть, сочувствие к ним и беспокойство по отношению к себе.

 

Учитель                                      

При описании своих героев Шукшин использует средства выразительности: лексику и интонацию деревенских жителей: просторечия, диалектизмы, междометия, многозначительность пауз, перебивание друг друга. В рассказах почти нет портретов, нет подробных биографий героев.

1 ученик

Сейчас вы посмотрите инсценировку рассказа В.М.Шукшина «Микроскоп».

(выступление учащихся)

2 ученик

В.М.Шукшин – автор большого количества рассказов повестей, романов «Я пришел дать вам волю», «Любавины».

1 ученик

На гонорар от романа «Любавины» В. Шукшин купил в селе Сростки дом матери.  Сейчас здесь  ДОМ – МУЗЕЙ.

(показывается фотография дома-

музея)

чтение стихотворения А. Сорокина «Дом под Пикетом».

Учитель.

Шукшин – это не только писатель, но и кинорежиссер, актер. Он снимался в кинофильмах «Два Федора», «Золотой эшелон», «Ваш сын и брат», «Живет такой парень», «У озера», «Печки - лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину».

1 ученик

Василий Макарович Шукшин умер на съемках фильма «Они сражались за Родину» от острой сердечной недостаточности 2 октября 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

2 ученик

Те,  кто провожал его в последний путь, никогда этого не забудут. А провожали, прощались тысячи. Сергей Герасимов сказал на одном из первых вечеров памяти Шукшина, что подобных похорон деятеля культуры Россия не помнит со времен прощания со Львом Толстым. Не так уж и мало … Но все стоит, стоит перед глазами всенародное, молчаливо клятвенное прощание с ним, пламенеет на тесной могиле Новодевичьего кладбища калина красная…

Москва, Россия прощалась с одним из лучших своих сынов и навсегда, как святыню оставила его в своей памяти, в своем сердце.

3 ученик

Чтение стихотворения В.Высоцкого «Еще ни холодов, ни льдин».

4 ученик

Сибирь в осеннем золоте,

В Москве шум шин.

В Москве, в Сибири, в Вологде

Дрожит и рвется в проводе:

- Шукшин… Шукшин…

Под всхлипы трубки брошенной

Теряю твердь…

Да что ж она, да что ж она

Ослепла, смерть?!

Что долго вкруг, да около

Бродила – врет!

Взяла такого сокола,

Сразила взлет.

Он был готов к сражениям,

Но не под нож

Он жил не на снижение,

На взлете сплошь!

Ему ничто припавшему

К теплу земли

Но что же мы … но как же мы

Не сберегли.

Свидетели и зрители,

Нас – сотни сот!

Не думали, не видели,

На что идет

Взваливший наши тяжести

На свой хребет…

Поклажистый –

Другого нет …

1 ученик

Много лет прошло…  И снова в конце июля соберутся на «Горах» тысячи со всей  России и гости из-за рубежа. И снова будет звучать стихи и песни и добрые сердечные слова о Шукшине, Сибири, о России, для всех людей и для души.

2 ученик

Сростки, Сростки.

Сродные Сростки

Для многих вы стали сродными, двоюродными, родными. Тропинка узким переулком. Крапива выше головы. И крутится, крутится мелодия, песни, которую слышал еще с детства, от северных шоферов:

Есть по Чуйскому тракту дорога…  Была такая дорога, будет и есть. И позовет она еще кого-нибудь,  заманит.

Кто знал его –

Не сможет не приехать

Кто видел –

Тот не сможет не прийти

      Звучит запись песни  «Есть по Чуйскому тракту дорога».

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности

Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...

Внеурочная работа по литературе.Сценарий выступления на творческом фестивале театрализаций «Литературный бал героев И.А. Гончарова», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя.

Имя  И.А. Гончарова тесно связано с Ульяновском (Симбирском)..: Дом Гончарова, Беседка в Винновской роще  и другие памятные места известны молодёжи.  Обращение к творчеству великого зем...

Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова

Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются  станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ла...

Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова

Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются  станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ла...

Музыкальный, историко - литературный вечер для старшеклассников, посвящённый 250-летию со дня рождения В.А.Моцарта.

В преподавании истории,  на уроках, раскрывающих вопросы культуры,  времени не хватает. Поэтому тему "Музыка" я часто переношу на внеурочные занятия, когда можно использовать музыкальное соп...

Сценарий вечера, посвящённого 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого...

Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...