Сценарий ко дню сада «И.В. Мичурин и природа»
материал по теме
Сценарий ко дню сада "И. В. Мичурин и природа" знакомит обучающихся с жизнью и деятельностью И. В. Мичурина. В сценарий включены тесты, загадки, кроссворд, различные игры и стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ko_dnyu_sada.doc | 946.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Исилькульская станция юных натуралистов»
Сценарий ко дню сада
«И.В. Мичурин и природа»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Чувашова Галина Павловна
Исилькуль
Пояснительная записка.
Цель: познакомить детей с жизнью и деятельностью И.В. Мичурина.
Задачи: 1. Развивать кругозор учащихся.
2. Разнообразить досуг учащихся.
3. Привить интерес к садоводству.
Временные ресурсы: 60 минут
Адресат: рекомендовано для проведения юннатского праздника с детьми
младшего и среднего возраста (8-13 лет), проводится со всем коллективом
Оборудование:
- листья и плоды деревьев и кустарников;
- мешочек;
- 4 корзины;
- 20 шт. яблок;
- 4 стула;
- плакат – кроссворд.
Подготовка к празднику.
- Оформление выставки книг, рассказывающих о жизни и деятельности И. В. Мичурина.
- Оформить фотовикторину последовательности Мичурина – садоводы - селекционеры края, области, района.
- Написать плакаты с высказываниями И.В. Мичурина.
- Выпустить номер стенгазеты специальный.
- Подготовить загадки, викторину, художественную самодеятельность.
- Оформить выставку натуральных экспонатов с учебно-опытного участка станции юных натуралистов: плоды, ягоды, саженцы, черенки, муляжи, влажные препараты, фотографии о работе юных садоводов, дневники по опытнической работе, альбомы.
Действующие лица:
- ведущий;
- юннатов - 8 человек;
- юннатов – 2 человека (в сценке);
- юннатов – 4 человека (стихи).
Ход праздника.
Ведущий. Иван Владимирович Мичурин родился 28 октября 1855 года в уездном городе Козлове (Тамбовская губерния), переименованном в 1932 году в город Мичуринск.
И.В. Мичурин – великий учёный – преобразователь природы.
Работа в саду с юных лет была его любимым делом. Он поставил целью своей жизни обогатить сады России новыми сортами и добился осуществления этой мечты, несмотря на невероятные трудности и лишения. Великий ученый разработал новые методы селекции и, пользуясь ими, создал свыше 300 прекрасных сортов плодово-ягодных культур. С каждым годом расширялась деятельность учёного – новатора. Питомник Мичурина превратился в крупное научно- исследовательское учреждение всесоюзного значения – Центральную генетическую плодово-ягодную лабораторию имени И.В. Мичурина. С раннего детства И.В. Мичурин страстно увлекался садоводством. Он писал: «Я как помню себя, всегда и всецело был поглощён только одним стремлением к занятиям выращивать те или иные растения, и настолько было такое увлечение, что я почти даже не замечал остальных деталей жизни, они как будто прошли мимо меня и почти не оставили следов в памяти».
Зато в памяти Мичурина оставались глубокие следы всего, что видел в саду. А видел он многое. Сам поставил десятки тысяч опытов и это позволило Мичурину, в конце концов, сказать свое новое слово в биологии, в селекции.
Он сажал, выращивал, опылял – и так в десятках тысяч вариантов. В конце концов, он создал свыше трёхсот новых сортов плодово-ягодных растений. Мичурин был патриотом. Он любил свой народ и его великую землю, и всегда желал, чтобы родная страна была богаче и красивее. Он трудился не для себя, а для всех.
Стремясь расширить и обогатить сорта плодовых и ягодных культур. И.В. Мичурин выделил из растительных ресурсов такие новые ценные растения:
арония, вишня войлочная, актинидия, лимонник. Советские селекционеры продолжают эту работу. Например, учёные научно – исследовательского института садоводства Сибири имени Лисовенко из дикорастущих зарослей облепихи отобрали ценные формы и создали сорта пригодные для промышленного разведения. Селекционеры успешно используют и совершенствуют многие Мичуринские методы. Михаил Александрович Лисавенко не учился в Мичуринске, но был Мичуринцем. Выполняя наказ своего учителя, он заложил основы науки о сибирском плодоводстве и создал школу сибирских садоводов.
1й юннат. Если б дедушка Мичурин
Посмотрел на этот сад,
То глаза слегка прищурив,
Нам сказал бы: «Очень рад, здесь дела идут на лад».
2й юннат. Ребята! Есть у нас в стране город Мичуринск. В этом городе большой, как лес, сад. Весной, когда сад цветёт, он похож издали на огромное бело – розовое облако. А осенью на его деревьях много ярких и красивых плодов, что местами из–за них и листвы не видно. Большие сады есть и в других местах, но такого сада, как этот, нет нигде в мире.
3й юннат. Там растут диковинные плоды, необычные цветы и ягоды. В этом саду груши слаще меда. Если пить чай с такой грушей, не нужно сахара. Есть там лилия, пахнущая фиалкой, роза с запахом гвоздики, жасмин с земляничным ароматом.
4й юннат. Есть среди вишен этого сорта одна, которая прославилась на весь мир. Её назвали «Плодородная», потому что она даёт очень много плодов: одно маленькое деревце даёт два пуда вишни. Не верится, как оно выдерживает такой груз! Но «Плодородная» знаменита не только этим, главная заслуга её в том, что она может выносить сильные морозы.
5й юннат. Кто же вырастил вишню «Плодородную», кто продвинул юг на север и создал абрикос «Северный», виноград «Сибирский», вишню «Краса Севера»?
Кто сделал горькую рябину сладкой, а не вкусный терн вкусным?
Кто сотворил «сказочные» растения: вишню – черёмуху, сливу – абрикос, грушевое яблоко? Кто ребята? (Ребята хором отвечают: «Мичурин»)
6й юннат. (Говорит с иронией) В старину люди рассуждали так: « Если виноград, персики, абрикосы не растут в холодных странах, значит, они не могут там расти, и тут уж ничего не поделаешь – так Богом устроено». Если вишни растут по три ягодки в кисточке, значит, так они Богом созданы и больше трёх вишен в кисточке не может быть. Если ягоды рябины горькие, значит, она и должна быть горькой, и сладкой её не сделаешь».
7й юннат. И.В. Мичурин думал иначе. Он говорил: «Не Бог, а человек хозяин природы. Человек может переделывать растения как угодно: выращивать фрукты, овощи, цветы там, где ему понадобится». Сам Мичурин всю жизнь очень много работал и добился, чего хотел.
8й юннат. Иван Владимирович Мичурин умер, но другие учёные продолжают его дело и выращивают все лучшие сорта растений. Наши садоводы – мичуринцы научились выращивать такие фруктовые деревья и ягодные кусты, которые не боятся не только мороза, но и засухи.
Далеко на Севере, в морозной Сибири, высоко в горах, где дуют холодные ветра, в знойных сухих степях, всюду теперь зеленеют и цветут фруктовые сады, и зреют вкусные сочные ягоды.
Ведущий. Ребята, отгадайте загадки (загадывает ребятам загадки).
1. Неразлучный круг подруг Яркий, сладкий, налитой,
Тянет к солнцу сотни рук, Весь в обложке золотой
А в руках – душистый груз Не с конфетной фабрики
Разных бус, на разный вкус. Из далёкой Африки.
(Сад) (Апельсин)
Его весной и летом Долгоножка хвалится:
Мы видели одетым, - «Я ли не красавица?»
А осенью с бедняжки А всего – то - косточка
Сорвали все рубашки. Да красненькая кофточка!
(Дерево) (Вишня)
Красненькая матрешка На припёке у пеньков,
Беленькое сердечко Много тонких стебельков
(Малина) Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонёк
Эти ягоды найдете, Раздвигаем стебельки -
На большом лесном болоте Собираем огоньки.
Словно там набросаны (Земляника)
Красные горошины.
(Клюква) На сучках висят шары
Сам алый сахарный Посинели от жары.
Кафтан зелёный, бархатный. (Слива)
(Арбуз)
Горят красные кисти,
Хоть давно нету листьев.
(Рябина)
Горьку ягоду в мороз Черных ягод пышный куст
Сладкой – сладкой в дом принёс. Хороши они на вкус.
(Калина) (Смородина)
Низок, да колюч, Сидит рядом с нами,
Сладок, да не пахуч Смотрит чёрными глазами
Пока сорвёшь – Черна, сладка, мала
Всю руку обдерёшь. И ребятам мила.
(Крыжовник) (Черника)
Ведущий. А теперь давайте поиграем (Проводит игру с детьми).
Игра «Детки на ветки».
Ход игры. Дети рассматривают листья и плоды деревьев и кустарников, называют их. По предложению педагога: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
Ведущий. Тест «Плодовый»
1. Какой зимний сорт яблок есть?
а) Антоновка; б) Туполевка;
в) Микояновка; г) Яковлевка.
2. Как традиционно называют центральный круг мишени?
а) Яблочко; б) Горошинка;
в) Вишенка; г) Изюминка.
3. Какой из этих популярных фруктов самый калорийный
(100 ккал в одной штуке)? Его не рекомендуют включать
даже во фруктовую диету.
а) Ананас; б) Банан;
в) Хурма; г) Груша.
4. В каком из этих фруктов наибольшее число калорий?
а) Абрикос; б) Груша;
в) Виноград; г) Апельсин.
(60-70 ккал на 100 гр.)
5. Сортом, какого из этих фруктов является нектарин?
а) Персик; б) Яблоко;
в) Апельсин; г) Гранат.
6. Какой из этих плодов является орехом?
а) Финик; б) Авокадо;
в) Фундук; г) Инжир.
7. Как называется распространённый русский летний сорт яблок?
а) «Банановка»; б) «Мандариновка»;
в) «Грушовка»; г) «Ананасовка».
8. Как называется известная картина Валентина Серова?
а) «Девочка с яблоками»; б) «Девочка с абрикосами»;
в) «Девочка с персиками»; г) «Девочка с арбузом».
9. Какой фрукт называют «ткемали»?
а) Абрикос; б) Алыча;
в) Хурма; г) Инжир.
Ведущий. Об итогах прошедшего года - ребята покажут вам сценку, а вы послушайте и подумайте «Бывает ли и с вами такое?»
Сценка «Мичуринец я или не Мичуринец?»
Двое ребят – пятиклассников Витя и Шура встретились жарким, солнечным утром на дороге.
Шурик: Привет, Витя!
Витя: Здравствуй, Шурик!
Шурик: Ты куда?
Витя: На пришкольный участок.
Шурик: Да ну его, пойдем лучше на речку купаться.
Витя: Нельзя, у меня на участке опыт заложен.
Шурик: Ну и что? Цел будет твой опыт, завтра сходишь.
Витя: Нет, так нельзя. На опытных делянках нужно бывать каждый день. Иначе упустишь что – нибудь интересное. И потом нужно все наблюдать, каждый раз записывать в дневник и зарисовывать, как Мичурин.
Шурик: Да что ты мне рассказываешь, словно я сам этого не знаю! Вот только я не понимаю: зачем это нужно туда ходить каждый день самому? Ведь там же есть дежурные! Они все и сделают.
Витя: Ну и сказал! Дежурные! Я хочу сам, а дежурные меня совершенно не устраивают. Ведь так же не интересно…
Шурик: Как так?
Витя: Да когда за тебя кто-то что-то увидит, а ты нет.
Шурик: Вы с Ванькой прямо помешались на этом участке.
Витя: С каким Ванькой?
Шурик: (с досадой) Да с Гусевым! Тот тоже, как и ты с утра и почти до самого вечера пропадает на участке. Даже на речку не дозовешься. Вчера я ему говорю: «Поедем ловить раков».
Витя: А он что?
Шурик: А он мне: «Подожди часок… . У меня горох зацвёл». Ну и пусть себе цветет. Зачем же возле него сидеть на жаре? Если что нужно дежурные сделают… .
Витя: Опять ты за свое?
Шурик: (отмахиваясь) Подожди, дай доскажу. Меня прямо зло разобрало. «Может, ты думаешь, что твой горох кто – нибудь съест?» - спросил я. Он пожал плечами. Я разозлился еще больше и говорю: «Может, ты думаешь, что ты один Мичуринец, а другие нет?»
Витя: (заинтересовано) А что Ваня ответил?
Шурик: Тогда Ваня тоже разозлился, плюнул и сказал: «Какой же ты Шура Мичуринец?»
Витя: Так и сказал?
Шурик: Так и сказал… . Сначала я здорово обиделся. Потом подумал и решил, что это Ванька с горяча ляпнул. И меня очень интересует сейчас! Мичуринец я или нет? Как ты думаешь, а Витя?
Витя: (Не определенно пожав плечами, отвернулся, ничего не ответив).
Шурик: (продолжает торопливо). Наша учительница ботаники, за практику мне всегда пятерку ставит. А Ваня еще раз сказал: «Ты никакой не Мичуринец, потому что на участок только по расписанию ходишь».
Витя: (помолчал) А ведь Ваня прав, Шурик.
Шурик: Интересно, а зачем мне еще туда ходить?
Витя: конечно, если тебя на участок не тянет, то ходить тебе туда, кроме положенных по расписанию часов не стоит.
Шурик: (обрадовано) Вот видишь… .
Витя: Но тогда не обижайся, если тебе говорят, что никакой ты не Мичуринец.
Ведущий: Как ребята, вы согласны с Витей? Мичуринец Шурик или нет?
Ребята отвечают: «Нет, правильно! Не обязательно, чтобы каждый из ребят был юннатом. Ну, если уж кто хочет им быть, кто пожелает работать с живыми организмами, тот обязан учиться работать по Мичурински, т.е. всегда быть настойчивым, целеустремленным, добросовестным».
Ведущий. Конкурс «Собери рисунок»
Командам раздают листы плотной бумаги, предварительно на ней рисуют какой – нибудь большой фрукт (яблоко, грушу, грейфрукт, апельсин и др.). Эти нарисованные плоды вырезают, и каждое изображение разрезают на восемь частей. Задача участников: как можно быстрее собрать рисунок на полу.
Ведущий. Кроссворд «Плодово-ягодные культуры»
1 | 2 | 3 | |||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | 9 | ||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | 8 | ||||||||||||
- В лесу зародилась – 2. Кто растет уж много лет,
В саду пригодилась Только старых веток нет.
Травиночка малая Однолетки и двухлетки,
А ягодка алая. Ни одной нет старой ветки.
(Земляника) (Малина)
3. На ветки конфетка 4. Есть три сестры, живут в ладу,
С начинкой медовой, Все три работницы в саду.
А кожа на ветке Одна из них белянка,
Породы ежовой. Еще одна румянка,
(Крыжовник) Последняя смуглянка.
(Смородина)
5. И ограда в саду, 6. Куст – как еж задорный,
И закуска дрозду, Плод – зернистый, черный.
И от хвори настой (Ежевика)
Ароматный густой.
(Шиповник)
7. На весеннем деревце – 8. С лакомой обложкой
Беленькие венчики, Выросло в саду,
А на летнем деревце – Откушу немножко,
Красные бубенчики. До плода дойду.
(Вишня) (Яблоко)
9. Желто – красных ягод ком,
Скрыл всю ветку целиком,
Облепил кору на ней
И весит до зимних дней.
(Облепиха)
Ведущий. Игра – эстафета «Перенеси яблоки»
Ход игры. Приглашаются 10 детей и делят их на две команды. Впереди и сзади каждой команды стоят стулья с корзинами. В первой корзине (впереди команды) корзина с яблоками. Задача каждой команды, как можно быстрее перенести яблоки из одной корзины в другую, при этом оббежав каждый стул. После того, как ребенок переложил яблоко, становится в конец своей команды.
Ведущий. Ребята, вы знаете стихи о саде? (Предлагает рассказать всем ребятам по стихотворению о саде).
«Слива»
Всем на радость, всем на диво,
Уродилась нынче слива!
С каждой ветки на ребят
Сливы сизые глядят!
А давно ли здесь у школы,
Был пустырь печальный, голый!
Кто ж растил веселый сад!
Юннаты – весь отряд!
С.Погорельский.
«Антоновка»
Ну и Антоновка, крупная, спелая!
Травами пахнет и медом густым.
Щеки крутые у ней загорелые,
Словно прогрелись теплом золотым
Будто бы солнышка, всюду лучистые.
Станут холодные вьюги кружить
Солнце такое янтарное, чистое, -
Любо зимою на стол положить.
З. Огнецвет
«Черемуха»
Черемуха душистая,
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завил
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит
С. Есенин
Вишня
Как о вишенке-малышке
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать,
Вишней короб наполнять,
И ладошки будут тоже
Вишни цвет напоминать.
А. Богдарин
Брусника
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
А. Богдарин
Земляника
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
У. Рашид
Слива
Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Ну, а косточка - одна.
А. Богдарин
Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Аким
Виноград
В огороде винограду
Для плетенья нет преграды,
От стены к забору плети
Тянет, думал, не заметим
Ягод изумрудных гроздья.
Приходите, ждем всех в гости!
В. Сибирцев
Груша
Груши — словно лампочки,
На дереве висят,
Привлекают запахом
И взрослых, и ребят:
Желтые, душистые,
Нежно-золотистые.
Повисели и упали…
Пчёлы груши доедали.
Н. Меркушова
Ежевика
Ежевика так колюча,
Как сердитый ёжик.
Но она совсем не злючка —
Колется немножко.
Осторожно собирай
Небывалый урожай:
Посмотри — за рядом ряд
Чудо-ягоды висят.
Н. Меркушова
Жимолость
В жимолости что-то от жалости.
А ещё, пожалуй, от милости.
А ещё немного от жадности -
Всю никак не собрать, не вынести.
С листьев капли тёплые капали…
Жаль, нельзя продлить настоящее.
В этой сине-матовой капсуле -
Терпкое, хмельное, манящее.
О. Григорьева
По окончанию праздника проводится экскурсия по саду и в теплицу.
Литература.
- Бахирев А.Н. Мичурин в жизни. М.: Знания, 1980г.
- Аникеев Х.К. Иван Владимирович Мичурин и развитие Мичуринской агробиологии. Государственное издательство культурно – просветительной литературы. М.: 1953г
- Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум» 2007г.
- Кудинов И. Школа юных Мичуринцев. Омская областная станция юных натуралистов. Омск 1949г.
- Интернет-ресурсы: http: //www.razumniki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологической игры для начальной школы "Наш дом - природа"
Игра по экологии для 3го класса. Основа - курс "Окружающий мир".Организует экологическое образование и воспитание в первую очередь учитель как носитель эколого-педагогической деятельности.Основные цел...
Сценарий юбилея ясли-сада «Салтанат»
Сценарий праздника для детей и гостей сада, посвященный 20-летнему юбилею нашего сада "САЛТАНАТ"...
Сценарий юбилея детского сада "Нам сегодня - 25!"
Сценарий юбилея детского сада № 6 «Родничок», посвященные 25-летию.Цели: Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории. Укреплять связи ДОУ с семьями воспитанн...
сценарий для детского сада
утренник 8 марта для детей подготовительной группы детского сада...
Сценарий праздника, посвященного окончанию учебного года в студии «Природа и фантазия».
Сценарий праздника-презентации успехов и достижений воспитанников студии родителям. Одна из форм отчета о проделанной работе за учебный год. Материал будет интересен педагогам дополнительного образова...
Сценарий открытия детского сада
Сценарий открытия детского сада с театрализованной игровой программой....
Сценарий празднимка "Во саду ли в огороде"
Ознакомление детей младшего возраста с осенними дарами, с природными изменениями....