Формирование коммуникативных компетенций школьников посредством вовлечения в КВН-ское движение.
методическая разработка на тему
Тема сегодняшнего разговора «Роль и место дополнительного образования в воспитательной системе школы».
Почему этот разговор представляется важным? Еще в древности было замечено: «Каким человек рождается, это ни от кого не зависит, но чтобы он путем правильного воспитания сделался хорошим – это в нашей власти».
В современной педагогике, начиная с 80х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели.
Проблема воспитания молодежи всегда была да и остается актуальнейшей проблемой времени.
Поэтому сегодня мы можем говорить о том, что школа создает такую обучающую и воспитывающую среду, которая не просто загружает ученика информацией, а обеспечивает формирование и развитие личности с активной жизненной позицией, способной выстраивать стратегию собственной жизни и противостоять негативным влияниям, личности, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций, т.е. обладающей широким кругозором, умеющей самостоятельно принимать решения в новой ситуации, постоянно совершенствоваться, осваивать новые приемы получения знаний и применения их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnykh_kompetentsiy_shkolnikov_posredstvom_vovlecheniya_v_kvn.doc | 35.5 КБ |
в помощь классному руководителю | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных компетенций школьников посредством вовлечения в КВН-ское движение.
Шабанова Н.Н., учитель русского языка и литературы, руководитель команды КВН МОУ «СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»
Тема сегодняшнего разговора «Роль и место дополнительного образования в воспитательной системе школы».
Почему этот разговор представляется важным? Еще в древности было замечено: «Каким человек рождается, это ни от кого не зависит, но чтобы он путем правильного воспитания сделался хорошим – это в нашей власти».
В современной педагогике, начиная с 80х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели.
Проблема воспитания молодежи всегда была да и остается актуальнейшей проблемой времени.
Поэтому сегодня мы можем говорить о том, что школа создает такую обучающую и воспитывающую среду, которая не просто загружает ученика информацией, а обеспечивает формирование и развитие личности с активной жизненной позицией, способной выстраивать стратегию собственной жизни и противостоять негативным влияниям, личности, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций, т.е. обладающей широким кругозором, умеющей самостоятельно принимать решения в новой ситуации, постоянно совершенствоваться, осваивать новые приемы получения знаний и применения их на практике.
Введение понятия «компетенций» в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, когда ученики владеют набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у обучающихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной.
У каждого человека есть талант, каждый имеет свои интересы, наклонности, способности, а развивать и углублять их помогает внеурочная деятельность учащихся, та самая, которая в единстве с обучением и позволит
получить обществу развитую личность.
Что же такое коммуникативные компетенции и как КВНское движение помогает их формировать?
Под коммуникативной компетенцией понимается способность человека устанавливать необходимые контакты с окружающими его людьми. Это некая совокупность знаний и умений, которые обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса, т.е. процесса общения.
В общении особую роль играет возможность овладения социальными ролями. Как раз эти разные роли и заставляет нас «примеривать» подготовка к играм КВН, которые проходят у нас в районе 2 раза в год: в октябре (собственно сама игра) и в апреле (фестиваль команд КВН).
Эти периоды получаются наиболее загруженными, но и самыми интересными в нашей жизни. Начинается настоящее СОТРУДНИЧЕСТВО детей и взрослых, наиболее тесное в моменты рождения сценария игры. Мы погружаемся в атмосферу творчества, взаимопонимания, взаимонаправления, взаимопомощи, взаимоподдержки.
Команда наша разновозрастная (сейчас 6 – 11 классы), но в совместной работе ребята приходят к пониманию: мнение каждого является нужным, важным и ценным. А в первых играх принимали участие и учителя, но на репетициях возрастные грани уходили на второй план, работала просто команда, давая каждому участнику возможность получить ценнейший опыт коммуникативной культуры. В такой работе мы учимся управлять своим восприятием, пытаемся его организовывать, формируем умение верно оценивать настрой окружающих, «считывая» изменения в лице, голосе, жестах партнеров – ведь это наиболее важно для успешной совместной работы.
Коммуникативная, т.е. речевая культура не может возникнуть на пустом месте, в ее основе – человеческое общение.
Развивать творческое мышление, гибкое и подвижное, позволяют мозговые штурмы. Это всегда работа группы, необходимая для формирования таких важных компетенций как умение соотносить свои интересы с интересами других, умение отстаивать свою точку зрения, овладевая техникой общения, правилами вежливости, нормами поведения. Крайне важной является и речевая компетенция – формируется умение строить функциональные высказывания: говори то, что считаешь нужным и так, чтобы тебя поняли.
Воспитательный потенциал нашего коллектива мы используем как пространство социализации личности, развития коммуникативных способностей, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Атмосфера занятий теплая, творческая, важно, чтобы вырос человек творческий, активный, устойчивый к стрессам, самостоятельный, умеющий адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, способный к самопрезентации, самостоятельному поиску духовных ориентиров,
умеющий не только принимать решения, но и разрабатывать план их выполнения, затем реализовывать их, т.е. именно такой, какой востребован в современном обществе. И такие у нас уже есть. Трое выпускников продолжили свою жизнь в школе, получив педагогическое образование.
Один – будучи студентом факультета журналистики СахГУ, не только успешно учится, исполняя обязанности старосты группы, но и работает корреспондентом программы «Вести. Сахалин-Курилы», самосовершенствуя себя от программы к программе.
Одна из главных задач дополнительного образования вообще и нашего объединения в частности – оказание помощи ребенку в обнаружении того, что было заложено природой изначально и в создании комфортных условий для его самовыражения. И тысячу раз прав великий гуманист Франсуа Рабле, утверждавший: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить».
Любая личность с определенным уровнем коммуникативной компетенции вступает в определенный уровень самосознания и самоуважения, что имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество успешно, если успешны люди в этом обществе.
И система дополнительного образования построена и действует так, что позволяет каждому желающему включиться в деятельность по реализации собственных позиций гражданских и личностных.
Конечно, не все и не всегда складывается, как мечталось бы. Хочется, чтобы процент компетентных людей был гораздо выше, и чтобы, недополучив чего-то в школьные годы, человек продолжал воспитывать себя сам. Но даже то, что имеем мы на сегодняшний день – вселяет надежду и радует – мы нужны.
Трудно не согласиться с мудрейшим Соломоном: «Кто напояет других, тот и сам напоен будет».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»
Программа «Я выбираю…»
(организация работы классного руководителя по профилактике негативных тенденций в подростковой среде)
составитель: Шабанова Н.Н., классный руководитель 11 класса
Горнозаводск, 2013
Не пиры и праздники, не наслаждение пищей или любовью
делают жизнь прекрасной, но трезвый ум,
отвергающий вздорные мечтания, порождающие смятение души.
Наискромнейшие удовольствия – круг друзей и цветы в саду
могут быть высочайшим наслаждением.
Эпикур
Здоровье не купишь - его разум дарит.
русская пословица
Программа
работы классного руководителя по профилактике негативных тенденций в подростковой среде
Цели: Создание условий для:
- усвоения знаний о самих себе, развитие ценностных отношений к собственному внутреннему миру, приобретение опыта самопознания и самореализации;
- усвоения знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, развития ценностных отношений к здоровью, приобретения опыта заботы о своем здоровье и здоровье других людей.
Задачи:
- Показать преимущества здорового образа жизни, пропагандировать здоровый образ жизни ;
- Представлять подросткам информацию о здоровом образе жизни, предлагать альтернативы вредным привычкам;
- Организовать взаимодействие с обучающимися начальной школы для распространения знаний о здоровом образе жизни, о взаимоотношениях между людьми;
- Формировать умения, позволяющие воспитанникам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде;
- Совершенствовать ораторские способности, продолжать получение опыта организации и проведения различных мероприятий;
- Выявлять и развивать организационно-творческие способности учащихся.
Методы и формы работы: Классные часы, беседы, тренинги, анкетирование, игры, инсценировки
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации воспитательного процесса в школе.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни,
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.) говорится: «В настоящее время возникла необходимость … развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Она обусловлена как существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля за распространением ПАВ, с другой - определяет приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека».
Актуальность проблемы здорового образа жизни растет с каждым днем. Современная концепция пропаганды здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения не должна быть только прерогативой взрослых. Необходимо, чтобы молодежь тоже принимала в этом участие и проявляла не меньшую инициативу, потому как основным источником информации в вопросах о психоактивных веществах являются сверстники, формирующие стиль жизни подростков вне семьи. В связи с этим необходимо воспользоваться способом формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни с помощью классных часов, игр, тренингов, бесед, инсценировок не только внутри своего классного коллектива, но и за его пределами (взаимодействие с детьми начальной школы, среднего звена).
«Стратегия модернизации содержания общего образования» определяет основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Первую группу составляют политические и социальные компетенции. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Уже начиная с 5 класса классные часы, беседы, инсценировки, игры и тренинги проводятся не только в своем классе, но и с детьми начальной школы, постепенно переходя на обучающихся среднего и старшего звена.
Всем понятно, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать выпускник для успешной социализации в будущей жизни. Все это будет формироваться в процессе воспитательной работы в классе и за его пределами. Обучая других, дети будут обучаться сами, поэтому так важен будет опыт передачи информации, которую сами нашли, систематизировали и обобщили.
Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, он будет уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе воспитательной работы дети будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность. В-третьих, передавая информацию вовне. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Работа по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни должна начинаться с усвоения знаний о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека, с развития ценностных отношений к собственному внутреннему миру, с приобретения опыта самопознания и самореализации и вестись в двух направлениях:
- в октябре – родительский всеобуч, так как основные вопросы воспитания школьников необходимо решать совместно с семьей, которая несет ответственность за воспитание своего ребенка;
- в ноябре, когда в школе проходит месячник по профилактике негативных тенденций в подростковой среде.
Программа предназначена для детей 5 – 11 класса. Срок реализации программы 7 лет. Программа рассчитана на 28 часов. По 4 часа в каждом классе. В программе заложена реализация принципа постепенности в связи с психологическими особенностями (приложение 1) каждого возрастного периода:
5 класс – закладывание основ здорового образа жизни;
6 - 7 классы – усвоение знаний о самих себе, развитие ценностных отношений к собственному внутреннему миру, приобретение опыта самопознания и самореализации;
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является диагностика знаний, умений и навыков воспитанников, степени сформированности положительных качеств личности:
1. предварительная диагностика 5 класс (педагог, приступая к работе, знакомится с исходными знаниями, умениями и навыками у воспитанников);
2. диагностика на начало 7 класса - промежуточная, позволяющая скорректировать работу;
3. диагностика на начало 9 класса
3. итоговый учет – диагностика выпускников.
В основе организации воспитательного процесса по данной программе лежат основные принципы жизнедеятельности детей:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• общественно – полезная направленность в деятельности;
• эмоциональная насыщенность занятий;
• добровольное участие в совместных делах;
• работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы – сформированность в ходе воспитательной деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности, способной на самоопределение и самореализацию.
Владение знаниями о ЗОЖ, приобретение опыта заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей, умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
Участие в акциях по здоровому образу жизни, организуемых школой, районом, областью.
План работы
класс | Мероприятия | Работа с родителями |
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
Организация подвижных перемен в начальной школе Начало работы в школьном волонтерском отряде |
|
10 |
Организация подвижных перемен в начальной школе Активная работа в школьном волонтерском отряде |
|
11 |
Работа в волонтерском отряде (создание и распространение буклетов по профилактике употребления ПАВ, активное участие в общешкольных, районных, областных мероприятиях)) |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.)
- Кулинич, Г.Г. /Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 класс. Москва. «Вако». 2009
- Степанова, Е.Н./ Родительское собрание: методика подготовки и проведения/ журнал «Классный руководитель» №7. Москва 2006
- Куприянов, Б.В./ Восемнадцать форм воспитательной работы с коллективом класса/ журнал «Классный руководитель» №6. Москва 2007
- Зимина, А.И./Организация работы классного руководителя в 8-10 классах/ журнал «Классный руководитель» №6. Москва 2007
- Федорова, И.В./Здоровая личность/ Программа воспитания одиннадцатиклассников/ журнал «Классный руководитель» №2. Москва 2008
- Буянов, М./Пьяную беду можно предотвратить/ журнал «Воспитание школьников» № 1/1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".
Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции школьников
Проблема развития культуры речи и коммуникативных способностей является одной из самых актуальных в современном образовании....
"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством реализации интерактивного обучения на уроках английского языка"
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по ИОЧ. Учебно-методический материал....
Формирование коммуникативной компетенции школьников
В данной статье представлен опыт работы по достижению основной цели обучения иностранному языку - формирование способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение. Одним из ин...
Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством изучения диалектной лексики"
В данном мастер-классе педагог предлагает рассмотретьт несколько заданий, применяемых в практике своей работы при изучении диалектной лексики в школе на уроках русского языка и литературы....
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников посредством аутентичных видеоматериалов
Цель данного пособия – способствовать развитию методической и технологической компетентности учителя, как ведущего условия реализации ФГОС. Описанная методика преподавания английского языка позв...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования игровых технологий на уроках французского языка
Одной из важнейших характеристик инновационных педагогических технологий является возможность их повторения, воспроизведения в сходных образовательных условиях. Игровые технологии в полной мере облада...