Вечер неразгаданных тайн
методическая разработка (5 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия по физике для учащихся 5-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_nerazgadannykh_tayn.docx | 126.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
д. Большой Порек Кильмезского района
Кировской области
Вечер
неразгаданных тайн
Сценарий внеклассного мероприятия по физике
подготовил:
учитель физики Гумаров Ф.Г.
2013 г.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Рады приветствовать вас на встрече, которую мы назвали «Вечер неразгаданных тайн». Вы спросите, а почему «вечер»? Ну, наверное, потому, что у нас сегодня будут происходить чудеса, а чудеса чаще случаются вечером. Вспомните знаменитое произведение Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки». Там почти целую неделю с жителями Диканьки вечерами происходили настоящие чудеса.
Так вот! Такие же чудеса будут сегодня происходить и здесь. Но мы же люди умные, грамотные, недаром же мы учимся в школе, поэтому все эти чудеса мы попытаемся объяснить с научной точки зрения.
Сегодня вы чуть-чуть проникните в тайны взаимодействия разных веществ, сил, т.е. в физические законы, с помощью которых можно объяснить многие, на первый взгляд, удивительные явления. Конечно, законы эти нелегко сразу понять. Но это не беда. Немножко подрастёте и будете изучать их на уроках физики.
А пока остаётся пожелать вам удачи и позавидовать тому, сколько ещё неожиданных открытий вас ожидает в жизни.
И так, через несколько минут мы приступим к разгадке великих тайн. Для этого давайте пригласим Великого Магистра Физики (Учитель физики) и Великого Мага и Хранителя научных тайн (Ученица класса). А пришли они сегодня не одни, а вместе со своими ассистентами.
Слово Великому Магистру!
«Добрый вечер, дорогие друзья! Как вы видите у нас сегодня вечер необыкновенный, «Вечер неразгаданных тайн. Мои помощники передали мне, что в вашей школе есть ребята, которые уже сейчас хотят постичь таинственные законы физики. Они задают сотни тысяч «почему?», «зачем?», «когда?». «Почему летом идёт дождь, а зимой снег?», «Что такое гроза, молния?», «Что такое радуга?», И, оказывается, радуга бывает не только летом, но и зимой! Почему мы стоим на земле, а не летаем в воздухе? Что такое невесомость? Когда на земле зародилась жизнь? и т.д., и т. д. И ещё сотни тысяч почему? И вот сегодня я прилетел к вам, чтобы открыть всего лишь крупицу этих «почему?». А помогать мне будут настоящие волшебники: великий маг и его ассистенты».
Маг: Итак, тайна первая!
1 ассистент:
– Перед вами обычное зеркало. Смотрите, я поднимаю левую руку, а он правую. Я поднимаю правую, а он левую. Значит зеркало все переворачивает? А может ли оно перевернуть вверх ногами?
Маг: Итак, вопрос задан: может ли обычное зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз? И что для этого нужно сделать? Пожалуйста, эрудиты, высказывайте свои мнения. (Ребята предлагают свои объяснения).
Внимание, слушайте правильный ответ:
Обычное зеркало отражает предмет относительно перпендикуляра к своей плоскости. Конечно, это пока вам еще ни о чем не говорит. А вот чтобы отразиться в зеркале «сверху вниз» нужно подвесить его над головой, либо на него встать.
Итак, мои дорогие ассистенты, продемонстрируйте нам это!
Маг: Первая тайна разгадана! Переходим ко второй тайне.
2 ассистент:
– Перед вами два яйца: одно сырое, другое вареное. Как можно определить где яйцо сырое, а где вареное?
Маг: Вопрос задан: как определить сырое яйцо от варёного? Эрудиты, ваши версии.
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ. Для того, чтобы отличить сырое яйцо от вареного, нужно придать яйцам вращательное движение, а проще покрутить: при этом вареное будет крутиться быстрее и дольше, чем сырое. Сваренное вкрутую яйцо вращается как твердое тело, в сыром жидкое и вязкое содержимое играет роль тормоза.
Маг: Вторая тайна раскрыта! Переходим к 3-ей тайне. Прошу выйти моих ассистентов с планеты Марс.
3 ассистент:
– Смотрите! Я слегка дую на свечу. В какую сторону отклоняется пламя? Ко мне или от меня? правильно, от меня. А что будет со свечей, если на неё подуть через эту воронку?
Маг: Вопрос задан! Что будет со свечой, если подуть на неё через воронку. Ваши версии, господа!
(Ребята предлагают свои версии).
- Итак, сейчас мы увидим, что же будет на самом деле.
(дуют через воронку)
Итак, почему пламя направляется в воронку?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ.
Образовавшиеся против центра воронки вихри создают область пониженного давления, в которую и втягивается пламя свечи.
Маг: (удар в гонг) Раскрыта 3-я тайна! Переходим к тайне четвертой.
Мальчик: Смотри, какой рисунок у меня смешной!
Девочка: Не смешной, а неправильный.
Мальчик: Почему?
Девочка: Потому что вороны зимой сидят на деревьях. На льду холодно.
Мальчик: Нет! На льду! Я сам видел, они на льду сидят!
Девочка: Нет! Только на деревьях.
Маг: Кто же из ребят прав? Можно ли зимой увидеть птиц на льду? Ваше мнение, эрудиты.
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ!
В борьбе за существование птицы научились использовать законы физики. При замерзании лёд выделяет некоторое количество теплоты. Во время сильных морозов происходит утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты и птицы, действительно, на льду греются.
- (гонг) Разгадана 4-я тайна! Переходим к следующей!
Где мои ассистенты с планеты «Улыбка»?
Ассистенты с планеты «Улыбка»:
– Кто достанет из воды монету, не замочив рук и не выливая воды из тарелки?
Маг: Итак, попробуйте достать монету со дна, не замочив рук.
(Дать возможность попробовать, у них, конечно же, ничего не получится.)
– С помощью волшебного огня я решу эту задачу.
Смотрите, я зажигаю свечу, ставлю её на тарелку с водой, накрываю свечу стаканом, и…, и… вода уходит в стакан, а я теперь, не замочив рук, могу достать монету.
Маг: А знаете ли почему вода ушла в стакан?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ.
Под действием огня воздух в стакане нагревается, расширяется и часть его выходит наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается, давление воздуха в стакане падает и становится меньше атмосферного, поэтому вода под действием наружного атмосферного давления «вдавливается» - всасывается в стакан.
-Тайна разгадана! Разгадываем следующую тайну.
Ассистенты: (Девочка и мальчик пьют чай)
(Мальчик поднимает стакан с чаем и пытается, чуть наклонив, вылить часть чая из стакана. Повторяет это несколько раз. Наконец, резко наклоняет стакан и чай выливается.)
Девочка: Ой, что ты делаешь?
Мальчик: Хочу показать ребятам, что если стакан с жидкостью перевернёшь, то жидкость из него выливается.
Девочка: Ха! Удивил! Ребята и без тебя знают, что выливается. Да на из счету сотни разлитых стаканов.
Мальчик: А хочешь, покажу фокус. Я переверну стакан, а чай из него не выльется.
Девочка: Такого не может быть!
Мальчик: Еще как может! Смотри.
(стакан накрывается листком бумаги, переворачивается и раку убирается – вода не выливается)
Маг: Вопрос задан: почему вода не выливается и почему листок не падает? Ваши предположения, эрудиты.
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ!
Вода не выливается потому, что удерживается атмосферным давлением.
Маг: Тайна разгадана! (гонг) Приступаем к разгадке следующей тайны1 Ассистенты с планеты «Сад», прошу на сцену.
Ассистенты с планеты «Сад»:
- Перед вами стакан воды, налитой до половины. Накрываем его обычной почтовой открыткой. На открытку кладем кольцо и устанавливаем в нём вертикально яйцо (шарик). Теперь смотрите внимательно. Я быстро выдёргиваю открытку и яйцо (шарик) не отлетает в сторону, а вместе с кольцом падает в стакан.
Маг: Внимание вопрос! Почему яйцо (шарик) с кольцом не отлетают вместе с открыткой в сторону?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ: быстрое движение открытки не успевает передать яйцу (шарику) заметной скорости и оно остаётся на месте.
Маг: Разгадана ещё одна тайна! (гонг) Разгадываем 8-ю тайну!
Ассистент:
- На стол я кладу пустой коробок от спичек, вернее, его крышку, на крышку ставим ящичек. Что с ним станет, если я со всего размаху кулаком ударю по этому сооружению?
Маг: Итак, вопрос задан: останется ли от коробка «мокрое место». Как вы думаете?
(Ребята предлагают свои версии).
- Ассистенты продемонстрируют опыт.
- Почему коробки не сломались?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ.
Да потому, что обе части достаточно упруги – они от быстрого удара сгибаются, но не ломаются.
Маг: Разгадана 8-я тайна! (гонг) Разгадываем 9-я тайну. На сцену вызываются маги с планеты «Дружба»
Ассистент с планеты «Дружба»:
- Перед вами 2 стакана с водой. В оба стакана я опускаю по яйцу. В одном стакане яйцо тонет, в другом нет. Почему?
Маг: Вопрос задан! Почему одно яйцо утонуло, а другое нет? В чём секрет, угадайте!
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание, ответ!
Здесь действует знаменитый закон Архимеда. Там, где яйцо не утонуло, не просто вода, а сильно соленая вода или как говорят химики, раствор поваренной соли. А так как плотность раствора поваренной соли во втором стакане больше, то больше и выталкивающая (архимедова) сила, поэтому яйцо всплывает.
Маг: - Тайна разгадана! Переходим к разгадке последней тайны!
Ассистент (волшебник):
-Перед вами лист бумаги и стакан, если я положу этот лист между 2-мя стопками книг и поставлю стакан на листок, то… стакан падает. Но я маг и волшебник и могу поставить стакан на этот же листок и стакан не упадет.
А может вы знаете как это сделать?
Маг: Итак, вопрос задан, как можно поставить этот же стакан на этот же листок бумаги и он не упадет? Ваши версии.
Маг: Волшебник, открой тайну!
(Волшебник демонстрирует)
Маг: Данное сгибание листка придает ему жесткость и упругость.
Магистр физики.
А закончить этот вечер я хочу такими словами:
«Если вы хотите знать, вы можете знать.
Если вы можете знать, вы будете знать.
Если вы будете знать, захотят узнать и вас…
Хотите быть интересным человеком для других?
Узнавайте и как можно больше читайте!
Читайте! Читайте! Читайте!»
Спасибо моим помощникам, спасибо гостям, спасибо и вам друзья за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерпретация темы Тайной вечери в искусстве.
Эта работа выполнена ученицей 10 В класса Прохоровой Валентиной под моим руководством в 2008-2009 учебном году. Я использую эту презентацию на уроках МХК в 11 классах при изуч...
Тайна "Тайной вечери"
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...
Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.
Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...
Тест по фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"
Предлагается тестовое задание на проверку знания истории создания фрески леонардо да Винчи "Тайная вечеря"....
История "Тайной вечери"
Тайная вечеря — самая популярная работа Леонардо да Винчи, фреска, изображающая последний ужин Христа с учениками. Вниманием не была обделена никогда, вокруг нее с самого создания ходило множество слу...
Объединение внеурочной деятельности"Неразгаданные тайны истории"
Объединение внеурочной деятельности"Неразгаданные тайны истории" способствует развитию творческой активности обучающихся и формированию интереса к истории....
«Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тайнах в науке и человеческой истории»
Мы живем в эпоху, когда всё, что кажется на первый взгляд странным, можно легко объяснить. Многие болезни перешли в разряд излечимых, история в общем уже изучена, а технологический прогресс растёт стр...