Формирование гражданской компетентности подростков через участие в работе отряда «Юных миротворцев» ГБОУ СОШ №304 г. Москвы.
статья (5 класс) по теме

Семенова Галина Васильевна

В нашей школе всегда большое внимание уделялось  и уделяется вопросам становления гражданственности и патриотизма у подростков. Приходится бороться с нигилизмом юных, проникающим в сознание детей под воздействием отрицательных факторов современной жизни. И главная задача, которую мы решаем - воспитать в детях оптимизм и веру в собственные силы, чтобы была в их жизни главная цель - служение Отчизне, наполняющая смыслом их существование на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской компетентности подростков

через участие в работе отряда «Юных миротворцев»

ГБОУ СОШ №304 г. Москвы.

Автор: учитель математики ГБОУ СОШ №304  Семенова Галина Васильевна

Глубокие изменения, переживаемые ныне Россией, охватили все сферы ее жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство социально–экономического порядка, но и существенно воздействует на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно–нравственных ценностей, производства и освоения новых духовных ориентиров.

Все эти преобразования требуют формирования активных  граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе, приемлющих демократические ценности и принимающих ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетентности  подрастающего поколения, т.к. это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического  общества и правового государства.

В нашей школе всегда большое внимание уделялось и уделяется вопросом становления гражданственности и патриотизма у подростков. Приходится бороться с нигилизмом юных, проникающим в  сознание детей под воздействием отрицательных факторов современной российской жизни. И главная задача, которую мы решаем – воспитать в детях оптимизм и веру в собственные силы, чтобы была в их жизни главная цель – служение своей Отчизне, наполняющее смыслом их существование на этой земле.

Очень перспективным и интересным как для ребят, так и для учителей оказалась программа, предложенная Московским институтом Открытого Образования «Гражданское воспитание в духе культуры мира и миротворчества» и мае 2005 года в школе был организован отряд «Юных миротворцев».

Девиз  юных миротворцев: «Будь готов служить Отечеству, делу мира и справедливости!»

В мае 2005 года 20 мальчишек и девчонок школы решили, что они хотят объединиться для проведения совместных акций.  И теперь, 15 мая 2005 года, мы считаем днем рождения «Отряда юных миротворцев школы № 304».

Начали мы с участия в окружном субботнике на реке Чермянка (район Южное Медведково). На субботнике ребята не только убирали от мусора берега реки, но и знакомились с историей района Южное Медведково, которую  рассказывали ребята из других детских общественных объединений, ведущих краеведческую и поисковую работу.

Одним из  самых ярких впечатлений мая- июня 2005 года было участие в параде на Красной площади, посвященному 60-летию Парада Победы 24 июня 1945 года. Ребята прошли в строю вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, а после парада, расспрашивали ветеранов о том, что происходило на войне, брали автографы, фотографировались.

В июне 2005 года представители отряда  «Юных миротворцев» школы были приглашены на международную смену в  лагерь «Спасатель»  (Московская обл. Подольский район), где ребята не только узнавали о том как живут и чем занимаются их сверстники из других стран (Украина, Казахстан, Германия, Белоруссия) и регионов России (Санкт-Петербург, Чеченская республика, Краснодарский Край), но и учились организовывать коллективные творческие дела, выпускать боевые листки и тематические выпуски газеты. И конечно же, замечательно отдыхали и приобретали новых друзей.

А в сентябре, когда вернулись в школу после каникул, началась активная работа по привлечению в отряд новых членов.

Стать членом отряда  может  любой ученик школьник, как правило, с 10 лет, признающие девиз и заповеди миротворца, обязанности члена организации и желающие активно участвовать в ее делах.

         Прием в отряд юных миротворцев осуществляется добровольно и индивидуально, при этом испытательный срок, перед тем как ребята произнесут клятву юного миротворца,  очень индивидуален. Иногда ребята сразу же включаются в активную деятельность, а иногда, долго присматриваются, периодически участвуя в акциях отряда, а затем принимают решение о   вступлении  в  отряд.   Численность отряда неуклонно растет: например в 2005 году в отряде было 20 человек, в 2007 году – 27 человек, а в 2013 – 42 человека.

Как правило, прием новых членов в отряд проходит на благотворительном концерте в госпитале №6 (г. Химки), где лечатся воины прошедшие «горячие точки» ( Чечня, Осетия) или 9 мая на праздновании Дня Победы. Ребята говорят, что торжественное обещание,  данное в присутствии молодых воинов или пожилых ветеранов, звучит наиболее торжественно и наполняется особым смыслом.

23 февраля, вот уже 8 лет, юные миротворцы школы участвуют в акции «Мы с тобой ветеран». Ребята посещают ветеранов, которые лечатся в 20 городской клинической больнице, дарят им подарки и открытки, которые заранее рисуют вместе с учениками начальных классов нашей школы.

Одно из направлений деятельности отряда – это волонтерство.  Ребята из отряда с удовольствием навещают ветерана Великой Отечественной войны Мальвину Яковлевну Лебедеву. Мальвина Яковлевна, вместе с другими солдатами, освобождала Краснодон, была ранена. После войны долгое время руководила Клубом интернациональной дружбы во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Все это, и еще много интересного,  ребята узнали беседуя с М. Я. Лебедевой

Еще одно направление  деятельности отряда   -  общественный патронат захоронений советских воинов. Ребята ухаживают за могилой рядового Дунаева Б.Г., который захоронен на Останкинском кладбище Москвы 29 октября 1943 года.

Каждый год, в ноябре, мы участвуем в городской акции «Рубежи славы», посвященной годовщине битвы под Москвой.

Уже несколько лет  ребята из отряда активно помогают сотрудникам ГИБДД  наводить  порядок на улицах города. Вместе с  сотрудниками ДПС, миротворцы участвуют в акции «Московская зебра». Ребята дежурят на перекрестках около главного входа на ВВЦ, где рассказывают прохожим о необходимости соблюдать правила дорожного движения, раздают листовки  призывающие быть внимательным на дорогах города/

В сентябре 2009 года ребята присоединились к окружной акции по сбору подарков детям из детских домов. Вместе с ребятами из других детских общественных объединений миротворцы школы собирали и отправляли подарки для детского дома в городе Саранске. Это детский дом с музыкальным уклоном, и поэтому главным подарком от юных миротворцев школы №304 стала домра. С 2012 года ребята собирают и дарят подарки ребятам из муниципального детского дома в городе Коломна.

В 2013 году отряд присоединился к большой городской программе «Дорога добрых дел», которая посвящена 70–летию Победы в Великой Отечественной войне.

        Как мы видим, работа отряда заполнена различными мероприятиями, акциями. При этом ребята еще и помогают в организации и проведении различных праздников в школе.

Можно еще много рассказывать о том, чем занимаются ребята из миротворческого отряда школы. Это и различные акции, и помощь ребятам из детских домов, и конечно же учеба и отдых в летних и зимних лагерях актива. Дел у них много, задумок еще больше.

И, в заключение хочется сказать, что участвуя в работе миротворческого отряда, подростки осознают значимость своих семей, родителей и родственников в формировании их самих как личностей. Ценностное представление мира и общества у детей дает им необходимый потенциал для реализации всех положительных черт своей личности через свершение бескорыстных дел на благо социально уязвимых слоев населения (детей-инвалидов, пенсионеров),  улучшение экологии своего города (участие в субботниках). Понимая свои корни, формируясь как личность, демонстрируя преемственность поколений, подростки в своих душевных порывах демонстрируют при ответах на вопросы все те позитивные ценностные ориентации, которые для них сегодня представляются значимыми в их миропонимании.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей математики "Повышение компетентности педагога через участие в сетевых педагогических сообществах"

Выступление на РМО учителей математики по теме "Повышение компетентности педагога через участие в сетевых педагогических сообществах"....

Педагогический проект «Формирование гражданской зрелости подростка через совместно-творческую деятельность «Социальный театр»

Аннотация.       Воспитание личности в процессе обучения – ведущий принцип отечественной педагогики. Российская школа, пройдя сложный процесс преобразований, возвращается...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...

Формирование социального опыта подростка через участие в деятельности детского актива

В современной жизни возрастает роль детских общественных организации и объединений, как  важнейших институтов социализации личности ребенка, его самореализации, самоопределения. Именно участие в ...

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...