"Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
статья
Предварительный просмотр:
Формирование УУД во внеурочной деятельности
Слайд 1
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных во внеурочной деятельности осуществляется через воспитательную, кружковую работу. Воспитательная работа в нашей школе ведется по следующим основным направлениям.
Основы социализации и общения:
- познавательная деятельность;
- экологическая деятельность;
- посещение музеев, библиотек;
- нормы внешнего вида, правила поведения.
Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;
- занятия по пожарной безопасности, предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Трудовое воспитание:
- трудовая общественно-полезная деятельность;
- самообслуживание;
- хозяйственно – бытовой труд;
- труд в природе.
Эстетическое воспитание:
- посещение выставок творческих работ обучающихся школы, других образовательных учреждений;
- оформление и дизайн класса, школы, участие в проведении праздников;
- участие в кружках дополнительного образования;
- участие в школьных, городских, республиканских смотрах, конкурсах, фестивалях;
- приобщение к музыке, к культуре.
Универсальные учебные действия во второй половине дня формируются при выполнении режимных моментов, на прогулках, при выполнении домашнего задания, на внеклассных занятиях и мероприятиях, на занятиях кружков.
Слайды 2,3,4,5
Цели ууд:
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать адекватную самооценку у школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческие способности.
На внеклассных занятиях дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, у них развивается речь, обогащается словарный запас, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на внеклассных занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом из занятий формируются следующие универсальные учебные действия:
- познавательные – умение решать проблемы и задачи;
- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,
- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,
Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе внеклассного занятия, мероприятия нет, и не может быть.
Регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах занятия.
Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Общение предполагает передачу информации.
Коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
Выступая перед детьми, родителями, педагогами, получая положительную оценку со стороны одноклассников и взрослых, ребята самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.
коммуникативные ууд – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Слайды 6,7,8,9
Развитию и формированию универсальных учебных действий у обучающихся помогает работа кружков. В нашей школе воспитатели ведут следующие кружки: «Искорка» по пожарной безопасности, хореографический кружок «Мир танца», спортивный кружок по стэп –аэробике «Веселые шаги», экологический кружок «Зеленая лаборатория», «Шашечный кружок», по декоративно-прикладному творчеству «Мир чудес», по духовно- нравственному воспитанию «Дорогой героев, дорогой отцов».
Занятия в кружках помогают ребятам:
- проявить свой талант;
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;
-развивать творческую индивидуальность;
-развивать интерес, коммуникативные навыки;
-способствуют разностороннему развитию учащихся.
Ребенок на этих занятиях кружка сам оценивает свои успехи, также успехи других детей. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Особую роль в формировании УУД играют
внеклассные мероприятия. Родители принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях. Это различные конкурсы, спортивные мероприятия, ярмарки, субботники, экскурсии, выходы в музеи, театры.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
Слайды 10,11
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного – воспитательного процесса. Главное в работе – это найти такие методы работы, которые позволят максимально и эффективно использовать потенциал внеклассных, кружковых занятий по формированию умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных пред...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...
Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной де...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе...