Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение ТОГБОУ «Красивский детский дом». Утверждена: Директор ТОГБОУ методическим Советом «Красивский детский дом» протокол №_____от________ _______________________ Л.П.Григорова ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗДОРОВЬЕ – МОЕ БОГАТСТВО» (для учащихся 9 класса: профилактика вредных привычек) (срок реализации 1 год).
Составитель: социальный педагог Казакова Н.В.
с. Красивка 2013 Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя, от здоровья и жизнедеятельности
детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие,
красота внешняя и внутренняя.
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и физиологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывает проблема социальной дезориентации подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д. В современном мире злоупотребление алкоголем, наркотиками, никотином и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По предположительным подсчетам экспертов ВОЗ, жители планеты тратят на все эти вещества денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые. По данным ВОЗ, суммарное количество больных, с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства. Особенно остро проблема аддиктивного поведения стоит у воспитанников детских домов. Дети поступают к нам из социально – неблагополучных семей, где родители не уделяли их здоровью, поведению нужного внимания. Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Профилактическая программа «Здоровье – мое богатство» составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, медицинских и педагогических рекомендаций. Такая программа важна и значима в детском доме. Она позволит сформировать активную жизненную позицию у воспитанника, убедить его в том, что от каждого человека зависит выработка умений и навыков к сохранению и укреплению своего здоровья, помогает противостоять вредным наклонностям и привычкам. А так же будет способствовать воспитанию терпимости в отношениях, потребности жить в гармонии с самим собой и миром. Программа рассчитана на учащихся 9 класса. Интерес воспитанников поддерживается на протяжении всего программного обучения, благодаря частой смене форм проведения занятий. В программе есть практические занятия, спортивные соревнования, комплексы заданий, инсценировки. Главной задачей при составлении программы и планировании тем, является пробуждение в детях желания стремиться к здоровому образу жизни. Цель программы: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни. Задачи: 1.Способствовать формированию у воспитанников целостного представления о здоровом образе жизни. 2. Прививать теоретические знания и практические навыки, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья; 3.Развивать негативное отношение к вредным привычкам; 4.Воспитывать стремление беречь и укреплять свое здоровье. 5.Организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни. 6.Формировать потребность в здоровом образе жизни через разнообразную досуговую деятельность. 7.Научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье, стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни; МЕСТО ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома, чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, легче становятся алкоголиками и наркоманами. Большую негативную роль в формировании наркологической и алкоголической зависимости у воспитанников детского дома играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, высокая подверженность влиянию групповых норм, незнание правил здорового образа жизни. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на предоставление возможности каждому воспитаннику получить объективную информацию о правилах ведения здорового образа жизни, необходимости и пользы воздержания от вредных привычек в плане сохранения здоровья и укрепления характера. Важно, чтобы воспитанники стремились к повышению общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ. -Гуманизм. -Демократизм. -Научность. -Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных категорий. -Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания здорового образа жизни. Возраст детей-участников программы - учащиеся 9класса При реализации программы используются следующие методы: Метод формирования сознания личности. (педагогическое наблюдение, беседа, изучение предметной деятельности воспитанников, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области здоровьесберегающих технологий, социальные методы (анкетирование, тестирование); Метод организации деятельности и формирования опыта здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье. (Переубеждение (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков), педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов); Методы стимулирования деятельности и поведения (Сотрудничество, вовлечение в деятельность, доверие, соревнование, поощрение, самостоятельность, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха, анализ выполненной работы.) Профилактическая программа «Здоровье – мое богатство» обладает широкими возможностями. В ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 2 Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника. 3 Нравственное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.
Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести здоровый образ жизни, формирует устойчивые принципы отказа от вредных привычек, дает устойчивость к действию и противостоянию повреждающих факторов. Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей; - принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания потребности к здоровому образу жизни. -принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -Познавательная. -Игровая. -Досуго – развлекательная. -Проблемно-ценностное общение. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. 1 уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний в области знаний о здоровом образе жизни; -осознание нравственных ценностей жизни. 2 уровень – формирование способности к успешной социализации в обществе: -приобретение навыков общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека; -отказ от вредных привычек. повышению общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека. 3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия; -осознание всех положительных сторон здорового образа жизни без вредных привычек; -уметь пользоваться этими знаниями. Условия реализации программы. Содержание программы предполагает активное использование ТСО: видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в спортивной школе Инжавинского района, Инжавинский детский Центр дополнительного образования «Радуга», занятия в кружках детского дома и ДК района. Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях детского дома. Каждый педагог вправе по-своему использовать материалы данной программы: вносить коррективы в тематику и содержание занятий, варьировать объемом часов, определять формы, методы и принципы проведения занятий. Для реализации программы привлекались все службы Детского дома: медработники, психолог, администрация, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, работники УВД. Оценка эффективности программы. Для отслеживания и оценивания результатов образовательно-воспитательной программы используется: - методика М. Рокич «Ценностные ориентации» - анкетирование «В плену вредных привычек» - опросник Айзенка для подростков - тестирование « Самооценка стрессоустойчивости личности» - Результаты углубленного медицинского осмотра. Методами оценки результатов работы по программе является решение ситуативных задач, написание самоанализов. Продолжительность реализации программы: Учебно–тематический план предполагает 6 разделов на 24 часа теоретических и практических занятий. Общее количество часов–24. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 1 час. ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. Мониторинг, презентация, буклеты, плакаты, рефлексия результатов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: -о вредных привычках и их последствиях; -о ценности жизни. ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАВАТЬ: -необходимость защищать себя, свою жизненную позицию; -необходимость личностного контроля над ситуацией. ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: -применять свои знания в жизни; -относиться к своему здоровью как к величайшей ценности; -уметь говорить «нет»; -вести активный здоровый образ жизни; -рационально проводить свой досуг. ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - отрицательные последствия вредных привычек; - способы отказа и противостояния вредным привычкам; -пути избавления от вредных для здоровья привычек. В результате реализации программы возможно снижение численности воспитанников, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. №№ | Разделы | Количество часов | 1. | Образ жизни и здоровье. | 3 | 2. | Вредные привычки. | 3 | 3. | Курение и здоровье. | 4 | 4. | Алкоголь и здоровье. | 5 | 5. | Наркотики и здоровье | 7 | 6. | Мониторинг уровня овладения знаниями. | 2 |
| ИТОГО: | 24 |
№№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них: | Форма работы |
|
|
|
| Теорет. | Практич. |
| 1. | Образ жизни и здоровье. Тема 1.1 Вводное занятие. Здоровье – бесценный дар. Тема 1.2 Мой образ жизни |
1
2 |
1
2 |
|
Классный час.
Беседа. Ролевая игра «Самоутверждение и самоуничтожение» | 2. | Вредные привычки. Тема 2.1 Привычка свыше нам дана? Тема 2.2. Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека
|
2
1 |
1
1 |
1
|
Беседа-диалог. Анкетирование
Беседа с презентацией. | 3. | Курение и здоровье Тема 3.1 Курение – угроза твоему здоровью. Тема 3.2 Здоровье и выбор образа жизни |
2
2 |
1
1 |
1
1 |
Беседа с презентацией Анкетирование.
Час-практикум Тренинг «Здоровый образ жизни»
| 4. | Алкоголь и здоровье Тема 4.1 Алкоголь – яд для организма
Тема 4.2 Похититель рассудка. Тема 4.3 Я выбираю жизнь без алкоголя |
1
2
2 |
1
1 |
1
2 |
Беседа-диалог с презентацией «Оставайся трезвым»
Классный час. Викторина «Алкоголь и его последствия»
Анкетирование. Подготовка плаката «Я выбираю жизнь без алкоголя | 5. | Наркотики и здоровье Тема 5.1. Наркотики – какие они?
Тема 5.2 Проблема личности и общества.
Тема 5.3 Нет- наркотикам! Тема 5.4. Токсикоман тоже наркоман.
|
2
2
2
1 |
1
1 |
1
2
2 |
Классный час. Познавательная ролевая игра «Роковой шаг»
Круглый стол. Видеофильм «Жизнь наркомана»
Подготовка буклетов, плаката.
Беседа с презентацией | 6. | Итоговое занятие. Мониторинг уровня овладения знаниями. |
2 |
|
2
| Заключительное анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам». Дискуссия, предложения учащихся по новым методам борьбы подростков с вредными привычками |
| ИТОГО | 24 | 10 | 14 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Данная программа предусмотрена для работы с воспитанниками 9 класса. ТЕМА 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ. Тема 1.1: Вводное занятие «Здоровье – бесценный дар» (1час) Цель: - ознакомление воспитанников с целями и задачами программы, рассказать о формах и методах обучения. Содержание: - закрепить знания о факторах составляющих здоровье человека, выяснить какие вопросы волнуют воспитанников, например – как противостоять разрушительному воздействию вредных привычек. Тема 1.2: Мой образ жизни. Цель: - получение информации об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим, развитие волевой сферы личности. Содержание: - работа с понятиями агрессивное и пассивное поведение, самоутверждение, самоуважение, ответственность, образ жизни. Ролевая игра «Самоутверждение и самоуважение». Творческие задания «Способен ли я к самоутверждению?» и «В чем преимущества самоутверждающего поведения?». Материально-техническое обеспечение: классная комната, беседа, классный час, ролевая игра. ТЕМА 2. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Тема 2.1: «Привычка свыше нам дана?…» (7час)
Цель: - формирование навыков отказа от вредных привычек. Содержание: - привычки – полезные и вредные привычки их влияние на состояние и здоровье человека. Наблюдение за привычками окружающих людей. Анкетирование «Быть здоровым для меня означает Тема 2.2.Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека Цель: - формирование навыков отказа от вредных привычек. Содержание: - Составляющие понятия ЗОЖ – отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции. Материально-техническое обеспечение: классная комната, беседа, анкетирование, презентация. ТЕМА 3. Курение и здоровье Тема 3.1 Курение - угроза твоему здоровью». Цель:
- формирование у воспитанников необходимости и пользы воздержания от курения в плане сохранения здоровья и укрепления характера. Содержание: - Курение: распространенность, исторический аспект. Причины курения подростков. Кратковременные и длительные последствия курения. Анкета «Что вы знаете о вреде курения?». Тема 3.2: «Здоровье и выбор образа жизни» (5час)
Цель:
- формирование у воспитанников необходимости и пользы воздержания от курения в плане сохранения здоровья и укрепления характера.
Содержание: - работа с понятиями – манипуляция, самооценка, групповое давление, конформизм – образ жизни. Исследовательские задания «Портрет курильщика» Тренинг «Здоровый образ жизни». Материально-техническое обеспечение: классная комната, актовый зал, беседа, презентация, анкетирование, час-практикум. ТЕМА 4. Алкоголь и здоровье Тема 4.1Алкоголь – яд для организма Цель:
- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.
Содержание: -Алкоголь: распространенность, исторический аспект. Причины употребления алкоголя подростками. Анатомические и физиологические аспекты употребления алкоголя. Социальные аспекты употребления алкоголя. Алкоголь и потомство. Тема 4.2: «Похититель рассудка» (4час)
Цель: - формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.
Содержание: - работа с высказываниями, афоризмами мыслителей, пословицами и поговорками о пагубном воздействии алкоголя. Прослушивание «Рекомендации врача – нарколога». Тема 4.3 «Я выбираю жизнь без алкоголя». Цель: - формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.
Содержание: - Анкетирование «Причины пристрастий». Подготовка плаката «Я выбираю жизнь без алкоголя» Материально-техническое обеспечение: классная комната, классный час, беседа, презентация, час-практикум, викторина.. ТЕМА 5. Наркотики и здоровье Тема 5.1. Наркотики – какие они? Цель:
- знакомство с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами. Содержание: -Наркотики: распространенность, исторический аспект. Классификация наркотических веществ. Влияние наркотических веществ на растущий организм. Последствия употребления наркотиков. Тема 5.2: «Проблема личности и общества» (3час) Цель: -формирование у воспитанников навыков отказа от употребления ПАВ, умения активно противостоять пагубным привычкам. Содержание: - Выявление признаков и симптомов употребления наркотиков. Мозговой штурм «Причины употребления наркотиков». Просмотр фильма «Чума 20-го века». Тема 5.3 «Нет- наркотикам!» Цель: -формирование осознано отрицающего отношения к наркомании. Содержание: - Практическое занятие. Подготовка буклетов по данной тематике. Оформление плаката. Тема 5.4. «Токсикоман тоже наркоман». Цель: - дать воспитанникам представление о токсикомании как наркотике; -способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению токсических веществ. Содержание: -Беседа. Расширить представление воспитанников о понятии «токсикомания», информация о губительном действии на здоровье человека одурманивающих веществ. Административная ответственность за употребление одурманивающих веществ. Материально-техническое обеспечение: классная комната, актовый зал, классный час, беседа, познавательная ролевая игра, круглый стол, видеофильм «Жизнь наркомана», презентация, буклеты, плакаты. ТЕМА 6: Итоговое занятие. Цель: Мониторинг уровня овладения знаниями. Содержание: -Заключительное анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам», предложения учащихся по новым методам борьбы подростков с вредными привычками. Тест «Отношение к жизненным ценностям». Анкета «Знаете ли вы последствия употребления наркотиков?». Тест «Ценностные ориентиры». Материально-техническое обеспечение: классная комната, анкетирование, обсуждение, дискуссия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Классные часы и беседы по профилактике наркомании / Под ред. В. Аршинова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.
- Мой выбор под ред. П.В.Половожец.-М., 2006.
- Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: МПСИ, 2009.
- Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
- Педагогика здоровья под ред.В.Н.Касаткиной.-М.,2003.
- Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе под ред.В.Н.Касаткиной.- М.,2005.
- Программа предупреждения курения в школе по ред. В.Н.Касаткиной. М.,2005.
- Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
- Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.
- Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.
|