Программа дополнительного образования профилактики вредных привычек "Здоровье - моё богатство".
рабочая программа (9 класс) по теме

Казакова Наталия Владимировна

Формирование  у воспитанников детского дома потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения - одна из актуально - важных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское  областное государственное  бюджетное

образовательное учреждение  ТОГБОУ «Красивский детский дом».

        

Утверждена:                                                                       Директор ТОГБОУ

методическим Советом                                «Красивский детский дом»

 протокол №_____от________         _______________________

                                                                                                          Л.П.Григорова

                                                                       

         

                      ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       «ЗДОРОВЬЕ – МОЕ БОГАТСТВО»

      (для учащихся 9 класса: профилактика вредных привычек)

                                    (срок  реализации  1 год).

                                                                                   

                                                                                   Составитель: социальный педагог

                                                                                    Казакова Н.В.

                                           

                                              с. Красивка

                                                     2013      

                                                   Забота о  здоровье – это важнейший

                           труд воспитателя, от здоровья и жизнедеятельности

                         детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие,

                         красота внешняя и внутренняя.

                                                                                            В.А. Сухомлинский.

                                          Пояснительная записка.

             Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с  раннего детства - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

       На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и физиологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывает проблема социальной дезориентации подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д.

        В современном мире злоупотребление алкоголем, наркотиками, никотином и  другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По предположительным подсчетам экспертов ВОЗ, жители планеты тратят на все эти вещества денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и  медицинское обслуживание, вместе взятые.  По данным ВОЗ, суммарное количество больных, с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

       Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской  среде  различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании

     По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

    Низка общая  культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.

       Особенно остро проблема аддиктивного поведения стоит у воспитанников детских домов. Дети поступают к нам из социально – неблагополучных семей, где родители не уделяли их здоровью, поведению нужного внимания.

     Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

   Профилактическая программа «Здоровье – мое богатство» составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, медицинских и педагогических рекомендаций. Такая программа важна и значима в детском доме. Она позволит сформировать активную жизненную позицию у воспитанника, убедить его в том, что от каждого человека зависит выработка умений и навыков к сохранению и укреплению своего здоровья, помогает противостоять вредным наклонностям и привычкам. А так же будет способствовать воспитанию терпимости в отношениях, потребности жить в гармонии с самим собой и миром. Программа  рассчитана на учащихся 9 класса. Интерес воспитанников поддерживается на протяжении всего программного обучения, благодаря частой смене форм проведения занятий.

     В программе есть практические занятия, спортивные соревнования, комплексы заданий, инсценировки.

     Главной задачей при составлении программы и планировании тем, является пробуждение в детях желания стремиться к здоровому образу жизни.

Цель программы: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

 

Задачи:

1.Способствовать формированию у воспитанников целостного представления о здоровом образе жизни.

2. Прививать теоретические знания и практические навыки, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;

3.Развивать негативное отношение к вредным привычкам;

4.Воспитывать стремление беречь и укреплять свое здоровье.
5.Организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни.

6.Формировать потребность в здоровом образе жизни через разнообразную досуговую деятельность.

7.Научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье,  стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни;

МЕСТО ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

   Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома, чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, легче становятся алкоголиками и наркоманами. Большую негативную роль в формировании наркологической и алкоголической зависимости у воспитанников детского дома играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, высокая подверженность влиянию групповых норм, незнание правил здорового образа жизни.

       Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на предоставление возможности каждому воспитаннику получить объективную информацию о правилах ведения здорового образа жизни,  необходимости и пользы воздержания от вредных привычек в плане сохранения здоровья и укрепления характера.

     Важно, чтобы воспитанники стремились к повышению общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

  -Гуманизм.

  -Демократизм.

  -Научность.

  -Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных

   категорий.

 -Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения        

  эффективности воспитания здорового образа жизни.

Возраст детей-участников программы - учащиеся   9класса

При реализации программы используются следующие методы:

     Метод формирования сознания личности.

(педагогическое наблюдение, беседа, изучение предметной деятельности воспитанников, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области здоровьесберегающих технологий, социальные методы (анкетирование, тестирование);

      Метод организации деятельности и формирования опыта здорового образа жизни  и ответственности за свое здоровье.

(Переубеждение (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков), педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов);

     Методы стимулирования деятельности и поведения

(Сотрудничество,  вовлечение в деятельность,  доверие, соревнование, поощрение,  самостоятельность,  наказание,  взаимовыручка,  создание ситуации успеха,  анализ выполненной работы.)

     Профилактическая программа «Здоровье – мое богатство» обладает широкими возможностями.  В ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 1Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
2 Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника.

 3 Нравственное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.

       Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести здоровый образ жизни, формирует устойчивые принципы отказа от вредных привычек, дает устойчивость к действию и противостоянию повреждающих факторов.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  - принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;

  - принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания потребности к здоровому образу жизни.

    -принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.

                  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 -Познавательная.

 -Игровая.

 -Досуго – развлекательная.

 -Проблемно-ценностное общение.

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

    1 уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний в области знаний о здоровом образе жизни;

      -осознание нравственных ценностей жизни.

   2 уровень – формирование способности к успешной социализации в обществе:

      -приобретение навыков общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека;

      -отказ от вредных привычек.

повышению общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека.

   3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия;

       -осознание всех положительных сторон здорового образа жизни без вредных привычек;

        -уметь пользоваться этими знаниями.

                      Условия реализации программы.

      Содержание программы предполагает активное использование ТСО: видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в спортивной школе Инжавинского района, Инжавинский детский Центр дополнительного образования «Радуга», занятия в кружках детского дома и ДК района.

       Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях детского дома. Каждый педагог вправе по-своему использовать материалы данной программы: вносить коррективы в тематику и содержание занятий, варьировать объемом часов, определять формы, методы и принципы проведения занятий.

       Для реализации программы привлекались все службы Детского дома: медработники, психолог, администрация, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, работники УВД.

        Оценка эффективности программы.

Для отслеживания и оценивания результатов образовательно-воспитательной программы используется:

- методика М. Рокич «Ценностные ориентации»

- анкетирование «В плену вредных привычек»

- опросник Айзенка для подростков

- тестирование « Самооценка стрессоустойчивости личности»

- Результаты углубленного медицинского осмотра.

    Методами оценки результатов работы по программе является решение ситуативных задач, написание самоанализов.

        Продолжительность реализации программы:

     Учебно–тематический план предполагает 6 разделов на 24 часа теоретических и практических занятий. Общее количество часов–24. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 1 час.

          ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

Мониторинг, презентация, буклеты, плакаты, рефлексия результатов.

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

        -о вредных привычках и их последствиях;

        -о ценности жизни.

ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАВАТЬ:

        -необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

        -необходимость личностного контроля над ситуацией.

ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

         -применять свои знания в жизни;

         -относиться к своему здоровью как к величайшей ценности;

         -уметь говорить «нет»;

         -вести активный здоровый образ жизни;

         -рационально проводить свой досуг.

ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

          - отрицательные последствия вредных привычек;

          - способы отказа и противостояния вредным привычкам;

          -пути избавления от вредных для здоровья привычек.

В результате реализации программы возможно снижение численности воспитанников, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

                            ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№№

                   Разделы

Количество часов

1.

Образ жизни и здоровье.

      3

2.

Вредные привычки.

      3

3.

Курение и здоровье.

      4

4.

Алкоголь и здоровье.

      5

5.

Наркотики и здоровье

      7

6.

Мониторинг уровня овладения знаниями.

      2

ИТОГО:

      24

           

№№

Наименование разделов

Всего часов

         Из них:

Форма работы

Теорет.

Практич.

1.

Образ жизни и здоровье.

Тема 1.1

Вводное занятие.

Здоровье – бесценный дар.

Тема 1.2

Мой образ жизни

 

   

1

  2

 

     

     

    1

      2

     

Классный час.

Беседа. Ролевая игра «Самоутверждение и самоуничтожение»

2.

Вредные привычки.

Тема 2.1

Привычка свыше нам дана?

Тема 2.2.

Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека

    2

   

 1

 

     1

   

     

      1

       1

Беседа-диалог. Анкетирование

Беседа с презентацией.

3.

Курение и здоровье

Тема 3.1

Курение – угроза твоему здоровью.

Тема 3.2

Здоровье и выбор образа жизни

    2

   

   2

     1

     

     1

      1

       1

Беседа с презентацией

Анкетирование.

Час-практикум

Тренинг  «Здоровый образ жизни»

4.

Алкоголь и здоровье

Тема 4.1

Алкоголь – яд для организма

Тема 4.2

Похититель рассудка.

Тема 4.3

Я выбираю жизнь без алкоголя

     1

   

 2

     2

      1

   

     1

   

      1

       

2

Беседа-диалог с презентацией «Оставайся трезвым»

Классный час. Викторина «Алкоголь и его последствия»

Анкетирование. Подготовка плаката «Я выбираю жизнь без алкоголя

5.

Наркотики и здоровье

Тема 5.1.

Наркотики – какие они?

Тема 5.2

Проблема личности и общества.

Тема 5.3

Нет- наркотикам!

Тема 5.4.

Токсикоман тоже наркоман.

     2

   

 2

     

2

     1

     

   

     1

     

     

     

     1

1

      2

       

      2

Классный час. Познавательная ролевая игра «Роковой шаг»

Круглый стол. Видеофильм «Жизнь наркомана»

Подготовка буклетов, плаката.

Беседа с презентацией

6.

Итоговое занятие.

Мониторинг уровня овладения знаниями.

    2

       2

Заключительное анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам». Дискуссия, предложения учащихся по новым методам борьбы подростков с вредными привычками

ИТОГО

    24

     10

      14

                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа предусмотрена для работы с воспитанниками 9 класса.

ТЕМА 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ.
Тема 1.1: Вводное занятие «Здоровье – бесценный дар» (1час)
Цель:
- ознакомление воспитанников с целями и задачами программы, рассказать о формах и методах обучения.
Содержание:
- закрепить знания о факторах составляющих здоровье  человека, выяснить какие вопросы волнуют воспитанников, например – как противостоять разрушительному воздействию вредных привычек.
 

Тема 1.2: Мой образ жизни.

Цель:
- получение информации об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим, развитие волевой сферы личности.
Содержание:
- работа с понятиями агрессивное и пассивное поведение, самоутверждение, самоуважение, ответственность, образ жизни.

Ролевая игра «Самоутверждение и самоуважение». Творческие задания «Способен ли я к самоутверждению?» и «В чем преимущества самоутверждающего поведения?».

Материально-техническое обеспечение: классная комната,  беседа, классный час, ролевая игра.

ТЕМА 2. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

   Тема 2.1: «Привычка свыше нам дана?…» (7час)

Цель: - формирование навыков отказа от вредных привычек.

Содержание:
- привычки – полезные и вредные привычки их влияние на состояние и здоровье человека. Наблюдение за привычками окружающих людей. Анкетирование «Быть здоровым для меня означает

    Тема 2.2.Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека

Цель: - формирование навыков отказа от вредных привычек.

Содержание:
-  Составляющие понятия ЗОЖ – отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.

Материально-техническое обеспечение: классная комната, беседа, анкетирование, презентация.

ТЕМА 3. Курение и здоровье

Тема 3.1 Курение  -  угроза твоему здоровью».

Цель:

- формирование у воспитанников необходимости и пользы воздержания от курения в плане сохранения здоровья и укрепления характера.
Содержание:

- Курение: распространенность, исторический аспект. Причины курения подростков. Кратковременные и длительные последствия курения.

Анкета «Что вы знаете о вреде курения?».

Тема 3.2: «Здоровье и выбор образа жизни» (5час)

Цель:

- формирование у воспитанников необходимости и пользы воздержания от курения в плане сохранения здоровья и укрепления характера.

Содержание:
- работа с понятиями  – манипуляция, самооценка, групповое давление, конформизм – образ жизни. Исследовательские задания «Портрет курильщика»

 Тренинг «Здоровый образ жизни».

Материально-техническое обеспечение: классная комната, актовый зал,  беседа, презентация, анкетирование, час-практикум.

ТЕМА 4. Алкоголь и здоровье

Тема 4.1Алкоголь – яд для организма

Цель:

- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.

Содержание:

-Алкоголь: распространенность, исторический аспект. Причины употребления алкоголя подростками. Анатомические и физиологические аспекты употребления  алкоголя. Социальные аспекты употребления алкоголя. Алкоголь и потомство.
Тема 4.2: «Похититель рассудка» (4час)

Цель:
- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.

Содержание:
- работа с высказываниями, афоризмами мыслителей, пословицами и поговорками о пагубном воздействии алкоголя. Прослушивание «Рекомендации врача – нарколога».

Тема 4.3 «Я выбираю жизнь без алкоголя».

Цель:
- формирование у воспитанников негативного отношения к алкоголю.

Содержание:
- Анкетирование «Причины пристрастий».  Подготовка плаката «Я выбираю жизнь без алкоголя»

Материально-техническое обеспечение: классная комната, классный час, беседа, презентация, час-практикум, викторина..

 
ТЕМА 5. Наркотики и здоровье

Тема 5.1. Наркотики – какие они?

Цель:

- знакомство с понятием «наркомания» и как становятся наркоманами.

Содержание:

-Наркотики: распространенность, исторический аспект. Классификация наркотических веществ. Влияние наркотических веществ на растущий организм. Последствия употребления наркотиков.

Тема 5.2: «Проблема личности и общества» (3час)

Цель:

-формирование у воспитанников навыков отказа от употребления ПАВ, умения активно противостоять пагубным привычкам.

Содержание:

-  Выявление признаков и симптомов употребления наркотиков. Мозговой штурм «Причины употребления наркотиков». Просмотр фильма «Чума 20-го века».

Тема 5.3 «Нет- наркотикам!»

Цель:

-формирование осознано отрицающего отношения к наркомании.

Содержание:

- Практическое занятие. Подготовка буклетов по данной тематике. Оформление плаката.

Тема 5.4. «Токсикоман тоже наркоман».

Цель:

- дать воспитанникам представление о токсикомании как наркотике;
-способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению токсических веществ.

Содержание:

-Беседа. Расширить представление воспитанников о понятии «токсикомания», информация о губительном действии на здоровье человека одурманивающих веществ. Административная ответственность за употребление одурманивающих веществ.

Материально-техническое обеспечение: классная комната, актовый зал, классный час, беседа, познавательная ролевая игра, круглый стол, видеофильм «Жизнь наркомана», презентация, буклеты, плакаты.

ТЕМА 6: Итоговое занятие.

Цель: Мониторинг уровня овладения знаниями.

Содержание:

-Заключительное анкетирование «Мое отношение к вредным привычкам», предложения учащихся по новым методам борьбы подростков с вредными привычками.

Тест «Отношение к жизненным ценностям».

Анкета «Знаете ли вы последствия употребления наркотиков?».

Тест «Ценностные ориентиры».

Материально-техническое обеспечение: классная комната, анкетирование, обсуждение, дискуссия.

                           

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Классные часы и беседы по профилактике наркомании / Под ред. В. Аршинова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.
  3. Мой выбор под ред. П.В.Половожец.-М., 2006.
  4. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: МПСИ, 2009.
  5. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
  6. Педагогика здоровья под ред.В.Н.Касаткиной.-М.,2003.
  7. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе под ред.В.Н.Касаткиной.- М.,2005.
  8. Программа предупреждения курения в школе по ред. В.Н.Касаткиной. М.,2005.
  9. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
  10. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.
  11. Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.

Resource id #4010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.Во все ...

Программа дополнительного образования "Я творю свое здоровье" для учащихся начальной школы

Данная программа - попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Программа дает школьникам возможность поэтапного открытия в себе главных составл...

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Кулинария и здоровье"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Кулинария и здоровье"В системе воспитания детей, важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколе...