Сценарий праздника "Посиделки"
методическая разработка (6 класс) по теме

Королева Светлана Евгеньевна

Сценарий разработан для среднего и старшего школьного возраста. Может быть использован во внеклассной работе и в системе дополнительного образования с целью знакомства с народными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

          ПОСИДЕЛКИ

Сценарий для среднего и старшего

               школьного возраста.

Девушки:  - Здравствуй, хозяюшка.

Хозяйка:   - Здравствуйте, девицы.  Здравствуйте, красавицы.

                     Зачем пожаловали?

                     Что ж вам дома в такой мороз не сидится?

                     Что ж вам на палатях не спится?

Девушки:  - Некогда, хозяюшка, нам отдыхать,

                      надо многому научиться, многое узнать.

                   -  Скоро время придёт, замуж нас отдадут,

                      А там уж и крестины тут как тут.

                   -  Посоветовались мы вместе и решили,

                     Что Вы у нас на деревне самая домовитая, самая мастеровитая.

                     Просим мы Вас всему нас научить: и вязать, и вышивать, и шить.

 

 Хозяйка:  - Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

                     Так какому вас учить ремеслу: вышивке, кружевоплетению,  

                     шитью или сразу всему, что сама делать могу?

Девушки:  - Всему!

Хозяйка:  - А коль пришли учиться, так слушайте, смотрите и запоминайте,

                   да за мной повторяйте.

                    Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы

                    была всё равно,  что второе приданое, да и городской барышни не

                    помеха. Значит, сумеет и себя нарядить, и дом, и деток.

                    Взялась русская женщина за иголку и легла на крестьянский стол

                    расшитая скатерть. И в избе стало светлее. Стало нарядным

                    полотенце, а ведь без него не обходилось ни одно крупное

                    событие: и свадьба, и рождение, и похороны. Хлеб – соль тоже на

                   расшитом полотенце  подносили.

Девушки:  - Хозяюшка, А что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка:  - Посмотрите на эти работы и выберите что делать  охота.

                    Красным молодушкам дам вышивать белый ленок да плести

игольный кружок.

Девушки:   - Девчата, а давайте споём?  Запевай, Татьяна, нашу любимую песню.

Песня  « Пряха»  или  « Прялица».

На фоне мелодии хозяюшка:  

                   -Сидят девицы, вышивают, себя песней забавляют,

                    Каждая мастерица – трудится, не ленится.

Девушки:  - Не хочешь ли , хозяюшка, наши загадки про твою избу послушать?

Хозяйка:  -    Ну что ж загадывайте, авось отгадаю.

Девушки:     1. Стоит копна, вся в дырках, на конце – гора, а из горы дым идёт?

Хозяйка:  - Вот вам моя отгадка: Стоит бычище- проклёвано бочище.

                   Отгадала? Это изба.

Девушка:  2. Дарья да Марья друг на друга глядятся?

Хозяйка:    Ой, да это же те два братца, которые глядятся, а вместе не сойдутся. Так ли?

Девушки:  - Да. Это пол и потолок.

                      3. Набита пухом, лежит под ухом.

Хозяйка:   - Дайте-ка подумать. Ах, вот же она, два брюшка, четыре ушка. Это же подушка.

Девушки:  - Развеселили Вы нас, а можно мы для Вас песню споём?

Хозяйка:   - Пойте, я буду очень рада.

Песня « Уж мы сеяли, сеяли ленок».

Хозяйка:  - Молодцы, девицы, и загадку загадать, и спеть вы мастерицы.

                   Повезёт молодцу, кто с такой пойдёт к венцу.

Девушки:  - Устали мы трудиться, не пора ли нам своей работой похвалиться?

        -  Вот чепчик и лоскутное покрывало, чтобы зимой лето напоминало.

       -   А вот красивые распашонки и вышитые пелёнки.

       -   А у меня ватное одеяло, чтобы в стужу согревало.

       -  А у нас матрасик и подушка, чтобы мягко было и бочку, и ушку.

       -  У меня кружевной уголок, чтоб комарик не сел на носок.

Хозяйка:  -Для желанного малыша всякая нарядная вещь хороша. И я думаю, всем нам пора научиться пеленать малыша.

 

 Девушки пеленают куклу.

Девушки:   - Устали мы слушать и запоминать. Не пора ли нам песни спеть да поиграть.

Хозяйка:   -  Наталья, если будешь лениться, то станешь как  Дуня - тонкопряха.

Девушка:  -  А кто это такая?

Хозяйка:  - Девчата, а давайте споём ей эту песню про  Дуню.

Песня  «Дуня – тонкопряха».

Хозяйка:  - Молодцы, девчата.  Не зря ведь говорится: «весело поётся – весело

                   прядётся». Приданое – дело необходимое, но младенца надо потешать  и песней на ночь утешать.  А знаете ли вы пестушки и потешки?

Девчата:  - Знаем!

Хозяйка:  - Кто хочет играть становитесь в круг. Я даю вам бубен со словами « Ты катись, весёлый бубен, быстро-быстро по рукам.

                         У кого весёлый бубен – тот  пестушку скажет нам».

 Пестушки:   1. Ребёночка ставят на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают:  «Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

                                                  Скоро Машеньки годок»

                2.   Ребёнка сажают на колени, приговаривая:

                           « Поехали, поехали, с орехами, с орехами,

                               Поскакали, поскакали с калачами, с калачами,

                               По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!»

                 3.Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки.

                    Что ели? – Кашку. В чём пили? – В чашке.

                    Кашка сладенька, бабушка добренька.

                    Попили, поели, ещё захотели.

                    Шиш полетели, на головку сели.

                    Сели – посидели. И прочь улетели.

                4. Делая массаж каждого пальчика, приговаривают:

                               « Этот пальчик – дедушка,

                                  Этот пальчик – бабушка,

                                  Этот пальчик – папа,

                                  Этот пальчик – мама,

                                  Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

         -  А я другую знаю:  - Мальчик – пальчик, где ты был?

         -  С этим братцем - в лес ходил,

         -   С этим братцем – щи варил,

         -   С этим братцем – кашу ел,

         -   С этим братцем – песни пел.

Хозяйка:    -  Девчата, а не пора ли нам спеть да хороводы водить?

Песни  «Как во поле калина»,   « Заплетися  плетень».

 

Хозяйка:  - Вижу - песен много знаете и хороводы хорошо водите. А поёте ли вы колыбельные песни?

     Колыбельные песни:  1.Ой, Машенька, не реви, куплю тебе сухари.

                                              Ой, ты Машенька, не плачь, я куплю тебе калач.

2.Баю – баю, баюшок, кладу Машу на пушок,

   На пуховую кровать, будет Маша крепко спать.

3.Ай, люли, люли, люли, прилетели журавли.

   Они сели на ворота, а ворота скрип да скрип.

   Не будите нашу Машу. У нас Маша спит да спит.

Хозяйка:    - Вот теперь спокойна я, вижу не теряли время зря.

                      Всему что можно – научились, и работами своими отличились.

Девушки:   - И Вам спасибо, хозяюшка, за всё. До свидания.  

       

                                                                                                                 

                                        Сценарий составили:   учитель музыки Фирсова О.В.,

                                      учитель литературы Королёва С.Е.

МБОУ «СОШ №13» г. Владимира

Методические рекомендации:

   

     Праздник «Посиделки» проводится в форме театрализованного праздника на сцене. Это итоговое занятие по теме 2 года обучения «Круг жизни». Для проведения праздника оформляется сцена в стиле русской избы. Девочки заранее готовят приданное для малыша: шьют и пелёнки, распашонки, чепчик, лоскутное одеяло, подушку и расшивают их. Все участники разучивают колыбельные, пестушки, готовят загадки. Разучиваются русские народные песни. Роль хозяйки играет девушка из старших классов.

Resource id #3642

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...