Программа объединения "Физика для всех"
материал по теме
Программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование. Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 166.5 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Объединение «Физика для всех» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия объединения являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Особенностью работы объединения является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, , практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.
Проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике
Программа «Физика для всех»:
- по целевому обеспечению – развитие и поддержка интереса учащихся к изучению и знакомству с физикой;
- по технологии обучения – ИКТ, разноуровневое обучение, проблемное и поисковое обучение; занимательные опыты;
- количество учебных часов за учебный год - 144;
- количество учебных часов в неделю – 4;
- количество обучающихся в группе – 12;
- состав учебной группы – 5 – 9 классов
-форма занятий – беседа, опыты, экскурсия, игра.
-место проведения – кабинет физики.
Цели и задачи объединения «Физика для всех»
Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательная:
– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- выдвигать гипотезы и строить модели;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
- на практике использовать физические знания.
Просветительская:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- расширение кругозора учащихся.
Воспитательная:
– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
- необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
- чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
поведения.
Виды деятельности:
- Занимательные опыты по разным разделам физики;
- Применение ИКТ;
- Занимательные (виртуальные) экскурсии в область истории физики;
- Применение физики в практической жизни;
- Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;
Форма проведения занятий объединения:
- Беседа;
- Неделя физики;
- Экскурсии;
- Выпуск стенгазет;
- Проектная работа;
- Школьная олимпиада;
Структура программы:
- Пояснительная записка;
- Тематический план;
- Содержание;
- Методические рекомендации;
- Литература;
Ожидаемый результат: Ожидается, что к концу обучения воспитанники объединения «Физика для всех» усвоят учебную программу в полном объёме. Воспитанники приобретут :
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
- Навыки постановки эксперимента;
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе
электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
- Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях кружка.
- Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики, показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.
В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:
- увеличение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развитие личности в школьном возрасте;
Учебно-тематическое планирование
Номер занятия | Название темы занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 2 | |
Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. | 2 | |
Механические явления | 14 | |
Тепловые явления | 1 0 | |
Кристаллы | 6 | |
Давление | 10 | |
Выталкивающее действие жидкости и газа | 10 | |
Световые явления | 12 | |
Оптические иллюзии | 6 | |
Звуковые явления | 8 | |
Электрические явления | 18 | |
Магнитные явления | 10 | |
Физика и химия | 10 | |
Физика и астрономия | 16 | |
Работа над проектом | 10 | |
Итого | 144 |
Календарно-тематическое планирование
Тема по программе | Количество часов по программе | Сроки проведения | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 2 | 4.09 |
2. | Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. | 2 | 6.09 |
Механическое явление | 14 | ||
1. | Инерция | 4 | 11.09 13.09 |
2. | Центробежная сила | 2 | 18.09 |
3. | Равновесие | 2 | 20.09 |
5. | Реактивное движение | 2 | 25.09 |
6. | Волны на поверхности жидкости
| 4 | 27.09 02.10 |
Тепловые явления | 10 | ||
1. | Из чего все состоит?
| 2 | 04.10 |
2. | Тепловые фантазии.
| 2 | 09.10 |
3. | Способы теплопередачи. Занимательные опыты. | 4 | 11.09 16.10 |
4. | Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение | 2 | 18.10 |
Кристаллы | 6 | ||
Кристаллы (свойства, виды) | 2 | 23.10 | |
Кристаллические решетки. Экскурсия в кабинет химии. | 2 | 25.10 | |
Практическая работа «Выращивание кристалла» | 2 | 30.10 | |
Давление | 10 | ||
1. | Давление твердых тел | 2 | 01.11 |
2. | Давление жидкостей и газов | 2 | 06.11 |
3. | Атмосферное давление | 2 | 08.11 |
4. | Занимательные опыты | 4 | 13.11 15.11 |
Выталкивающее действие жидкости и газа | 10 | ||
1. | Немного истории. Архимед. | 2 | 20.11 |
2. | Выталкивающее действие жидкости. Экспериментальные опыты. | 2 | 22.11 |
3. | Плавание тел. | 2 | 27.11 |
4. | Выталкивающее действие газа | 2 | 29.11 |
5. | Воздухоплавание. Дирижабли. | 2 | 04.12 |
Световые явления | 12 | ||
1. | Образование тени и полутени | 2 | 06.12 |
2. | Отражение света. | 2 | 11.12 |
3. | Преломление света. | 2 | 13.12 |
4. | Оптические приборы | 2 | 18.12 |
5. | Занимательные опыты по оптике | 4 | 20.12 |
Оптические иллюзии | 6 | ||
1. | Оптические иллюзии | 2 | 25.12 |
2. | Свет мой, зеркальце, скажи…
| 4 | 27.12 03.01 |
Звуковые явления | 8 | ||
1. | Загадки звука. Источники звука Приемники звука | 2 | 08.01 |
2. | Волны в эфире.
Радио и телевидение. | 4 | 10.01 15.01 |
3. | Эхо. Эхолокация | 2 | 17.01 |
Электрические явления | 18 | ||
1. | Кошки, искры и молнии. Электризация. Типы молний | 4 | 22.01 24.01 |
2. | Электричество в нашем доме.
| 4 | 29.01 31.01 |
3. | Электрические цепи | 4 | 05.02 |
4. | Занимательные опыты по электричеству. | 6 | 07.02 12.02 14.02 |
Магнитные явления | 10 | ||
1. | Почему магнит есть магнит? | 2 | 19.02 |
2. | Магниты и их взаимодействие | 2 | 21.02 |
3. | Фокусы с магнитами | 4 | 26.02 28.02 |
Физика и химия | 10 | ||
1. | Физика на кухне | 4 | 05.03 07.03 |
2. | Физика на кухне | 2 | 12.03 |
3. | Физика на кухне | 4 | 14.03 19.03 |
Физика и астрономия | 16 | ||
1. | Зарождение астрономии. Небесная сфера | 2 | 21.03 |
2. | . Звездное небо | 4 | 26.03 28.03 |
3. | Солнечная система | 2 | 02.04 |
Наша Земля | 2 | 04.04 | |
Космические тела (астероиды, комета и т.д.) | 4 | 09.04 11.04 | |
Жизнь и разум во Вселенной | 2 | 16.04 | |
Работа над проектом. Защита. | 10 | 18.04 23.04 25.04 30.04 02.05 07.05 09.05 14.05 16.05 20.05 22.05 28.05 | |
Итого | 144 |
Методические рекомендации
Работа кружковцев включает разные виды деятельности. Помимо теоретических уроков очень много практических занятий, поэтому следует особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности. Вести учет всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.
. Используя методическую литературу и собственный опыт, учитель конкретизирует содержание каждого занятия.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
- мебель (столы, стулья, классная доска);
- наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
- компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);
- желание детей заниматься.
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка.
Планирование работы кружка, выборы старосты.
- Нобелевские лауреаты по физике. Жизнь и научная работ
- Механические явления (14 часов)
Инерция. Центробежная сила. Равновесие. Реактивное движение. Волны на поверхности жидкости
- Тепловые явления (10часа)
Строение вещества. Молекулы. Виды теплопередачи. Поверхностное натяжение
- Кристаллы (6 час)
Кристаллы и их свойства. Строение кристаллов. Экспериментальная работа
выращивание кристалла.
- Давление (10 часа)
Давление твердых тел. Давление жидкости. Давление газа. Атмосферное давление
7. Выталкивающее действие жидкости и газа. (10 часа)
Архимед. История с короной. Выталкивающая сила. Плавание судов. Воздухоплавание. Занимательные опыты. Обсуждение домашнего задания. Выталкивающее действие газа (воздуха)
8. Световые явления (12 часа)
Образование тени и полутени. Преломление и отражение света. Оптические приборы. Техника безопасности.
9. Оптические иллюзии (6 час)
Что такое свет. Зеркало Виды зеркал.
10. Звуковые явления (8 час)
Звук. Источники и приемники звука. Эхо. Звуковые волны. Принцип радиосвязи.
11. Электрические явления (18 часа)
Электризация тел. Физику в быту. Электрические цепи. Техника безопасности.
Проведение занимательных опытов.
12. Магнитные явления (10 часа)
История появления магнита. Магниты и их взаимодействие
13. Физика и химия (10часа)
Физика на кухне
14. Физика и астрономия (16час.)
Строение солнечной системы. Карта звездного неба. Способы определения небесных координат. Вид звездного неба. Наблюдение за звездным небом.. Работа с подвижной картой. Космические тела. Наша земля.
15. Работа над проектами. Защита проектов (10 час.)
План подготовки к работе над проектом:
- Создание рабочей группы (ученики объединяются по несколько человек для работы по одной теме);
- Распределение функциональной деятельности в группе (ученики распределяют обязанности для работы в группе);
- Планирование ( учащиеся составляют план деятельности);
- Определение формы отчета выполненной работы (рекомендуемая форма презентации в режиме MS PowerPoint).
Деятельность групп:
- Индивидуальная работа с источниками;
- Групповая работа (обсуждение);
- Консультации с учителем;
- Демонстрация результата работы;
- Собственная оценка выполненной работы.
Рефлексия:
- Какие трудности возникли при подготовке и выполнении работы?
- Какими способами были преодолены эти трудности?
- Что полезного было взято из процесса подготовки и выполнения работы?
- Понравился ли данный метод проектной деятельности при изучении выбранной темы?
Используемая литература:
- http://afizika.ru/
- http://www.eidos.ru/
- http://www.google.ru
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.
- Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985.
- Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.
- Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.
- Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...
Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"
Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....
Сценарий краткосрочной игровой досуговой программы "Смех для всех"
Краткосрочная игровая досуговая программа предназначена для детей младшего школьного возраста, может быть посвящена дню смеха 1 апреля или приурочена к окончанию учебного года....
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.12 «Оператор крутильного оборудования» (для всех видов производств)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычной образовательной среде с полиэтническим контингентом о
Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычно...
Рабочая программа "Футбол для всех!"
Программа внеурочной деятельности "Футбол для всех!"...
Рабочая программа "Математика для всех"
Цели данного курса:повышение интереса к предмету;овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолже...