Сценарий праздника "Масленица"
методическая разработка по теме
Уважаемые коллеги, скоро приближается зима...Но в душе у каждого должна быть весна - только представьте. как теплые лучики солнца согревают вас своим теплом и наполняют сердце радостью...))) Чтобы создать всем весеннее настроение, я предлагаю вашему вниманию методическую разработку праздника "Масленица". Надеюсь, вам понравится! )))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСЛЕНИЦА (5класс)
Ход мероприятия
Звучит музыка. Дети занимают свои места за столами.
Появляются Скоморохи. Музыка затихает.
Скоморох 1: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
Скоморох 2: А чего они сошлись, сами, поди, не знают. Лучше бы дома сидели.
Скоморох 1: Наверное, на блины набежали. Погляди, столы накрыты празднично и блинами пахнет?
Скоморох 2: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь: лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?
Скоморох 1: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
Ведущий: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. Февраль да март в России – месяцы переломные. За окном зима еще, да все уж знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, а день уже на прирост пошел. Приближение долгожданной весны по многим приметам узнать можно.
А знаете ли вы такие приметы? (обращается ведущий к ребятам)
Учащиеся каждой команды называют приметы весны. Получают сладости.
Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а как только пригреет солнышко – зазвенят капели, зажурчат ручьи. Радует все чаще пение птиц – вестников весны. Даже петухи кричат в конце зимы звонче и веселее, тепло чувствуют, весну торопят.
В это время издавна русский народ празднует веселый праздник «Масленица». Ждут этого праздника и взрослые, и дети. Он самый веселый, разгульный и сытный. И сегодня нам предстоит узнать, что за чудо – Масленица?
Звучит песня «Кабы не было зимы». Скоморохи дурачатся под музыку.
Скоморох 1: Внимание! Внимание!
Скоморох 2:
Велено до вас
Довести в сей час указ.
И указ тот не простой –
Данный Матушкой-зимой:
Скоморох 1:
«Каждый год числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село,
Выходи на праздник!»
Скоморох 2:
Непременно все должны
Быть на проводах Зимы!
Скоморох 1:
Будем Зиму провожать,
А весну-красну встречать!
Скоморох 2:
Я – Фома,
А он – Ерема
Скоморох 1: И теперь мы вам знакомы.
Скоморох 2: Будем праздник отмечать
И хотим вам рассказать
Скоморохи (хором): Что такое Масленица.
Скоморох 2: Масленица – один из старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившийся в России после принятия христианства в 10 веке.
Ведущий: Знающие люди сказывают: Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Как-то в морозный день некий человек, будучи в лесу, заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил согреть замерзших людей. И она пришла к людям, но не хрупкой девочкой, что играла в лесу, а здоровой, развеселой, розовощекой бабой. Она велела людям взяться за руки, устроила хоровод и пустилась с ними в пляс, заставила их забыть о стуже. Но почему же ее прозвали именно Масленицей?
Скоморох 1: Все очень просто. Приход Морозовой дочки стал радостным праздником для людей. И в этот праздник люди стали веселиться и угощать друг друга сыром, маслом, блинами, пирогами, сладостями.
Скоморох 2: У праздника есть много названий. Какие названия знаете Вы?
Ведущий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя. Но чаще всего его зовут Масленицей.
Скоморох 1: Масленица – праздник сытной и обильной пищи, веселых гуляний, песен, танцев, катания с гор, потешных боев.
Ведущий: Сколько дней гостит Масленица? Обращается к ребятам (7 дней)
Скоморох 1: Масленица – это неделя, предшествующая Великому посту. Ее начало может приходиться с 3 февраля до 14 марта.
Скоморох 2: Каждый день праздничной недели имеет свое название и смысл.
Скоморох 1: Понедельник – первый день – называется «Встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу, одевают ее в девичий наряд и усаживают на почетное место.
Ведущий: Почему бы и нам самим не сделать гостью-масленицу? Давайте попробуем! От каждой команды приглашаем двух участников. Им предстоит из приготовленных материалов сделать масленичную куколку (веточки, лоскутки, нитки).
Звучит музыка. Представители команд приступают к делу. Тем временем музыка затихает, Скоморохи продолжают.
Скоморох 2: С первого дня по домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение.
Ведущий: А кто знает поговорки о Масленице? Ученики отвечают.
Команды зарабатывают угощение. Закончено изготовление куколок. Жюри предлагается оценить работу каждой команды и вручить соответственно полученным баллам конфеты (максимально-10 баллов)
Куколок усаживают в центре стола.
Скоморох 1: Вторник – второй день – «Заигрыш». В этот день все веселятся, катаются на санках с гор, играют в снежки и другие игры.
Ведущий: Давайте и мы с вами поиграем! В снежки! Приглашаем от каждой команды по одному игроку. Им предстоит «налепить» как можно больше снежков … из бумаги.
Пока звучит музыка, игроки «лепят снежки». Музыка затихает. Снежки подсчитывают, затем выкладывают на середину.
Ведущий: А теперь другим участникам предлагаем собрать вслепую как можно больше снежков.
Игрокам завязывают глаза. Звучит музыка, игроки собирают снежки. Музыка затихает. Производится подсчет баллов.
Скоморох 2: Середина недели – среда – «Лакомка». Как вы думаете, почему так называли этот день?
Дети отвечают.
Скоморох 1: Лакомились именно блинами. Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку справиться со снегами, нужны ему верные горячие помощники. Поэтому пекли именно блины, а рецепты у каждой хозяйки разные, да и лакомства к блинам придумывали на разные вкусы.
Ведущий: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц. Да еще и приговаривали:
Месяц ты, месяц,
Золотые твои рожки
Вытяни в окошко,
Подуй на опару!
Скоморох 2: Наступает четверг – «Широкий». Масленичный разгул, катание на лошадях, строительство снежных крепостей, кулачные, потешные петушиные бои.
Ведущий: Снежную крепость нам здесь не построить, на лошадях не покататься, а вот бои потешные устроить мы можем. Приглашаем от каждой команды по 1 мальчику.
В центре площадки чертим круг. Два игрока встают в круг, одну ногу сгибают в колене и держат рукой. По команде начинается «петушиный бой». Звучит песня «Подплясочка». Задача каждого игрока – вытеснить противника за пределы круга. Побеждает сильнейший и получает сладкий приз.
Есть другая забава – толкание (в народе – кулачный бой, «кулачки»). Участники (по 2 человека от команды) выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади каждой команды.
По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.
Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.
Ведущий: На улицах и площадях городов и сел разворачиваются праздничные гуляния. Ряженые и… Ребята, а вы знаете, как назвали людей, которые зазывали народ на гуляния и праздники?
Дети отвечают – скоморохи.
И на наш праздник сегодня зазывали скоморохи.
Ведущий: Но они не только зазывать умели. В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, танцоры, акробаты, шутники, исполнители смешных сценок.
А ну-ка, покажите, что вы умеете, посмешите народ!
Скоморох 2:
Я скажу сейчас вам шутку.
Повтори, попробуй, ну-тка!
«Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне»
Скоморох 1: Это очень просто. Слушай! «Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, ну а кактус в это время мыл старушку на окне»
Скоморох 2:
Ну Ерема насмешил…
Повторил так повторил.
Скоморох 1:
Подожди еще немножко,
Я припомню про окошко:
«Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне, а собачка в это время мыла Ваню на окне»
Скоморох 2:
Да, горазд же ты хвалиться.
Дал ты всем повеселиться.
Ведущий: Хватит вам, ребята, народ вы действительно насмешили. А теперь расскажите нам, что было в пятницу и субботу на масленичной неделе.
Скоморох 1: Пятница – «Тещины вечёрки», а суббота – «Золовкины посиделки»
Ведущий: А кто такие теща и золовка? Давайте спросим у наших мам? Уж они-то точно знают.
Теща – мать жены
Золовка – сестра мужа
На Масленицу принято чествовать пары, поженившиеся в прошедшем году. Их поздравляют, дарят подарки, подшучивают над ними, валяют в снегу, заставляют прилюдно целоваться, неожиданно наведываются к ним в гости.
Да и сами молодожены с удовольствием посещают родителей, выходят «в свет». Отсюда и пошло название этих масленичных дней.
Родственники и друзья собираются, поют веселые песни, озорные частушки, танцуют.
Скоморох 2:
Эй, девчушки-веселушки,
Выходите петь частушки.
Скоморох 1:
Вы, мальчишки, помогайте
И частушки подпевайте!
Ведущий: Приглашаем петь частушки.
От каждой команды выходят ребята и поют частушки. За каждую частушку команда получает сладкий приз.
Скоморох 2: Заканчивается праздничная неделя воскресеньем, называют его «Прощеным». Это самый важный день. На его исходе разжигали большой костер, на котором сжигали соломенное чучело Масленицы.
Скоморох 1: В этот день, после звона колоколов к вечерне, полагается просить друг у друга прощенья и прощать все обиды, не держать на сердце зла. Весну нужно встречать с чистой совестью.
Ведущий: Оказывается, есть и такой обычай: в начале недели дети изготавливали из ниток, веточек и лоскуточков куколки-мартенички. Такая куколка являлась символом дружбы. В последний день Масленицы ребята дарили мартеничек друг другу в знак дружбы. Все вместе они поднимали куколок вверх и, размахивая, приговаривали. У нас тоже есть такие куколки – символ нашей дружбы. Давайте поднимем их вверх и пожелаем друг другу добра, дружбы, радости и весны. Можно взяться за руки.
Скоморохи (вместе).
Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с солнышком!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с радостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи с великой милостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Скоморохи (хором)
Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, дождем обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!
Скоморох 1:
Глянь на небо: птички летят,
колокольчики звенят
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Ведущий: Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Все вместе исполняют русскую народную песню «Блины»
Скоморохи собирают всех в круг.
Мы давно блинов не ели. Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Напекла она поесть сотен пять, а, может, шесть.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
На поднос она кладет и к столу сама несет.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы! Вот блины наши готовы.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Родители: Добро пожаловать, гости дорогие, за праздничный стол, к самовару.
Ждут вас масленые блины, с пылу, с жару.
Но не только блины вам масленица приготовила, другие лакомства тоже. Давайте-ка проверим, за каким столом Масленица шире гулять будет. Посчитайте, сколько вы набрали угощений в играх и конкурсах.
Звучит музыка. Начинается чаепитие. Затем веселые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"
интересный тематический сценарий последнего звонка....
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"
Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"
Сценарий подходит для проведения предметных недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...