"Просто и занимательно о русском языке"
материал (5 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Просто и занимательно о русском языке" для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosto_i_zanimatelno_o_russkom_yazyke.rar | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Суворова Елена Николаевна
Учитель: Ребята, на факультативных занятиях вы познакомились со многими занимательными рассказами о языке, его жизни, развитии.
Мы продолжаем наш рассказ. Но сначала ответим на вопрос, почему наши занятия посвящаются рассказам о языке.
Ученик 1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком (слайд 2). Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый воздух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни (слайд 3)
Ученик 2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг (слайд 4) впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная (слайд 5)
Ученик 1. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку. (слайд 6)
Ученик 2. Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык (слайд 7, 8)
Ученик 1. Эта формула – тоже язык! (слайд 9)
Ученик 2. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь (слайды 10-13)
Ученик 1. Так о языке, его могучей силе сказал известный филолог Лев Васильевич Успенский. Свою первую книгу о языке – научно-популярную, живую, яркую – он назвал «Слово о словах». Сейчас много научно - популярных книг на эту тему, а тогда, в начале 60-х годов, за ней выстраивались очереди, в библиотеках на неё заранее записывались,
передавали друг другу, взахлёб читали по ночам – читали взрослые, подростки, молодёжь. Хорошая это книга. Занимательно, интересно в ней рассказывается о языке, о лингвистической науке (слайд 14)
Ученик 2. Лев Успенский – «Слово о словах»… Познакомьтесь с этой книгой.
Ученик 3. Продолжаем наш рассказ. Великая Отечественная война… Оккупированный Орёл (слайды 15-16). К коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались. Светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднималась голова (слайд 17).
Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий. Могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя, - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С. Тургенев) (слайд 18).
Учитель. Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По – настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Чувствуем ли мы его жизнь, движение? Достаточно ли высока наша культура речи – устной и письменной?
Сегодня на занятии факультатива мы попытаемся это выяснить.
Учитель. Ребята, по электронной почте мы получили странное сообщение. Жители планеты «Нормандия», которая находится на просторах Лингвии, где-то между Лексикой и Грамматикой, посылают сигналы «SOS».
Мы должны непременно выяснить, что там случилось. А для этого я предлагаю вам скорее отправиться в путь. Согласны? (слайд 19)
Учитель. Вот и планета «Нормандия» (звучит торжественный марш, появляется королева Норма (слайд 19 )
Учитель:
- Здравствуйте, многоуважаемая королева Норма! Мы получили ваше сообщение и сразу же отправились в путь. Наши юные друзья готовы вам помочь.
Королева:
- Ах, помощь срочно нам нужна.
Я – Норма. Значит, я важна!
Однако грозные ошибки
Со всех сторон меня теснят
И с трона вытолкать хотят!
Нарушить норму каждый рад,
Но как вернуть бы всё назад?
Учитель:
- Помочь Вам – долг священный наш!
Вы дайте только карандаш!
Задание 1. (слайд 20 )
Королева:
- Как мило с вашей стороны!
Мне помощь оказать смогли.
Но вот друзья мои в беде:
Им тесно на одной строке!
Задание 2. (слайд 21 )
Королева:
- Продолжим далее наш путь,
Не тратя время зря.
Чтобы родню мою спасти,
Помощник нужен нам в пути.
Возьмём словарь: друг верный он
И с ударением знаком!
Задание 3. (слайд 22 )
Королева:
- Царит в стране моей содом!
Забыли имена свой дом.
С глаголом не хотят дружить
И мирно на планете жить!
Скорей, друзья, им помогите:
Домой дорогу укажите!
Задание 4. (слайд 23 )
Королева:
- А в этом городе
Враги поссорили друзей.
Соединить их помоги –
Найди им пару поскорей!
Задание 5. (слайд 24 )
Королева:
- Свободна вновь страна моя!
Врагам здесь места нет!
Спасибо, юные друзья,
За помощь и совет!
Учитель:
- Уважаемые друзья! Наша экспедиция по спасению Нормандии благополучно завершилась.
Подведем итоги… Нормы литературного языка – это… (слайд 25 )
Какие нормы выделяют? (слайд 25 )
Вывод: знание норм и умение правильно говорить и писать составляют … культуру человека (слайд 26 )
Список литературы
- Школьный театр лингвистических миниатюр. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990 - № 9.- С.66-67
- Захарова Н.С. «Клуб любителей русского языка»: Методические разработки внеклассных мероприятий для 5-7 классов.- ВИПКРО: Наша школа – 2010 - №5. - С.28-31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка
Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 5 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....
Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка
Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....
Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка
Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....
Программа кружка "Занимательно о русском языке"
Программа кружка по русскому языку для 5 класса....
Внеклассное мероприятие " Занимательно о русском языке"
Сценарий мероприятия для проведения предметных недель по русскому языку...
Занимательно о русском языке и литературе
Место мероприятия в системе образования: познавательноеЦель: пробудить интерес к изучению русского языка и литературы через полученные знанияЗадачи:- проверить уровень знаний по русскому языку и...
Факультатив по русскому языку "Занимательно о русском языке"
Программа факультативного курса...