Сценарий классного часа "Опасные природные явления".
классный час по теме
Данный классный час предназначен для учеников начальной школы. В нем рассматриваются черезвычайные ситуации природного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chrezvychaynye_situatsii_prirodnogo_kharaktera.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий отрытого классного часа
«Опасные природные явления».
(Слайд 1)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята!
Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой. Опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь дома, на улице, в школе, на отдыхе.
Ведущий 2: Опасные природные явления-события природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые, вследствие своей интенсивности, масштаба распространения и продолжительности, могут вызвать неблагоприятное воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
(слайд 2)
Опасные природные явления делятся на: геофизические, геологические, метеорологические и агрометеорологические,
(Слайд 3)
морские гидрологические, гидрологические, гидрогеологические и природные пожары.
В. 1:Не каждое опасное природное явление приводит к возникновению Чрезвычайной Ситуации, особенно, если в месте его возникновения нет никакой угрозы жизнедеятельности человека.
ЧС складывается только тогда, когда в результате опасного природного явления возникает реальная угроза человеку и его окружающей среде.
Следует отметить тесную связь многих опасных природных явлений между собой. Так, например, землетрясение может вызвать обвалы, оползни, сход селя, наводнение, цунами, лавины, активизацию вулканической деятельности.
В.2: Многие штормы, ураганы, смерчи сопровождаются ливнями, грозами, градобитием.
Сильная жара сопровождается засухой, понижением грунтовых вод, пожарами, эпидемиями, нашествиями вредителей.
(Слайд4)
К стихийным бедствиям относят: лавины, оползни, сели, обвалы, землетрясения, вулканы, цунами, наводнения, пожары, бури, ураганы, смерчи.
Видео-начало
После видео выходит Леопольд с предметами для отдыха: рюкзак, очки, ласты и т. п. (испуганно): «Что это? Неужели такое возможно? А я-то хотел поехать отдохнуть куда-нибудь: в горы сходить, на пляже полежать…»
В.1: Леопольд, в жизни нет ничего невозможного, просто каждый должен знать отчего могут возникнуть опасные ситуации и как в них действовать. Мы поможем тебе узнать об этом.
Присаживайся поудобней и слушай.
(Слайд 5)
Ученик 1: Наводнение
Вокруг вода, одна вода-
Когда, откуда и куда.
Пришла негаданно беда-
В пучине сгинуть навсегда.
Вода шальною бьет волной,
Волна сюда идет войной.
Не видно шлюпки ни одной.
В потоп счастливее был Ной.
И бесконечен водный путь.
До берега не дотянуть.
Вокруг одна сырая жуть-
И так не хочется тонуть.
Вокруг кипит, бурлит вода
И рвет на части невода.
Где скал убогая гряда
Раскрыты настежь в ад врата.
И нужно страх перебороть-
То дьявол утоляет плоть.
Уж лучше землю обезводь,
Прости, Господь, спаси, Господь.
Наводнением называют затопление водой местности в результате подъёма воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды в снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, порывами плотин и другими причинами.
Причиной наводнения могут быть сильные ливни, таяние снегов.
Из-за этого возникает подъём уровня воды в водоёмах, разрушая мосты, дороги, дома.
Наводнение приносит ущерб, гибнут люди, животные.
(Слайд 6)
Как же вести себя во время наводнения:
отключить газ, воду, электричество; знать места, где хранятся лодки, брёвна, ведь дерево не тонет; в сумку собрать быстро документы, лекарства, тёплые вещи, трёхдневный запас продуктов и воды; по сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, постоянно слушайте радио, чтобы получать известия о развитии бедствия;
(Слайд7)
Ученик 2:
Ураган.
Из чужих, далёких стран,
Прилетает ураган,
Стонет, воет и хрипит.
Лес качается,
Скрипит.
Что бушуешь,
Ураган?
С кем воюешь,
Ураган?
Наконец проходит ночь,
Ураган уходит прочь
Долго
Злился
Ураган.
Утомился ураган.
Солнце светит -
Греет крыши.
Дуй, дуй, ветер,
Дуй потише.
Ураган-это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое – до 200 км/ч.
(Слайд 8)
Буря- длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше
(Слайд 9)
Смерч.
То не выдумки болтушек –
Здесь поспорить я готов:
Дождь бывает из лягушек,
Воробьёв или котов.
Может всем на удивленье
Дождь такой нам смерч прислать.
Очень грозное явленье,
И о нём должны вы знать.
Далеко над океаном
Кружит ветра карусель,
Будто бы для великана
Там взбивается постель.
И огромная воронка
К нам торопится прийти,
С завываньем, гулом громким,
Всё вбирая по пути.
Зазеваются лягушки
Или же ленивый кот,
Смерч сейчас же, как игрушки,
Их подхватит, унесёт.
Крыши снимет он при этом,
Провода порвёт везде.
Хулиганит только летом –
И на суше, и в воде.
Смерч -атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует недолго, перемещаясь вместе с облаком.
Правила поведения во время урагана, смерча:
- Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов.
- Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию.
- Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, деревьев.
(Слайд 10)
Ученик 3: Оползень- скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.
Причинами оползня чаще всего являются подмыв склона, его переувлажнение обильными осадками, землетрясения или деятельность человека – это взрывные работы) .
(Слайд 11)
Наибольшая скорость смещения оползня отмечается при землетрясении
Оползни вредят сельскохозяйственным угодьям, предприятиям, населённым пунктам, разрушают дороги.
Ученик 4 : Обвал-это быстрое перемещение масс горных пород, образующих преимущественно крутые склоны долин. (Слайд 12)
К чему приводят обвалы? Сползание масс грунта может вызвать разрушения и завалы жилых и производственных зданий, инженерных и дорожных сооружений, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также поражение и гибель людей.
Ученик 5 Землетрясение (видео)-
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре
или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния
в виде упругих колебаний.
(Слайд 13,14)
Очаг землетрясения, т.е. точка под землёй, которая является источником землетрясения, называется гипоцентром.
Прямо над гипоцентром на поверхности земли находится эпицентр землетрясения, вокруг которого располагается область испытывающая наибольшие колебания грунта. (Слайд 15)
Ученик 6: Правила безопасности при землетрясении:
не поддаваться панике.
Защититься от обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
(Слайд 16)
Если здание, в котором вы находитесь, невысокое, например, кирпичный дом и есть возможность немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние.
Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или письменный стол, другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют падающие сверху предметы, камни, балки и т. д.
(Слайд 17)
Находясь на 2 этаже и выше занять наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проёмах внутренних капитальных стен, в дверных проёмах, в туалетных комнатах).
Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков.
Не пользуйтесь лифтом.
(Слайд 18)
Ученик 7:
Цунами
Великан кипящей пеной
поднимает в небеса
и на берег обрушает
буйством страшным не щедя ,
пробивая путь подвластно
забирает навсегда
океана жуткий голос ,
беспощадная волна !
Отступая тел без жизни
в лоно смерти унося ,
что хотел от них всевышний
знают только небеса .
Пробирает жуткий холод
от увиденных картин -
сотни тысяч разрушений
от несущихся пучин !
Цунами-это морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясения в результате сдвига протяжных участков морского дна.
(Слайд 19)
Цунами возможны вследствие взрывных извержений вулканов и обрушения берегов.
Когда поступит сигнал об опасности цунами, реагируйте немедленно.
Если Вы будете укрываться в помещении, помните, что наиболее безопасными зонами считаются места в углах. Уберите от себя рядом стоящие предметы, которые могут упасть, особенно стеклянные.
Если Вы все-таки оказались вне помещения, постарайтесь в месте, которое менее подвержено удару. В крайнем случае, необходимо зацепиться за ствол дерева или прочную преграду.
Оказавшись в воде, освободитесь от обуви и намокшей одежды, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы. Будьте внимательны, так как волна может нести с собой крупные предметы и их обломки. При необходимости окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
После цунами ждите сигнал отбоя тревоги. На прежнее место возвращайтесь после того, как убедитесь, что на море в течение двух-трех часов не было высоких волн. Входя в дом, проверьте его прочность, сохранность окон и дверей.
Ученик 8: Вулкан (видео)
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
Вулкан– это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются расплавленные горные породы (лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
(Слайд 20, 21)
Магма-это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх.
Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой.
(Слайд 22)
Как подготовиться к извержению вулкана?
Следите за предупреждением о возможном извержении вулкана. Вы спасете себе жизнь, если своевременно покинете опасную территорию. При получении предупреждения о выпадении пепла закройте все окна, двери. Поставьте автомобили в гаражи. Поместите животных в закрытые помещения. Запаситесь источниками освещения и тепла, водой, питания на 3–5 суток.
Ученик 9: Что делать в случае извержения вулкана?
(Слайд 23)
Находясь в непосредственной близости, защитите органы дыхания, следуйте в укрытие.
Защитите тело и голову от камней и пепла.
Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока. Эвакуация населения производится при малейших признаках
Что делать, если извержение застигло вас на улице?
Если вы едете на машине, то колеса обязательно увязнут в слое пепла. Машину надо оставить и выбираться пешком.
Необходимо опасаться шаров из раскаленной пыли и газов (бомб).
Обязательно не поддаваться панике и постараться эвакуироваться в безопасный район
(Слайд 24)
Ученик 10: Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей.
Причины пожаров:
-Неосторожное обращение с огнем;
- Молнии;
- Поджоги.
(Слайд 25)
О, Господи!... Так страшно это,
Когда горит потрескивая лес...
Когда ты видишь, что спасенья нету
И не бывает всё-таки чудес...
Когда у корня - дерево сгорает...
И пень вам тлеющий - не потушить...
Когда рассудок - силы покидают
И ТАК необходимо поспешить...
А пламя - обжигает руки ваши...
И полыхая - не щадит лица...
И пробирается всё дальше... Дальше...
И заставляет замирать сердцА...
Дым, забивает едкостью дыханье,
И плачут уязвимые глаза...
О, Господи!... Молю, утешь страданья!
И катится в бессилии слеза...
Всё обошлось! Спасён участок леса!...
Потраченных - совсем не жалко сил!
Успел, отряд приехать МЧС-а
И нас - от всей души благодарил!
Лесной пожар - не контролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Основными виновниками возникновения лесных пожаров являются люди – их небрежность при пользовании огнем в лесу во время работы и отдыха.
Пожар опасен высокой температурой горения, и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения .Как действовать во время лесного пожара?
1. Выходить из горящего леса необходимо по «горелому» лесу.
2. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.
3. Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.
(Слайд 26)
В.1: Летом стоит жаркая погода. Вода в водоемах быстро нагревается и превращается в пар, который поднимается вверх. Пар – мельчайшие капельки воды, которые встретившись наверху друг с другом, образуют легкие белые облака.
При жаркой погоде таких капелек собирается миллион, облачка превращаются в тучи, которые гонит ветер.
В.2: Леопольд, а ты знаешь откуда берется дождь?
- Нет….
В.2: Я предлагаю провести опыт:
На подносе влажные губки в форме облаков. Леопольд обследует губку сверху и снизу (сверху она сухая, а внутри немного влажная) .
- Представь, что губка - это облако. Сожми ее так, чтобы пошел «дождь».
Почему из такого облака не идет дождь? (мало капелек воды).
Добавь из стакана немного воды на губку и сожми ее снова. Что происходит? (из такого «облака» идет «дождь», но не сильный) .
- А теперь нужно вылить оставшуюся воду в стакане на губку и сжать ее снова.
Что происходит? (идет сильный «дождь») .
В нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для «облака» и вышли дождем.
(Слайд 27)
Ученик 11: Так и гроза зарождается в тучах тяжелых, полных воды. От этого образуются электрические разряды, которые разряжаются ослепительной вспышкой – МОЛНИЕЙ!
Во время грозы нужно проявлять особую осторожность. Это погодное явление связано с развитием кучево-дождевых облаков и скоплением в них больших электрических зарядов. Наибольшую опасность для человека представляет прямое попадание молнии
Молния - это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей. Опасны также токи, образующиеся в земле при ударах молнии о земную поверхность.
Ученик 12: Предвестники грозы - мощные кучево-дождевые облака, многократные вспышки молний, раскаты грома. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает затишье или ветер меняет направление, затем внезапно резко усиливается ветер (шквал) и начинается дождь.
Если вы при приближении грозы находитесь на возвышенности (на хребте, холме, крутом склоне), необходимо как можно быстрее спуститься вниз, чтобы избежать попадания молнии.
- Если вы находитесь в воде, необходимо быстро выйти на берег.
- В лесу лучше всего укрыться среди невысоких деревьев с густым подлеском.
- Помните, что среди деревьев прямому попаданию молнии менее подвержены береза и клен, наиболее - дуб и тополь.
(Слайд 28)
На открытой местности следует выбирать песчаные или каменистые участки, можно спрятаться в сухой яме, канаве, овраге.
В горах нежелательно искать убежище от грозы в небольших гротах (неглубоких пещерах с широким входом), скальных ямах, впадинах, так как есть опасность поражения токами, образующимися в земле после удара молнии.
(Слайд 29)
Во время грозы нельзя:
располагаться рядом с железнодорожным полотном, у водоема, у высокого объекта (дерева);
прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхности скал, стволов деревьев;
останавливаться на опушках леса и лесных полянах.
Лоепольд: Я решил, не поеду я в горы и теплые страны, у меня есть другая идея! ( Уходит, выходит с лыжами, шапкой и т,п)
-Я поеду кататься на горных лыжах, там уж точно никаких опасностей нет!
В.1: Неправда, вот, послушай!
(Слайд 30)
Ученик 13:
Зима, морозы одолели,
в предгорьях выпали снега.
Плохой прогноз и до конца недели
снега, снега, снега...
Они осыпали все горные вершины,
засыпали ущелье и родник.
И горы, что вершиной упирались в небо
засыпали лавины...
И мчатся по ущельям снежным комом,
грохочут наподобье колеса.
Сметая по дороге все живое, неживое,
лишь только не затронув небеса ...
Снежная лавина-масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор.
Как возникают лавины, сказать нетрудно: на крутых горных склонах отдельные слои снега или весь снеговой покров теряют сцепление с грунтом или нижележащим слоем. Из-за чудовищного веса снега внутри снеговой массы возникает напряжение, приводящее к трещинам; по ним она расплывается и скользит вниз.
Разумеется, в действительности наука о лавинах намного сложней, ведь снег — не мертвая масса, выпав на землю из облаков, он постоянно меняется. Сначала он образует, в зависимости от температуры и силы ветра, сравнительно легкий и рыхлый покров. Привести лавину в движение иногда могут незначительные нарушения в структуре снегового покрова. Даже небольшой нагрев в солнечный полдень может настолько повысить напряжение между верхними и нижними слоями снега, что это приведет к откапыванию снеговой полки. Эта причина схода лавин считается наиболее частой.
(Слайд 31)
Однако в наши дни лавину все чаще вызывают безрассудные лыжники и сноубордисты. Любители острых ощущений, несмотря на запреты, уходят с безопасной трассы на неустойчивые склоны, получая особенное удовольствие от катания по не тронутой лыжнями снежной целине, и этим подвергают опасности не только собственную жизнь, но и жизнь других людей.
(Слайд 32)
Ученик 14: Лавина может нести со склона до миллиона тонн снега и гнать перед собой воздушную ударную волну, которая, как при взрыве бомбы, уничтожает все на своем пути. Кто встретится ей на дороге, будет раздавлен.
Большинство жертв схода лавин погибает очень скоро, так как снежная стена, мчащаяся со скоростью 100 км/час и выше, создает ударную волну; она моментально забивает снегом легкие и дыхательные пути жертвы, и человек умирает от удушья. Люди, пережившие этот первый натиск, погибают, оказавшись внутри лавины, которая с огромной скоростью швыряет их на скалы, деревья и другие препятствия.
(Слайд 33)
Чем глубже человек оказывается погребенным под лавиной, тем меньше шансов достать его оттуда живым. Ведь если кубометр свежевыпавшего снега весит всего 60-70 кг, то слежавшаяся снежная масса лавины давит на тело с тяжестью более тонны, не дает дышать и просто расплющивает человека.
Многие жертвы лавины задыхаются уже под метровым слоем снега, так как к ним не поступает свежий воздух.
Поэтому спасатели советуют в случае несчастья по возможности прижать ладони к лицу, чтобы создать хотя бы небольшое пространство для воздуха, и тогда пострадавший, если ему повезет, может продержаться до прихода спасателей.
(Слайд 34)
Ученик 15: В Перу землетрясение 31 мая 1979 г. и, вызванная им, снежная лавина погубили 66 000 человек. Сила толчков достигала 7,7 балла по шкале Рихтера, эпицентр находился вблизи крупного портово-промышленного города Чимботе, а последствия оказались самыми губительными в ХХ столетии. С горы Уаскаран сорвался массивный пласт грунта и льда, который снес поселок Ранраирка, уничтожил 5 000 жителей и завалил горный курорт Юнгай. Здесь погибли почти все 20 000 его обитателей.
На пути лавина – ваши действия: Будьте внимательны к первым признакам схода лавин -это звуки трескающегося льда, белая пыль, катящиеся в низ снежные комья.
Попытайтесь отбежать с её пути и забраться на высоту( на дерево, скалу), чтобы пропустить лавину под собой.
Леопольд: что же делать, как быть? Везде могут подстерегать опасности. Интересно, ребята, а вы запомнили что-нибудь из данного урока?
(Загадывает загадки)
1.Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла, и сады и огороды всей округи полила. (гроза)
2. Он горяч, он красен и для всех опасен (пожар).
3. Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (ответ: молния)
4. «Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Я понял: предупрежден, значит- вооружен! Самое главное знать, как вести себя в опасных ситуациях, ведь так?
Ведущие: Да, верно. Надеемся, что если и вам, ребята, придётся встретиться с опасными природными явлениями, то вы не будете паниковать, вспомните правила поведения, выполните их, не подвергая свою жизнь риску и переживете любые неприятности погоды.
(слайд 35)
Песня «Неприятность эту мы переживем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
Описание картины ,, Девятый вал"...
20 уникальных природных явлений
Презентация содержит подборку с описанием двадцати уникальных интереснейших природных явлений...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...
загадки природных явлений-космические явления
материал предназначен для уроков астрономии и географии, к5ак дополнительный материал....
Контрольная работа по теме «Многообразие природных явлений», «Химические явления в живой и неживой природе»
котнтрольная работа...
Презентация интересные природные явления на Земле "Оптические явления"
В презентации собрана информация о интересных оптических явлениях, о их происхождении. Можно использовать на уроках физики и на внеурочных мероприятиях....