Игра-соревнование "Знаешь ли ты физику"
методическая разработка по теме
Физика – какая ёмкость слова,
Физика для нас не просто звук,
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaesh_li_ty_fiziku.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Знаешь ли ты физику?
(игра-соревнование)
Учитель: Игольченко С.Н.
Новомосковск, 2011 г.
ПЛАН ВЕЧЕРА:
- Связь физики с другими науками.
- Физический калейдоскоп.
- Физические постоянные.
- Физика и физики.
- Физика в приметах и пословицах.
- Физические нелепицы.
- Конкурс капитанов.
Вечер проводится для обучающихся 9-11 классов. В соревновании участвуют команды 10 и 11 классов.
1 ведущий – Здравствуйте!
2 ведущий – Мы рады видеть вас на нашем вечере!
1 ведущий – А посвящаем мы этот вечер физике – одной из древнейших наук, науке, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науке интересной и увлекательной.
2 ведущий – Но знаете ли вы физику? Вы скажете – да! Возможно. Но кто знает её лучше? Как это определить?
1 ведущий – Устроим соревнование, но соревнование физическое. Просим команды занять свои места.
2 ведущий – Представляем вам сборную команду 10-х классов, капитан команды - … И сборную команду 11-х классов, капитан -…
1 ведущий – А следить за ходом соревнования будут…
2 ведущий – Итак, мы начинаем.
1 конкурс.
1 ведущий – Физика – какая ёмкость слова,
Физика для нас не просто звук,
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
2 ведущий – Ну, это ты преувеличила. Так уж и всех наук?
1 ведущий – Давай спросим у команд, это и будет первое задание: как физика связана с другими науками?
(на карточках написано: «Физика и биология», «Физика и география», «Физика и астрономия», «Физика и история». Команды по очереди тянут карточки и рассказывают о связи физики с этими науками. Команды могут дополнять друг друга)
2 ведущий – Ну, хорошо, география, биология, астрономия – с ними всё понятно. Они без физики просто не могут обойтись. А как насчёт литературы? Какая связь между ней и физикой?
(Команды рассказывают, читают стихи)
1 ведущий – А теперь я задам вопрос: как физика связана с математикой?
(команды отвечают)
2 ведущий – Да, конечно, в основном, физика использует математические знания для решения различных задач. Но не зря же студенты придумали шутку: «Математика – царица наук и служанка физики».
2 конкурс
1 ведущий – Вы нас убедили, что физика важная наука. Но знаете ли вы её? Это и есть наш следующий конкурс. Попробуйте ответить на вопросы.
(на карточках написаны номера вопросов, капитаны команд по очереди их вытягивают, ведущий задаёт вопрос, команды, подумав 30 секунд, отвечают)
2 ведущий – А теперь вопросы сразу двум командам. Попробуйте представить себя великими учёными.
(отвечает команда, первая поднявшая руку)
3 конкурс
1 ведущий – Мне кажется, что учёные-физики – очень серьёзные люди, которые всё знают, всё помнят…
2 ведущий – Так уж и всё? Известна, например, такая история…
«Никак не могу найти себе помощника, - пожаловался однажды Эдисон Эйнштейну, - каждый день заходят молодые люди, но ни один не подходит.
- А как Вы определяете их пригодность? – поинтересовался Эйнштейн.
Эдисон показал ему листок с вопросами.
- Кто на них ответит, тот и станет моим помощником.
- Сколько км от Нью-Йорка до Чикаго? – прочёл Эйнштейн и ответил – «Нужно заглянуть в ж/д справочник»
- Из чего делают нержавеющую сталь? – «Об этом можно узнать в справочнике по металловедению»
Пробежав глазами остальные вопросы, Эйнштейн сказал: «Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам».
1 ведущий – Да, конечно, всё помнить просто невозможно, но есть величины, которые надо бы знать. Мы предлагаем вам проверить свою память.
(командам раздают написанные на листах постоянные величины, они должны дописать единицу измерения и ответить, что это за величина)
4 конкурс
1 ведущий – А пока команды думают, о чём поговорим мы?
2 ведущий – Как о чём? О физике, конечно, вернее, о физиках, людях, которые создавали науку. Какие они были? Или навсегда они вошли в вашу память скупыми строчками из учебника: такой-то великий сделал то-то, жил, умер тогда-то?
1 ведущий – Мы предлагаем вам рассказать о жизни и творчестве одного из учёных-физиков, который, как вам кажется, сделал очень много для развития науки.
(учащиеся 10-11 классов по очереди рассказывают, в промежутке между их выступлениями команды сдают ответы в жюри, а ведущие могут провести тот же конкурс со зрителями)
5 конкурс
1 ведущий – Ты помнишь песенку про чёрного кота?
2 ведущий - Конечно, это одно из суеверий, которые придумали люди: говорят – не повезёт, если чёрный кот дорогу перейдёт. Да сколько ещё таких предрассудков было придумано?
1 ведущий – Да, это так. Но совсем другое дело – пословицы и приметы. Они появились из народных наблюдений. Не всегда люди могли их объяснить.
2 ведущий – Интересно, а смогут ли их объяснить наши команды?
(командам предлагаются приметы и пословицы, которые они должны объяснить с точки зрения физики)
6 конкурс
1 ведущий - Мы уже говорили о связи физики и литературы. Очень часто поэты, писатели описывают различные природные явления. Но не всегда эти описания верны с точки зрения физики.
2 едущий – Попробуйте найти в предложенных вам небольших рассказах физические нелепицы.
1 ведущий – Но одно условие. Думать вам придётся впятером, потому что пока вы думаете, мы проведём наш последний конкурс – конкурс капитанов.
7 конкурс
2 ведущий – В данном случае это будет блиц-опрос. Мы предлагаем капитанам за 30 с ответить на возможно большее число вопросов.
1 ведущий – Вот и закончился наш вечер.
2 ведущий – Осталось только подвести итоги, поэтому слово жюри.
(подведение итогов)
ПРИЛОЖЕНИЯ1 конкурс
«Физика и биология» - физика помогает понять особенности строения, жизнедеятельности биологических объектов. Почему рыбы имеют более слабый скелет, чем животные, обитающие на суше? Почему многие водоросли не имеют твёрдых стеблей? Почему погибает под действием собственного веса кит, оказавшийся на мели? Да потому, что выталкивающая сила, действующая на тела в воде, намного больше, чем в воздухе.
Кальмары, осьминоги – как они движутся? Разве это не пример реактивного движения?
Почему некоторые животные гораздо раньше человека чувствуют приближение землетрясения или урагана? Учёные обнаружили, что при катастрофах в природе возникает ультразвук, который улавливается животными. А ещё животные испускают ультразвуки, летучая мышь, например, перемещается в пространстве при помощи ультразвуков.
А сам человек? Как происходит всасывание питательных веществ через стенки желудка? При помощи диффузии.
Глаз человека – сложный оптический прибор.
«Физика и география» - как иначе, если не на основе законов физики, объяснить образование ветров, течение рек, и почему по равнинам они несут свои воды медленно, неторопливо, а по узкому, извилистому руслу бегут быстро и шумно? Как образуются облака? Почему летом идёт дождь, а зимой – снег? Что такое полярное сияние? Как объяснить круговорот воды в природе? Всё это – вопросы географии, но ответить на них может только физика.
«Физика и астрономия» - только на основе закона всемирного тяготения – закона физики – можно объяснить устойчивость Солнечной системы, движение планет и комет, стало возможным вычислить массу планет, определить время и место солнечных и лунных затмений, были открыты планеты Уран и Нептун.
«Физика и история» - 1453 год. Огромное войско турков-османов осадило византийскую столицу. Мехмед II приказал ввести корабли во внутреннюю гавань Константинополя Золотой Рог, чтобы приступить к осаде с северной, слабо защищённой стороны. Вход в гавань был закрыт массивной цепью, через которую не мог прорваться ни один корабль. Тогда османы ночью перетащили свои корабли в Золотой Рог по суше, настелив деревянный помост и густо смазав его жиром.
История? Да! Но как тут не задать вопрос: а для чего деревянный настил смазали жиром? На этот вопрос можно ответить только, зная законы физики: для того, чтобы уменьшить силу трения.
«Физика и литература»
В.Брюсов «Мир электрона»
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусство, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но всё та же
Их бесконечность, как и здесь.
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы свой мир бескрайный,
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в бездны тайны
И умствуют, как ныне я.
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат в мечтах самовнушенья,
Что Бог их светоч загасил!
2 конкурс
- На какую из капель действует сила тяжести? А на какую из них действует большая сила тяжести?
- «Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то.
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?»
(копыта лося раздвоены, между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление мало)
- «Бортпроводница очень мило
Перед полётом попросила
Из ручек вылить все чернила:
Зачем ей это надо было?»
(давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли, на большой высоте давление окружающего воздуха уменьшается, и чернила под действием избыточного давления могут вылиться).
- «Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой каля стала,
А в мире поубавилось тепла»
Какая физическая ошибка здесь допущена?
(при превращении воды лёд теплота выделяется, а не затрачивается)
- Альберт Эйнштейн любил фильмы Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка понимают во всём мире. Вы непременно станете великим человеком». Что ответил Чаплин?
(«Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности не понимает никто в мире, а Вы всё-таки стали великим человеком).
- Над дверью своего дома Бор прибил подкову. Увидев это, один из его друзей воскликнул: «Неужели такой великий учёный, как Вы, может действительно верить, что подкова приносит счастье и удачу?» Что ответил Бор?
(«Нет, конечно, я не верю, но, Вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит»).
3 конкурс
Гравитационная постоянная, плотность воды, удельная теплоёмкость воды, постоянная Авогадро, абсолютный ноль температур, нормальное атмосферное давление, заряд электрона, ускорение свободного падения, универсальная газовая постоянная, скорость света.
5 конкурс
- Ходит чайка по песку
Моряку сулит тоску,
И пока не лезет в воду,
Штормовую жди погоду.
- «Перед дождём ласточки летаю низко»
- «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой»
- «Как аукнется, так и откликнется»
- «От грома и в воде не уйдёшь»
- «Много снега – много хлеба»
6 конкурс
«…В яркий солнечный день туристы отправились в поход. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше они свернули на луг и пришлось сбавить шаг.
Вдалеке они увидели дровосека. Подойдя к нему метров на 100, ребята увидели, как он ударил топором по дереву, но звук от удара топора услышали не сразу.
На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания сразу потеплело. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.
Потом все пили чай и любовались заходящим солнцем. Поход всем очень понравился."
7 конкурс
10 класс
- раздел физики, изучающий движение тел;
- единица измерения массы;
- отношение массы к объёму;
- автор твоего учебника по физике;
- кто открыл явление инерции?
- единица измерения количества вещества;
- энергия движущегося тела;
- процесс при постоянном объёме;
- кто открыл закон всемирного тяготения?
- единица измерения давления;
- кто открыл закон взаимодействия зарядов?
11 класс
- раздел физики, изучающий световые явления;
- единица измерения объёма;
- отношение напряжения к силе тока;
- автор твоего учебника по физике;
- кто открыл электромагнитное поле?
- единица измерения индуктивности;
- энергия деформированного тела;
- зависит ли период колебаний маятника от амплитуды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".
Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...
Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""
Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...
формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА
ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА...
Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса
Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.
Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....
презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"
Презентации к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...