Урок по теме"Пасха"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Виряскина Лариса Николаевна

 

25 апреля 2013 года Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский посетил открытый урок в Комсомольской МБОУ СОШ №1 Чамзинского района. На уроке также присутствовали: секретарь Ардатовской епархии иерей Сергий Демашкин, протоиерей Виталий Кузянов, благочинный Чамзинского района, иерей Дмитрий  Кокорев, помошник благочинного по делам молодёжи, специалист министерства образования РМ С.В.Кугута, начальник отдела образования Чамзинского района О.Н.Разуваева, директор школы Н.Н.Бабуров, заместитель директора по воспитательной работе Н.А.Асанова, заместитель директора по учебной части Н.М.Граблина. На уроке ОПК присутствовало 28 учащихся.

Цель: формирование у учащихся представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан

Задачи:

- познакомить учащихся с традициями и обычаями православного праздника;

- раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;

- воспитывать эмоционально-нравственное отношение к празднованию Пасхи на Руси

-приобщить учащихся к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»  

                            УРОК-МЕРОПРИЯТИЕ      

ГОТОВИМСЯ К ПАСХЕ  

                                  (открытый урок 25 апреля 2013 года)  

                                                     Учитель географии и ОПК: Виряскина Л.Н.

                                                    2012-13 уч.год

25 апреля 2013 года Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский посетил открытый урок в Комсомольской МБОУ СОШ №1 Чамзинского района.  На уроке также присутствовали: секретарь Ардатовской епархии иерей Сергий Демашкин, протоиерей Виталий Кузянов, благочинный Чамзинского района, иерей Дмитрий  Кокорев, помошник благочинного по делам молодёжи, специалист министерства образования РМ С.В.Кугута, начальник отдела образования Чамзинского района О.Н.Разуваева, директор школы Н.Н.Бабуров, заместитель директора по воспитательной работе Н.А.Асанова, заместитель директора по учебной части Н.М.Граблина. На уроке ОПК присутствовало 28 учащихся.

Цель: формирование у учащихся представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан

Задачи:

- познакомить учащихся с традициями и обычаями православного праздника;

- раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;

- воспитывать эмоционально-нравственное отношение к празднованию Пасхи на Руси

-приобщить учащихся к традициям и обычаям празднования Пасхи на  Руси.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, тематическая выставка.

Музыкальное оформление: видеоклипы, колокольные перезвоны, минусовка  детской песни «Дорога добра», мелодия «Ангел».

Учитель: читает стихотворение.

Чтение стихотворения Ф. Пестрякова            «В храме»

                                                   Праздник. Ярко освещенный

Божий храм огнем залит,

Пред престолом облаченный

Пастырь с трепетом стоит.

Стройно льется клира пенье,

Тихо вьется дым кадил,

И летят людей моленья

Ко престолу Бога Сил…

Как отрадно здесь!

Ни шума, ни забот, ни суеты!..

Брат, оставь мирские думы,

Приходи, молись и ты.

- Я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Как вы уже успели заметить, что речь в этом стихотворение идет о посещении храма в праздничный день. А праздников в православном календаре много.

Учитель:

-Любите ли вы праздники?

-Какие праздники вы знаете?

-Назовите любимые праздники?

Какой праздник будут отмечать православные христиане 27 апреля?  (ответы детей)  Что это за праздник, кто знает?

Рассказывает Коледаева Кристина ( заранее подготовленное сообщение)

Видеоклип « Осанна» в переводе означает О Господи, спаси же!

Учитель: В России пальмы не растут, но с первыми весенними лучами солнца уже покрылись легким зеленым пушком ветки вербы. Веточка служит у нас знаком победы Иисуса Христа над смерть.

Липатова Олеся читает стихотворение

 Нет в России пальм зеленых,

 Лишь березоньки да клены,

 Да пушится над водой

 Верба веткой золотой.

 Верба ветки дарит нам –

 Отнесем их в Божий храм

 И под колокольный звон

 Их поставим у икон.  ( под колокольный звон девочка ставит ветки вербы у иконы)

Творческое задание

Вариант-1
Вспомните прошедший
Великий пост
Вариант-2
Вспомните прошедшую
Пасху

Распределите данные словосочетания на 2 группы: 1 - относящиеся к Великому посту, 2 – к празднованию Пасхи. (Работают по вариантам)

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Скромность в поведении,  катание яиц с горки, поздравления, крашение яиц, приготовление куличей, ношение скромных одежд, ликование, воздержание в пище, украшение дома, тишина, радостные песнопения, игры и веселье.

Учитель: - Следующая неделя после Вербного воскресенья – это последняя неделя поста перед Пасхой и носит она название Страстной недели – самой строгой перед великим праздником. На этой неделе люди вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях и крестной смерти.

Каждый из этих дней получил название «Великого». Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками. Четверг называют «Чистым». Как вы думаете, почему?

Ученица: - Мне бабушка говорила, что в Чистый Четверг весь дом скоблили снаружи и изнутри, смывали зимнюю грязь и копоть, мыли окна, белили печь.

Учитель: - За Чистым Четвергом идёт Великая пятница – скорбная. Ведь именно в этот день совершились распятие и Крестная смерть Христа.

( на фоне погребального колокольного звона) Амирова Аня читает стихотворение

 

- Весть, что люди стали мучить Бога

К нам на север принесли грачи…

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи…

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз,

И на камни стали капать слёзы

Злой зимой очищенных берёз.

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На кресте, распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождём,

Поднялись – морями стали реки,

И в горах пронёсся первый гром.

Рассказ о Великой пятнице (заранее подготовленное сообщение рассказывает Тарасова Настя)

Учитель: - Суббота – это день, полный забот: пекли куличи, пасхи, сдобные хлебцы, красили яйца и доставали из сундуков самую нарядную одежду. А вечером шли в церковь на торжественную Пасхальную службу, которая продолжалась до самого утра.

Сценка «Куличик»

СЦЕНКА "КУЛИЧИК".

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БАБУШКА (Лиясова Оля)

ВНУЧКА  (Липатова Олеся)

ВНУК,  ( Анников Сережа)

ВСЕ ТРОЕ В НАРЯДНЫХ ФАРТУКАХ

БАБУШКА

Внучка, братишку скорее покличь,

Да рукава закатайте повыше -

Будем мы делать пасхальный кулич.

ВНУЧКА

Только бы вышел!

ВНУК

Только бы вышел!

БАБУШКА

Всякое дело - учебу, работу

Брань ли духовную, внешнюю битву

Мы, уповая на Божьи щедроты,

Чем начинаем?

ВНУКИ

Смиренной молитвой!

БАБУШКА

Верно, ребятки! Попросим у Бога

Ангельской помощи нам на подмогу!

ВМЕСТЕ

Господи Боже наш, благослови!

БАБУШКА

Хоть и чиста эта белая мучка,

Все же сквозь сито просей ее, внучка!

ВНУЧКА

Много здесь, бабушка, примесей разных,

Мелких комочков, сориночек скрыто.

ВНУК

Масло и яйца, изюм, курагу -

Щедро положим в кулич без опаски...

БАБУШКА

Но никогда не поднимется он,

Если не будет в нем доброй закваски!

Помыслы наши - пустая химера,

Если любви не сопутствует вера.

ВНУЧКА

Сделано тесто с умом и сноровкой,

ВНУК

Дело закончим горячей духовкой,

БАБУШКА

Вот и кулич наш на праздничном блюде -

ВМЕСТЕ

С Пасхой Христовой вас, добрые люди!

Учитель: - Вот и настало воскресенье, когда мы отмечаем величайший их всех праздников Пасху – Воскресение Иисуса Христа. В этот день с колоколен льётся ликующий колокольный перезвон.

(колокольный звон)

ПАСХА В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ «ИЗБАВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ»

Творческое задание (заранее подготовленные открытки)
Составить текст поздравления.
Кому, бы ты хотел(а) ее подарить? __________ (Выборочно зачитывают поздравления)
см.Приложение 3

Видеоклип « Пасха Христова»

Учитель: - Плывёт, переливается в воздухе стройный колокольный звон. Такой звон во все колокола бывает только на Пасху. Его называют «красный». В Древней Руси слово «красный» означала не только цвет, но и «красивый». Да и саму Пасху называют «красной» - как праздник победы жизни над смертью. Иисус Христос умер как человек, но он победил смерть, воскрес и нам всем открыл путь в жизни. Наверное, поэтому слово «Пасха» в переводе означает «избавление», «освобождение».

Как вы знаете, на Пасху принято красить яйца в красный цвет. А откуда пошёл этот обычай, вы знаете?

(Васина Таня читает отрывок об истории возникновения красного яйца)

Учитель: - Подарить друг другу пасхальное яйцо – главный обычай этого светлого праздника. К Пасхе специально накапливали яйца и красили их очень много по 100, а то и по200 штук.

- Ребята, а вы знаете, как красят яйца?

(дети рассказывают о том, как красили яйца дома и показывают свои работы)

Учитель: - Красили столько много яиц не зря. На Пасху яйцо съедалось самым первым. Яйцами угощали своих друзей, родственников, знакомых. А ещё существовал очень интересный обряд, который дошёл и до наших дней. Какой?

(ответы детей)

Закрепление знаний ( Викторина «Светлопасхальная радость»

Выходят дети и читают стихотворения см.Приложение 1

( Шмелева Ульяна, Бычков Кирилл, Прачков Макар, Адушкина Настя, Христофоров Саша, Лиясова Оля)

В заключении дети все вместе исполняют песню под музыку « Дорога добра»

Рефлексия

Учитель: действительно ли, Пасха «праздник», «праздников» и торжество торжеств. Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой.

Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?

 (ответы детей)

В завершении слово Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Ардатовского и Атяшевского.

Фото на память. см. Приложение 2

Учитель географии и ОПК: Виряскина Л.Н.

Приложение 1. Стихи

Светлое Христово Воскресение. (Бычков Кирилл)
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование – “Христос воскрес!”
В праздник Вам дарю яйцо пасхальное.
Поздравляю, что Христос воскрес!
Наш разлад – явление случайное,
В Светлый праздник след его исчез.
Нет в душе обидного томления,
И любовь воскресла, как Христос.
Наше неизбежно примирение!
Вновь надежду нам Христос принес.
***
Сегодня Пасха! Так пускай (Лиясова Оля)
Мечтанья сбудутся твои!
И совершать не забывай
Поступки добрые свои!
***
Христос воскрес в великий этот день! (Гребенскова Ирина)
Пусть к Вам придет приятное волненье,
Пасхальная божественная тень
Пускай коснется в это воскресенье!
***
Колокола звонят с небес: (Прачков Макар)
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
Как обещание чудес:
«Воскрес! Воистину воскрес!»
Так пусть же этот глас небесный
Благословит душевный труд,
Пусть чувства лучшие воскреснут
И никогда уж не умрут!

***

- Храм господний озарён (Шмелева Ульяна)

   Солнцем золотист

   Льётся колокольный звон              

   Звон пасхальный, чистый.

   Зажигает лица он

    Радостью сердечной,

    Ведь поёт пасхальный звон

     Нам о жизни вечной

Литература

svetoch-opk.ru 

 Картинки

images.yandex.ru›готовимся к пасхе

…-prezentaciya-pasha.html 

-prezentaciya-pasha.html

http://senin.pereprava.org/viktorina.htm

http://4schoolkuryi.ucoz.ru/urok/pasxa.doc

Картинки

http://img-f.photosight.ru/4b9/3176614_large.jpeg

http://www.cirota.ru/forum/images/20/20301.jpeg

http://doshkolnik.ru/pasha/4611-kartina.html

http://vibiri.files.wordpress.com/2010/09/85.gif?w=500&h=500

Музыка

x-minus.orgtrack…дорога-добра-минусовка.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Методическая разработка урока по теме: "Пасха"

Данная методическая разработка урока позволяет обединить усилия по подготовке к празднику Пасха учителя, ребёнка и родителей. На первом этапе подготовки к празднику инициативу в свои руки берёт учител...

открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"

урок посвящен замечательному событию "Воскресение Христа". Дети знакомятся с традициями нашего народа , обрядами , песнями....

Разработка урока по теме "Пасха в Британии и России"

Конспект разработан для проведения мероприятия в апреле 2013г.Урок на тему «Пасха» нетрадиционный, который проходит по типу «ролевой игры». Дается характеристика праздника на английском и русско...

Открытый урок по теме "Пасха"

Данный урок проводился в 2 классе( 1 год обучения)Цели урока1. Познакомить учащихся с традициями Англии на примере празднования « Easter»....

Открытый урок по теме "Пасха"

Данный урок проводился в 2 классе( 1 год обучения)Цели урока1. Познакомить учащихся с традициями Англии на примере празднования « Easter»....

Открытый урок по теме "Пасха"

Данный урок проводился в 2 классе( 1 год обучения)Цели урока1. Познакомить учащихся с традициями Англии на примере празднования « Easter»....