Внеклассное мероприятие на тему "Уроки Холокоста"
классный час (7 класс) на тему
Дети и Холокост. Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?
Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…
Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”.
Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tragediya_kholokosta.rar | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс методических проектов по краеведению
Направление:
Сценарий внеклассного мероприятия
для учащихся 7 класса
«Уроки Холокоста», посвященные истории Катастрофы еврейского народа в годы Второй мировой войны
Подготовила: Кузнецова А.С.,
учитель английского языка
МОУ СОШ п. Новый Урал
Варненского муниципального района
2013г
Классный час: «Трагедия Холокоста»
Памяти жертв Холокоста посвящается…
(гражданское и патриотическое направления в воспитании)
Автор: Кузнецова Анна Сергеевна, учитель английского языка
МОУ СОШ п.Новый Урал
Обоснование работы.
Дети и Холокост. Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?
Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…
Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”.
Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
Описание работы.
Электронное сопровождение к тематическому классному часу представлено в формате Microsoft Power Point, видеоприложение
Учебно-методические рекомендации.
Основная ученическая аудитория – учащиеся 7 – 8классов.
Занятие рассчитано на 1 час (урок). Форма занятия – интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией презентации, видеоматериала.
Цели:
- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
- формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи:
- ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
- формирование толерантного сознания;
- формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
Ход мероприятия
- Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово учителя.
Учитель: (слайд 1)
Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.
- Интерактивная беседа по теме классного часа
Так давайте вспомним, как всё это было…
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ». Кто-нибудь знает, что такое «Холокост»?
Ответы детей…
Учитель: (слайд 3)
Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое
уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян… (слайд 2)
Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида. Ученики выступают со стихами:
Ученик 1:
Мы рождены гораздо позже.
По счастью нам не довелось
Быть там, где выжить невозможно,
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве
Увековечить и почтить
Мы можем только лишь молитвой,
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях,
И только в полной тишине
Забыв про все на миг, на время,
Произнесем ее в душе.
Учитель: (слайд 4)
Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.
Ученик 2:
Все можно сокрушить,
Смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Все можно растерять, что собрано веками,
Все может замолчать, расправами грозя,
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя.
Учитель: (слайд 5)
В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.
Стоны, крики, плачь, боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти кадры.
Учитель:
А сейчас небольшой отрывок из истории
Ученик 3: (слайд 6)
Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.
Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
Ученик 4:
Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы, «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».
В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.
Ученик 5: (слайд 7)
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.
Мне кажется, что Дрейфус - это я.
Мещанство - мой доносчик и судья.
Я за решеткой. Я попал в кольцо.
Затравленный, оплеванный, оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
Визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется - я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
И пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"…
Учитель:
В данном стихотворении прозвучали слова Бабии Яр. Кто-нибудь знает что это такое? Может кто-нибудь где-нибудь слышали подобное выражение?
Ответы детей…
Учитель:
Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч (жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
В 2008 году на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам[10] и другим жертвам убийств. До Куренёвской трагедии 1961 года здесь находился один из самых больших в Киеве оврагов — длина около 2,5 км, глубина — свыше 50 м. По его дну протекал одноимённый ручей, взятый в настоящее время в коллектор.
Учитель:
В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, подробнее давайте рассмотрим на слайдах, в какой стране, сколько погибло человек. (слайды 8 - 19)
22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России: в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине. Это как раз те территории, которые подверглись оккупации фашистскими войсками. Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части.
- Просмотр видеоряда “Дети Холокоста”.
Предварительный комментарий учителя.
Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.
Их судьба может быть разделена на следующие категории:
1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;
2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;
3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;
4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.
4. Обсуждение фильма.
Примерные вопросы: (слайд 20)
1. Как вы думаете, что побуждало нацистов непрерывно совершать массовые убийства заключенных, в том числе и детей?
2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти?
3. Для чего проводилась селекция в лагере?
4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?
5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?
- Обобщение по теме. (слайд 21)
Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- О чем мы сегодня говорили?
- Что такое Холокост?
- Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
- Что является причинами Холокоста?
- Кто стал его жертвами?
- Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
- Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
(слайд 22)
Учитель: Сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни тысячи людей, в том числе и детей.
Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.
Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.
4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ
5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
6) www.holofond.ru/
7) www.yadvashem.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
Материал очень сложный и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...
Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Холокост - трагедия 20 века"
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием и историей холокоста, узнают о жестокостях фашисткого режима....
Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – ун...
Внеклассное мероприятие "Дети - жертвы Холокоста"
Мероприятие проводилось с учащимися 8-9 классов....
внеклассное мероприятие «Скорбные фиалки Холокоста»,
Внеклассное мероприятие « Скорбные фиалки Холокоста» (для старших классов ). Цель проведения мероприятия: актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...
Внеклассное мероприятие Урок мужества "Холокост- память поколений"
Внеклассное мероприятие Урок мужества "Холокост- память поколений"...