Программа художественный труд
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель программы: Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДОБРЕНО МС МОУ СОШ №5
ПРОТОКОЛ №6 от 23.10.2010г.
Автор программы:
ПОЛОВИНКИНА Людмила.Ддмитриевна,
учитель технологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Лабытнанги
В основу данной программы взята программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по декоративно-прикладной деятельности.
Пояснительная записка.
Вышивка это исконно русское традиционное народное искусство. Узнать народное искусство – значит и полюбить его, понять, что это основа всей художественной культуры народов. С древности народом создана высокая культура бытовой вещи. Создавая сегодня бытовую вещь, мы должны знать историю сюжета, направления. Важно осмыслить себя частицей своего народа, пробудить желание творить, создавать и украшать свой быт, свою жизнь.
Основным источником народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм. Образы родной природы обязательно воплощались в предметах имеющих практическое назначение. Издавна по законам целесообразности и красоты народные мастера создают вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную, резную и расписную посуду, прялки т.д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель, оформление интерьера .
Со временем в оформлении интерьера появляются новые тенденции, основой которых являются все также традиционные народные промыслы. Вышивка в оформлении интерьера это сравнительно новое направление основанное на традиционной вышивке и низании бисера. В упрощенном виде овладеть техникой вышивания может даже ребенок младшего школьного возраста. Зная законы и закономерности построения композиции и цветовидения, можно, даже применяя ограниченные технические приемы вышивания изготовить оригинальные произведения прикладного искусства.
Программа объединяет в себе два вида прикладной деятельности – бисероплетение и вышивка. Учащиеся разделены на 4 возрастные группы:
Две по 8– 12 лет и две по 13 – 15 лет. На занятиях кружка учащиеся приобретают умения и навыки по вышивке , знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, с разнообразием народных орнаментов с художественными традициями народов нашей страны. На занятиях вышивки дети знакомятся с историей создания произведений искусства. Используются словесный, практический и наглядный методы обучения. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор сюжета, темы. Это литературные произведения, сюжеты народного фольклора. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей. Используются групповые и индивидуальные методы обучения.
Подготовка школьников к самостоятельному труду и созданию самостоятельного выбора происходит на протяжении всего курса обучения.
Большую роль в работе с детьми имеют коллективные работы. Коллективной работой могут быть крупные изделия декоративного предназначения для украшения жилого интерьера. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и способности каждого. Сочетание во многих изделиях разнообразных приемов вышивки по степени сложности технического исполнения дает возможность участия в коллективной работе всех членов коллектива.
Программа ручной вышивки разработана для групп первого и второго года обучения с учетом возрастных особенностей и рассчитана на 144 часа в учебный год. Она предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями основных центров вышивального искусства, беседы о народных художниках, анализ образов народной вышивки и современных произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукции, изделия).
Практическая работа по вышивке включает в себя знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных видов орнамента, составление узоров из готовых элементов и самостоятельная работа над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приемами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.
Ручной труд стал очень ценен в современном мире. И от того в каком возрасте дети будут знакомиться с малоизвестными видами работ, зависит насколько интересными и творческими будет их дальнейшее развитие.
Цель:
Обучение элементарным навыкам художественного шва, развивая технику и побуждая к творчеству и самостоятельности.
Задачи:
1. Осуществить трудовое и эстетическое воспитание учащихся, привить детям интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству.
2. Развить художественный вкус и воображение, творческое мышление, фантазию, владеть средствами художественной выразительности.
3. Освоить приемы компоновки и композиции, реализовать практические навыки художественного шва.
П Р О Г Р А М М А
Для младшей группы
1 год обучения.
- Шов: «Вперед иголку»
ЦЕЛЬ:
Освоение шва и его разновидностей.
ЗАДАЧИ:
Подготовить группу к работе с инструментами и материалами.
Вводное занятие:
Правила поведения, оборудование рабочего места. Техника безопасности на занятиях по вышивке и бисероплетению, необходимые принадлежности и материалы для занятий.
Задание:
Выполнение учебного образца, выполнение разновидностей шва в готовых изделиях (носовой платок, салфетка).
- Шов: «Назад иголку».
ЦЕЛЬ:
Освоение шва и его разновидностей.
ЗАДАЧИ:
Освоить швы и разработать сюжет с применением освоенных швов.
Задание:
1. Выполнение учебного образца.
2. Вышивка по разработанному сюжету (салфетки, платочки и
т.д.).
- Стебельчатый шов.
ЦЕЛЬ:
Освоение шва.
ЗАДАЧИ:
Применить швы в разработанном сюжете платка, медальон.
Задание:
1. Выполнение учебного образца.
2. Вышивка по разработанному сюжету с применением
изученного ранее.
- Оформить работу плотными рядами стебельчатого шва. Швы в обрамлении работы.
4.Тамбурный шов.
ЦЕЛЬ:
Освоение шва.
ЗАДАЧИ:
Применить тамбур и двойной тамбур в ассоциативной связи с образом – цепь, дерево, цветок и т.д.
Задание:
Выполнение учебного образца. Составить сюжетные композиции в ассоциативной связи с формой шва. Использовать шов в индивидуальных и коллективных работах.
5.Петельный шов.
ЦЕЛЬ:
Освоение шва и его разновидностей (вертикальные, наклонные, разноцветные ряды петельного шва, выпуклые фестоны) .
ЗАДАЧИ:
Применить шов в обработке платочка выполненного в технике шов «назад иголку»
Задание:
Выполнение учебного образка по всем видам шва. Обработать ранее выполненный платочек швом «выпуклые фестоны».
6. Шов «Рококо».
ЦЕЛЬ:
Разработать сюжет для вышивки детского платья. Освоить шов.
ЗАДАЧИ:
Применить шов в своей разработке.
Задание:
По разработанному сюжету выполнить вышивку с применением ранее изученных швов. Распределить в цвете узелки рококо, цвет стебля и листа.
П Р О Г Р А М М А
Для младшей группы
2 год обучения.
- Гладь.
Контурная, теневая, выпуклая гладь или гладь с настилом, горошина.
ЦЕЛЬ:
Освоение шва в его многообразии.
ЗАДАЧИ:
Теоретически и практически освоить шов используя возможности цветового решений, тонких цветовых градаций в вышивании цветка.
Задание:
Выполнение учебного образца во всем видам шва. Выполнение сюжетной картины, салфетки.
- Крест, полукрест, козлик, гобеленовый шов.
ЦЕЛЬ:
Освоение разновидностей шва.
ЗАДАЧИ:
Самостоятельно выбрать шов подходящий для композиции. Решить в цвете.
Задание:
Выполнить приемом крест, полукрест картинку, гобелен.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
младшая группа
Тема кол-во часов кол-во
часов практ.
1. Шов «вперед иголку» (шнурок, цепочки, геометрический) Практическая работа: Салфетки | 24 | 24 |
2.Шов «назад иголку» (россыпь, строчки) Практическая работа: Платочек | 24 | 24 |
3. Стебельчатый шов «назад иголку». Практическая работа: Мотив для детского платья | 24 | 24 |
4. Тамбурный шов. Практическая работа – медальон, картины | 24 | 24 |
5. Петельный шов. Практическая работа: Обработка платочков, салфеток | 24 | 24 |
6. Рококо. Практическая работа: Сюжет для детского платья, медальон, картина. Применение узелков во взаимосвязи с др. видами шва | 24 | 24 |
ИТОГО | 144 | 144 |
2 год обучения
младшая группа.
Тема: кол-во часов
- Гладь.
Контурная гладь.
Практическая работа:
Салфетки 10
Теневая гладь.
Практическая работа:
Картина 8
- Выпуклая гладь.
Практическая работа:
Прихватки. 18
3. Горошина.
Практическая работа:
Сюжет с использованием
элемента «горошина» 8
4. Крест. 10
Цветы.. 8
Пейзаж 10
5. Гобеленовый шов.
Сюжетная картинка по выбору 18
- Козлик.
Обработки, украшение салфетки 18
7. Цветок из бисера – объемное плетение 18
8. Коллективная работа из индивидуальных элементов
плетения 18
ИТОГО: 144
П Р О Г Р А М М А
Для старшей группы
1 год обучения.
- Изготовление изделий на проволочной основе.
ЦЕЛЬ:
Освоить приемы бисероплетения, дающие объемность изделий из бисера.
ЗАДАЧИ:
Создание художественного изделия путем низания. Освоение приемов низания. Освоить различные виды низания придающие форму цветка различный вид и характер.
Задание:
Выполнить работу – изделие из проволоки и бисера (цветок, веточки,
букетик, брошь).
- Вышивки бисером.
ЦЕЛЬ:
Развитие фантазии и воображения, знакомство с различной техникой выполнения изделий из бисера.
ЗАДАЧИ:
Освоение приемов вышивания бисером, ознакомление со свойствами художественного материала. Создание цветовой гармонии посредством использования предметного цвета материала.
Задание:
Пользуясь художественными возможностями материала создать сюжет на различные темы.
- Вышивка тамбурным швом.
ЦЕЛЬ:
Освоение шва в его многообразии.
ЗАДАЧИ:
Применение шва в ассоциативной связи с образом. Создание образа возможностями данного шва.
Задание:
Придумать и вышить на учебном образце деталь ассоциативно связанную с формой шва. Выполнить работу изученным швом.
ТЕМЫ:
«Детство», «Природа», поздравительная открытка, сказочный персонаж животный мир.
- Вышивки крестом.
Крест, полукрест, гобеленовый шов.
ЦЕЛЬ:
Освоение разновидностей шва.
ЗАДАЧИ:
Иглой и цветными нитками создать декоративную работу пользуясь возможностями материала. Передать оттенки путем подбора ниток.
Задание:
Выполнить работы на темы
- «Красная Шапочка и серый Волк»
- «Букет цветов корзине»
- «Собор»
- «Ангел»
- «Золотая рыбка»
- «Гном»
- «Попугай»
- «Котенок».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
1 год обучения.
Тема: кол-во часов
- Изготовление изделий из бисера
На проволочной основе 44
2. Вышивка бисером 40
- Вышивка тамбурным швом 10
4. Вышивка крестом 50
______________________________________________________________
ИТОГО: 144
П Р О Г Р А М М А
Для старшей группы
2 год обучения.
- Вышивка гладью.
Контурная, теневая, гладь с настилом.
Владимирский верхошов.
ЦЕЛЬ:
Овладеть техникой выполнения шва.
ЗАДАЧИ:
Освоить шов используя возможность цветового решения картины путем подбора и техники плавного перехода из цвета в цвет.
Задание:
Выполнить изделие, применяя изученную технику. Сюжеты: букет цветов (незабудки, маки и т.д.). Контрастная вышивка.
- Вышивка бисером.
ЦЕЛЬ:
Развитие фантазии и воображения, знакомство с различной техникой выполнения работ из бисера.
ЗАДАЧИ:
Освоение приемов вышивания бисером. Ознакомление со свойствами художественного материала. Создание цветовой гармонии посредством использования предметного цвета материала.
Темы:
Пейзаж, букет цветов, сюжетные композиции.
Задание:
Пользуясь художественными возможностями бисера, создать сюжет на разные темы (пейзаж, портрет, сюжеты по сказкам, былинам).
- Крест, полукрест.
ЦЕЛЬ:
Освоение разновидностей шва.
Задание:
Создать декоративную работу одним из видов шва.
Темы:
Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина, растительные и зооморфные сюжеты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения
старшая группа.
Тема кол-во часов
1. Гладь 48
2. Вышивка бисером 24
3. Низание бисером 24
4. Крест, гобеленовый шов 48
ИТОГО: 144
Результатом работы кружка является приобретение знаний по технике выполнения художественного шва и низания бисера, знание основ общей и специальной композиции. На занятиях кружка дети ознакомились с особенностями форм и цвета изобразительных мотивов в орнаменте народной вышивки, значении ритма и симметрии, форм и цвета в полосе, квадрате, круге. Освоено самостоятельное чтение схем. На основе изученных швов дети второго года обучения самостоятельно подбирают шов к избранному сюжету, а также способны на самостоятельную разработку сюжета.
Освоив приемы низания бисером, дети, как первого, так и второго года обучения способны собрать из отдельных элементов одну общую композицию, разработать, опираясь на изученное – свою работу – воплощая свою фантазию в реальную игрушку, цветок, животное и т.д.
Получение основ по бисероплетению и вышивке позволяют решать самые сложные задачи по технике выполнения и композиционного размещения выбранного сюжета, а также позволяет к концу обучения перейти на самостоятельную работу по этим видам деятельности.
Подведением итогов работы за год является тематическая вышивка.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Бисер плетение и вышивка» А. Магина, Москва Олма -Пресс 1998 г.
- «Чудесные мгновения» - вышивка крестом. Агентство «Дистьебьютер» Пресс». Москва 1999 г.
- «Сюжеты для детей» – Вышивка крестом. ТОО «Внешсигма», Москва 1999 г
- Гармония цветов. И.Н. Котова Начальный курс. Санкт-Петербург Издательство «Дом МИМ» 1997 г.
- Бисер «Волшебная игла» Санкт-Петербург 1998 г И.Н. Котова
- «Бисер» М. Ляукина «Основы художественного ремесла» Москва АСТ-Пресс 1999 г
- «Игрушечки» – Н.А. Бергини Издательство «Культура и традиции», Москва 1999 г.
- «Сюзанна» - октябрь 1997 г. № 2
- «Сандра» - № 6 1996 г.
- «Валя – Валентина» № 12, 1997 г
- «Валентина» Ова – Пресс № 5
- Ксюша – январь-февраль № 1 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе
Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв....
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...