Программа элективного курса "Волшебные ленты"
элективный курс (7 класс) по теме

Акулова Марина Михайловна

Программа разработана с учетом интересов и желаний учащихся, выявленных в результате опросов.Элективный курс «Волшебные ленты» способствует разви­тию у учащихся фантазии, художественного вкуса, творческой активности, любознательности; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость, когда  становится виден результат  этого кропотливого труда. Вся работа базируется на изучении народного искусства, которое ока­зывает неоценимую помощь для духовного развития личности.Теоретический материал курса переплетается со следующими предметами: химией, биологией, экономикой, историей, русским языком, информатикой, ОБЖ, математикой. Курс включает материал, не содержащийся в базовой программе по трудовому обучению, содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к народным ремеслам, декоративно-прикладному творчеству. Полученные знания и умения при изучении курса будут полезны каждой ученице, так как в будущем каждая станет хозяйкой своего дома. Содержание курса знакомит со спецификой вида деятельности при выборе технологического профиля и представляет собой введение в  профессии вышивальщица, дизайнер (одежды, интерьера). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_volshebnye_lenty.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

«ГКС(К)ОУ Калужская школа-интернат № 5 г.Калуги»

Программа

 элективного курса

«Волшебные ленты»

для подготовки учащихся по профилю «Художественная обработка материалов».

                                               

                                                                 Учитель трудового обучения

                                                высшей категории

                                        Акулова М.М.

Содержание

                                                                                                                 Стр.

1. Пояснительная записка.                                                                      2

2. Учебно-тематический план.                                                               6

3.Содержание программы.                                                                     8

4. Литература                                                                                          12

-1-

Пояснительная записка.

                                                        Коснусь рукой картины осторожно:

                                                               Она чарует и ласкает взор.

             Представить трудно, как это возможно

                                                        Создать из ленточек невиданный узор...

                                                 Как результат терпенья и уменья –

                                      Изящество и цвета чистота.

                                                Причудливые ленты! Нет сомненья:

                                                Наш мир спасут талант и красота!  

  Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Их используют для оформления праздников и торжеств. Но есть и совершенно отличное использование шелковых лент - вышивка шелковыми лентами.  

  История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берётся очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придаёт рисунку объёмность. Шить шёлковыми лентами очень занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приёмы вышивки. Изучив описание различных видов швов, можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи, которые украшают интерьер, являются тем декоративным элементом, который позволяет избежать безликости и стандартности. Вышивка на одежде придаёт своеобразие самому обычному фасону.

 Акутуальность курса.

 Овладение содержанием курса  «Волшебные ленты»  обогатит слабослышащих учащихся не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как период окончания школы характеризуется активизацией процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения молодого человека, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности.

 Программа элективного курса «Волшебные ленты»  составлена в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени

общего образования». Курс рассчитан на два года обучения, общее количество часов- 68 (1-й год-34 часа, 2-ой год-34 часа, из расчета 1 час в неделю).

-2-

   Программа разработана с учетом интересов и желаний учащихся, выявленных в результате опросов.

   Элективный курс «Волшебные ленты» способствует развитию у учащихся фантазии, художественного вкуса, творческой активности, любознательности; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость, когда  становится виден результат  этого кропотливого труда.

  Вся работа базируется на изучении народного искусства, которое оказывает

неоценимую помощь для духовного развития личности.

  Большое значение имеет соблюдение культуры труда, экономное расходование материалов, бережное отношение к инструментам, приспособлениям и правильное пользование ими. Учащихся необходимо учить делать любую вещь красиво, прочно, быть предельно внимательными к работе.

 Полученные знания и умения в дальнейшем могут быть использованы учащимися для дизайна интерьера и одежды.

  Программа элективного курса «Волшебные ленты» предусматривает   расширение  знаний и умений учащихся в условиях рыночной экономики, формирует компетенции эстетические (развивает чувство прекрасного) и практические (умение найти свое место в жизни).

  Программа не создаёт учебных перегрузок для учащихся и построена таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими

знаниями, умениями и навыками.

 В элективном курсе не предполагается задавать домашних заданий после каждого занятия. В конце курса ученикам предлагается выполнить индивидуальные работы по готовым или своим эскизам. Работая  над своим изделием, каждая  учащаяся решает доступные ей задачи.

   Теоретический материал курса переплетается со следующими предметами: химией, биологией, экономикой, историей, русским языком, информатикой, ОБЖ, математикой. Курс включает материал, не содержащийся в базовой программе по трудовому обучению, содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к народным ремеслам, декоративно-прикладному творчеству. Полученные знания и умения при изучении курса будут полезны каждой ученице, так как в будущем каждая станет хозяйкой своего дома.

 Содержание курса знакомит со спецификой вида деятельности при выборе технологического профиля и представляет собой введение в  профессии вышивальщица, дизайнер (одежды, интерьера). При изучении курса учащиеся знакомятся с новым видом рукоделия, работают с  литературой, осваивают технику вышивки лентами, изготавливают изделия, готовятся к выставке творческих работ. 

-3-

Цели курса:

развитие художественно-творческих способностей учащихся в создании композиционного единства всех средств организации интерьера, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, трудолюбия и уважения к труду;

освоение знаний о вышивке лентами как способе эмоционально-практического освоения пространства; о выразительных средствах и социальных функциях дизайна, декоративно-прикладного искусства; знакомство с образным языком пластических искусств;

овладение техникой художественной вышивки лентами;

формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи курса:

♦Познакомить учащихся с возможностями, историей возникновения, основными приёмами вышивки шёлковыми лентами.

♦ Создать условия по совершенствованию практических умений и навыков

учащихся по теме «Вышивка шёлковыми лентами».

♦ Развивать эстетическое чувство, творческие возможности и художественную инициативу учащихся.

♦ Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

♦ Корректировать и развивать слух, речь, общую и мелкую моторику рук     учащихся.

 Способствовать самоопределению учащихся в выборе технологического профиля в старших классах и дальнейшего пути обучения.

Создать условия для формирования интереса к профессии «Вышивальщица вручную».

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

• общие сведения из истории старинной вышивки шёлковыми лентами;

• возможности вышивки и материалы, инструменты и приспособления, применяемые для вышивки;

• правила закрепления ткани в пяльцах, способы перевода рисунка на ткань, виды простых и сложных швов;

•понятие о композиции, гармонии и сочетании цветов в вышивке;

•технику и приёмы выполнения простых и сложных швов;

•правила обработки изделий после вышивки.

-4-

Учащиеся должны уметь:

•переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять ткань в пяльцы;

•подготавливать материалы для вышивки шёлковыми лентами к работе, подбирать материалы по цвету, тональности, насыщенности, пользоваться инструментами и приспособлениями;

• выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой; выполнять различные швы и применять их для художественного оформления различных изделий.

•оформлять готовые вышитые изделия.                                                    

 

  В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации. Учитель демонстрирует приемы работы. Каждая ученица обеспечивается дидактическими материалами – пошаговыми инструкциями по технике вышивки лентами и образцами швов.

 Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется промежуточный  (собеседование, выполнение текущих  проб) и итоговый (представление творческой работы - индивидуального изделия в технике вышивки лентами) контроль.

Креативность предлагаемой программы заключается в том, что содержание учебного материала направлено на передачу знаний, умений и навыков по формированию у слабослышащих учащихся компетенции в области декоративно-прикладного искусства и изучение народных традиций в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

 Коррекционная направленность программы:

-к каждому занятию разработан поурочный тематический словарь;

-на занятиях соблюдается слухо-речевой режим;

-в процессе выполненеия профессиональных проб (упражнений) корректируется общая и мелкая моторика рук (на уровне тонкой дифференцированной функции кисти);

-при самостоятельном планировании работы, осуществлении самоконтроля, использовании технологических приемов в работе происходит коррекция мышления слабослышащих учащихся;

- повторение приемов работы, использование приемов при изготовлении индивидуального изделия приводят к коррекции памяти учащихся.

-5-

Учебно-тематический план.

1-й год обучения.


п/п

Наименование разделов и тем.    

Количество часов.


1.


2.



3.


4.


5.



6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.



13



14.





15.


16.


17, 18.


19, 20, 21,22.


23,24,25, 26, 27,

28, 29, 30, 31, 32.


33.




34.



Вводное занятие. Содержание курса.


Инструменты и приспособления. Иглы.

Пяльцы.


Элементы материаловедения.


Элементы цветоведения.


Экскурсия в магазин рукоделия.


Техника вышивки лентами.

Выполнение плоского узелка. Закрепление шва.

Шов «вперед иголку». Шов «сетка».


Стебельчатый шов.


Тамбурный шов.


Шов «полупетельки с прикрепкой».


Шов «петелька с глазком».


Шов «петельки». Шов «петельки по кругу».


Шов «вытянутые стежки». Шов «вытянутые стежки с завитком».


Шов «перекрученный вытянутый стежок».

Шов «перекрученный вытянутый стежок с узелком».


Шов «стянутая по центру наметка».


Узор «бантик».


Узор «роза».


Мотив «анютины глазки».


Изготовление индивидуального изделия в технике вышивки лентами.


Использование вышитых изделий для оформления интерьера дома.

Экскурсия в багетную мастерскую.


Уход за вышитыми изделиями.

Подготовка к выставке работ.


1


1



1


1


1


17

1


1


1


1


1


1


1



1



1





1


1


2


4


10



1




1

Итого

34

2-й год обучения.


п/п

Наименование разделов и тем.    

Количество часов.


1.








2.




3.




4.


5.


6.


7.


8-32.


33.


34.


Вводное занятие. Содержание курса.

Повторение: инструменты и приспособления; организация рабочего места вышивальщицы; правила техники безопасности при работе ножницами, иглами, булавками.  


Повторение. 

Элементы материаловедения;

элементы цветоведения; вышитые изделия в интерьере.


Техника вышивки лентами, основные швы.


Технология изготовления изделий, вышитых лентами.

Выбор (разработка) модели изделия.


Изготовление рисунка вышивки.


Подготовка ткани.


Перевод рисунка на ткань.


Вышивание индивидуальных работ.


Окончательная обработка вышивки.


Повторение.

Уход за вышитыми изделиями.

Подготовка к выставке работ.


1







2

1




1


30


1


1


1


1


25


1


1

Итого

34

Содержание программы.

1-й год обучения.

Вводное занятие (1 час).

 Содержание курса. Виды декоративно-прикладного искусства. Из истории вышивки лентами. Ассортимент изделий. Организация рабочего места. Посадка при вышивании. Санитарно-гигиенические требования при работе ручными инструментами.  Правила безопасности труда.

Словарь: вышивание, вышивальщица, правила техники безопасности, панно, картина, одежда, аксессуары, освещение, посадка, ассортимент.

Межпредметные связи: история, русский язык, ОБЖ, ИЗО.

Инструменты и приспособления (1 час).

Сведения об инструментах и приспособлениях для ручной вышивки лентами (иглы, пяльцы, ножницы, сантиметровая лента, линейка, булавки, наперсток), их назначение и правила храненеия.

 Словарь: игла, ушко, булавка, игольница,  наперсток, заправить, пяльцы, запялить, измерить, сколоть, лезвие.

 Межпредметные связи:  русский язык,  история, ОБЖ, математика.

Элементы материаловедения (1 час).

Сведения о материалах,  используемых для вышивки лентами  (виды лент, основа для вышивки-канва и ткани с редким  переплетением нитей, их свойства и назначение; нитки, пряжа, бисер, пайетки, бусины как

вырызительные  средства современной  вышивки; клей, лак). Подготовка материалов к работе.

Словарь: ленты капроновые, ленты атласные, канва, двунитка, полотняное переплетение, редкие нити, нитки, пряжа, бисер, пайетки, бусины, украшение.

-8-

Межпредметные связи: биология, химия, русский язык,  история, ОБЖ, математика.

Элементы цветоведения (1 час).

Природа цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг. Гармония цвета. Цветовое сочетание.

Словарь: цветоведение, хроматические и ахроматические цвета, теплые и холодные цвета, цветовой круг, гармония, тон, контрастность, цветовое сочетание.

Межпредметные связи: русский язык, ИЗО.

Экскурсия в магазин рукоделия (1 час).

Адреса магазинов рукоделия. Ассортимент товаров. Покупка  материалов для вышивки лентами. Литература по рукоделию.

Словарь:  журнал, энциклопедия, схема, набор вышивки, чек, стоимость, продавец-консультант, будьте добры,  пожалуйста,  покажите мне..., можно ли заказать?, спасибо.

Межпредметные связи: русский язык,  история, ОБЖ, математика, ИЗО.

Техника вышивки лентами (17 часов).

Выполнение плоского узелка. Закрепление шва.

Шов «вперед иголку». Шов «сетка». Стебельчатый шов.

Тамбурный шов.  Шов «полупетельки с прикрепкой».

Шов «петелька с глазком». Шов «петельки». Шов «петельки по кругу».

Шов «вытянутые стежки». Шов «вытянутые стежки с завитком».

Шов «перекрученный вытянутый стежок».

Шов «перекрученный вытянутый стежок с узелком».

Шов «стянутая по центру наметка».

Узор «бантик». Узор «роза». Мотив «анютины глазки».

Словарь: плоский узелок,  шов, закрепление шва,  «вперед иголку»,  «сетка», стебельчатый шов, тамбурный шов,   «полупетельки с прикрепкой»,

 «петелька с глазком»,  «петельки»,  «петельки по кругу»,  «вытянутые стежки», «вытянутые стежки с завитком»,  «перекрученный вытянутый стежок», узелок, «стянутая по центру наметка», узор «бантик», узор «роза», мотив «анютины глазки», проколоть,  вытянуть, сколоть, отрезать, закрепить, обвить, наметать, собрать.

 Межпредметные связи: биология,  русский язык,  история, ОБЖ, математика, ИЗО.

 

-9-

Изготовление индивидуального изделия

в технике вышивки лентами (10 часов).

Выбор или разработка рисунка. Выбор материалов для вышивки. Определение размера канвы. Подготовка канвы и лент к работе. Перевод рисунка на ткань. Вышивание индивидуальных работ. Оформление готовых работ.

Словарь: рисунок, перевод,  калька, копировальная бумага, канва, вырезать, отрезать, я вышиваю, отутюжить, панно, картина, мотив, рамка.

Межпредметные связи: биология, русский язык,  история, ОБЖ, математика, ИЗО.

Использование вышитых изделий для оформления интерьера дома.

Экскурсия в багетную мастерскую (1 час).

Использование вышитых изделий на кухне, в прихожей, в комнате,

декорирование штор вышитыми мотивами.

Багетная мастерская, рама, рамка, паспарту. Оформление  заказа.

Словарь: картина,  панно, подхваты для штор, украшение, интерьер, сочетание цветов, багет, рама, паспарту.

Межпредметные связи: биология, химия, русский язык,  история, ОБЖ, математика, ИЗО.

Уход за вышитыми изделиями.

Подготовка к выставке работ (1 час).

Влажная обработка вышитых изделий. Реставрация вышитых изделий.

Размещение вышитых изделий в кабинете или на стенде.

Словарь: хранение, пуливеризатор, закрепление, пришивание, размещиние, я вешаю, я оформляю.

Межпредметные связи: химия, русский язык, ОБЖ, математика, ИЗО.

2-й год обучения.

Вводное занятие (1 час).

 Содержание курса.  Организация рабочего места. Посадка при вышивании.

Роль правильного освещения. Санитарно-гигиенические требования при работе ручными инструментами.  Правила безопасности труда при работе ножницами, иглами, булавками.  

Словарь: вышивание, вышивальщица, правила техники безопасности,  освещение, посадка.

Межпредметные связи:  русский язык, история, ОБЖ, математика.

Повторение (2 часа).

Ленты, основа для вышивки, их свойства и назначение; нитки, пряжа, бисер, пайетки, бусины как вырызительные  средства современной  вышивки;

-10-

клей, лак. Подготовка материалов к работе. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Гармония цвета. Цветовое сочетание. Техника вышивки лентами, основные швы. Закрепление шва.

Швы: «вперед иголку», «сетка», стебельчатый,тамбурный,  «полупетельки с прикрепкой», «петелька с глазком».

 Словарь: ленты капроновые, ленты атласные, канва, двунитка, полотняное переплетение, редкие нити, нитки, пряжа, бисер, пайетки, бусины, украшение, цветоведение, хроматические и ахроматические цвета, теплые и холодные цвета, цветовой круг, гармония, тон, контрастность, цветовое сочетание, плоский узелок,  шов, закрепление шва,  «вперед иголку»,  «сетка», стебельчатый шов, тамбурный шов,   «полупетельки с прикрепкой»,

 «петелька с глазком»,  «петельки»,  «петельки по кругу»,  «вытянутые стежки», «вытянутые стежки с завитком»,  «перекрученный вытянутый стежок», узелок, «стянутая по центру наметка».

Межпредметные связи: биология, химия, русский язык,  история, ОБЖ, математика, ИЗО.

Технология изготовления изделий, вышитых лентами (30 часов).

Выбор (разработка) модели изделия. Изготовление рисунка вышивки. Подготовка ткани: определение размера, центра и припусков, обработка клеем по периметру.  Перевод рисунка на ткань. Вышивание индивидуальных работ. Окончательная обработка вышивки.

Словарь: рисунок, перевод,  калька, копировальная бумага, канва, вырезать, отрезать, я вышиваю, отутюжить, панно, картина, мотив, рамка.

Межпредметные связи: биология, русский язык,  история, ОБЖ, математика, ИЗО.

Повторение (1 час).

Уход за вышитыми изделиями. Подготовка к выставке работ. 

Влажная обработка вышитых изделий. Реставрация вышитых изделий.

Размещение вышитых изделий в кабинете или на стенде.

Словарь: хранение, пуливеризатор, закрепление, пришивание, размещение, я вешаю, я оформляю.

Межпредметные связи: химия, русский язык, ОБЖ, математика, ИЗО.

-11-

Литература:

1.Donatella Giotti. Вышивка шелковыми лентами. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

 (Энциклопедия).

2. Журнал «Чудесные мгновения». Выпуск  9/2004.

3. Моисеенко Ю.Е. и др. Волшебный стежок.

 Минск: «Полымя», 2000.

4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Школа рукоделия. М.: ЗАО Изд-во   ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

5.Подред. О.В.Цветкова. Вышивка лентами/Школа вышивки/Пер.с англ.-М.:  «Ниола-Пресс», 2008.

-12-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по технологии «Вышивка лентами. Родные просторы»

С давних времен узкие полоски ткани применялись в  повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

программа элективного курса (межпредметный курс) "Фантазии из шелковых лент"

Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 класса основ вышивки шелковыми лентами. Так как по программе предмета технологии в 9 классах не предусмотрено, этот элективный курс з...

Рабочая программа кружка "Вышивка лентами"

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание  экологической и художественной культуры, раз...

Программа элективного курса 7-8 класс по технологии - вышивка лентами "Родные просторы"

     Программа элективного курса по вышивке лентами, разработанная для учащихся 7 (8) классов, предусматривает изучение технологии вышивки (выполнение основных стежков и швов на ...

Методическая разработка к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»

Технологическая карта к программе «Вышивание нитками, лентами и бисером»по вышиванию лентами  «Мешочек для телефона»...