Юный лингвист
рабочая программа (6 класс) по теме

Небогина Эляна Феликсо

Рабочая программа  по внеурочной деятельности,

 разработанная для учащихся 6 класса.

 Она даёт возможность расширить знания обучающихся

 об учёных - лингвистах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_lingvist.docx65.82 КБ

Предварительный просмотр:

Петропавловский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Коржов Е.И.          

                                                                                                                 Приказ № 81

от  31 августа  2013 года

___________________________

    Подпись, печать ОУ                            

                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности «Юный лингвист»

Ступень обучения 6в классосновное общее образование (5-9 классы)

Количество часов 17

Составитель Небогина Э.Ф.

Петропавловка

2013

Содержание.

Пояснительная записка.

1. Содержание учебного предмета.

1.1.  Распределение учебного времени на различные виды программного материала.

2. Содержание программного материала.

3. Тематическое планирование.

4. Результаты освоения учебного предмета.

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы.

Пояснительная записка

Программа  внеурочной деятельности «Юный лингвист» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания учащихся. Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое, социальное, личностное воспитание школьников.

При реализации программы учитываются индивидуальные потребности учащихся, она способствует воспитанию школьников и разработана в соответствии с таким направлением развития личности  как общекультурное.

Данная программа предполагает  различные формы внеурочной занятий:

Урок- аудиторное занятие

Экскурсии – внеаудиторное занятие

Творческая мастерская

Конференция

Социальный проект

Актуальность данной программы обусловлена  необходимостью  расширять знания о лингвистах русского языка,  обладать знаниями о  вкладе русских учёных в развитие русского языкознания. Программа ориентирует учащихся на развитие  умений работать с различными источниками информации, на овладение разными видами чтения и аудирования,  на развитие умения использоватьразные механизмы  чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии).

Данная программа позволит развивать у школьников  коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения русским языком, также  овладение языковыми средствами и навыками оперирования ими. Знания о лингвистах  расширят   социокультурную  осведомленность, что   явится  условием  успешного  общения, социализации учащихся.

В соответствии с этим, целью данной программы является знакомство с известными  языковедами русского языка, внёсшими весомый вклад в развитие отечественного языкознания. В ходе её достижения ставятся задачи:

  • формирование познавательного интереса к  русскому языку, истории развития науки о языке;
  • развитие эмоционального восприятия информации о жизнедеятельности русских лингвистов;
  • развитие умения выражать своё отношение к прочитанному, выделять и формулировать тему устных сообщений,  строить письменные и устные высказывания;
  • формирование речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;
  • формирование межличностного взаимодействия и сотрудничества, любознательности, информационной грамотности
  • воспитание патриотизма, любви к  родине.

Программа ориентирована на учащихся 6в класса, предполагает разноуровневый подход к овладению знаний с учётом индивидуальных способностей и учебных возможностей учащихся.

Она  рассчитана на 17  часов  аудиторных и внеаудиторных занятий.

Общая  характеристика  учебного курса.

Организация деятельности школьников на занятиях данного учебного  курса основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

При создании тестов научно-популярного стиля основными принципами организации содержания деятельности  на аудиторных занятиях  по курсу «Юный лингвист»  становятся

  • коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
  • системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
  • этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
  • концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

        Коммуникативно – ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подходСистема языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 - мотив;

 - цель (сообщить, узнать, спросить, согласиться

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

 - реализация (что и зачем услышу);

 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

-создание конечного продукта совместной или индивидуальной  деятельности.

Отличительной особенностью программы является её направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности в ходе подготовки  информации об учёных – лингвистах, их вкладе в науку о русском языке, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения, умение работать с различными источниками информации., в том числе с Интернет-ресурсами.

Место учебного курса внеурочной деятельности «Юный лингвист» в учебном плане.

Программа рассчитана на 17 часов, реализуется в первом полугодии за счёт часов школьного компонента.

1. Содержание программного материала

  1. Распределение учебного времени на различные виды программного материала

Теоретические занятия   –  8 часов

Внеаудиторные занятия    –  4 часа

Практические работы    -  5 часов

Программа предусматривает рациональное  соотношение  количества часов на проведение теоретических,  практических  занятий. Программа предполагает проведение внеаудиторных занятий.  Она также учитывает местные условия, интересы детей и уровень их подготовленности.

1. Вводное занятие. Отечественная языковедческая наука. Начальные сведения науки о языке.  Весомый вклад русских языковедов в мировое языкознание. Во всех сферах науки о языке они сумели сказать своё весомое слово оригинальное слово. ВкладМ.В.Ломоносова,  В.И.Даля, А.Х.Востокова, Ф.И.Буслаева, А.М. Пешковского, Л.В.Щербы, С.И.Ожеговавмировоеязыкознание.Русские лингвисты–творцы, повелителивеликогорусскогослова, создателиначаланачал–языка, какнауки, как   святыни, какдостояниявсегонарода.

2. Конференция по теме: «Наука о языке».  Подготовка устных сообщений по заданной тематике. Отбор информации, планирование совместной деятельности.

3.  Посещение библиотеки. Умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.

4.М.В.Ломоносов. Основные этапы жизни.  Великие открытия Ломоносова в лингвистике. Заслуга учёного в развитии теории красноречия. Церковно-славянский язык и латынь.

5. Практикум – создание текста для презентации по теме «М.В.Ломоносов». Редактирование текста, обмен мнениями, преобразование информации. Лексико-орфографическая работа.

6. А.Х.Востоков. Основные этапы жизни. Славянские языки и их сравнительно-исторический анализ. Изучение памятников древней письменности. Проблемы культуры речи и их изучение учёным – языковедом.

7. Творческая мастерская «Славянские языки».  Представление информации о славянских народах, носителях родного языка. Осуществление сравнительного анализа на основе уже имеющихся знаний.

8.  В.И.Даль. Основные этапы жизни.  Главный труд жизни В.И.Даля. Событие в отечественной лексикографии – создание «Толкового словаря  живого великорусского словаря».  Классификация русских диалектов.

9. Практикум «По страницам словаря Даля». Умение работать со словарём, словарной статьёй, правильное произношение диалектных слов, правильное использование терминов и понятий.

10. Ф.И.Буслаев. Основные этапы жизни. Исследователь народной словесности и древнерусского искусства. Роль родного языка для развития личности – основа трудов учёного Буслаева.

11. Экскурсия  на киностудию «Меридиан». Посещение киностудии с целью ознакомления с организацией деятельности киностудии.

12.А.М.Пешковский. Основные этапы жизни. Замечательный лингвист XX века. Как беседовал учёный  о русском синтаксисе. Роль интонации как грамматического средства русского языка.

13.Конкурс презентаций для публичного выступления. Отбор информации, оформление презентаций, определение формы презентации,  обмен опытом, представление опыта своей работы.

14. Л.В.Щерба. Основные этапы жизни. Академик и языковед. Редактор школьного учебника русского языка.  Создание свода правил по орфографии и пунктуации русского языка.

15. С.И. Ожегов. Основные этапы жизни. Историк литературного языка. Автор «Словаря русского языка», выдержавшего 20 изданий. Особое внимание уделял развитию русской лексики на современном этапе. Автор многочисленных статей по культуре речи. Работа с орфографическим словарём С.И. Ожегова. Развитие навыков умения работать со словарём, умение преобразовывать информацию, понимать информацию, представленную в различных формах.

16-17. Подготовка к организации выступления по классам по теме «Русские лингвисты». Выступления учащихся. Представление альбомов «Великие русские лингвисты».  Подготовка небольших монологических высказываний на заданную тему. Умение выступать перед аудиторией, слушать, принимать во внимание чужое мнение. Приобретение нового социального опыта.


Тематическое планирование

Тематическое планирование  составлено на основе примерной программы по русскому языку с учётом содержания программного материала данной рабочей программы. Данный учебный курс является вариативной частью учебного плана МКОУ Петропавловской СОШ  и предусматривает 17 часов из школьного компонента.

Учебно – тематический план

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Содержание

УУД

Результаты деятельности

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

личностные

иетапредметные

предметные

1

Теоретические

занятия

8

Знакомство с основными этапами жизни, анализ текстов научно-популярного стиля, создание собственных текстов

Стремиться к совершенствованию

собственной речи,

умение чувствовать красоту и выразительность речи; интерес к изучению языка, к чтению, потребность в чтении, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Способность  к целеполаганию, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели, самостоятельно создавать план решения учебной проблемы

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации.

Пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи

В диалоге с учителем вырабатыватькритерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Сформирован навык обработки текстов о жизни и научных достижениях известных лингвистов в области науки о языке.

2

Внеаудиторные  занятия

4

Посещение библиотеки, экскурсия на киностудию с целью ознакомления с принципами организации деятельности, связанной с употреблением  норм русского языка, организация выступлений с небольшими монологическими высказываниями

Стремиться к совершенствованию

собственной речи, интерес к изучению языка

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы

Организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать  её по критериям, выработанным в классе.

Сформирован навык публичного выступления, получены знания об организации работы библиотеки, киностудии.

3.

Практические занятия

4

Организация конференций, публичных выступлений практических занятий со словарями

Наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

Сохранять принятую познавательную цель при выполнении учебных действий

Строит небольшие монологические высказывания, готовит публичные выступления

Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

Отработаны практические умения составлять тексты для презентаций, готовить презентации в соответствии с нормами подготовки презентаций,

Сформирован навык работы со словарём.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

Планируемые

результаты

ДАТА

Личностные

Регуля

тивные

Коммуни

кативные

Познава

тельные

План

Факт

1

Вводное занятие. Отечественная языковедческая наука

Аудиторное занятие

1

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение источников и способов сбора информации

Личностние:

 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

владение всеми видами речевой деятельности:

метапредметные:  адекватное понимание информации устного сообщения;

владение разными видами чтения

Предметные:понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования

2

Конференция по теме «Наука о языке»

Аудиторное занятие

1

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь

Осознаёт познавательную задачу

Личностные:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Метапредметные:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

Предметные: понимание значимости развития отечественной науки о языке.

3

Посещение библиотеки

Внеаудиторное занятие

Наличие познавательных и социальных мотивов, интереса к новому, к знаниям

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в фондах библиотеки.

Личностные:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметныеовладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;, с помощью технических средств и информационных технологий;

Предметные: умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования

4

М.В.Ломоносов.

Великие открытия Ломоносова в лингвистике.

Аудиторное занятие

1

Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекая нужную информацию.

Личностные:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

5

Практикум – создание текста для презентации.

Аудиторное занятие

1

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Осуществляет взаимоконтроль ивзаимопомощь

Осознаёт познавательную задачу

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Предметные:

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

6

А.Х.Востоков – родоначальник изучения славянских языков.

Аудиторное занятие

1

Наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения, самопринятия.

Оценивает правильность выполнения действий на уровне оценки соответствия результатов деятельности

Осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь

Осознаёт познавательную задачу

Личностные:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Метапредметныеовладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;, с помощью технических средств и информационных технологий;

Предметные: умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования

7

Творческая мастерская

«Славянские языки»

Аудиторное занятие

1

Наличие ценностных ориентиров на мотивы достижения цели и социального признания.

Адекватно воспринимает оценку учителя, осуществляет пошаговый контроль по результату.

Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекая нужную информацию.

Личностные: умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности

Предметные:

Развитие умений анализировать и характеризовать информацию о славянских языках (начальное представление)

8

В.И.Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Аудиторное занятие

1

Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Планирует необходимые действия, действует по плану

Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Извлечение необходимой информации из текста, выбор вида чтения в зависимости от цели

Личностные:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Предметные: выявлен уровень знаний о создателе известного словаря.

9

Практикум  «По страницам словаря Даля»

Аудиторное занятие

1

Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Умеет высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Личностные: владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

Предметные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

10

Ф.И.Буслаев. Как учить русский язык

Аудиторное занятие

1

Положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Личностные:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности

Личностные: углубление знаний о том, как учёный советовал учить русский язык

11

Экскурсия  на  киностудию «Меридиан»

Внеаудиторное занятие

1

Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Умеет высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности

Предметные:

 Актуализация знаний о системе работы местной киностудии.

12

А.М.Пешковский -  выдающийся лингвист XX века

Аудиторное занятие

1

Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Планирует необходимые действия, действует по плану

Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Извлечение необходимой информации из текста, выбор вида чтения в зависимости от цели

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка

Метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности.

Предметные:

углубление знаний образвитии лингвистики вXXвеке.

13

Конкурс презентаций для публичного выступления

Аудиторное занятие

1

Положительное отношение к учению, познавательной деятельности

Контролирует правильность и полноту ответов учащихся

Умеет строить понятные для партнёров монологические высказывания

Понимает информацию, представленную в схематичной форме

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Предметные:

Развитие умений создавать презентации для публичного выступления в соответствии с правилами создания презентаций и нормами русского языка.

14

Л.В.Щерба - редактор школьного учебника русского языка.

Аудиторное занятие

1

Ориентирование на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляет план и последовательность действий.

Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Личностные:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),

Метапредметные:

адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

Предметные: расширено представление о вкладе учёного  в развитие русского языка.

15

С.И.Ожегов – известный лексикограф, автор «Словаря русского языка». Работа с орфографическим словарём С.И. Ожегова

Аудиторное занятие

1

Положительное отношение к учению, познавательной деятельности

Контролирует правильность и полноту ответов учащихся

Умеет строить понятные для партнёров монологические высказывания

Понимает информацию, представленную в схематичной форме

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные:

Углубление знаний о лексическом составе русского языка, об авторе словаря русского языка.

16,17

Выступления по классам по теме «Русские лингвисты»

Внеаудиторное занятие

2

Стремление к самоизменению-приобретению новых знаний и умений

Планирует необходимые действия и операции, действует по плану

Высказывает и обосновывает свою точку зрения

Делает обобщения

.выводы

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному


4.  Результаты освоения учебного курса

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Юный лингвист».

В ходе реализации  программы обучающиеся готовят индивидуальные  и групповые сообщения об учёных,  работают с текстами научно-популярного стиля, участвуют в  преобразовании информации в таблицы, схемы, готовят   выставки о русских лингвистах  и их творчестве,  готовят по группам презентации, пишут сочинения-эссе, выступают с устными сообщениями  в других классах с целью информирования учащихся школы об  учёных –лингвистах.

Изучение программы внеурочной деятельности «Юный лингвист» завершается конкурсом альбомов «Великие  учёные - лингвисты», где будет представлен опыт создания текстов научно-популярного стиля.

Личностные результаты освоения программы:

развиватьлюбовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре; приобщаться к духовно-нравственным ценностям  русского языка и  науки о языке;

стремиться  к речевому самосовершенствованию

расширять   объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности;
  • учиться высказывать своё предположение;
  • формирование навыков поиска информации в Интернете;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя изучаемые произведения и свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и сопоставлять;
  • умение донести свою позицию до других;
  • умение слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения во время беседы, диспута по услышанной информации;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

договариватьсяиприходить к общему решению, слушатьислышатьдругих, задаватьвопросы, необходимые для организации собственной деятельности, строитьсвязное  монологическое высказывание

Предметными результатами освоения программы:

1) представление о русских лингвистах как об учёных, внёсших огромный вклад в развитие науки о языке, его реформирование и соверршенствование

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстовнаучно-популярного стиля; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты научно-популярного стиля   с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты определённого  жанра,  осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями о жизнедеятельности русских учёных-лингвистов.
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Учащиеся научатся:

планировать  и осуществлять работу по отбору информации об учёных – лингвистах;

понимать  роль исследователей русского языка в формировании современных представлений о русском языке;

составлять небольшие высказывания на лингвистическую тему,  составлять тексты научно-популярного стиля;

обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; оформлять результат своей деятельности и представлять её перед аудиторией.

оценивать свою роль в организации совместной деятельности;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата

Учащиеся получат возможность:

 научиться  использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

 понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах.

 создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные учебные темы  научно-популярного характера, а также разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре).

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

  1. Примерные программы внеурочной деятельности  

Под редакцией В.А. Горского, Москва «Просвещение» , 2011

  1. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. 5-9 кл.
  2. Новым стандартам-нестандартный подход Лазарев Л.А., Москва,2 012
  3. Электронный помощник П.В. Степанов, Санкт-Петербург, 2011
  4. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Петропавловской СОШ (Программа формирования универсальных учебный действий,  разделы:«Читательская компетентность. Работа с текстом»  и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ Петропавловской СОШ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М.,Загоровская О.В.,Нарушевич А.Г.. Русский язык 6кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Российская Академия наук, Российская Академия образования. М. – Просвещение, 2012

15

2.

Печатные пособия

Примерные программы внеурочной деятельности   Под редакцией В.А. Горского, Москва «Просвещение» , 2011

Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. 5-9 кл.

Новым стандартам-нестандартный подход Лазарев Л.А., Москва,2 012

Электронный помощник для создания программ  П.В. Степанов, Санкт-Петербург, 2011

1

1

1

3.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор и экран;

фотопринтер;

 цифровой фотоаппарат;

Беспроводной планшет в комплекте с беспроводным адаптером Bluetooth

сканер;

Интерактивная доска со встроенным проектором

Приставные громкоговорители для интерактивной системы

Персональный компьютер с монитором (с возможностью одновременного подключения проектора, интерактивного дисплея, плазменной панели).

Плазменная панель, 50», 16:9, 1920x1080, HDTV, 1080p (Full HD), 3D, мощность звука 20 Вт, HDMI x3, VGA

Интерактивная школьная доска

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерные программы внеурочной деятельности.   Под редакцией В.А. Горского, Москва «Просвещение» , 2011
  2. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. 5-9 кл.
  3. Новым стандартам-нестандартный подход Лазарев Л.А., Москва,2 012
  4. Электронный помощник для создания программ  П.В. Степанов, Санкт-Петербург, 2011
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Петропавловской СОШ (Программа формирования универсальных учебный действий,  разделы:«Читательская компетентность. Работа с текстом»  и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ Петропавловской СОШ.

Рассмотрена на заседании школьного

методического  объединения учителей

русского языка и литературы

руководитель ШМО

Баранова А.М. _______________

Протокол № _____от  «___»____2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

Программа кружка "Юный лингвист"

Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 13 лет, для углубленного изучения грамматики немецкого языка....

Рабочая программа учителя Юный лингвист

Рабочая программа по русскому языку "Юный лингвист"  для 9 класса...

Программа по предметному кружку "Юный лингвист" в 9 классе

Аннотация к программе по внеурочной деятельности кружка "Юный  лингвист"Курс кружка "Юный лингвист" в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.Сроки реализации программы - 1 год.Цели: ...

Предметный кружок "Юный лингвист"

Предметный кружок "Юный лингвист"...

КВН «ЮНЫЕ ЛИНГВИСТЫ»

КВН  «ЮНЫЕ  ЛИНГВИСТЫ»(  СРЕДИ УЧАЩИХСЯ  5-ЫХ КЛАССОВ)...