Программы
рабочая программа
Программы разработаны с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельностив ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от2 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Мир, в котором нет чужих" | 59.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения
«Виктория»
Рассмотрено: на методическом совете Протокол №_______ от «_____» «_____» 20______г. | Утверждено:
Приказ № _______ «____» _____ 20______ |
Программа по социально - досуговой деятельности
« Мир, в котором нет чужих!»
срок реализации 3 года
составитель:
Мехоношина А.В. – педагог –
Организатор
Минулина Т.Ю. – музыкальный
руководитель
Чечерина И.Е. - методист
Лангепас
2013г.
Информационная карта программы
№ п\п | Наименование | Содержание |
Полное название программы (проекта) | Программа по социально-досуговой деятельности «Мир, в котором нет чужих» | |
Автор программы (проекта) | Мехоношина А.В. педагог-организатор Минулина Т.Ю.музыкальный руководитель Чечерина И.Е. методист | |
Руководитель программы (проекта) | Прохорова Л.А. директор БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» | |
Территория | Ханты-Мансийский автономный округ, г.Лангепас | |
Юридический адрес учреждения | 628672, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры г.Лангепас, ул.Парковая 21\1 | |
Телефон | Тел., факс (34669)26333 | |
Форма проведения | Досуговая деятельность | |
Цель программы | Создание условий для успешной реабилитации и социальной адаптации в обществе всех категорий обслуживаемых клиентов учреждения посредством участия в социально-досуговой деятельности. | |
Специализация программы | Социально-досуговая деятельность | |
Сроки реализации программы | 3 года | |
Количество подпрограмм | - | |
Место проведения программы | г.ЛангепасБУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» | |
Общее число участников программы (проекта) | 60 человек | |
География участников | Клиенты БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» г.Лангепас | |
Условия участия в программе | добровольное | |
История осуществления программы | В настоящее время вопросы комплексной социокультурной реабилитации на базе учреждения социального обслуживания населения «Виктория» особенно актуальны. Социально- досуговая деятельность является одной из главных составляющих этого процесса, без которой не обходится не одно отделение, работающее с клиентами обслуживающихся в центре. Это и несовершеннолетние воспитанники дневного и стационарного отделений, молодые инвалиды и пожилые люди реабилитационного отделения. В целях формирования толерантного отношения друг к другу, преодоления барьера между поколениями, восстановления коммуникативных функций и психоэмоционального состояния между клиентами разработана данная программа. | |
Особая информация и примечание | Для эффективной реализации данной программы необходимо привлечение специалистов всех отделений центра, так же специалистов различных структурных подразделений города с целью качественного проведения мероприятий и достижения поставленных целей. |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В современном мире под досугом человека подразумевается «время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений». Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического и духовного развития человека. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных людей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, инвалиду, пожилому человеку, реализовать то лучшее, что в нем есть.
Социально-досуговая деятельность направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.). Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив клиента в сфере досуга.
Современная социально-культурная деятельность определяется следующими требованиями:
- досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;
- досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;
- досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.
Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».
Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Одной из актуальных задач деятельности БУ КЦСОН «Виктория» является организация досуга клиентов, т.к. досуга является одним и важных элементов реабилитации.
На сегодняшний день на обслуживание в учреждении находится 60 клиентов – это несовершеннолетние воспитанники дневного и стационарного отделений, молодые инвалиды и граждане пожилого возраста реабилитационного отделения. От умения клиента направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие, его удовлетворенность своим свободным временем. И в этом ему может помочь педагог-организатор.
Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.
Для решения данной задачи разработана данная программа.
Цель: Создание условий для успешной реабилитации и социальной адаптации в обществе всех категорий обслуживаемых клиентов учреждения посредством участия в социально-досуговой деятельности
Задачи:
- Организовывать досуг клиентов учреждения, используя различные формы и методы работы.
- Формировать навыки позитивного коммуникативного общения с целью преодоления барьера между поколениями.
- Вовлечь участников мероприятий в разностороннюю творческую деятельность.
- Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
- Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Информировать общественность о реализации программы с помощью средств массовой информации.
Целевая группа
- Несовершеннолетние воспитанники стационарного отделения
- Несовершеннолетние воспитанники дневного отделения
- Молодые инвалиды реабилитационного отделения
- Граждане пожилого возраста реабилитационного отделения
Формы работы по организации досуговой деятельности
Словесно - логические формы, где основным средством воздействия являлось - слово (убеждение словом), вызывающие ответные реакции у детей. К такому типу форм относятся беседы на профилактические темы: классные часы, собрания, мероприятия, проводимые социальным педагогом, где главным было обмен информацией, обсуждение проблем.
Образно - художественные формы - они объединяли в себе такие дела, где главным средством воздействия являлось совместное переживание, вызвать - сильные, глубокие и обладающие коллективные эмоции, подобные тем, которые испытывают подростки на праздниках. Благодаря художественным образам, социальный педагог может настроить детей на восприятие материала, что вызывает у подростков заинтересованность. Большой потенциал имели такие формы, как классные часы, игры - экскурсии, уроки – тренинги.
Трудовые формы внеурочной работы - положительно воздействовало на младший подростков совместная работа, любой труд. Это разные виды работ в школе, например помощь ветеранам Вов, разная помощь нуждающимся.
Игровые формы работы - в этой работе используются познавательные, соревновательные, конкурсные игры. Эти игры были направлены на развитие у подростков сплоченности, чувства толерантности, потому что они важны для воспитания молодого поколения.
Особое внимание уделяется психологическим формам. В формах работы этого типа основными средствами воздействия являлись элементы психологического тренинга. К ним относились: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения.
Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в учреждение широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД клиенты приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности клиента, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Именно данная форма работы является ключевой в ходе реализации программы.
Формы организации досуга:
- Вечер
- Викторина
- Встреча
- Выставка
- Гостиная (театральная, музыкальная, литературная)
- Конкурс
- Концерт
- Марафон
- Соревнование
- Театрализованное представление
- Экскурсия
- Ярмарка
Методы работы:
- Игровые методы
- Методы театрализации
- Соревновательные методы
- Методы сотрудничества
- Методы импровизации
- Методы воспитывающих ситуации
III. Содержание программы
Механизм реализации программы
Этап | Содержание деятельности |
Начальный (январь 2013) |
|
Основной (реализация программы) (январь 2013 г. - декабрь 2015 г.) |
|
Заключительный (декабрь 2015) |
|
Основные направления деятельности
- Духовно-нравственное
- Патриотическое
- Толерантное
Тематический план мероприятий (1 год)
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Ожидаемый результат |
Досуговое мероприятие «Святочные посиделки» | Январь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю.
| Развитие творческих способностей | |
Мероприятие, в рамках празднования дня Защитника Отечества «Защитникам Отечества посвящается» | Февраль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание патриотизма, любви к родине | |
Праздничный концерт к Международному женскому дню «По волнам Надежды, Вдохновения, Любви» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности | |
Досуговое мероприятие «Масленичные гуляния» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие интереса к русским традициям | |
Познавательное мероприятие «Дорого яичко ко Христову Дню!» | Апрель | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие духовно-нравственных ценностей | |
Праздничное мероприятие ко Дню Победы «Мы внуки твои – Победа!» | Май | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание духа патриотизма | |
Познавательное мероприятие во Всемирный день защиты детей | Июнь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа будущего | |
Мероприятие, посвященное Дню семьи, Любви и Верности | Июль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа семьи | |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Август | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование навыков спортивного ориентирования, воспитание патриотических чувств | |
Развлекательное мероприятие, посвященное Дню знаний «Вот и лето пролетело!» | Сентябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Повышение учебной мотивации | |
Мероприятие в рамках Дня пожилого человека «Мои года – мое богатство» | Октябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Привитие уважительного отношения к людям пожилого возраста | |
Мероприятие в рамках Дня Матери «Свет материнства – свет любви» | Ноябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа матери | |
Праздничное мероприятие «Новогодний марафон» | Декабрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности, сплочение коллектива воспитанников и воспитателей |
Тематический план мероприятий (2 год)
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Ожидаемый результат |
Досуговое мероприятие «Как-то раз в крещенский вечерок…» | Январь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие творческих способностей | |
Мероприятие, в рамках празднования дня Защитника Отечества «Вперёд, ребята! Будущие солдаты!» | Февраль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание патриотизма, любви к родине | |
Праздничный концерт к Международному женскому дню «8 марта - праздник мам!» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности | |
Досуговое мероприятие «Ой, блины, блины, блины….» | Март | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие интереса к русским традициям | |
Познавательное мероприятие «От улыбки хмурый день светлей!» | Апрель | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Развитие духовно-нравственных ценностей | |
Праздничное мероприятие ко Дню Победы «Это было недавно - это было давно…» | Май | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Воспитание духа патриотизма | |
Познавательное мероприятие во Всемирный день защиты детей «Планета детства» | Июнь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа будущего | |
Мероприятие, посвященное Дню семьи, Любви и Верности «Любовь торжествует над временем!» | Июль | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа семьи | |
Военно-спортивная игра «Один за всех, и все за одного!» | Август | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование навыков спортивного ориентирования, воспитание патриотических чувств | |
Развлекательное мероприятие, посвященное Дню знаний «Учиться, что бы знать, знать что бы уметь!» | Сентябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Повышение учебной мотивации | |
Мероприятие в рамках Дня пожилого человека «Мои года, моё богатство» | Октябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Привитие уважительного отношения к людям пожилого возраста | |
Мероприятие в рамках Дня Матери «С любовью к маме..» | Ноябрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование позитивного образа матери | |
Праздничное мероприятие «Новогодний серпантин» | Декабрь | Педагог - организатор Мехоношина А.В. Музыкальный руководитель Минулина Т.Ю. | Формирование творческой активности, сплочение коллектива воспитанников и воспитателей |
Тематический план мероприятий (3 год)
IV.РЕСУРСЫ
Кадровые ресурсы
Реализацию программы осуществляют специалисты:
№ п/п | Должность | Кол-во человек | Направление работы |
1. | Заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям. Заведующий реабилитационным отделением для инвалидов молодого возраста. | 2 | Контролирует процесс реализации программы, оказывая при этом необходимую помощь |
2. | Музыкальный руководитель | 1 | Участвует в разработке сценариев, организует музыкальное сопровождение на мероприятиях |
3. | Инструктор по спорту | 1 | Принимает участие в проведении мероприятий, имеющих спортивное направление |
V. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ
Схема внешних взаимодействий
Информационные ресурсы
- выпуск информационных буклетов
-привлечение СМИ к освещению, проводимых мероприятий в центре
Методические ресурсы
Нормативно-правовая база
1. Закон № 195 –ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
2. Закон № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
3. Должностная инструкция педагога-организатора.
4. Санитарно-эпидемиологическими требования к учреждениям социального обслуживания
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Методические пособия
- Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
- Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
- Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
- Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
Интернет-ресурсы:
- Сайт школы № 77 г. Иркутска http://school77.irkutsk.ru/SPD.html
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/532566/
- Программа досуговой деятельности «Школьная радуга» http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
Материально – технические ресурсы
- Компьютер;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Транспорт;
- Музыкальные инструменты;
- Костюмы.
VI. РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности:
Ожидаемые результаты | Качественные (критерии оценки) | Количественные (критерии оценки) |
Формирование у клиентов, принявших участие в проведённых мероприятиях, навыков коммуникативного общения, толерантного отношения друг к другу в ходе совместной деятельности. | Социализация клиентов в обществе. | Количество участников посещающих мероприятия в течение года. Тестирование, анкетирование, отзывы. |
Раскрытие творческих способностей клиента. | Расширение кругозора, развитие умения работать в творческой группе. | Количество клиентов участвующих в организации мероприятия. |
Реализация программы в полном объёме и в запланированные сроки. | Своевременность оказания услуг, их полнота и доступность | Количество оказанных услуг. Количество мероприятий по программе. |
Привлечение к реализации программы специалистов всех отделений центра, так же специалистов различных структурных подразделений города. | Совершенствование межведомственного общения. | Количество учреждений привлечённых к реализации программы. |
Информированность клиентов и население города, о предстоящих и проведённых, мероприятиях. | Привлечение клиентов к участию в мероприятиях. Формирование положительного общественного мнения. | Количество пригласительных билетов, рекламных буклетов Количество репортажей, статей в газете, информационных буклетов |
Пополнение банка методического обеспечения программы. | Повышение качества оказания социальных услуг клиентам при организации социально-досуговой деятельности. | Количество разработанных сценариев методических сборников, рекомендаций и т.п. |
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
2. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
3. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
4. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
2. 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
3. 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
4. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
5. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
6. Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
7. 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
8. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
9. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
10. Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
11. Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
12. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
13. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
14. Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
15. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...