Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Дроби" (6 кл)
методическая разработка (6 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Дроби" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putstran.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по математике
"Путешествие в страну Дроби"
6 класс
Разработала и провела
учитель математики:
Адмайкина Е.Б.
Внеклассное мероприятие (6 класс)
Путешествие в страну Дроби
Мероприятие оформляется в виде математического состязания. Класс разбивается на три команды, которые выбирают капитанов, придумывают название команды; учителем назначаются члены жюри.
Класс украшают картины с изображением озера, леса, поляны, гор и т.д.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной, посетим замок Кроссвордный, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы команды будут получать жетоны, а в конце путешествия мы определим команду-победительницу. Маршрут путешествия вы будете определять сами. Итак, в путь!
Попасть в страну Дроби, миную деревню Историческую нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь. В деревне мы отдохнем перед трудным путешествием, а в это время члены жюри расскажут об истории возникновения дробей.
Деревня Историческая
1-й ученик (член жюри). Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встречались с необходимостью ввести дроби.
Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа - 2/3 – у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе 1 (так называемые основные дроби): 1/2, 1/3, 1,28 … Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.
2-й ученик. В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.
3-й ученик. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он "попал в дроби".
Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь 14,382:
14 3 8 2 .
Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 г.; его запись дроби 14,382:
14/382 , 14 382
Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:
- - ввел Иоганн Гартман Бейер в 1603 г., врач;
14 ( 382 – Иоганн Кеплер в 1616 г.;
14 | 382 – английский математик Вильям Оутред в 1631 г.;
14382''' – Пьер Эригон в 1634 г.;
14 / 763 – Роберт Джагер в 1651 г.
Учитель. Ребята, вы познакомились с историей обыкновенных и десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь лежит к озеру Ребусному.
Озеро Ребусное
Здесь командам предлагается решить ребус и расшифровать две анаграммы.
Ответ: дробь.
- и т л и ь л е с ч
- п р и ц я о р о п
Ответы: 1) числитель, 2) пропорция.
Команды получают жетоны, а команда-победитель выбирает дальнейший маршрут.
Замок Кроссвордный
По горизонтали:
- Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.
- Частное двух чисел.
- Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа.
- На сколько сокращается дробь 24/26?
- Сотая часть числа.
По вертикали:
- Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.
- Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК?
- Действие, при помощи которого находится дробь от числа.
- Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?
1Н | ||||||||||||||||||
1С | О | К | Р | А | Щ | Е | Н | И | Е | |||||||||
П | ||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||
2О | Т | Н | О | Ш | Е | 2Н | И | Е | А | |||||||||
О | В | |||||||||||||||||
3Н | Е | С | О | К | Р | А | Т | И | М | А | Я | |||||||
Л | ||||||||||||||||||
3У | 4Н | Ь | ||||||||||||||||
М | О | Н | ||||||||||||||||
4Д | В | Е | Н | А | Д | Ц | А | Т | Ь | |||||||||
О | Я | |||||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||||||
Е | ||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||
И | ||||||||||||||||||
5П | Р | О | Ц | Е | Н | Т |
Горы Мозгодром
- Каждая команда получает карточку с заданием: поставьте знаки действия так, чтобы равенства были верными:
- Разделите 7 арбузов на 12 человек, сделав как можно меньше разрезов.
- Каждая команда получает карточку с заданием: не выполняя деления, сравните значения выражений:
А) 12,5:0,5 и 25:0,5;
Б) 12,5:0,5 и 12,5:2,5;
В) 12,5:0,5 и 12,5:0,05;
Г) 125:0,5 и 12,5:5.
За каждое задание команды получают жетоны и выбирают дальнейший маршрут.
Лес Сказочный
Каждая команда получает по 2 карточки с заданиями:
Задание 1. Выполните действия по порядку и расшифруйте фамилию известной писательницы:
Шифровка:
Ответ: Линдгрен.
Задание 2. Расположите дроби в порядке возрастания и вы узнаете имя одного из его героев:
0,5 6/7 2,25 5/2 1/3 8/4 1
А Р О Н К С Л
Команды получают жетоны.
Дополнительный вопрос: какие еще произведения этой писательницы вы знаете? За ответ на этот вопрос команды также получают жетоны.
Поляна Театральная
К этому конкурсу команды готовились заранее. Они показывали сценки, сказки, инсценируют стихи, песенки о дробях. Вот некоторые из выступлений.
1.Приключения Пети Верхоглядова.
- Как твои дела в школе, Петя? – спрашивает старший брат.
- Хорошо, - говорит Петя.-Я сегодня чуть пятерку не получил.
- Это за что же?
- За устные вычисления. Понимаешь, сегодня на уроке нам написали столбик примеров на умножение дробей. Ну, я вижу – все пишут, и много. Думаю: не может быть, чтобы все было так сложно. Начал решать устно. Получилось проще и куда скорее.
- Как же ты считал?
- Вот, написано 6 1/4 умножить на 4 4/5. Я взял и округлил: первое около 6, а второе около 5. Перемножил 6 на 5, вышло по ответу. Взял другой пример: 3 6/11*3 5/13. Одно увеличил до 4, другое уменьшил до 3. Опять просто и опять по ответу. Получился и третий пример: вместо 21 1/3* 3 15/16 я взял 21*4=84. Елена Андреевна даже ахнула. "Ну, - говорит ,- ты прямо чудо, не шестиклассник, а вычислительная машина. Никогда бы не подумала, что ты так замечательно считаешь. Сейчас я тебе 5 поставлю".
- Ну и поставила?
- Я же сказал, что чуть 5 не поставила. Дала она мне решить пример:2 2/9*3 3/5. Я его по-своему решил: 2*4=8. А когда она попросила записать, я написал так, как считал на самом деле. Вот тогда она рассердилась и 5 уже ставить не стала.
- Почему же?
- Да она стала объяснять, что мой способ приближенный, годится только для прикидки. А какой же он приближенный, если выходит точно по ответу?
- Ты так и сказал?
- Конечно. А она дала еще один пример, и не сошлось. Я тогда сказал, что этот пример неправильный. Она стала спрашивать меня правило. Ну, а я не очень твердо знал правило умножения. Тогда Елена Андреевна сказала, что я маленький хитрец и большой лентяй. По ее словам, мне полагалось бы поставить 2, но выдумка была интересной, и она 2 не поставила.
2. Простая дробь
У Числителя и Знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему.
Числитель говорит:
- У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя.
А Знаменатель свое:
- Я-то числом побольше, с какой же стати мне ниже Числителя стоять?
Целое число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:
- Склочники несчастные, что вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.
- Тебе, Целому, хорошо, -проворчал Знаменатель.
- Знаменательно! – воскликнул Числитель. – Знаменательно, что именно Целое Число делает нам замечание!
- А кто вам мешает стать Целым Числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.
- Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров, - сказал Числитель.
А знаменатель добавил:
- Проваливай, пока цело!
Целое Число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.
Числитель нагнулся, постучал в черточку:
- Послушайте, может нам и впрямь с другой дробью сложиться?
- Э, шалишь, брат, - возразил Знаменатель, - хватит с меня и одного Числителя.
- Если уж на то пошло, - обиделся Числитель, - мне тоже одного Знаменателя предостаточно!
Еще подумали.
Потом Знаменатель стал на цыпочки, постучал в черточку:
- Слышь, ты! А если нам так стать Целым Числом, без другой дроби?
- Можно попробовать, - согласился Числитель.
Стали они пробовать. Числитель умножится на 2, и Знаменатель – не отставать же – тоже на 2. Числитель на 3 – и Знаменатель на столько же.
Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше ни меньше прежней.
- Стой! – кричит Знаменатель. – Хватит умножаться. Делиться давай. Так верней будет.
Стали делиться. Знаменатель на 2 – и Числитель на 2. Знаменатель на 3 – и Числитель на столько же. А дробь – все прежняя.
- Инсценировка стихотворения
Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? – спросила мать. Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха, увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй, отец воскликнул: "Шалопай".
- Чем заслужил ты единицу? – спросила старшая сестрица.
- Я думал, что гипотенуза – река Советского Союза.
- Ну, а вторая-то за что? – спросила мать, раскрыв измятую тетрадь.
- Задачу задали у нас, решал ее я целый час.
И вышло у меня в ответе 2 землекопа и 2/3.
- Ты очень скверный ученик, - вздохнув, сказала мать
Возьми ужасный свой дневник и отправляйся спать.
Ленивый сын поплелся прочь, улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь увидел сон такой.
Жужжали пчелы на кустах в июльскую жару.
Цвели, качаясь на стеблях, цветочки на ветру.
И где-то меж звериных троп, среди густой травы.
Лежал несчастный землекоп без ног, без головы.
На это зрелище смотреть никто не мог без слез.
- Кто от него отрезал треть? – послышался вопрос.
Вскочил с постели ученик в шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник. На стуле как вчера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра "Путешествие по стране дробей"
Методическая разработка дидактической игры для закрепления темы арифметические действия с обыкновенными дробями. Урок построен в форме соревнования между командами....
Урок-игра "Сказочное путешествия в страну Дроби" 5 класс (квн)
разработка урока - игры по теме: "Обыкновенные дроби" для 5 класса, (итоговый урок)...
Экспедиция в страну дроби
Материал для проведения урока по математике в 6 классе...
Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.
Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...
Открытый урок по математике "Путешествие в страну "Дроби". Действия с десятичными дробями".
Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование навыков действий с десятичными дробямиКоррекционно-развивающие: развитие интереса к пр...
Путешествие в страну Дробей по теме: «Умножение и деление дробей», 5 класс
Данная методическая разработка представлена уроком, который проходит в рамках темы «Обыкновенные дроби». Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации...
Путешествие в страну Дроби. Основное свойство дроби
Представлена технологическая карта урока в 6 классе по математике.Урок проводится в игровой форме.Учащиеся сами приходят к выводу основного свойства дроби...