внеклассное мероприятие по математике "Устный журнал"
методическая разработка (7 класс) по теме

Кулькова Елена Геннадьевна

Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Предметная неделя занимает особое место в системе внеклассной работы по математике. Данный вид работы является комплексной формой работы по предмету, своеобразным итогом работы ученика, парадом  детской фантазии и творчества.  В нашей школе неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Во время недели в каждой параллели организуются о, математический КВН, "Турнир смекалистых", "Математический бой". Но все эти мероприятия носят соревновательный характер. В работе со школьниками 12-13 лет этого бывает недостаточно, можно дополнить их более серьезным, но и интересным материалом, внести элементы историзма. Так появилась идея создания устного журнала, который включил в себя и исторический материал (первая страница), и материал развлекательного характера. Для проведения  данного мероприятия были  задействованы ученики 5-6 классов, а также учащиеся старшей школы, что сделало данное мероприятие наиболее интересным и незабываемым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_matematiki.doc40 КБ
Microsoft Office document icon 2_stranica_ustnogo_zhurnala.doc53.5 КБ
Файл ustnyy_zhurnal.pptx654.3 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит песня из спектакля «Алиса в стране чудес»

Ведущая:

На свете существует очень много наук, и все науки тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии, географией, не зная биологии.… Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это – математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки… Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед и с огромной точностью ход вещей.

Математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.
Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер.

Сегодня мы постараемся чуть больше узнать о царице всех наук.

 Первая страница нашего устного журнала называется: «Из истории математики»

Выступления учащихся……..    (приложение 1)

Ведущая:

Вторая страница нашего журнала называется «И в шутку, и всерьез»

Учащиеся нашей школы подготовили стихи о математике, веселые инсценировки, песни.

Выступления учащихся… (приложение 2 )

Приложение 1

Египет

Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами.

Ясно, что строители пирамид должны были и знать и уметь очень много! Кроме замечательных построек – пирамид, храмов и дворцов, до нас дошли многие записи, и даже большие рукописи, сделанные древними египтянами. Некоторые из найденных учеными египетских рукописей специально посвящены математике. Древнейшая математическая рукопись египтян написана около 4000 лет назад. Она хранится в Москве – в Музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина и называется Московским папирусом.

Другой математический папирус, написанный лет на двести-триста позднее Московского, хранится в Лондоне. Он называется: “Наставление, как достигнуть знания всех темных (трудных) вещей, всех тайн, которые скрывают в себе вещи. Сочинение это написано в 33-м году в четвертом месяце времени вод в царствование царя Ра-А-ус. По старым памятникам писец Ахмес написал это”. Рукопись так и называют “папирусом Ахмеса”. В папирусе Ахмеса дается решение 84 задач на различные вычисления, которые могут понадобиться на практике. В папирусе Ахмеса есть задачи, в которых египтяне обозначали неизвестное число словом “куча”. Одно из уравнений из папируса Ахмеса. В переводе это звучит так: “Куча” (неизвестное), две трети кучи, половина кучи и одна седьмая кучи дают в сумме 33. Найти “кучу”.

Древняя Греция

Математика родилась в Греции. Это, конечно, преувеличение, но не слишком большое. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировали эту же мысль два тысячелетия спустя: «Природа разговаривает с нами на языке математики».

Весьма большая часть нашего современного школьного курса математики, особенно геометрии, была известна древним грекам. Пожалуй, никто в истории человечества не сделал столько открытий в классической математике, как ученые Греции. В III–IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. До нас дошли шесть из тринадцати книг “Арифметики”, написанных Диофантом, да предание о надписи на его могильном камне. Эта надпись дает возможность определить продолжительность жизни математика, которого позднее назвали “отцом греческой алгебры”. Надпись эта в переводе, подражающем древним стихам, такова:

Путник, здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать
Могут, о чудо, тебе, сколь долог был век его жизни.
Частью шестою всей жизни явилось прекрасное детство.
Двунадесятая часть протекла еще жизни, покрылся
Пухом его подбородок; седьмую прожив еще долю,
Браком себя сочетал Диофант. Жизни брачной год пятый
Был осчастливлен рожденьем премилого первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой
Дал на земле по сравненью с отцом, и в печали глубокой
Старец земного удела конец воспринял, переживши
Года четыре, с тех пор как он сына лишился.



Индия

Человечество обязано Древней Индии почти всем, что касается математики, уровень развития которой во времена Гуптов был гораздо выше, чем у других народов древности.

Большинство великих открытий и изобретений, которыми гордится Европа, были бы невозможны без созданной в Индии математической системы. Если говорить о влиянии, которое оказал на мировую историю неизвестный математик, изобретший новую систему, и о его аналитическом даре, его можно считать самым значительным после Будды человеком, которого когда-либо знала Индия. Средневековые индийские математики, такие как Брахмагупта (VII в.), Махавира (IX в.), Бхаскара (XII в.), в свою очередь, сделали открытия, которые стали известны в Европе только в эпоху Ренессанса и позднее. Они оперировали положительными и отрицательными величинами, изобрели изящные способы извлечения квадратного и кубического корней, они умели решать квадратные уравнения и некоторые типы неопределенных уравнений.

Китай

В древнем Китае математике было отведено очень важное место. Уже на гадальных костях XIV в. до н. э., найденных в Хэнани, сохранились обозначения цифр. Но подлинный расцвет науки начался после того, как в XII в. до н. э. Китай был завоёван кочевниками Чжоу. В эти годы возникают и достигают удивительных высот китайская математика и астрономия. Появились первые точные календари и учебники математики.
С воцарением династии Хань (II в. до н. э. — I в. н. э.) древние знания стали активно развивать. Во II в. до н. э. опубликованы наиболее древние из дошедших до нас сочинений — математико-астрономический «Трактат об измерительном шесте» и фундаментальный труд «Математика в девяти книгах».
Цифры в Китае обозначались специальными иероглифами, которые появились во II тысячелетии до н. э., и начертание их окончательно установилось к III в. до н. э. Эти иероглифы применяются и в настоящее время. Китайский способ записи чисел изначально был мультипликативным. Например, запись числа 1946, используя вместо иероглифов римские цифры, можно условно представить как 1М9С4Х6. Здесь мы обозначили цифры от 1 до 9 нашими обычными цифрами, а 10, 100, 1000 – римскими цифрами Х, С, М. Однако на практике расчёты выполнялись на счётной доске суаньпань, где запись чисел была иной — позиционной, как в Индии, и, в отличие от вавилонян, десятичной.
Арифметические действия в древнем и средневековом Китае производились на счетной доске с помощью счетных палочек. Они делались из бамбука, слоновой кости или металла. Когда были изобретены отрицательные числа, палочки стали делать двух цветов – красные и черные или с различными сечениями – квадратным и треугольным. Китайская счётная доска по своей конструкции аналогична русским счётам. Нуль сначала обозначался пустым местом, специальный иероглиф появился около XII века н. э. Для запоминания таблицы умножения существовала специальная песня, которую ученики заучивали наизусть. В стариной китайской математической литературе имеются и другие числовые таблицы, например таблица всех произведений m2 n2, где m = 9, 8, 7,…,1; n = m, …, 1, включающая квадраты, кубы и четвертые степени чисел. Таким образом, больших чисел, обширных числовых таблиц и сложных вычислений математики древнего Китая не боялись.

Древняя Русь

В 1134 году новгородский монах Кирик написал сочинение “...о том, как узнать человеку числа всех лет”. Это самый древний дошедший до нас письменный памятник славянской математики. Рукопись Кирика ясно показывает, что славяне без малого тысячу лет назад отлично владели четырьмя действиями арифметики, свободно обращались с очень большими целыми числами и с очень маленькими дробями. В это время на Руси математика не только не отставала, но, пожалуй, шла даже немного впереди науки народов Западной Европы.

В книгах новгородских писцов XV в. упоминаются такие меры жидкостей: бочка, насадка и ведро. Из этих же книг стало известно, что 1 бочка и 20 ведер кваса уравниваются с тремя бочками кваса, а 19 бочек, 1 насадка и 15,5 ведра уравниваются с 20 бочками и 8 ведрами.

В 1682 году в Москве первая в России вышла не рукописная, а напечатанная в типографии книга по математике, которая должна была помогать решению разных практических задач.  Особенно важную роль в развитии русской науки сыграла книга “Арифметика, или наука числительная”, написанная Леонтием Филипповичем Магницким (1669 – 1739 гг.). “Арифметика” Магницкого была издана при Петре I, в 1703 году, и долгое время была настольной книгой всех образованных русских людей. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов знал ее наизусть и называл ее вместе с учебником грамматики “вратами своей учености”.



Предварительный просмотр:

2 страница устного журнала : «И в шутку, и всерьез»

1 ученик.

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Явился гость – царица всех наук,

И не забыть нам радость этих встреч.

На сцену выходит царица наук Математика.

Царицей выбрали меня, но вам скажу без лести:

Любая из наук достойна этой чести.

2 ученик.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.

3 ученик.

Раз, 2,3,4,5,6,7,8,9,10 –

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько зерен в помидоре,

Сколько лодочек на море,

Сколько в комнате дверей,

В переулке – фонарей,

Сколько камня на горе,

Сколько камня во дворе…

4 ученик.

Раз, 2,3,4,5,6,7,8,9,10 –

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько зерен в огурцах,

Сколько пальцев на руках,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек…

5 ученик.

Давйте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавдять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

6 ученик.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

7 ученик.

Летит выше звезд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

8 ученик.

 Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету.

Скорей за работу, скорей за работу!

Песня на музыку «Красная шапочка»:

Если долго, долго, долго,

Если долго и упорно,

Ежедневно и задорно

Математику учить,

Сколько  ты всего узнаешь,

Тайн ,  загадок разгадаешь,

Образованнее  станешь,

Только, только не ленись.

Припев

А-а, правила учи ты,

А-а формулы зубри ты,

А-а не ленись, все повторяй,

А -а , ничего не забывай!

 

Ну, конечно, ну, конечно, если ты такой ленивый,

Если ты такой трусливый,

Ничего не хочешь знать,

Не решить тебе задачи,

Не решить тебе примера,

Станет для тебя проблемой

Математику учить.

Припев

И наверно, верно, верно,

Заниматься очень трудно,

И мучительно, и нудно,

Только ты не отступай!

Ты иди своей дорогой

До конца с наукой в ногу,

Будет все тебе понятно,

Интересн, так и знай.

Припев.

Сценка “Ноль и единица” 

Ведущий:

Вот это – ноль, иль ничего.
Послушай сказку про него!
Сказал веселый круглый ноль
Соседке единице:

Ноль:

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.

Ведущий:

Она окинула его
Сердитым гордым взглядом.

Единица:

Ты – ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ведущий.

Ответил ноль…

Ноль:

Я признаю, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою!
Так одинока ты сейчас, мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа!

Сценка-шутка “Мама и сынок”

Мама.

А, ну-ка, малыш, отвечай мне урок:
В кармане твоем три ореха, дружок.
(кладет как будто бы сыну в карман их)
Побаловать мама сыночка решила –
Еще два ореха в карман положила.
(снова будто бы кладет)
Запомнил? Теперь все орехи сложи.
Сколько в кармане орехов, скажи?

Сын.

Сколько орехов? (лезет в карман)
Ни одного!

Мама.

Ты огорчишь так отца своего!
Считать не умеешь – позор для семьи!

Сын (выворачивая карманы). Дырявые,мама, карманы мои!

Сценка “Треугольник и квадрат”(двое ребят)

Е. Панин

Автор (учитель).

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат. Почему ты злишься, брат?

Автор. Тот кричит ему:

Треугольник.

– Смотри!
Ты полней меня и шире!
У меня углов лишь три,
У тебя же их – четыре!

Автор. Но Квадрат ответил:

Квадрат.

– Брат! Я же старше.
Я – квадрат!

Автор. И сказал еще нежней:

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

Автор.

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато –
Срезать старшему углы.
(Треугольник срезает ножницами углы Квадрату.)
Уходя, сказал:

Треугольник.

Приятных я тебе желаю снов.
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов.

Автор.

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата!
Онемел, стоял без слов!
Вот так месть!.. Теперь у брата –
ВОСЕМЬ новеньких углов!

Сценка «Среднее арифметическое».

На сцену выходят 2 участника сценки «Среднее арифметическое».

Игорь (входя). Кирилл, о чем ты задумался?

Кирилл. Знаешь, о чем я задумался?Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получил «5», а я «1».Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Игорь. Но ты даже меня не спросил,устраивает ли это меня?

Кирилл. Подожди, это еще не все. Ты пришел в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – оба пришли вовремя. Среднее арифметическое!

Игорь. Ты же гений! (в сторону). Ну,я тебя проучу. (Кириллу) Слышишь, Кирилл, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине.Тебе мама дала денег?

Кирилл. Да.

Игорь. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит).

Кирилл. Вот здорово! Наконец-то у меня будут кеды, и Любовь Андреевна не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений).

Игорь. (Входит с пакетом). Видишь,как я быстро вернулся. Я тебе кеды купил!

Кирилл. (С нетерпением). Давай быстрее покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед,другой маленький). Что это?

Игорь. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, а другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой 35 размер. Да здравствует среднее арифметическое!

Кирилл с ужасом хватается за голову и убегает.

К.Акутдинов     «Учёный кот» (басня).

У кошки маленький котёночек подрос.

Как дальше быть? – возник вопрос.

Ловить мышей – такая штука.

Что тут нужна теперь наука.

Решила мать, что впору

Послать котёнка в школу.

И вот за партой в классе

Сидит пушистый Вася..

С усердием большим, как наказала мать,

Принялся кот науку постигать.

Он изучил до тонкости по темам

Строение мышей (по графикам и схемам)

Их чучела изготовлял из тряпок

В кружке «умелых лапок»

Решал, едва не плача, он про бассейн задачу.

(Сколь выльется сметаны,

Когда открыты краны?)

Был в геометрии, как дома,

Знал доказательств остроту.

Тригонометрия знакома

Была прилежному коту.

И через десять лет, науками богат,

понёс домой наш кот из школы аттестат…

в то время у какой-то горки

мышонок вылезал из горки,

хоть Васька изучал мышиный род по книгам,

исконного врага узнал он всё же мигом.

Но как его схватить?

Нельзя же прыгнуть сразу!

Тут надо применить

Научных знаний базу…

Вот неизвестного мышонка

За икс он принял очень тонко.

Затем в системе эсгээс

Нашёл его удельный вес.

Вэ – скорость, ускоренье – а.

(а брызги сыплются с пера!)

По теореме Пифагора

Он путь нашёл довольно скоро;

Привёл ответы, глядя в книгу,

К логарифмическому виду;

Вписал последнюю строку

И приготовился к прыжку…

Пока учёный кот над уравненьем бился,

Мышонок-неуч в норке скрылся.

Запомните, друзья, соль истины такой:

Теория мертва без истины живой!

Баллада о математике

М. Борзаковский

          Как воздух,

            Математика нужна,

          Одной отваги

            Офицеру  мало.

          Расчеты! Залп!

            И цель поражена

          Могучими

            Ударами

              Металла.

          И воину

             Припомнилось на миг,

          Как школьником

             Мечтал в часы учения

          О подвиге,

             О шквалах огневых,

          О яростном

             Порыве наступления

          Но строг учитель был,

             И каждый раз

          Он обрывал мальчишку

            Резковато:

          "Мечтать довольно!

            Повтори рассказ

          О свойствах круга

            И углов квадрата!»

          И воином

              Любовь сбережена

          К учителю,

              Далекому, седому.

          Как воздух.

             Математика нужна,

          Сегодня

              Офицеру молодому

ОБ АРИФМЕТИКЕ

В. Шефнер

           Чтоб водить корабли,

           Чтоб в небо взлететь,

           Надо многое знать,

           Надо многое уметь.

           И при этом, и при этом,

           Вы заметьте-ка,

           Очень важная наука

           А-риф-ме-ти-ка!

       

           Почему корабли

           Не садятся на мель,

           А по курсу идут

           Сквозь туман и метель?

           Потому что, потому что,

           Вы заметьте-ка,

           Капитанам помогает

           А-риф-ме-ти-ка!

           Чтоб врачом, моряком

           Или летчиком стать,

           Надо прежде всего

           Арифметику знать.

           И на свете нет профессии,

           Вы заметьте-ка,

           Где бы нам не пригодилась

           А-риф-ме-ти-ка!

Ода геометрии   

 
О, Петр, ведь ты построил город
Не для умерших — для живых?
Тяжелый дождь бежит за ворот
Окаменевших часовых.
Недвижимы аллеи парков,
Прямы проспекты, как стрела,
Сильней божественных монархов
Здесь геометрия была.
Был нежен в башнях цитадели
И кроток лепет голубиц,
И страшные на мир глядели
В окно глаза цареубийц!
Гуляют каменные финны,
Курятся трубки из бород,
Вот и построили Афины
Средь топей северных болот!
Налево львы и львы направо,
А у заставы инвалид
Штык держит вертикально прямо,
Как геометрия велит!

Стихотворение
о математике

М. Борзаковский

       Почему торжественность вокруг?

       Слышите, как быстро смолкла речь?

       Это о царице всех наук

       Мы ведем сегодня с вами речь.

       Не случайно ей такой почет.

       Это ей дано давать ответы.

       Как хороший выполнить расчет

       Для постройки здания, ракеты.

       Есть о математике молва,

       Что они в порядок ум приводит,

       Потому хорошие слова

       Часто говорят о ней в народе.

       Ты нам, математика, даешь

       Для победы трудностей закалку,

       Учится с тобою молодежь

       Развивать и волю, и смекалку.

       И за то, что в творческом труде

       Выручаешь в трудные моменты,

       Мы сегодня искренне тебе

       Посылаем гром аплодисментов.

Звучит песня В. Высотского


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал «Математика – царица всех наук»

Слайд 2

Из истории математики первая страница

Слайд 3

Египет Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э.

Слайд 4

Древняя Греция Греки выдвинули дерзкий тезис "Числа правят миром". Или, как сформулировали эту же мысль два тысячелетия спустя: "Природа разговаривает с нами на языке математики".

Слайд 5

Индия Рассвет индийской математики относится к 5 – 12 векам.

Слайд 6

Китай Замечательны работы китайцев по численному решению уравнений.

Слайд 7

Древняя Русь Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX-XII вв.

Слайд 8

И в шутку, и всерьез вторая страница

Слайд 9

Спасибо за внимание! до новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в форме устного журнала "Экскурсия в музей. Отечественная 1812 года"

В данном материале в форме устного журнала показана экскурсия в школьном музее « Истории кадетских корпусов России».  День Бородинского сражения.  На занятиях по истории ратной славы От...

Внеклассное мероприятие: устный журнал «Зимние месяцы»

Внеклассное мероприятие: устный журнал «Зимние месяцы»Цели: закреплять знания об изменениях в природе в зимние месяцы; развивать выразительное чтение наизусть стихотворений, речь, память, творче...

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) "Путешествие в мир растений" для 6-7 класса

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме "Путешествие в мир растений"...

Внеклассное мероприятие.Интерактивный экологический журнал.

Облетев землю на корабле-спутнике, я увидел, какпрекрасна наша планета. Люди! Будем хранить,приумножать эту красоту, а не разрушать ее....

Внеклассное мероприятие УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Мы живём на Кубани»

У нас в библиотеке есть хрестоматия «Литература Кубани» О. Г. Панаэтова и «Литература Кубани» Ю. Г. Любимцева, я с ребятами очень много обращалась к ним. В седьмом классе есть ребята из казачьих семей...

Разработка внеклассного мероприятия «Курение и здоровье» Устный журнал

Данное мероприятие призвано предупредить табакокурение среди подростков. Выработать у них правильные позиции и поведение, касающиеся сохранения и укрепления,  как своего здоровья, так и окружающи...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...