Внеклассное мероприятие в форме устного журнала "Экскурсия в музей. Отечественная 1812 года"
классный час (9 класс) по теме
В данном материале в форме устного журнала показана экскурсия в школьном музее « Истории кадетских корпусов России». День Бородинского сражения. На занятиях по истории ратной славы Отечества учащиеся знакомились с событиями войны 1812 года. В 2012 году празднуем 200- летие этого события. Обратимся к экспозиции нашего музея, к материалам выставки и проверим, как хорошо знаем историю Бородинского сражения.Урок в форме устного журнала, страницы расскажут о выпускниках кадетских корпусов, принимающих участие в Отечественной войне 1812 года, которые прославились многочисленными подвигами, среди них было немало совсем юных героев.Представлена также викторина о событиях Отечественной 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_ekskursiya_po_muzeyu.otechestvennaya_voyna_1812_goda_.docx | 219.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия «Экскурсия по школьному музею. События Отечественной 1812 года»
Гранкина Н.Г. учитель истории,
Солдатова В.М.учитель физики
МБОУ «СОШ №19 с УИОП»
Цели урока:
Образовательные:
Формирование представлений у учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года.
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет.
Воспитательные:
Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.
Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия литературы, истории.
Подготовка к уроку: Заранее учащиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С учащимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал.
Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года»; портреты участников войны: М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, П. И. Багратиона, Дениса Давыдова; картины: В.В. Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах», «В покоренной Москве», А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя: «Ребята, мы с вами собрались сегодня в нашем школьном музее « Истории кадетских корпусов России» не случайно. Сегодня день Воинской Славы России. День Бородинского сражения. На занятиях по истории ратной славы Отечества вы знакомились с событиями войны 1812 года. В 2012 году мы празднуем 200- летие этого события. Поэтому сегодня мы с вами обратимся к экспозиции нашего музея, к материалам выставки и проверим, как хорошо вы знаете историю Бородинского сражения. Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут вам о выпускниках кадетских корпусов, принимающих участие в Отечественной войне 1812 года, которые прославились многочисленными подвигами, среди них было немало совсем юных героев.
II. Страницы журнала
Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории военных лет.
Страница первая: Главное полотнище музея «Истории кадетских корпусов России»
Учитель: Школьный музей был создан в МБОУ «СОШ №19 с УИОП» по инициативе директора школы Ивановой Елены Ивановны. О необходимости музея в школе возникла идея – при школе действует кадетский корпус «Виктория», в котором обучаются учащиеся с первого по одиннадцатый класс. При входе в музей обращаем внимание на центральную стенку. На ней панно на сюжет картины Н.С. Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». О нем нам расскажет член совета школьного музея Котова Валерия, ученица 9 класса.
Выступление члена совета школьного музея Котовой Валерии, ученицы 9 класса.
История одной находки
Центральное место в экспозиции нашего школьного музея занимает панно на сюжет картины Н.С. Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». Оно занимает всю стену. Когда заходишь в музей, сразу попадаешь в атмосферу войны 1812 года. Это панно было выполнено в 2003 году к открытию школьного музея Истории кадетских корпусов России учительницей рисования Котовой Татьяной Алексеевной. Сюжет был выбран не случайно – большинство выпускников кадетских корпусов принимали участие в Отечественной войне 1812 года, прославились многочисленными подвигами, среди них было немало совсем юных героев.
На переднем плане изображен генерал Н.Н. Раевский с двумя сыновьями. Сам генерал не учился в кадетском корпусе, а вот оба его сына – Александр и Николай воспитывались в кадетском корпусе. Старший сын, Александр, по некоторым источникам принимал участие в войне 1812года.
Итак, что мы узнали о событиях, связанных с сюжетом картины? Салтановка – деревня Могилевской губернии. Во время войны 1812 года, при движении второй русской армии на соединение с первой, генерал П. Багратион, надеясь предупредить сосредоточение значительных французских сил в Могилеве и пробиться сквозь них, направил туда корпус генерала Николая Раевского и часть конницы генерала К. Сиверса. Однако французы успели 21 июля собрать туда до 28 тысяч и выдвинуться с ними к Салтановке. 23 июля Раевский настойчиво, но безуспешно атаковал противника. В критический момент боя Раевский лично возглавил атаку, повернул колонну и отбросил французов за ручей. Однако в ночь на 24 июля он должен был отступить к деревне Дашковка. Бой под Салтановкой характеризовался большим напряжением. Потери корпуса Раевского составляли 2548 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Корпус Даву потерял 4134 человека. Русские войска проявили в этом бою исключительный героизм и мужество. Генерал Раевский докладывал Багратиону: «Единая храбрость и усердие российских войск могла избавить меня от истребления противо толика превосходного неприятеля и в толика невыгодном для меня месте; я сам свидетель, как многие штаб-, обер- и унтер-офицеры, падуча по две раны, перевязав оные, возвращались в сражение, как на пир. Не могу довольно не похвалить храбрость и искусство артиллеристов: в сей день все были герои...».
В связи с боем под Салтановкой известна история о том, как Раевский увлек в одну из атак своих сыновей. Эта атака и изображена на нашей знаменитой картине. Несмотря на широкую известность этого факта, он является вымыслом журналистов, так как младшему сыну генерала Раевского было всего 11 лет. Сам Раевский в беседе со своим адъютантом, поэтом Батюшковым, опровергал этот факт. «Из меня сделали римлянина, милый Батюшков»,- сказал он мне.— «… Про меня сказали, что я под Дашковкой принес на жертву детей моих».
« Помню», — отвечал я, — «в Петербурге вас до небес превозносили. За то, чего я не сделал, а за истинные мои заслуги хвалили Милорадовича и Остермана. Вот слава, вот плоды трудов!» — «Но помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперед, ребята; я и дети мои откроем вам путь ко славе, или что-то тому подобное». Раевский засмеялся: «Я так никогда не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребенок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и все тут, весь анекдот сочинен в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Граверы, журналисты, новеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином».
Пусть даже и так. Пусть это красивая легенда, которая возникла в годину суровых испытаний, нависших над нашей Родиной. Но тот факт, что дети многих офицеров русской армии находились рядом с отцами на полях сражений, говорит о патриотизме и высоком моральном духе этих людей и о том, какой пример они подавали своим детям.
Страница вторая: «Викторина «Бородино – о подвиге, о доблести, о славе»
- Где Наполеон произнес знаменитые слова: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце»? (В Смоленске)
- Сколько продолжалось Смоленское сражение 1812 года? (2 дня)
- Кто был Главнокомандующим во время Смоленского сражения?
(Генерал М. Б. Барклай-де-Толли)
- В котором часу началась Бородинская битва? (В 5 часов утра)
- Сколько часов продолжалась Бородинская битва? ( Около 15 часов)
- На каком расстоянии от Москвы находится Бородинское поле? (124км)
- Какой бой предшествовал Бородинскому сражению? Когда он состоялся?
(Бой за Шевардинский редут, 24 августа 1812 года)
- Где находился командный пункт Кутузова во время Бородинской битвы?
( В деревне Горки)
- Где размещался штаб М. И. Кутузова во время Бородинской битвы?
(В деревне Татариново)
- Когда состоялся военный совет в Филях? (1 сентября 1812 года)
- В каком году и по чьей инициативе прах князя Багратиона был перенесен на
Бородинское поле?
(В 1839 году по инициативе поэта-партизана Д.В. Давыдова)
- Когда М. И. Кутузов получил титул – князь Смоленский?
(После того, как остатки наполеоновской армии покинули русскую землю)
- Художник – автор картин «Наполеон на Бородинских высотах», «В покоренной Москве». ( В.В. Верещагин)
- Название храма, воздвигнутого в Москве в память о победе в Отечественной войне.
(Храм Христа Спасителя)
- Как назвал Наполеон Бородинскую битву? ( Битва гигантов)
- Какую должность занимал М. Б. Барклай-де-Толли накануне Отечественной войны 1812 года? (Военный министр)
- Батарею Раевского называли также… (Курганная батарея)
- В кампании 1812 года в России командовал корпусом и за битву при Бородино
получил титул князя Москворецкого (Маршал Ней)
- Его родственниками были генералы А. П. Ермолов и Н. Н. Раевский, он предложил
Багратиону идею партизанского отряда… (Денис Давыдов)
- Он не присутствовал на военном совете в Филях, в Бородинском сражении командовал левым крылом русской армии, проявив исключительную стойкость и личную храбрость, был тяжело ранен и скончался в селе Симы Владимирской губернии. (П.И.Багратион)
Учитель подводит итоги викторины, отмечает наиболее полные ответы и активных участников.
Рефлексия: Ребята, назовите самое знаменитое стихотворение, посвященное Бородинскому сражению. («Бородино» М.Ю.Лермонтова). Учащимся раздаются небольшие отрывки, надо их правильно собрать и выразительно прочитать. Если у вас возникнет желание, можете сделать рисунки по мотивам нашего сегодняшнего мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) "Путешествие в мир растений" для 6-7 класса
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме "Путешествие в мир растений"...
Внеклассное мероприятие в 5-6 классах "Прекрасные Музы искусства"
Приобщение учащихся к познанию и пониманию мира искусства....
Внеклассное мероприятие – путешествие Н.Гумилёв-поэт, путешественник. «Муза дальних странствий»
Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует проникновению в тайны поэтического мастерства и пробудению...
Внеклассное мероприятие «Поле чудес» посвящённое 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Форма проведения: Игра «Поле чудес» для обучающихся 8 –9 классов.Цели и задачи:Развитие творческих навыков детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее...
Презентация к мастер-классу "Не забывай те грозные года" (брейн-ринг для внеклассного мероприятия или урока повторения по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"
Данная презентация предназначена служит дополнением к мастер-классу "Не забывай те грозные года"...
Внеклассное мероприятие: Урок мужества , посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны".
Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современ...
Внеклассное мероприятие по литературе "Заочная экскурсия в музей - усадьбу "Ясная Поляна", презентация к текстовому материалу "Л.Н. Толстой и Ясная Поляна"
Материалы заочной экскурсии в Ясную Поляну могут быть использованы для внеклассного мероприятия, для проведения уроков литературы, посвящённых творчеству Л.Н. Толстого. Текстовый материал взят из книг...