Развитие взаимосвязи творческих способностей учащихся и их коммуникативно-нравственных качеств.
статья (5 класс) по теме
«Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми» В.А Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие взаимосвязи творческих способностей учащихся и их коммуникативно-нравственных качеств
2011-2012 учебный год
Учитель НАГАЕВА Людмила Георгиевна
«Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми» В.А Сухомлинский
Воспитание – это целенаправленное, организованное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Важным фактором формирования коммуникативных качеств личности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Коммуникация (лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.
В школьном возрасте наиболее значимо групповое общение. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростков и в определении его статуса в глазах сверстников. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Психологи утверждают, что в основе этих норм лежит «принцип товарищества». Для ребят важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Неумение добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже правонарушений подростков. Этот период является очень важным для развития средств общения – коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих контакт с людьми и определяющих процесс понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от этого.
Поэтому работа со школьниками связана с развитием средств общения, созданием благоприятной атмосферы в классе.
Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
Творчество – процесс созидания, в котором личность познает в мире новое для себя и создает сознательно в окружающей среде новое, то есть то, чего ранее не было.
Следовательно, творческое отношение к окружающей действительности формируется у детей только в общении, то есть в процессе формирования коммуникативных навыков. Чем совершеннее общение, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Практика учебно-воспитательной работы показывает, что коллективные дела и идейное единство, сплоченность, дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь, переживание – формируют коммуникативные качества учащихся.
Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.
Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как « форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка».
Ни у кого не вызывает сомнения существование теснейшей связи творческих способностей и коммуникативно-нравственных качеств человека. Чем больше и эффективнее общаются люди, участвуя в предметной преобразующей деятельности, тем более явственно проявляются творческие задатки и наклонности человека – формируется личность.
Показателями, способствующими развитию коллективного творчества, коммуникативных качеств, по моему мнению, должны являться:
- неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самопроявления каждого;
- гуманистический характер общения, составление команд (групп) на основе добровольности и взаимных симпатий;
- доверие и взаимопомощь.
В 2011-2012 учебном году в своей работе классного руководителя 5Б класса я старалась использовать вышеизложенные теоретические утверждения.
Классный коллектив 5Б класса на конец 2011-2012 учебного годы состоит из 26 человек: 9 девочек и 17 мальчиков. Дети из разных по социальному статусу семей, с различным уровнем достатка и возможностей, что усложняет процесс установления и развития отношений внутри классного коллектива и взаимодействие с другими школьными группами.
Основными задачами воспитательной работы в 5Б классе в этом учебном году были:
- формирование классного коллектива;
- воспитание чувства ответственности за личные поступки и поступки коллектива;
- воспитание уважения к окружающим;
-стимуляция мотивов к совершению обдуманных общественно-полезных поступков;
- выявление и активизация творческих наклонностей учащихся.
Я старалась добиться одной цели – привлечение каждого ученика класса к участию в как можно большем количестве самых разнообразных по тематике и статусу мероприятиях как учебно-познавательного так и воспитательного характера, активизация интереса детей к коллективным делам и, соответственно, к учебным дисциплинам.
Так в школьном туре предметных олимпиад и интеллектуального марафона приняли участие 16 учащихся класса (64%). Орлова Лиза приняла участие в 5 олимпиадах и интеллектуальном марафоне, Уденеева Катя и Ходжаева Нилюфар участвовали в 5 олимпиадах, Карижскмй Гера – в 4-х, Кирчу Степа, Краснов Илья и Мещеряков Никита – в 3-х и т.д. (см. таблицу).
Стремление детей проверить свои знания в разных дисциплинах, принцип соревновательности и сопоставления себя другим участникам является хорошим стимулом повышения мотивации и познавательного интереса в учебе. Развитие интереса происходит и на мероприятиях, тематика которых связана с учебными предметами. Это – экологический фестиваль, фестиваль «Ломоносовская звезда», «200-летие Бородинской битвы», предметные недели, проводимые МО школы. В этих и других мероприятиях 5Б класс принял активное участие.
Участие детей в классных мероприятиях – классных часах, викторинах, посиделках с чаепитием, экскурсиях и т.п. – дало возможность им самоопределиться, самовыразиться, самоутвердиться. Образовалась группа активных работоспособных учащихся, способных организовать, подготовить, заинтересовать более пассивную часть классного коллектива.
С большим удовольствием ученики 5Б класса принимали участие в общешкольных делах, в которых должна быть представлена не только команда от класса, но и участвовать весь класс. Это способствовало сплочению класса, воспитанию чувства товарищества, взаимоподдержки и взаимопомощи, уважения к мнению окружающих, ответственности личной и коллективной. Параллельно шло формирование культуры общения со сверстниками, старшими школьниками и педагогами.
В результате в течение 2011-2012 учебного года каждый ученик 5Б класса принимал участие в жизни школы и класса:
- 18 человек приняли участие в более чем в 10 мероприятиях (69,2%), самые активные – в 15 и более (3 чел.);
- 5 человек приняли участие в более чем в 5 (от 5 до 9) мероприятиях;
- только 3 человека (2 из них влились в коллектив в марте и апреле 2012 г.) приняли участие в 4 и менее мероприятиях (см. таблицу).
Результатом проведенной работы явилась динамика межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, возникновение ценностных ориентаций. Об этом говорит диагностика «Отношения в классе» проводимая в январе и мае 2012 года. Большинство учеников класса считают класс дружным, в нем бывают ссоры, но в целом атмосфера неконфликтная, комфортная. Начала появляться ответственность за поступки, причем ответственность за других и возросло доверие со стороны детей к классному руководителю. Если раньше большинство старалось, чтобы о поступках учитель знал как можно меньше, то к концу года дети начали более активно общаться с классным руководителем по волнующим их вопросам внутри школьной жизни. Вижу свою задачу как классного руководителя поддерживать и развивать стремление у детей к такому формату отношений.
В результате работы по теме я пришла к выводу о том, что внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, коллективные дела соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.
Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.
Дети, как говорила Н.К.Крупская, лишь тогда живут богатой жизнью, когда они коллективно переживают, коллективно радуются, коллективно волнуются. Большую радость ощущает ребенок, если он становится участником общественного созидания.
Л.Г.Нагаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восприятие цвета в развитии художественно – творческих способностей учащихся .
Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет это важное средство эмоционально- эстетической, художественно-образ...
Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"
Актуальность темы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...
Развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроках декоративного рисования
Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства. Приобщение детей к замечательным памятникам народного декор...
Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий
Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладаю...
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ученики одного и того же класса отличаются друг от друга по своим преимущественным интересам, способностям, типам мышления, складу характера, отношением к учению. Однако, обучая целый классный коллект...
Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано
Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...
«Интерактивная игровая технология как эффективное средство развития креативных (творческих) способностей, учащихся на уроках технологии»
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные...