Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"
методическая разработка по теме
Данное воспитательное мероприятие проводится в 5-7 классах и знакомит учащихся с основным ходом Великой Отечественной войны. В ходе мероприятия используются стихотворения известных поэтов, побывавших на полях сражений; песни известных композиторов. Это своеобразное путешествие по местам самых значимых сражений от начала войны и до победного мая 1945 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogami_voyny.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогами войны.
Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся средних классов, посвященное 67 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Широкий Уступ» Калининского района Саратовской области Кулявцева С.А.
Цели: 1. Расширить и углубить знания учащихся
о Великой Отечественной войне.
2. Показать образцы героизма и патриотизма
советских людей в Великой Отечественной
войне. 3. Пробудить чувство уважения к памяти
погибших во время войны . 4. Воспитывать
чувство патриотизма и гражданственности.
Оборудование: 1. Карта «Великая Отечественная
война Советского Союза 1941-1945гг.»
2. Плакаты военных лет «Родина –мать зовет»,
«Ты записался добровольцем».
3. Портреты писателей и поэтов-участников Вов.
4. Выставка художественной и научно –
популярной литературы о Вов
5. Грамзаписи сообщений Совинформбюро.
Музыкальное оформление
- «Священная война» муз. Б. Александрова,
слова В.Лебедева – Кумача.
- «День Победы» муз. А. Пахмутовой,
Слова Д. Тухманова.
ЭПИГРАФ
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
- Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
( А.Твардовский)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступительное слово учителя.
Великая Отечественная война была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной.
Враг дошел до предгорий Кавказа, прорвался к Волге, блокировал Ленинград, угрожал Москве (показывает по карте). Весь народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный единым порывом – разбить врага, изгнать его с нашей земли, уничтожить фашизм.
Война принесла народу огромные жертвы и разрушения. Свыше 20 миллионов советских людей погибли на полях сражений, погребены под развалинами городов и сёл, расстреляны, замучены в концлагерях. Трудно найти семью, на которую в годы войны не обрушилось горе, вызванное гибелью родных и близких.
Огромен материальный ущерб, причиненный войной. Фашисты превратили в руины более 70 тысяч городов, поселков, сел и деревень. Страна потеряла около 30% национального богатства. История не знала такого массового варварства и бесчеловечности, какие творили на нашей земле фашисткие оккупанты.
И вот уже 67 лет отделяет нас от того памятного мая 1945 года, когда была поставлена окончательная точка в самой кровопролитной войне в истории человечества.
Память о ней неподвластна времени. Народы России склоняют головы в память о погибших. Вечная им слава! Вечная благодарность ветеранам войны и участникам фронта за то, что они завоевали нам мир, повергли фашизм, который капитулировал 9 мая 1945 года. Но к этой дате наш народ шел очень трудными военными дорогами. И сегодня мы вместе с замечательными поэтами- очевидцами войны (А. Твардовским, К. Симоновым, С.Орловым, А. Сурковым и др. Их портреты помещены на доске) попробуем пройти теми же дорогами, которыми шли когда-то они.
Итак, 22 июня 1941 года. Германия без объявления войны напала на Советский союз. В этот день все советские люди с замиранием сердца слушали по радио важное правительственное сообщение.
(Звучит запись сообщения Совинформбюро о начале войны).
УЧИТЕЛЬ. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Миллионы советских людей встали под ружьё, чтобы защитить свою Родину, свой дом, свою семью. Была объявлена всеобщая мобилизация.
( Звучит песня «Священная война»)
УЧИТЕЛЬ. (показывая по карте). Первыми в открытый бой с врагом вступили пограничники и защитники Брестской крепости. Ровно 29 дней шли ожесточенные бои. Все погибли, но врагу никто не сдался. Немецкая армия стремительно продвигалась на восток. За 2 месяца войны немцы захватили Беларуссию, Украину, Прибалтику и вступили на территорию России. Наши войска несли тяжелые потери и отступали. О горечи поражений рассказал в своем стихотворении поэт В.Жуков.
(Ученик читает стихотворение В.Жукова «Был отступленья путь солдатский горек…»)
УЧИТЕЛЬ. Да, очень трудным был 1 этап войны. Советские войска отступали всё дальше и дальше в глубь страны. И вот они уже подошли к Смоленску(показ по карте пути отступления советских воинов). Но и здесь они терпят поражение. Изможденные, израненные они отступали к Москве. Очевидцем этих событий был поэт К.Симонов, автор стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», а посвятил он его своему боевому товарищу, поэту Алексею Суркову.
(Ученик читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)
ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ:
- Что увидел поэт на дорогах войны? Какие картины предстают перед ним?
(Усталые женщины с кринками, деревни с погостами, изба под Борисовом, седая старуха, пожарища).
- Какие чувства солдат передал автор? (Горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать)
УЧИТЕЛЬ. В этом стихотворении мы увидели войну глазами взрослого человека, а вот давайте послушаем еще одно стихотворение о войне и сравним их.
(Ученик читает стихотворение Глеба Еремеева «Война вошла в мальчишество моё»).
- Какой увидел войну мальчишка? (Отступающих солдат, грязных, оборванных, голодных, которые заходили к ним в дом).
УЧИТЕЛЬ. Положение советской армии в начале войны было катастрофическим. Враг продвигался к Москве. По замыслу противника война должна была закончиться за 6-8 недель. Но враг ошибся в своих расчетах. Повсюду фашисты встречали упорное и отчаянное сопротивление советских людей. А под Москвой советские воины встали на смерть. Отступать было некуда, позади Москва.
О мужестве этих защитников написал в своём стихотворении А. Шубин.
(Ученик читает стихотворение А. Шубина «Не до славы я век свой хотел бы продлить»)
УЧИТЕЛЬ. Разгром немецких войск под Москвой явился решающим военно-политическим событием первого года войны и первым крупным поражением фашисткой Германии.
Но это была еще не победа. Самая страшная веха той войны – Блокада Ленинграда (карта). 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших. Об этом событии рассказал в своем стихотворении Ю.Воронов.
(Ученик читает стихотворение Ю.Воронова «Наш город»)
УЧИТЕЛЬ. Ещё 8 сентября 1941года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Ленинград оказался в блокаде. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому была проложена легендарная «Дорога жизни». По этой дороге вывозили детей из Ленинграда.
(Ученик читает стихотворение А Межирова «Страшный путь»)
УЧИТЕЛЬ. Но на этом испытания советских людей не закончились. Немцы, пытаясь взять реванш за поражение под Москвой, рвались к нефти Кавказа, топтали плодородные земли Дона и Кубани, тянулись к Волге(показ по карте). В середине сентября 1942 года начались сражения за Сталинград(ныне Волгоград). 180 дней и ночей с беспримерным мужеством отстаивали защитники города каждую пядь земли. Город был сильно разрушен, уже нечему было гореть, уже ничего живого, казалось, не осталось в развалинах, но врага не подпустили к Волге. Более того, 16 ноября 1942 года сталинградцы сами перешли в наступление и победили. 2 февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась. Победа под Сталинградом коренным образом переломила ход войны, что позволило Красной Армии перейти в наступление на многих участках фронта. Теперь уже каждый день приближал нашу армию к Победе.
(Ученик читает стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной»
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
(В стихотворении говорится о том, что солдат бессмертен. Он будет жить, пока жив «шар земной». Это стихотворение о вечной памяти. Вся земля – это «мавзолей» солдату, а мавзолеи строят выдающимся людям, чтобы все помнили о них).
УЧИТЕЛЬ. Действительно, в стихотворении воспевается дружба и мир, бессмертие и память. И еще одно стихотворение о бессмертии и памяти погибших создал А. Сурков.
(Ученик читает стихотворение А.Суркова «Испытало нас время свинцом и огнем»)
УЧИТЕЛЬ. Поразительно пророчество поэта. «Нас ждет ослепительный май» Алексей Сурков написал эти строки в 1942 году. И, действительно, нас ждал ослепительный май, но в далеком 1945 году. И к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года. День Победы, день всенародного ликования и радости. В этот день весь советский народ со слезами на глазах слушал важное правительственное сообщение об окончании войны.
(Звучит запись Совинформбюро об окончании войны, затем песня «День Победы»)
УЧИТЕЛЬ. А закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хочется словами поэта Р.Рождественского:
Люди, покуда стучатся сердца,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста – помните!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю – помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Список литературы, использованный для подготовки сценария.
- Сборник «День поэзии.1985», под ред. Федотова В.И. –М., Советский писатель, 1986г.
- Сборник стихов «Этих дней не меркнет слава», под ред. Панченко Н.Н. – М., Советский писатель, 1980г.
- «Солдаты моей Родины»
- «Рекомендации к программе основных мероприятий по подготовке и проведению празднования Дня Победы…», ГУ «Областной центр патриотического воспитания», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".
Цель:воспитание патриотизма , любви к своей Родине , к её защитникам, чувства ответственности человека за происходящее вокруг....
Внеклассное мероприятие «Война вошла в мальчишество мое…»
Данная методическая разработка рассчитана для учащихся 9-11 классов...
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию начала Первой мировой войны "Нет забытой войны, нет забытых героев".
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов....
Внеклассное мероприятие "Войной начинается память"...
Данное мероприятие на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти, раскрывает две...
Разработка внеклассного мероприятия "Войны не знали мы, и всё же..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого празднованию 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Войны не знали мы, и всё же…»...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
Технологическая карта урока + презентация урока внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»...