Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"
методическая разработка по теме

Данное  воспитательное мероприятие проводится в 5-7 классах и знакомит учащихся с основным ходом Великой Отечественной войны. В ходе мероприятия используются стихотворения известных поэтов, побывавших на полях сражений; песни известных композиторов. Это своеобразное путешествие по местам самых значимых сражений от начала войны и до победного  мая 1945 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogami_voyny.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогами войны.

Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся средних классов, посвященное 67 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Широкий Уступ» Калининского района Саратовской области Кулявцева С.А.

Цели: 1. Расширить и углубить знания учащихся

о Великой Отечественной войне.

2. Показать образцы героизма и патриотизма

советских людей в Великой Отечественной

войне. 3. Пробудить чувство уважения к памяти

 погибших во время войны . 4. Воспитывать  

чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: 1. Карта «Великая Отечественная

война Советского Союза 1941-1945гг.»

2. Плакаты военных лет «Родина –мать зовет»,

«Ты записался добровольцем».

3. Портреты писателей и поэтов-участников Вов.

4. Выставка художественной и научно –

популярной литературы о Вов

5. Грамзаписи сообщений Совинформбюро.

                                                                                  Музыкальное оформление

  1. «Священная война» муз. Б. Александрова,

слова В.Лебедева – Кумача.

  1. «День Победы» муз. А. Пахмутовой,

Слова Д. Тухманова.

                                               ЭПИГРАФ

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

- Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

( А.Твардовский)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной.

Враг дошел до предгорий Кавказа, прорвался к Волге, блокировал Ленинград, угрожал Москве (показывает по карте). Весь народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный единым порывом – разбить врага, изгнать его с нашей земли, уничтожить фашизм.

  Война принесла народу огромные жертвы и разрушения. Свыше 20 миллионов советских людей погибли на полях сражений, погребены под развалинами городов и сёл, расстреляны, замучены в концлагерях. Трудно найти семью, на которую в годы войны не обрушилось горе, вызванное гибелью родных и близких.

    Огромен материальный ущерб, причиненный войной. Фашисты превратили в руины более 70 тысяч городов,  поселков, сел и деревень. Страна потеряла около 30% национального богатства. История не знала такого массового варварства и бесчеловечности, какие творили на нашей земле фашисткие оккупанты.

     И вот уже 67 лет  отделяет нас от того памятного мая 1945 года, когда была поставлена окончательная точка в самой кровопролитной войне в истории человечества.

Память о ней неподвластна времени. Народы России склоняют головы в память о погибших. Вечная им слава! Вечная благодарность ветеранам войны и участникам фронта за то, что они завоевали нам мир, повергли фашизм, который капитулировал 9 мая 1945 года. Но к этой дате наш народ шел очень трудными военными дорогами. И сегодня мы вместе с замечательными поэтами- очевидцами войны (А. Твардовским, К. Симоновым, С.Орловым, А. Сурковым и др. Их портреты помещены на доске) попробуем пройти теми же дорогами, которыми шли когда-то они.

    Итак, 22 июня 1941 года. Германия без объявления войны напала на Советский союз. В этот день все советские люди с замиранием сердца слушали по радио важное правительственное сообщение.

   (Звучит запись сообщения Совинформбюро о начале войны).

УЧИТЕЛЬ. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

    Миллионы советских людей встали под ружьё, чтобы защитить свою Родину, свой дом, свою семью. Была объявлена всеобщая мобилизация.

( Звучит песня «Священная война»)

УЧИТЕЛЬ. (показывая по карте). Первыми в открытый бой с врагом вступили пограничники и защитники Брестской крепости. Ровно 29 дней шли ожесточенные бои. Все погибли, но врагу никто не сдался. Немецкая армия стремительно продвигалась на восток. За 2 месяца войны немцы захватили Беларуссию, Украину, Прибалтику и вступили на территорию России. Наши войска несли тяжелые потери и отступали. О горечи поражений рассказал в своем стихотворении поэт В.Жуков.

(Ученик читает стихотворение В.Жукова «Был отступленья путь солдатский горек…»)

УЧИТЕЛЬ. Да, очень трудным был 1 этап войны. Советские войска отступали всё дальше и дальше в глубь страны. И вот они уже подошли к Смоленску(показ по карте пути отступления советских воинов). Но и здесь они терпят поражение. Изможденные, израненные они отступали к Москве. Очевидцем этих событий был поэт К.Симонов, автор стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», а посвятил он его  своему боевому товарищу, поэту Алексею Суркову.

(Ученик читает стихотворение  К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)

ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ:

- Что увидел поэт на дорогах войны? Какие картины предстают перед ним?

(Усталые женщины с кринками, деревни с погостами, изба под Борисовом, седая старуха, пожарища).

- Какие чувства солдат передал автор? (Горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать)

УЧИТЕЛЬ. В этом стихотворении мы увидели войну глазами взрослого человека, а вот давайте послушаем еще одно  стихотворение о войне и сравним их.

(Ученик читает стихотворение Глеба Еремеева «Война вошла в мальчишество моё»).

- Какой увидел войну мальчишка? (Отступающих солдат, грязных, оборванных, голодных, которые заходили к ним в дом).

УЧИТЕЛЬ. Положение советской армии в начале войны было катастрофическим. Враг продвигался к Москве. По замыслу противника война должна была закончиться за 6-8 недель. Но враг ошибся в своих расчетах. Повсюду фашисты встречали упорное и отчаянное сопротивление советских людей. А под Москвой советские воины встали на смерть. Отступать было некуда, позади Москва.

    О мужестве этих защитников написал в своём стихотворении А. Шубин.

(Ученик читает стихотворение А. Шубина «Не до славы я век свой хотел бы продлить»)

УЧИТЕЛЬ. Разгром немецких войск под Москвой явился решающим военно-политическим событием первого года войны и первым крупным поражением фашисткой Германии.

     Но это была еще не победа. Самая страшная веха той войны – Блокада Ленинграда (карта). 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших. Об этом событии рассказал в своем стихотворении Ю.Воронов.

(Ученик читает стихотворение Ю.Воронова «Наш город»)

УЧИТЕЛЬ. Ещё 8 сентября 1941года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Ленинград оказался в блокаде. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому была проложена легендарная «Дорога жизни». По этой дороге вывозили детей из Ленинграда.

(Ученик читает стихотворение А Межирова «Страшный путь»)

УЧИТЕЛЬ. Но на этом испытания советских людей не закончились. Немцы, пытаясь взять реванш за поражение под Москвой, рвались к нефти Кавказа, топтали плодородные земли Дона и Кубани, тянулись к Волге(показ по карте). В середине сентября 1942 года начались сражения за Сталинград(ныне Волгоград). 180 дней и ночей с беспримерным мужеством отстаивали защитники города каждую пядь земли. Город был сильно разрушен, уже нечему было гореть, уже ничего живого, казалось, не осталось в развалинах, но врага не подпустили к Волге. Более того, 16 ноября 1942 года сталинградцы сами перешли в наступление и победили. 2 февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась. Победа под Сталинградом коренным образом переломила ход войны, что позволило Красной Армии перейти в наступление на многих участках фронта. Теперь уже каждый день приближал нашу армию к Победе.

(Ученик читает стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной»

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

 (В стихотворении говорится о том, что солдат бессмертен. Он будет жить, пока жив «шар земной». Это стихотворение о вечной памяти. Вся земля – это «мавзолей» солдату, а мавзолеи строят выдающимся людям, чтобы все помнили о них).

УЧИТЕЛЬ. Действительно, в стихотворении воспевается дружба и мир, бессмертие и память. И еще одно стихотворение о бессмертии и памяти погибших создал А. Сурков.

(Ученик читает стихотворение А.Суркова «Испытало нас время свинцом и огнем»)

УЧИТЕЛЬ. Поразительно пророчество поэта. «Нас ждет ослепительный май» Алексей Сурков написал эти строки в 1942 году. И, действительно, нас ждал ослепительный май, но в далеком 1945 году. И к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года. День Победы, день всенародного ликования и радости. В этот день весь советский народ со слезами на глазах слушал важное правительственное сообщение об окончании войны.

(Звучит запись Совинформбюро об окончании войны, затем песня «День Победы»)

УЧИТЕЛЬ. А закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хочется словами поэта Р.Рождественского:

Люди, покуда стучатся сердца,

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста – помните!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Заклинаю – помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Список литературы, использованный для подготовки сценария.

  1. Сборник «День поэзии.1985», под  ред. Федотова В.И. –М., Советский писатель, 1986г.
  2. Сборник стихов «Этих дней не меркнет слава», под ред. Панченко Н.Н. – М., Советский писатель, 1980г.
  3. «Солдаты моей Родины»
  4. «Рекомендации к программе основных мероприятий по подготовке и проведению празднования Дня Победы…», ГУ «Областной центр патриотического воспитания», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Внеклассное мероприятие «Война вошла в мальчишество мое…»

Данная методическая разработка рассчитана для учащихся 9-11 классов...

Внеклассное мероприятие "Войной начинается память"...

Данное мероприятие на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти, раскрывает две...

Разработка внеклассного мероприятия "Войны не знали мы, и всё же..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого празднованию 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Войны не знали мы, и всё же…»...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...