Эта хрупкая планета
методическая разработка на тему

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологические задания83 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Вера Дмитриевна

Воспитатель

ГБС(К)ОУ школа-интернат№1VIвида города Ейска.

Эта хрупкая планета.

(Устный журнал).

Цель: привить учащимся чуткое и бережное  отношение к природе, познакомить со способностями некоторых животных и растений «предсказывать погоду».

Эпиграф :            «Лес для умного, внимательного человека – это целый мир, для      

                                учёного  - огромная книга, для поэта – полная переливов радуга.»

                                                                                                           (Л.Леонов)

Воспитатель:  

                      Мой земной, мой родной, мой   окружащийся шар… Огромный, старый  

                        и  такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную

                      игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве

                      среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…

                      Сегодня мы с вами проведём мероприятие  под названием « Эта

                      хрупкая планета» в виде  устного журнала.

                       

                      Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни

                      торжеств и людских бед, когда  человеческому голосу не под силу было

                      выкрикнуть боль.

                      По ком звонят колокола сегодня?  Они звонят по каждому из нас,    

                      живущему на планете Земля.

                        Моя планета – человеческий дом,

                        Но как ей жить под дымным  колпаком,

                        Где сточная канава  - Океан,

                        Где вся природа поймана в капкан,

                        Где места нет ни аисту, ни льву,

                        Где стонут травы : болше не могу!

Учитель держит глобус.

                        Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету!

                      Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой

                      и беззащитной.  Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она

                      нуждается в скорой экологической помощи. Слово «ЭКОЛОГИЯ» в

                        переводе  с греческого означает знание о доме. Сейчас  учёными –

                      экологами проводится «врачебный»  осмотр нашей планеты. Каков же

                      диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

                      Чтобы ответить на эти вопросы, мы сегодня ещё раз перелистаем

                      страницы нашего журнала.

                  Итак, познакомимся со страницами нашего путешествия.

Страница  №1  :  Загадки

             

               Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях.

               Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана  Андерсена:

               «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Итак, перед

               нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет

               загадка для вас:

  1. У кого уши на ногах?    ( у кузнечика)
  2. Кто в лесу без топоров строит избу без углов?   (Муравьи)
  3. Глаза на рогах, а дом на спине.   (Улитка)
  4. Кто дважды родится, один раз умирает?  (Птица)
  5. Лыко дерёт, а лаптей не носит. (Коза)
  6. Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание. (Кукушонок)
  7.   О ней поют поэты всех веков,

Нет  в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идёт речь?                  (О розе)

Страница № 2 :  «Цветочная поляна»

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

          Цветы, как люди, на добро щедры,

  И, нежность людям отдавая,

     Они цветут, сердца отогревая,

     Как маленькие теплые костры.

А сколько нежности в их названиях: ветренница, маргаритка, ромашка, незабудка.

Конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»

  1. Латинское  название этого цветка «галактус»   происходит от греческого «гала» – молоко и «актус» – цветок, т.е. молочно – белый цветок.

Древняя легенда гласит : когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шёл  сильный снег, и Еве  было холодно. Тогда, чтобы согреть её и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветки. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется?

                           (ПОДСНЕЖНИК)

  1. Её   Родина – Персия. Существует  поэтическая легенда. Однажды в апреле  богиняцветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустились  на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная ….

                                    (СИРЕНЬ)

  1. В Англии этот цветок  воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток – фей и нежных эльфов. Его Родина  - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии сущетвовал культ этого цветка. В Амстердаме за 3 луковицы цветка были куплены два каменных дома. Этот цветок -….

                                       (ТЮЛЬПАН)

  1. Старинная славянская легенда рассказывает:  удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях  земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из прекрасных глаз её  покатились слёзы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как называется этот цветок?

                                       (ЛАНДЫШ)

                   

Страница № 3 :    «Пернатые»

Прослушаем голоса птиц, и ответим кого мы слышали.

Страница № 4:   «Целебное лукошко)

(о полезных растениях)

                                  Много трав растет полезных

                                             На земле Родной  

                                             Помогают от болезней

                                             Мята, пижма, зверобой.

                                           Из даров лесного царства

                                          Люди делают лекарства.

Загадка :                  Ты растение не тронь,

                              Жжётся больно, как огонь.      (КРАПИВА)

     

Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. «Берём сырую крапиву, толчём её и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит», - так писали    в  17 веке  русские врачи. Это применение основано  на том, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а  также она хорошо останавливает кровь. В стеблях этого растения есть очень прочные волокна. Используя это свойство, делают из неё бумагу, мешковину и верёвки. Из неё можно приготовить великолепные суп или  крапивное пюре с яйцом. Можно заквашивать крапиву, как капусту.

                             Стоят кругом сестрички-

                        Желтые глазки, белые реснички.      (РОМАШКИ)

Родина ромашки  -Америка. Народные лекари говорят об использовании ромашки в лечебных целях. У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды и одну щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди, пей вместо чая.

          Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там, где хранятся продукты (тогда не будет мышей). Врачи лечат ею простуду, лихорадку и зубную боль.

                                  Называют «ноготки»

                               Цвета жёлтого цветки.

                              Как ещё нас называть?

                              Для чего нас применять?          (КАЛЕНДУЛА)

Календула – излюбленное народное средство. В практической медицине используют настойку. Применяют как противовоспалительное, ранозаживляющее, болеутоляющее средство. Помогает при    порезах,   ожогах,   фурункулёзе. Препараты календулы применяют при гастритах, язвенной болезни печени.

                                           Горел в траве росистой,

                                     Затем   померк, потух

                                    И превратился в пух.              (ОДУВАНЧИК)

Одуванчик  - растение лекарственное. Его   применяли от разных  болезней ещё в древности. Сейчас, в основном, используют корни, которые выкапывают  поздней осенью. Пьют настой из корня для улучшения аппетита и при некоторых желудочно – кишечных заболеваниях. Молодые листья одуванчиков содержат много витаминов и вполне годятся в салат (только предварительно надо подержать их полчаса в солёной воде, чтобы удалить горечь).

                     

                                  Тонкий стебель у дорожки,

                                  На конце его – серёжки,

                                  На земле лежат листки –

                                 Маленькие лопушки.               (ПОДОРОЖНИК)

Люди      давно знают лечебные свойства подорожника.   Древнегреческие, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка.

                               На больших столбах подряд

                            Лампы белые висят.

                           Расцветает он весной,

                          Только снег сойдёт лесной.          (ЛАНДЫШ)

Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства. Которые укрепляют и улучшают работу сердца и действуют как успокаивающее средство. Это растение используют и  в парфюмерии – ведь аромат ландыша незабываем.

                                 

                          Дикой розой называют,

                         Как лекарство применяют.                 (ШИПОВНИК)

Природе не известно растение, более богатое витаминами С , чем плоды шиповника .   Из  лепестков шиповника  можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток. А из подов шиповника готовят множество отваров, настоев, соков, кисилей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают как кофе. Медики считают, что те, кто пьёт полстакана отвара шиповника в день, запасаются бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

Воспитатель:

          Как вы видите, растительный мир  - неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячилетий растения помогали людям, и сегодня  препараты из них служат незаменимым сырьём для получения целого ряда лекарственных средств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их бывает ограничен, а иногда и строго запрещён. Поэтому нужно знать меру!

                                       

                         Если я сорву цветок,

                         Если ты сорвёшь цветок,

                         Если все: и я, и ты,

                        Если мы сорвём цветы,

                        То окажутся пусты

                        И деревья,  и кусты.

                        И не будет красоты,

                       И не будет доброты,

                       Если только я и ты,

                       Если мы сорвём цветы…

                                                                        Тим  Собакин

Страница № 5:  «Красная книга»

Наука сейчас знает о свойствах трав и цветов очень много. Но ещё больше не знает. Может быть, в исчезающих цветах скрыты великие силы исцеления. И если эти цветы бездумно уничтожить, не  отсрочится ли надолго возможность победить какой – нибудь тяжёлый недуг?

А между тем обеднение растительного мира продолжается. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. И ещё одна привычка людей собирать букеты , хотя букет очень быстро увядает, погибает. Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает. Что бессмысленно погубил ещё одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Поэтому во многих местахи, в частности. В Краснодарском Крае, запрещён сбор десятков видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу Кранодарского края. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти:запретить охоту на них, охранять в  заповедниках.люди думают , что природа неисчерпаема, но они ошибаются.

              Охраняется Красной книгой

              Столько редких животных и птиц,

              Чтобы выжил простор многоликий

               Ради света грядущих зарниц.

               Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

               Чтобы души не стали пусты.

                Охраняются звери,

                Охраняются змеи,

                Охраняются даже цветы.

 

А теперь решим кроссворд.

Животные и растения из Красной книги

Вопросы к кроссворду:                                                                     Ответы:

  1. Страус                                                              1.Эму.
  2. Цветок                                                              2. Колокольчик.
  3. Птица , обитающая                                        3.Баклан

        на приморских скалах .

4. Ископаемаяптица.                                           4. Дронт.

5. Амурское полосатое животное.                    5. Тигр.                      

6. Цвет чайки редкого вида.                                6. Розовая.

Страница № 6:  «Живые барометры»

Постараемя с вами стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.

Я задаю вопросы ,а вы должны ответить приметы погоды на завтра.

Вопросы:

                             1. Багряные  зори.    (К ветру)

                            2.  Дым столбом.      (К морозу)

                             3. Утром на траве роса.   (Дождя  не будет)

                             4. Длинные сосульки.   (К затяжной весне)

  1.                         5. Если ночью был иней …   (Снега не будет)

                             6.  Птицы весной вьют гнёзда на солнечной стороне.  (Лето будет

                                                               холодным.)

                             7. Рыбы выскакивают из воды.  ( К дождю)

                             8.  Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки.  (Ясно,

                                                                                                                             тепло.)

                             9. Грачи рано прилетают весной.   (Весна будет теплой.)

                             10. Зимой  туман.   (К оттепели.)

                             11. Снег скоро тает и вода бежит дружно .  (Лето будет

                                                                                                                          дождливое.)

Ааутотренинг :  Ребята, вы утомились, волновались, знакомились с нашей

                                    планетой Земля и её бедами. Давайте отдохнём, закроем глаза,

                                    послушаем музыку.

                                       Ярко светит солнце,

                                       Дует лёгкий ветерок,

                                       Я вдыхаю его чистый,

                                       Свежий воздух.

                                       Колышутся травы.

                                      Надо мной гордокружат птицы.

                                       Мне хорошо и приятно.

                                       Я хочу жить в мире с природой.

                                       Я буду другом и защитником

                                       Всему живому.

 

Страница № 7 «Эрудит»  

(Пословицы о природе).

Страница № 8 «Юные знатоки планеты»

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как  мы назовём модель земного шара?   (маленькая копия земного шара)

Дети:                       Глобус !

Воспитатель:         Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой    

                                 большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы

                                 объехать его вокруг.

                                Прежде всего на Земле есть два полюса.

                                   

                                     Короной снежной с двух сторон

                                    Наш шар прекрасный окружён!

                                    Два полюса, два братика –

                                     (Северный   и Южный полюс)

                                    Чтоб полюса мне не искать,

                                     Должны вы их скорей назвать,

                                      Потом на шаре показать.

Воспитатель :               А теперь вопрос такой:

                                       -Так почему же голубой

                                        Наш общий дом, наш шар земной?

        Дети:                Потому, что большую часть поверхности  Земли покрывает вода.

Воспитатель :       Может быть, вы знаете, как  называются некоторые моря и

                               океаны?

                               (Ответы детей)

                                 

                                   Земля  - это не только вода, но и суша. Это огромные материки,

                             где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся

                              горы и дышат жаром пустыни.                            

                            Посмотрим с вами на глобус – на наш Земной шар  и  вспомним

                           уроки   Географии   и ответим на вопросы.

                            Вопросы:

  1. Чего больше на Земном шаре – воды или суши?
  2. Кто живёт в морях и  океанах? А на суше живет кто - нибудь?
  3. А где на Земном шаре живём мы с вами?
  4.  Где  наш материк, где на нём место, которое занимает наш город? Как называется наш город?
  5. Как называется наша страна?
  6. Как называется столица России?

     Дети вместе с воспитателем показывают на глобусе ответы.

Воспитатель:  Все мы – люди, животные, птицы, растения  -  жители Земли!

                             Ну, а теперь о самом важном:

                             Взглянуть на нашу Землю страшно!

                             Вода мутнеет с каждым днём,

                             А воздух! Сколько грязи в нём!

                             Когда –то чистый, голубой,

                             Теперь он грязный и больной!

                             Погибнуть может всё живое!

                             Земля, что сделали с тобой?!

                             Пусть знак беды у нас отметит

                             Больные точки на планете!

Наша планета Земля в опасности.  Какие причины способствуют загрязнению окружающей среды?  Назовите их?

(ответы детей:   это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его    загрязняет дым, который выходит их труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки,  моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа.

Воспитатель:

Наша планета в опасности! Она требует помощи .

   Я вам скажу  сос    (показывает плакат)

    Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Ответы детей:чтобы помочь ей, надо научиться любить пироду, любить её с детства, научиться понимать , как живут все живые существа.

Воспитатель:       Ребята!   Вспомним пушкинскую сказку о золотой рыбке. Вней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу – мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя! Сказка подсказывает:

                   Человек!  Обуздай свою алчность, чтобы не остатьсяв конце концов у разбитого корыта!

                  Будем же беречь нашу Землю!

                   Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и  каждый в отдельности.

                  Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!

                                                 Берегите Землю!  Берегите!

                                          Жаворонка в голубом зените,

                                          Бабочку на стебле повилики,

                                          На тропинке солнечные блики,

                                          Ястреба парящего над   полем,

                                          Ласточку, мелькающуюв жите.

                                          Берегите Землю!  Берегите!

                                                                                                 М. Дудин        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе на тему :"Эта хрупкая планета"

Разработка классного часа по экологии. В разработке несколько страниц: красная книга,......

Устный журнал "Эта хрупкая планета"

Устный журнал предназначен для учащихся 5-9классов. Он приурочен ко Всемирному дню Земли....

«Эта хрупкая планета»

Устный журнал...

Методическая разработка к уроку "Наша Хрупкая Планета"

Урок- моделирующая игра, английский язык, 8 класс....

Земля- хрупкая планета

Тревогу за будущее планеты Земля можно выразить в двух словах - биосфера в опасности. Первопричина такого состояния биосферы в том, что технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами при...

Земля -хрупкая планета часть 2

Тревогу за будущее планеты Земля можно выразить в двух словах - биосфера в опасности. Первопричина такого состояния биосферы в том, что технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами при...

Внеклассное занятие «Эта хрупкая планета» (7 класс)

Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней....


 

Комментарии

Привитие бережного отношения у детей к природе