Влияние загрязнения окружающей среды выбросами автотранспорта на содержание страусов в зоопарке «Затерянный мир»
творческая работа учащихся по теме
Исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_zagryazneniya_okruzhayushchey_sredy.doc | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
Арзамасского района Нижегородской области
МОУ Новоселковская средняя общеобразовательная школа
На конкурс исследовательских работ
Исследовательская работа
Влияние загрязнения окружающей среды выбросами автотранспорта на содержание страусов в зоопарке «Затерянный мир»
Выполнили:
ученик 7 класса Солдатов Владислав
ученик 7 класса Евстигнеев Владислав
Руководитель:
учитель географии, I квалификационной категории Солдатова Нина Николаевна
Адрес:
607264
Нижегородская область
Арзамасский район
д. Бебяево
МОУ Новоселковская СОШ
т: 8(83147)55–2–91
2012 год
Введение
Возрастание антропогенного воздействия на окружающую среду выдвигает ряд проблем, связанных с установлением характера влияния загрязняющих веществ на окружающую среду. Во многих исследованиях описаны количественные связи между концентрациями различных загрязняющих веществ в окружающей среде и его влияние на рост и развитие растений, животных, здоровье человека (Гудков и др. 2003 год), то есть отклонения в их развитии.
Основным загрязняющими веществами являются выбросы автотранспортными средствами: оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, соединения серы, сажа, соединения свинца, формальдегиды, бенз(а)пирен и др.
Недалеко от нашей деревни Бебяево проходит автомобильная трасса федерального значения Нижний Новгород – Саранск, по которой движется огромное количество разнообразных машин. В 10 метрах от дороги расположен завод Декор-1, на котором работает большая часть населения нашей деревни.
На территории завода находится небольшой зоологический парк, в котором содержатся различные виды животных. Мы предположили, что данная ситуация повлияет на животных зоопарка. Нас заинтересовал вопрос, как влияет автотранспортный поток машин, выделяющий огромное количество различных токсичных веществ на развитие и рост растений и животных.
Целью нашей работы явилась оценка степени загрязнения территории завода и обитателей зоопарка продуктами сгорания автомобильного топлива.
Согласно поставленной цели были реализованы следующие задачи:
- Определить нагрузку автотранспорта на автодорогу Нижний Новгород- Саранск возле завода Декор-1.
- Определить загрязнения выбросами автотранспорта воздушной среды территории завода, где расположен зоопарк
- Выявить влияние загрязняющих веществ автотранспорта на жизнь растений и животных зоологического парка.
- Довести полученные результаты до администрации завода.
1. Обзор литературы
Ксантория настенная
Ксантория настенная (лат. Xanthoria parietina) — лишайник семейства Teloschistaceae, вид рода Ксантория.
Таллом более 3 см диаметром. Он представляет собой совокупность правильных оранжево-жёлтых розеток, состоящих из относительно крупных, округлых по краям лопастей, похожих на плодовое тело гриба.
В центре таллома находятся многочисленные апотеции, которые обычно окрашены более ярко.
Характерный цвет придаёт лишайнику особое вещество — париетин, которое в виде кристаллов покрывает гифы корового слоя.
При слабом освещении он полностью теряет оранжевый цвет и становится серовато-зеленоватым.
Лишайник растёт на различных субстратах (коре деревьев, обработанной древесине, скалах, камнях и т. д.). Он устойчив к загрязненности воздуха, по-
этому может встречаться в городах.
Африканский страус
Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 300 см, масса до 220 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский, с роговым «когтем» на надклювье, довольно мягкий. Глаза большие — самые крупные среди наземных животных, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг. Ротовая щель доходит до глаз.
Страусы — нелетающие птицы. Для них характерно полное отсутствие киля и слаборазвитая грудная мускулатура; скелет не пневматичен, за исключением бедренных костей. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами. Задние конечности длинные и сильные, всего с двумя пальцами. Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта — на него птица опирается при беге.
Оперение у страуса рыхлое и курчавое. Перья растут по всему телу более-менее равномерно. Строение пера примитивное: бородки почти не сцеплены друг с другом, поэтому плотных пластинок-опахал не образуется. Не оперены голова, шея и бёдра. На груди также имеется голый участок кожи, грудная мозоль, на которую страус опирается, когда ложится. Цвет оперения у взрослого самца чёрный; перья хвоста и крыльев белые. Самка страуса мельче самца и окрашена однообразно — в серовато-бурые тона; перья крыльев и хвоста — белые.
Обычной пищей страусов являются растения — побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных — насекомых (саранчу), рептилий, грызунов и остатки от трапез хищников. Молодые птицы питаются только животной пищей. В неволе страусу требуется около 3,5 кг пищи в день.
Красивые маховые и рулевые перья страусов издавна пользовались спросом — из них делали опахала, веера и плюмажи головных уборов. Прочная скорлупа страусиных яиц использовалась африканскими племенами, как сосуды для воды, а в Европе из этих яиц делали красивые кубки.
Из-за перьев, которые шли на украшение дамских шляп и на веера, страусов почти истребили в XVIII — начале XIX вв. Если бы в середине XIX в. страусов не стали разводить на фермах, то они к настоящему времени, возможно, были бы уже полностью истреблены.
2. Материалы и методы исследования
Для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на магистрали Нижний Новгород — Саранск, 124й км использовалась программа «Автомагистраль-город», разработанная НПО «Логус».
Программа «Автомагистраль-город» предназначена для расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях.
Алгоритмы расчетов основаны на математическом аппарате и нормативных материалах, заложенных в "Методике определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов", Санкт-Петербург, 1999 г.
Почему была взята программа «Автомагистраль – город»?
Около территории завода проходит железнодорожная узкоколейная ветка, по которой ездит мотовоз. Он везет из шахты гипс. За сутки он проезжает около 24 раз автодорогу с гипсовой рудой на тележках, которые вместе с мотовозом составляют свыше 100 метров. Поэтому весь поток машин, идущих по автодороге задерживается у данного светофора на 5-7 минут. В результате чего скапливается до 50 машин по обе стороны от светофора практически у проходной завода. Поэтому данная программа соответствует нашей ситуации, сравнимая с городской. В течении дня к заводу подъезжают десятки большегрузных автомобилей, которые грузятся продукцией гипсового завода.
Учитываемыми веществами в выбросах являются оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, соединения серы, сажа (для дизельных двигателей), соединения свинца (для бензиновых двигателей в случае использования этилированного бензина), формальдегид и бенз(а)пирен.
В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств. Представлены следующие категории автотранспортных средств: легковые автомобили с бензиновым двигателем, легковые автомобили с дизельным двигателем, грузовые карбюраторные автомобили грузоподъемностью до 3 тонн (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы, грузовые карбюраторные автомобили с грузоподъемностью более 3 тонн (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе), грузовые дизельные автомобили, грузовые газобалонные автомобили, работающие на сжатом природном газе, автобусы карбюраторные, автобусы дизельные.
Программа «Автомагистраль – город» оснащена справочной системой баз данных, в которых для каждой категории автотранспорта заложены усредненные удельные значения показателей выбросов, отражающих основные закономерности их изменения при реальном характере автотранспортного движения в городских условиях.
Расчетные формулы приведены в Приложении 1.
Качество атмосферного воздуха определяли с использованием популяционного лихеноиндикационного подхода (Гелашвили и др., 2007). Лихеноиндикационный мониторинг степени загрязненности атмосферного воздуха с использованием популяционного подхода основан на изучении плотности и возрастной структуры популяции устойчивого к загрязнению лишайника Xanthoria parietina (L.) Th Fr. (Суетина, 2006).
В каждом из пунктов исследования оценку обилия лишайников и их онтогенетических состояний проводили на деревьях дуба черешчатого (Quercus robur). Деревья выбирали одноствольные, отдельно стоящие, без наклона ствола и механических повреждений коры. На каждом дереве дуба на высоте от 1,3 до 1,8 м подсчитывали число слоевищ и онтогенетические состояния Xanthoria parietina (Гелашвили и др., 2007). Выбор обусловлен широким распространением этого лишайника, легкой идентификацией слоевищ по желто-оранжевой окраске и четким выделением их границ.
Онтогенетические состояния определяли по качественным анатомо-морфологическим признакам (рис.1, Приложение 2) (Суетина, 2006).
3. Результаты и их обсуждение
3.1. Оценка интенсивности автотранспортного потока на магистрали Нижний Новгород — Саранск
Для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками, на магистрали Нижний Новгород - Саранск был проведен количественный подсчет автотранспорта в зимний и летний периоды 2010 года. На основании ранее полученных исследований, были получены итоговые результаты, представленные в таблицах 2 и 3. Из таблиц 2 и 3 видно, что суммарное количество автотранспорта, проходившего в течение одних суток по магистрали Нижний Новгород -Саранск в будни составляет 3881 единиц в зимний период и 8115 в летний. В выходные дни прослеживается та же зависимость: 5166 зимой и 9698 летом. Следовательно, в будни интенсивность автотранспортного потока на 48 % больше в летний период, по сравнению с зимним. В выходные дни интенсивность транспортного потока летом больше на 53 %, чем зимой.
Среднее количество единиц транспорта, проходившего в течение одних суток по магистрали Нижний Новгород - Саранск, составляет 4524 в зимний период и 8907 в летний. Таким образом, интенсивность автотранспортного потока в летний период на 50 % больше, чем в зимний.
3.2. Оценка величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на магистрали Нижний Новгород — Саранск, 124й км
С помощью программы «Автомагистраль-город» провели оценку величин выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на магистрали Нижний Новгород — Саранск. Для этого был проведен количественный анализ транспортной нагрузки на автотрассу Нижний Новгород — Саранск в зимний и летний периоды 2010 года. Оценку выбросов подсчитывали отдельно в будний и выходной дни, так как интенсивность транспортного потока в эти дни различна. Результаты этой оценки представлены в таблицах 2,3.
Ниже приведены усредненные данные величин выбросов в зимний и летний периоды (табл. 4, 5). Из этих таблиц видно, что величины выбросов оксида углерода, оксида и диоксида азота, бензина и метана в летний период почти в два раза выше, чем в зимний. Величины выбросов остальных загрязняющих веществ: керосина, сажи, оксида серы, формальдегида и бенз(а)пирена также больше в летний период по сравнению с зимним. Это объясняется гораздо большей интенсивностью транспортного потока в летнее время.
Наибольшую величину выбросов составляет оксид углерода (табл. 4, 5). Вторыми по величине являются выбросы бензина и диоксида азота. Кроме того, существенными являются выбросы керосина, оксида азота и оксида серы. Выбросы бенз(а)пирена почти нулевые. Также незначительны выбросы формальдегида, метана и сажи.
3.3. Определение качества атмосферного воздуха с использованием
популяционного лихеноиндикационного подхода
Исследования проводили в местах, находящихся на значительном удалении от автомагистрали Нижний Новгород - Саранск и в местах с высокой интенсивностью автотранспортной нагрузки.
Места, находящиеся на значительном удалении от автомагистрали:
- — на расстоянии 4700 м от автомагистрали Нижний Новгород – Саранск (опушка леса);
- — на расстоянии 7200 м от автомагистрали Нижний Новгород – Саранск (лесной массив);
Места с высокой интенсивностью автотранспорта:
- — 10 м от автомагистрали Нижний Новгород — Саранск;
- — 200 м от автомагистрали Нижний Новгород — Саранск;
— 1000 м от автомагистрали Нижний Новгород — Саранск.
Таблица 2
Количественный анализ транспортной нагрузки
на автотрассу Нижний Новгород – Саранск
(124й км), зима 2010
Автомобилей в сутки | Автомобилей в сутки | |
будний день | выходной день | |
Легковые бензиновые | 1876 | 2155 |
Легковые дизельные | 712 | 1001 |
Грузовые карбюраторные до 3 т | 595 | 374 |
Грузовые карбюраторные более 3 т | 349 | 936 |
Грузовые дизельные | 80 | 92 |
Грузовые газобалонные | 186 | 534 |
Автобусы карбюраторные | 11 | 15 |
Автобусы дизельные | 72 | 59 |
Всего | 3881 | 5166 |
Среднее в сутки | 4524 |
Таблица 3
Количественный анализ транспортной нагрузки на автотрассу
Нижний Новгород - Саранск (124й км), лето 2010
Автомобилей в сутки | Автомобилей в сутки | |
будний день | выходной день | |
Легковые бензиновые | 3866 | 4593 |
Легковые дизельные | 1874 | 2788 |
Грузовые карбюраторные до 3 т | 1072 | 1005 |
Грузовые карбюраторные более 3 т | 656 | 658 |
Грузовые дизельные | 94 | 187 |
Грузовые газобалонные | 421 | 342 |
Автобусы карбюраторные | 32 | 33 |
Автобусы дизельные | 100 | 92 |
Всего | 8115 | 9698 |
Среднее в сутки | 8907 |
Таблица 4
Оценка величин выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками на магистрали Нижний Новгород — Саранск (зима 2010)
Вредное вещество | Валовый выброс (т/год) | Максимально разовый выброс (г/сек) |
Оксид углерода (СО) | 313,74 | 9,99 |
Оксиды азота Nox, в т.ч. Азота диоксид Азота оксид | 35,34 | 1,13 |
5,74 | 0,19 | |
Углеводороды, в т.ч. : Бензин Керосин Метан | 38,30 | 1,22 |
12,03 | 0,40 | |
4,1 | 0,02 | |
Сажа | 1,26 | 0,03 |
Оксиды серы (в пересчете на SO2) | 4,39 | 0,13 |
Формальдегид | 0,53 | 0,02 |
Бенз(а)пирен | 35*10-4 | 1*10-5 |
Сумма всех загрязняющих веществ | 415,44 | 13,13 |
Таблица 5
Оценка величин выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками на магистрали Нижний Новгород — Саранск
(лето, 2010)
Вредное вещество | Валовый выброс (т/год) | Максимально разовый выброс (г/сек) |
Оксид углерода (СО) | 602,39 | 19,1 |
Оксиды азота Nox, в т.ч.: Азота диоксид Азота оксид | 58,94 | 1,87 |
9,58 | 0,31 | |
Углеводороды, в т.ч.: Бензин Керосин Метан | 76,56 | 2,43 |
16,60 | 0,53 | |
0,62 | 0,02 | |
Сажа | 1,58 | 0,05 |
Оксиды серы (в пересчете на SO2) | 6,71 | 0,22 |
Формальдегид | 0,73 | 0,02 |
Бенз(а)пирен | 32*1 0'4 | 2*1 0'5 |
Сумма всех загрязняющих веществ | 773,71 | 24,55 |
Пробная площадь № 1
Рис. 2. Возрастные спектры популяции X. Parietina, находящиеся на расстоянии 4700 м от автомагистрали Нижний Новгород — Саранск: im — имматурное; vl — виргинильное 1; v2 — виргинильное 2; gl — молодое генеративное; g2 — средневозрастное генеративное; g3 — старое генеративное; ss — субсенильное состояние
Пробная площадь № 2
Рис. 3. Возрастные спектры популяции X. Parietina, находящиеся на расстоянии 7200 м от автомагистрали Нижний Новгород - Саранск: im — имматурное; vl — виргинильное 1; v2 — виргинильное 2; gl — молодое генеративное; g2 — средневозрастное генеративное; g3 — старое генеративное; ss — субсенильное состояние
Пробная площадь № 3
Рис. 4. Возрастные спектры популяции X. parietina на 10 м автомагистрали Нижний
Новгород - Саранск: im — имматурное; vl — виргинильное 1; v2 — виргинильное 2;
gl — молодое генеративное; g2 — средневозрастное генеративное; g3 — старое
генеративное; ss — субсенильное состояние
Пробная площадь № 4
Рис. 5. Возрастные спектры популяции X. parietina на 200 км автомагистрали Нижний
Новгород - Саранск: im — имматурное; vl — виргинильное 1; v2 — виргинильное 2;
gl — молодое генеративное; g2 — средневозрастное генеративное; g3 — старое
генеративное; ss — субсенильное состояние
Результаты исследований приведены в приложении. Для каждой пробной площади были построены возрастные спектры популяции Х. Parietina (рис. 2, 3, 4, 5, 6) В местах, находящихся на значительном удалении от автомагистрали Нижний Новгород — Саранск (рис. 2, 3) наблюдается распределение с максимумами на имматурной и виргинильных (V1, V2) группах прегенеративного периода. Реже встречаются особи средневозрастного генеративного состояния (рис. 2, 3) и особи старого генеративного состояния (рис. 3), еще реже наблюдаются особи молодого генеративного, субсенильного (рис. 2, 3) и старого генеративного состояния (рис. 2).
Рисунки 4 и 5 очень похожи по характеру распределения возрастных спектров и отличаются лишь процентным вкладом возрастных групп.
В местах с высокой интенсивностью автотранспорта (рис. 4, 5) наблюдается максимум на виргинильных группах. Крайне редко встречаются особи молодого генеративного и средневозрастного генеративного периодов, практически отсутствуют особи имматурного, а также старого генеративного и субсенильного онтогенетических состояний.
Значительная доля особей v2 группы и низкая доля gi группы свидетельствует о задержке развития, проявляющейся в замедлении формирования генеративных органов (рис.3, 4, 5).
Как видно из рис. 6, максимумы наблюдаются на виргинильных и молодом генеративном состояниях, реже встречаются особи имматурного и средневозрастного генеративного состояний и очень редко встречаются особи старого генеративного и субсенильного онтогенетических состояний. В местах с высокой интенсивностью автотранспорта крайне редко встречаются имматурные особи и особи старого генеративного онтогенетического сосояния (рис. 4, 5). При анализе возрастных спектров наблюдается сдвиг в сторону «молодых» (с точки зрения биологического возраста) талломов, что характерно для зон с повышенной токсической нагрузкой. Наиболее вероятной причиной таких изменений может быть снижение темпов роста и развития талломов под действием поллютантов (Суетина, 2001).
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что пробные площадки № 1 и 2 соответствуют природному местообитанию (рис. 2, 3), пробные площади № 3 и 4 соответствуют зоне сильного загрязнения (рис. 4, 5), а пробная площадь № 5 — зоне умеренного загрязнения (рис. 6). Интересно, что не только при сильном загрязнении (рис. 2, 3), но и в условиях затенения в лесных экосистемах (рис. 1, 2) также являющихся стрессовыми для светолюбивого вида X. Parietina, наблюдается максимум на группе особей прегенеративного периода.
Под влиянием антропогенных факторов отмечены наибольшие нарушения: элиминация возрастных групп постгенеративного и, частично, генеративного периодов (рис. 4, 5) (Суетина, 2006). Таким образом, жизненное состояние X. Parietina выше в природных местообитаниях.
Как видно из приложения, средняя плотность популяции наименьшая в зонах сильно загрязненных местообитаний — 5,45 и 5,85; в зоне умеренного загрязнения она равна 6,85, а в зонах природных местообитаний плотность популяции достигает 7,4 и 7,7 соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что при движении к наиболее загрязненным местообитаниям, происходит уменьшение плотности популяции.
Сопоставив исследования плотности популяции X. Parietina и интенсивность выбросов от автотранспорта на магистрали Нижний Новгород — Саранск, получаем данные, представленные в таблице 6. Из таблицы 6 делаем вывод, что пробные площадки № 3, 4 и 5, находящиеся на разных километрах автотрассы Нижний Новгород — Саранск, испытывают сильное техногенное воздействие, по сравнению с пробными площадками № 1 и 2, находящимися в природных местообитаниях.
Обнаружив сильное техногенное воздействие автотранспорта на воздушную среду территории завода мы решили проследить за жизнью обитателей зоопарка. Особенно нас заинтересовали красивы грациозные животные – страусы
Мы в течении 2х лет наблюдали за состоянием страусов, так как данный вид животных обитает в сухих безлесных пространствах Африки, где практически нет антропогенного загрязнения. Во время наблюдения за страусами мы выявили следующие:
1. Страусы отстают в росте. Имея 2, 5 года они имели рост (наблюдали за 2 самцами и 3 самочками): самцы – 2.1 м., самки 1.7 м при норме до 3 метров.
2. Цвет оперения у самцов серовато-черный ( в норме должен быть черным), у самок серовато-грязноватый ( в норме должен быть серый). Перья крыльев и хвоста имели грязно-белый цвет ( в норме – беловатый)
3. Самки не несли яйца.
Страусы получают хорошее питание. Меню разнообразное. В него входят:
1) Посыпка из пшеницы, овса, ячменя (замачивается предварительно на отварах трав)
2) Капуста, морковь.
3) Свежескошенная трава летом, сухая – зимой.
4) Макро и микро добавки и многое другое
По всей видимости, на страусов влияют загрязнения, выделяющиеся автомобильным транспортом.
Выводы
1. Очень высокая нагрузка автотранспорта на автодорогу Нижний Новгород- Саранск на 124 км. (Около завода Декор – 1).
2. Воздушное пространство около территории завода испытывает сильное техногенное воздействие
3. У страусов нарушен рост и развитие в связи с загрязненной воздушной средой.
4. Результаты наших исследований доведены до администрации завода.
Нами были предложены администрации завода следующие мероприятия:
- вывести всех животных зоопарка в зону наименьшего техногенного воздействия на площадку № 1, в 4000 м. от трассы (опушка леса)
- вдоль трассы со стороны завода высадить зеленые насаждения, для защиты от загрязняющих веществ, выделяющих автомобильным транспортом.
Администрацией завода построена новая площадка под зоопарк в районе лесного массива, куда уже часть животных переведена, в том числе и наши любимые страусы. Строительство продолжается, планируется всех животных перевести в новый зоопарк в 2012 году.
После того, как страусов перевели в новый зоопарк, они усиленно росли, набрали свой рост и вес, оперения стали красивыми, перо не выпадает, снесли 8 яиц.
Наблюдения продолжаются.
Литература
1. Гелашвили Д.Б., Копосов Е.В., Лаптев Л.А. Экология Нижнего Новгорода: Монография. — Нижний Новгород: Типография «Деловая Полиграфия», 2007. — 532 с.
2. Гудков А.В., Багрянцев В.Н. и др. Микроэлементы в организме детей и окружающей среде, 2003.
Режим доступа: http: // www.fegi.ru/ecology/vlad_sit/sit_micro.htm
3. Суетина Ю.Г. Онтогенез и структура популяции Xanthoria parietina (L.) Th. Fr. в различных экологических условиях / Ю.Г. Суетина // Экология, 2001. — № 3. — С. 203 — 208.
4. Суетина Ю.Г. Популяционный подход в лихеноиндикации / Ю.Г. Суетина // Экол. Мониторинг. Методы биологического и физико-химического мониторинга. Ч. 6: Учебное пос. Н.Новгород: ННГУ, 2006. — С. 274 — 306.
Таблица 6
Результаты исследований плотности популяции Xanthoria Parietina и интенсивности выбросов от автотранспорта на магистрали Нижний Новгород - Саранск
Пункт исследования | Средняя плотность популяции, М±т | Валовый выброс, т/год* | |||
СО | NO2 | NO | S02 | ||
Пробная площадка № 1 (4700 м от магистрали) | 7,40 ± 0,46 | - | - | - | - |
Пробная площадка № 2 (7200 м от магистрали) | 7,70 ± 0,77 | - | - | - | - |
Пробная площадка № 3 (10 м от магистрали) | 5,45 ± 0,70 | 602,38 | 58,94 | 9,58 | 6,71 |
Пробная площадка №4 (200 м от магистрали) | 5,85 ± 1,03 | 602,38 | 58,94 | 9,58 | 6,71 |
Пробная площадка № 5 (1000 м от магистрали) | 6,85 ± 0,66 | 602,38 | 58,94 | 9,58 | 6,71 |
Пробная площадь № 5
Рис. 6. Возрастные спектры популяции X. parietina на 1000 м автомагистрали Нижний
Новгород - Саранск: im — имматурное; vl — виргинильное 1; v2 — виргинильное 2;
gl — молодое генеративное; g2 — средневозрастное генеративное; g3 — старое генеративное; ss — субсенильное состояние
Расчетные формулы величин выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу автотранспортными потоками
Ml(i) = Mll(i) + M12(i)
Mll(i) = (L-L(ochl))/3600 * SUM(Mk(i) * Gkl * rvkl), r/c
M12(i) = (L-L(och2))/3600 * SUM(Mk(i) * Gk2 * rvk2), r/c
Ql(i) - Ml(i) * 3600 * 24 * 365 / 1000000, тонн/год
где :
Ml(i) - выброс 1-го загрязняющего вещества на магистрали при непрерывном движении транспортного потока, г/с
Ml 1(i) - выброс 1-го загрязняющего вещества на магистрали движущимся автотранспортом по правому направлению движения, г/с
M12(i) - выброс 1-го загрязняющего вещества на магистрали движущимся автотранспортом по левому направлению движения, г/с
Ql(i) - валовый выброс 1-го загрязняющего вещества, полученный пересчетом выброса г/с в тонн/год
Mk(i) - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества автотранспортом k-й группы для городских условий эксплуатации, г/км
Gkl,Gk2 - интенсивность движения автотранспорта k-й группы по правому и левому направлениям движения, 1/час
rvkl, vk2 - поправочные коэффициенты, учитывающие среднюю скорость движения транспортного потока на правом и левом направлении
L - протяженность участка магистрали, км
L(ochl) - протяженность очереди автотранспорта перед светофором правого перекрестка, км
L(och2) - протяженность очереди автотранспорта перед светофором левого перекрестка, км
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Онтогенетические состояния Xanthoria parietina и их маркирующие признаки (Суетина, 2006)
Периоды | Онтогенетические состояния и их индексы | Признаки |
I. Латентный | 1 . Спора гриба (sp) | Спора эллиптическая, биполярная, бесцветная |
П. Прегенеративный период | 2. Прототаллюс (pi) | Образование из споры гиф мицелия |
3. Протероталлюс (prt) | Обвивание гифами клеток водоросли (Trebouxia, Pseudotrebouxia) , образование зачатка слоевища | |
4. Ювенильное (j) | Накипное слоевище, гомеомерное анатомическое строение | |
5. Имматурное 1 (imj) | Пластинка листоватой жизненной формы, гомеомерного строения, формируется защитный верхний коровый слой | |
6. Имматурное 2 (im2) | По анатомическому строению слоевище уже гетеромерное и имеет нижний коровый слой | |
7.Виргинильное 1 (vj) | Слоевище неправильной формы, прекращается рост слоевища в толщину | |
8. Виргинильное 2 (fa) | Слоевище в виде розетки правильной округлой формы, типичной для данного вида | |
III. Генеративный период | 9. Молодое генеративное (gj) | Появляются сидячие апотеции, находящиеся, большей частью, в центре слоевища одиночно. Соотношение ширины слоевищного края апотеция и диаметра его диска равно 1:2 |
10. Средневозрастное генеративное (g2) | Большая часть апотециев имеет ножку, расположены они скученно в центральной части слоевища, а также по периферии таллома. Соотношение ширины слоевищного края апотеция и диаметра его диска равно 1 :9 | |
11 . Старое генеративное (gs) | Центральная часть слоевища отмирает (отсутствует). Соотношение ширины слоевищного края апотеция и диаметра его диска равно 1:16 | |
IV. Постгенеративный период | 12. Субсенильное(ss) | Слоевище в виде небольших разрозненных участков. Характерно отсутствие в некоторых местах верхнего корового слоя, больше выраженное со стороны, обращенной к выпавшей центральной части слоевища |
13. Сенильное (s) | Слоевище в виде небольших разрозненных участков (так же, как у ss), изменивших окраску на белую, вызванную некротическими процессами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье
Для проведения интегрированного урока...
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье
Для проведения уроков в 8 - 11 классе...
Физические факторы загрязнения окружающей среды закрытого помещения и их влияние на здоровье человека
Комбинированный урок с элементами проектной технологии.Цели:Обобщить и систематизировать знанияобучающихся по пройденному материалу.Продолжить развитие познавательных навыков обучающихся, умений...
Загрязнение окружающей среды автотранспортом
Ученица 11 класса в исследовательской работе по экологии «Загрязнение окружающей среды автотранспортом» поставила цель, подсчитать количество автотранспорта в городе и определить примерное...
Влияние автотранспорта на загрязнение окружающей среды
В нашем районе Вешняки г. Москвы в непосредственной близости от домов проходит Северо-Восточная хорда. После ее введения в эксплуатацию на дорогах стало меньше пробок, так как передвигающихся по район...