Математический вечер "Магия чисел"
методическая разработка (11 класс) по теме
Сценарий вечера "Магия чисел" был написан учителями математики МБОУ "СОШ № 1" города Мегион Петровой И.В. и Хайржановой О.Н. Вечер был проведен на параллели 11-х классов. Разработку можно использовать в 9-х-11-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_vechera_magiya_chisel.doc | 139.5 КБ |
prezentaciya_na_vecher_magiya_chisel.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Математический вечер «Магия чисел»
Цели и задачи:
- Развивать у обучающихся интерес к математике, истории ее развития.
- Развивать творческие способности.
- Расширять математический кругозор.
- Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
- Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию доброжелательных и дружеских отношений.
- Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
Оборудование:
- Стенд «Числовые диковины»
- Буклет «Магия чисел»
- Презентация «Магия чисел»
- Музыка
- Реквизиты для сценок
Предварительная работа:
- Подготовка буклетов (ученики готовят по теме вечера буклеты).
- Подготовка стенда «Числовые диковины» (ученики готовят «картины» о числах; числовых пирамидах; числах, обладающих какими-нибудь свойствами).
- Подготовка ведущих, выступающих в сценках.
- Приготовление кондитерских изделий с цифрами (ученики выпекают печенье в виде цифр, торты с числами и т.д.).
Сценарий вечера.
- Начало вечера. (слайд 1)
1 ведущий:
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука –
Это - математика!
2 ведущий:
Магия числа - это шоу - игра!
Магия числа - это чисел красота!
Магия числа в полтора часа!
Итак, ребята, пора! Шоу – игра!
Магия числа, или просто – состязание ума.
1 ведущий:
Возникновение чисел в нашей жизни не случайность. Невозможно представить себе общение без использования чисел. История чисел увлекательна и загадочна. Человечеству удалось установить целый ряд законов и закономерностей мира чисел, разгадать кое-какие тайны и использовать свои открытия в повседневной жизни. Без замечательной науки о числах – математики – немыслимо сегодня ни прошлое, ни будущее. А сколько ещё неразгаданного!
2 ведущий:
Мало кто на сегодняшний день всерьез верит в магию чисел и их силу. Теперь числа для нас – это всего лишь инструмент выполнения тех или иных математических операций – не более того. Современные люди не надеются на помощь чисел-талисманов, на магическую семерку, например. Так же, как и не бояться чисел, несущих неудачу.
1 ведущий:
Но это все на словах. Действительно, большинство людей во весь голос будут кричать о том, что не верят в магию чисел и не видят в графическом изображении того или иного количества предметов какую-то потайную силу. Однако все они начинают переживать, если на экзамене им попадется билет под номером 13. И практически у всех имеется свое счастливое число, которое, как они уверены, приносит им удачу. В чем же причина такого парадокса?
2 ведущий:
Математика не относится к естественным наукам, она используется в качестве инструмента другими науками для формулировки и решения определенных задач. Разумеется, люди, получившие докторскую степень по алгебре, могут сказать, что с помощью обычного сложения чисел можно описать всю природу, выявить взаимосвязи природных явлений и даже изучить отдельные элементы пространства.
1 ведущий:
Тем не менее, большинство из нас не имеет докторской степени в этой отрасли науки, а значит, и говорить о таких математических возможностях незачем. Но даже те, кто не совсем знаком со всеми секретами математики могут понять, что иногда числа действительно таят в себе силу и могут быть использованы для достижения успеха. Суеверия, связанные с числами, пожалуй, одни из самых живучих и распространенных. Человек, не верящий ни в какие приметы, все-таки стукнет три раза по столу, «чтобы не сглазить», или трижды плюнет через плечо. Нынешние наши суеверия – это отголоски древних представлений о мистической силе числа. В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три, а все, что было связано со счетом предметов, превосходящих два или три, было равносильно понятию «много» или «тьма».
- Появление и разгадка чисел.
Выступающий 1. (слайд 2)
Древние люди не умели считать. Да и считать им было нечего, потому что предметов, которыми они пользовались – орудий труда, – было совсем немного: один топор, одно копье… Постепенно количество вещей увеличивалось, обмен ими всё усложнялся, и возникала потребность в счете. Издавна числа казались людям чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя, и вместе с тем числа реально существуют, поскольку все предметы можно посчитать. Эта странность заставила людей приписывать числам сверхъестественные свойства.
В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало «всё».
То, что не поддавалось счету, находилось как бы за пределами разума, и было таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным.
Кто знает тайну чисел, тот может ориентироваться в бесконечности. Числа - ключи к достижению и преграда, встающая на пути. Числа - дверь к прекращению и то первое, что встречает заново родившегося. Можно ли прочитать по числам судьбу, разгадывать прошлое или будущее?
Основателем мистического учения о числах стал знаменитый древнегреческий философ VI века до н.э. Пифагор. Он и его последователи считали, что все в природе измеряется, подчиняется числу и познать мир – это значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы разбили числа на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими. Одни числа считали счастливыми, а другие – несчастливыми, несущими зло и горе. От Пифагора и его последователей и пошли всякие суеверия, связанные с числами. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются: нечётное число цветов в букете, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером «13», нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.
«Числа правят миром» - утверждал Пифагор. Пифагорейцы верили в мистическую силу чисел, считали, что за каждым предметом обязательно стоит определенное число. Числа, как и духи, несут с собой людям добро и зло, счастье и несчастье. Надо только знать, какие из них добрые, а какие злые. Пифагор, излагая своим ученикам эту таинственную науку, говорил, что от того, насколько человек знаком с магическими свойствами чисел, насколько он умеет их использовать, настолько он властвует над своей судьбой. Руководимая Пифагором академия в Кротоне, была занята воспитанием людей по пифагорейской методике и изучением тайн и загадок чисел. И уже 2500 лет назад строго арифметически эта академия выявила и доказала наличие не менее чем 60 различных свойств чисел.
Ведущий 1.
Выше других у пифагорейцев ставилась единица. От нее якобы пошел весь мир, она начало всего сущего, Вселенной, самих богов.
Сценка 1. (слайд 3)
На сцену выходит ученик, у которого прикреплена ЕДИНИЦА и читает стих.
Сегодня мы увидим знатоков,
Раскроем магию числа –
Для вас откроем мы секреты мудрецов,
Вас приглашает магия ума.
«Единица» – это начало всех начал.
Смелости и храбрости начало.
«Единица» любит быть кумиром,
«Единица» – лидер!
Нравится ей править миром!
Ведущий 2.
Двойка несет с собой любовь, брак, одновременно - это символ непостоянного. Число 2 является основоположником двоичной системы счисления.
На сцену выходит ученик - ДВОЙКА и читает стих.
Цифра «два» на сцену приглашает тех,
Кто был не прочь бы здесь поспорить,
Остро, умно с вами сыграть,
Порой расчётливо повздорить,
Иль невзначай, с доски фигуру снять.
И в « Шведа» – шахматы сыграть.
«Четыре пары глаз глядят
На шахматный магический квадрат.
Здесь на простой доске быть действиям военным.
Здесь все столетия с Гомером, Диогеном
Решают, как сыграть. – И скоро все решат.
Блеснуть вы можете здесь в блицтурнире,
Пойти, хотя бы, с Е 2 на Е 4».
Ведущий 1.
Совершенство отождествлялось с тройкой. Она казалась необыкновенной потому, что складывалась из суммы предыдущих чисел. (На сцену выходит ученик - ТРОЙКА )
Удивительным считалось число шесть, так как оно получалось в результате сложения или перемножения всех чисел, которые делятся на 6. (На сцену выходит ученик – число ШЕСТЬ) Шестерка ведь делится на 1, 2, 3, а если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.
Сценка 2. (слайды 4 - 15)
Ведущий 1.
В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.
Посмотрите сюжет всем известной сказки. Какое число повторяется в ней и сколько раз.
Сценарий сказки.
На сцене сидят три девицы вяжут и поют песню.
Слова автора: Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Слова автора: Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц .
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Слова автора: Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном. Но время шло…
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Слова автора: Входя в город, мать и сын услышали «оглушительный трезвон».
Но время шло… царевич загрустил, царя увидеть пожелал.
Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.
Сначала он становится комаром:
«Хочешь в море полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
Затем мухой:
«В муху князь оборотился, полетел…»
Потом он превращается в шмеля:
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился».
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек -обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу - Бабариху ужалил прямо в нос. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
Слова автора: В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему эти чудеса. Сначала в городе появилась чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд»
Второе чудо:
«И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря»
(Число 33 содержит в себе значение множества.)
Третье чудо: «Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель».
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу
И сынка и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой - Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил
Выступающий 2. (слайды 16-18)
Суеверия, возникшие вокруг числа три, относятся к тому времени, когда счет наших предков не доходил дальше трех. Во многих религиях это число считается священным.
На этой основе в христианской религии построено представление о пресвятой Троице – едином Боге, выступающем в трех лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, и Бога-Святого духа, и совершаются почти все церковные обряды и ритуалы: трехперстное сложение пальцев правой руки при крестном знамении, трехкратное погружение при таинстве крещения, троекратное целование при встречах и расставаниях. Число три – символ трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви.
Подобных примеров множество и в других религиозных учениях. Да и не только в них. Число три – одно из самых популярных в фольклоре. Вспомните: три сына у мужика или три дочери у царя, три задания сказочных героев, три головы у змея, за тридевять земель в тридевятое царство отправляются три богатыря.
В народе говорят: «Бог Троицу любит», «Без троицы дом не строится», «Троица перстов крест кладет». А «треклятым» называют человека, как бы проклятого всеми земными и небесными силами. Хороший работник трудится за троих, могучее дерево в три обхвата, в трех соснах можно заблудиться, а наврать с три короба; беда или болезнь может согнуть в три погибели, а от страха в глазах троится. Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках.
Цифра три невелика,
Но везде она нужна.
В светофоре три огня,
И в упряжке три коня.
В сказках есть три толстяка, три девицы,
И три дня скакал Иван
По лесам и по полям.
В тридесятом государстве
Он царевну отыскал.
На картине Васнецова
Трех богатырей мы видим снова.
И в пословицах, загадках
Цифра три звучит в отгадках.
Только в школе не всегда
И не всем она нужна.
Мы хотим оценку «пять»
Вместо тройки получать.
Ведущий 1.
Какое магическое число в сказке, которую вы сейчас увидите, и какое чудо с его помощью совершилось?
Сценка 3. (слайд 19)
По сцене идёт девочка с баранками.
Слова автора: Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок. Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
– Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Слова автора: Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит
– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется – цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
Слова автора: С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Слова автора: Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Быть по-моему вели.
Выступающий 3. (слайды 20-27 )
Число 7 – это спасение. Семерка всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Магическими свойствами с древнейших времен наделяется число семь. Почему? А потому, что в нем древние видели как бы отражение многих явлений мира. В Древнем Вавилоне люди наблюдали на небе семь подвижных планет, которые якобы вращались вокруг Земли: это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Вавилоняне обожествляли их и полагали, что семь богов, поселившихся на планетах, управляют судьбами людей и народов. С числом этих небесных тел, по-видимому, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. Так как Луна на небосклоне видна в течение 28 суток, то этот период делился на четыре фазы по семь суток. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным. «Крепко как семь» - клятва французов. Число семь часто встречается в Библии (семь дней творения, семь таинств, семь смертных грехов). В алхимии долго признавали только семь металлов. На земле было известно семь чудес света.
Большое место занимает эта цифра в мифологии Античного мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей – плеяд, которых Зевс превратил в созвездия; Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо.. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников. Великий пост длится у христиан семь недель. В Библии повествуется о семи светильниках огненных, о семи чашах божьей ярости, семи ангелах, семи печатях, о семи годах изобилия и семи – голода
«Семеричность» мира проявлялась, как думали, в семи возрастах человеческой жизни: младенчество – до 7 лет; отрочество - до 14 лет; юношество –21 год; молодой человек – до 28 лет; мужчина –49 лет; пожилой мужчина – до 56 лет.
Невольно возникает вопрос: чем объяснить столь давнее и повсеместное почитание этого числа? Наиболее убедительное объяснение дал психолог Д. Миллер. Исследователи проводили различные опыты. Человеку с завязанными глазами, например, предлагали определить на слух, какой высоты звук он слышит из динамика. Когда человек слышал два или три различных звука, он никогда их не путал. Когда испытуемым предлагали оценить четыре звука разных тонов, они уже иногда ошибались. А при пяти и шести ошибки становились частыми. Неоднократные эксперименты показали: человек способен различать не более семи разных тонов.
Другой эксперимент. Человеку показывали листок бумаги с нанесенными на них точками. Если на бумаге не больше семи точек, он сразу, не считая, называл верное число. Когда точек было больше, начинались ошибки. Число семь психологи назвали «объектом внимания». За ним мгновенного схватывания уже не происходит. «По-видимому, - полагает Миллер, - наш организм имеет какой-то предел, ограничивающий наши способности и …обусловленный самим строением нашей нервной системы».
Получается, что еще задолго до того, как древние обожествили число семь, это число было хорошо известно людям. Оно отражало свойство их мозга, его «пропускную способность».
Семерки – таинства магическая сила!
Семь карм дала нам, семь ощущений мира.
Нас одарила радуга семью цветами,
Сквозь призму лет мы Будду видим с семью плодами,
И царство Вавилонское, сокрытое семью стенами,
Мы знаем, что Рим и Киев на святых лежат 7 – ми холмах,
И знаем таинства 7-ми лекарств на травах.
Атланта, подпирающего свод небес,
Семь дочерей его – плеяд, семь искусств
И света семь чудес!
«Живьем» картины семи чудес покажите,
И по – порядку, назовите.
(На экране по - порядку появляются СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА и зрители должны назвать эти чудеса, если возникают затруднения, то выступающий коротко рассказывает о них)
Сценка 4. (слайд 28)
На сцене появляется танцующая пара: Золушка и Принц. Они танцуют, а на экране появляются часы и бьют 12 раз. Золушка убегает, а у принца остаётся туфелька…
Выступающий 4. (слайд 29)
Число 12.
Это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета, веса, денежного деления музыкального измерения на 12- кратном исчислении.
Почитание двенадцати опиралось в русской традиции как на языческие корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно использовалось в русских народных сказках. Символика 12-ти используется не только для обозначения количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой краше»), но и для усиления таинственности, загадочности. В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках.
Символика числа 12 была тесно связана с образом Небесного Иерусалима. В откровении Иоанна Богослова содержится следующее описание Мистического Града:
«Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца". В другом месте "Апокалипсиса" говорится: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; а листья дерева для исцеления народов».
Ведущий 2.
Мы рассказали о счастливых числах, но есть и число, которого многие страшатся.
Выступающий 5. (слайд 30)
Чертова дюжина. По-английски 13 часто еще называют «дюжина булочника». Происхождение этого названия связано с тем, что в Средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю булочку к каждой дюжине, чтобы случайно не ошибиться.
Во многих европейских городах нет домов, этажей, квартир под номером 13. Эту цифру пропускают при нумерации кресел в самолетах и автобусах, в зрительных залах и вагонах поездов. Вы не увидите этот ужасный номер и над дверью больничной палаты… А почему?
Да потому, что все знают: по древнему народному поверью число 13 издавна называют чертовой дюжиной и считают, что оно приносит несчастье. А уж если приходится оно на пятницу – то уж точно жди беды! Если понедельник - «день тяжелый», то и пятница далеко не самый любимый день недели у всех народов. Неведомые силы способны принести людям в этот роковой день много бед, ибо все худшее, что есть по отдельности в пятнице и числе 13, при их сочетании удваивается. Эту дату именуют «днем сатаны» из-за ее зловещей непредсказуемости. Страх перед пятницей, 13-го называется трудно произносимым словом «параскаведекатриафобией» или «фриггатрискаидекафобией».
Это совсем не шутка и не пустое суеверие. Например, в таком солидном издании, как «Британский медицинский журнал», не раз отмечалось, что по пятницам, а в особенности 13-го числа, хирурги стараются не назначать плановых операций, поскольку знают – риск неудачи в этот день возрастает вдвое! Это уникальное явление практически не изучено официальной медициной, но оно существует.
Кстати, мнение, что в подобные предрассудки верят исключительно люди простого происхождения, несовсем верно. Даже гении часто боялись этого дня. Гете, например, старался проводить этот день в постели. Наполеон не вел сражений, а Бисмарк не подписывал никаких документов. Писатель Габриеле Д' Аннунцио в 1913 году датировал все свои письма 1912+1. А композитор Шёнберг, сам родившийся 13-го, в пятницу, весь день 13 июля 1951 года провел под одеялом, трясясь от страха. За пятнадцать минут до полуночи жена сказала ему, что бояться осталось немного. Но закончилось все еще раньше: Шёнберг с трудом поднял голову, выдавил из себя слово «гармония» и скончался. Время смерти – 23.47, без 13 минут полночь.
Количество подобных примеров неиссякаемо. Многие и сегодня верят в несчастливый день и подкрепляют эту веру неопровержимыми фактами.
Причем иррациональный страх перед пятницей и числом 13 – международный. Мусульмане считают пятницу самым неподходящим днем для начала любого путешествия. Этого золотого правила и по сей день предпочитают придерживаться большинство западных туристических фирм: они никогда не отправляют туристов в поездки и круизы по пятницам, а уж 13-го числа – тем более.
Но не все поголовно трепещут перед наступлением « черного дня». Советский поэт Марк Лисянский, например, написал такое замечательное стихотворение: (стих читает ученик, слайд 31)
Как для кого, а для меня тринадцать
Везучее и щедрое число.
В приметы я не верю, но признаться,
С числом тринадцать мне всегда везло.
Начну с того, что стал я человеком,
По данным моего календаря,
В тринадцатом году,
В начале века, 13-го января.
В тринадцать лет влюбился я впервые
В учительницу первую мою.
Я был счастливцем в этом трудном мире,
Спал на траве, из речек воду пил.
Я в детстве жил в тринадцатой квартире,
В тринадцатую школу я ходил.
Из обжитого солнечного рая
В кромешный ад я не однажды лез.
Я умирал двенадцатого мая,
Тринадцатого мая я воскрес.
На мне друзья счастливая сорочка,
Везучее число приди скорей!
Жаль у меня всего одна лишь дочка,
А надо бы тринадцать дочерей.
И жизнь одна. И надобно дружить с ней,
И за весною праздновать весну.
А хорошо б иметь тринадцать жизней,
Благодарю покамест за одну!
Практическое лекарство от боязни 13-го очень простое – сосредоточиться на приятных вещах, которые иногда происходят в этот день, и не зацикливаться на неудачах. Фольклор разных народов предлагает другие лекарства: забраться на вершину горы или небоскреба и сжечь там все свои дырявые носки. Или, стоя на голове, съесть кусок хряща. Как поступить вам – выбирайте сами.
3. Конкурсы.
Конкурс «Числа в литературе и искусстве» (слайд 32)
Вспомните художественные произведения, кино и мультфильмы, в названиях которых фигурируют числа (ограничимся числами от 1 до 13). Конкурс можно проводить в виде аукциона – побеждает тот, кто назовет произведение последним.
Конкурс «Как об этом говорят?» (слайд 33)
Конкурс основан на знании пословиц и поговорок. Ведущий обращается к каждому игроку с вопросом, в котором дается вольный пересказ устойчивого фразеологического оборота. Игрок должен догадаться, о какой пословице или поговорке идет речь. Побеждает тот, кто даст больше всех правильных ответов. (Подсказкой служит число семь.)
- Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе).
- Как говорят о том, кто испытывает высшую степень радости, блаженства, счастья? (Он на седьмом небе).
- Как говорят о том, кто усердно трудится? (Он работает до седьмого пота).
- Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе).
- Как говорят о ребенке, оставшемся без присмотра при обилии взрослых? (У семи нянек дитя без глаза).
- Как говорят о провинившемся человеке, который копит неприятности, рассчитывая решить проблему одним махом? (Семь бед один ответ).
- Как говорят об очень осторожном человеке, который хочет заранее просчитать все возможные варианты? (Семь раз отмерит, один отрежет).
- Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу).
- Как говорят о многодетной семье, в которой только один кормилец? (Семеро с ложкой, а один с сошкой).
- Как говорят о том, что трудно достигнуть какой-то высоты, и как легко с неё сорваться? (В гору-то семеро тащат, а с горы один столкнет).
- Как говорят о том, кто отправился в дальний путь за сомнительным результатом? (За семь верст кисель хлебать ходил).
Выступающий 6. (слайд 34)
Нумерология - древняя эзотерическая наука о числах. Еe нередко
называют магией чисел, на самом же деле, эта наука гораздо ближе к астрологии, чем к магии. В основе нумерологии лежит следующий принцип: все многоразрядные числа могут быть сведены к единичным разрядам (простым числам от 1 до 9), которые соответствуют определенным оккультным характеристикам, влияющим на жизнь человека.
Нумерология - древняя наука о числах. За каждым однозначным числом закреплены определенные свойства, понятия и образы. Поскольку буквы алфавита могут иметь числовое выражение через свой порядковый номер, любые слова или имена подвергаются тем же нумерологическим операциям, что и числа.
Каждое имя имеет своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Если имя человека сочетается с его характером – это хорошо, если не сочетается или противоречит – плохо.
Нумерология, как и астрология, помогает определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. С помощью нумерологии можно выбирать партнеров - в бизнесе или браке. Каждый из нас обладает собственным индивидуальным циклом, основанным на индивидуальных числах, полученных путем различных операций с датой рождения и/или буквами полного имени.
Нумерология отвечает на вопрос: Какую роль играют числа в нашей судьбе Нумерология или изучение свойств чисел не только интересно само по себе, но и обеспечивает подход к предсказанию событий, которые обычно рассчитываются по движениям звезд и планет. Нумерология основывается буквально на «цифрах и фактах», здесь нет места игре воображения — все предопределено.
У нумерологии существует немало отраслей: кто-то склонен изучать астрологию с помощью математики, кому-то больше по душе именно спиритический и алхимический подход к изучению чисел. Но, несмотря на большое количество мнений, все они согласны в одном: числа – это не просто графическое изображения количества.
В Китае, например, число 8 несет удачу и богатство. Именно поэтом Олимпиаду 2008 года, которая проходила в Китае, открыли в восемь часов вечера восьмого августа. Начать соревнования в восемь часов восьмого дня восьмого месяца, да еще и в 2008 году, считалось неимоверной удачей для Китая.
По таким случаям можно смело заявить, что в современном обществе до сих пор верят в магию чисел. И даже если большинство людей не признает этого, все мы всерьез относимся к той силе, которую несет в себе счастливое или несчастливое число. (Раздаются буклеты).
- Фокусы. (слайд 35)
Фокус 1. «Отгадывание ответа».
Задача фокусника - угадать число, которое получится после нехитрых математических вычислений у зрителя из зала.
Попроси зрителя:
- загадать любое число (например, 4)
- прибавить к нему следующее по порядку число (4+5 =9)
- к сумме прибавить 9 ( 9+9 = 18)
- разделить результат пополам (18:2 = 9)
- из результата вычесть задуманное число (9-4 = 5)
А потом фокусник угадывает, сколько получилось. А получится 5! Что самое удивительное, результат всегда будет одинаковым.
Фокус 2. «Отгадывание задуманного числа»
- Задумайте число от 1 до 20
- Прибавьте к нему 5.
- Результат умножьте на 3.
- От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.
Если вы назовете мне ответ, я скажу, какое число вы загадали.
(Для этого названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем.)
Фокус 3. «Быстрое извлечение кубического корня».
Демонстрация фокуса с извлечением кубического корня начинается с того, что кого-нибудь из присутствующих просят взять любое число от 1 до 100, возвести его в куб и сообщить вслух результат. После этого показывающий фокус мгновенно называет кубический корень из названного числа.
Для того чтобы показывать этот фокус, нужно сначала выучить кубы чисел от 1 до 10: 13=1 , 23=8 , 33=27, 43=64, 53=125, 63=216, 73=348, 83=512, 93=729, 103=1000.
При изучении этого ряда обнаруживается, что все цифры, на которые оканчиваются кубы, различны, причем во всех случаях, за исключением 2 и 3, а также 7 и 8, последняя цифра куба совпадает с числом, возводимым в куб. В исключительных же случаях последняя цифра куба равна разности между 10 и числом, возводимым в куб.
Покажем, как это обстоятельство используется для быстрого извлечения кубического корня. Пусть зритель, возводя некоторое число в куб, получил, например, 250 047. Последняя цифра этого числа 7, из чего немедленно следует, что последней цифрой кубического корня должно быть 3. Первую цифру кубического корня находим следующим образом. Зачеркнем последние три цифры куба (независимо от количества его цифр) и рассмотрим цифры, стоящие впереди,— в нашем случае это 250. Число 250 располагается в ряду кубов между кубами шестерки и семерки. Меньшая из этих цифр — в нашем случае 6 — и будет первой цифрой кубического корня. Поэтому правильным ответом будет 63.
Чтобы лучше уяснить суть дела, приведем еще один пример. Пусть названо число 19683. Его последняя цифра 3 указывает, что последней цифрой кубического корня будет 7. Зачеркивая последние три цифры, получаем число 19, которое лежит между кубом двойки и кубом тройки. Меньшим из этих чисел будет 2, поэтому искомым кубическим корнем будет 27.
Фокус 4. «Сложение ряда Фибоначчи».
Вычислительный фокус состоит в почти мгновенном сложении любых десяти последовательных чисел Фибоначчи (ряд чисел, в котором каждое равно сумме двух предшествующих). Этот фокус демонстрируют так: показывающий просит кого-нибудь записать друг под другом два любых числа, какие он пожелает. Допустим для примера, что были выбраны 8 и 5. Затем зритель должен сложить эти числа. Найденное таким образом третье число складывается со вторым (стоящим над ним), и получается четвертое число. Этот процесс повторяют до тех пор, пока в вертикальном столбце не окажется десять чисел:
8 |
Во время записывания чисел показывающий фокус стоит, повернувшись спиной к зрителям. Когда десять чисел будут записаны, он поворачивается, проводит под колонкой черту и, не задумываясь, подписывает сумму этих чисел. Чтобы получить эту сумму, ему просто нужно взять четвертое число снизу и умножить его на 11 — операция, которую легко можно проделать в уме. В нашем случае четвертым числом будет 80, поэтому в ответе получится число 80, взятое 11 раз, т.е. 880.
- Окончание вечера. (слайд 36)
(так как вечер проходил перед Новым годом, окончание вечера решили сделать с Дедом Морозом и Снегурочкой).
На сцену выходят Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз: Число года. 2013 = 2+0+1+3=6
Снегурочка: Это значит, что число 6 - символ надёжности. Оно находится в гармонии с природой. Это идеальное число, которое делится как на чётное (2), так и на нечётное (3), объединяя, таким образом, элементы каждого.
Число 2 - число-антитеза с такими крайностями, как день и ночь. Оно стоит за равновесие и контраст и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.
Число 3 означает неустойчивость и символизируется треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Оно объединяет талант и весёлость и символизирует приспособляемость.
Дед Мороз и Снегурочка поздравляют зрителей с наступающим Новым Годом. Участники и зрители вечера расходятся на чаепитие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно - математическая эстафета "Магия чисел"
Внеклассное мероприятие "Магия чисел" для учащихся 5-6 классов. Задачи мероприятия показать детям тесную взаимосвязь школьных предметов, приучать школьников к систематической двигательной активн...
Математическая разминка: "НОД и НОК чисел".
Повторение тем: " НОД и НОК чисел". Математическая разминка помогает сконцентрировать внимание детей в начале урока....
Путешествие по стране чисел. Математическая сказка.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-9 классов....
Презентация. Математический диктант для 5 класса. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Математический диктант с самопроверкой, который воспитывает внимательность....
Урок-игра «Математический перекресток», 5 класс по теме "Делимость чисел"
Урок обобщения знаний проводится в виде путешествия по городу Натуральных чисел....
Математический диктант "Округление чисел". Сказочный математический диктант "Решение задач на части"
Сказочный математический диктант "Решение задач на части"...
Математическая игра "Калейдоскоп чисел"
Внеклассное мероприятие по математике....