Альманах как современный вид печатного издания
творческая работа учащихся (10 класс) по теме

Уринова Наталья Андреевна

Предметом исследования было издание школьного альманаха. Можно ли его издать силами творческих учеников? Будут ли у него читатели? Вот на эти вопросы был получен ответ в данном исследовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_evrika_zhurnalistika.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Альманах как современный вид печатного издания

и проектной деятельности  в школе

Краснодарский край,

Приморско – Ахтарский район,

станица Ольгинская,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 

Основная часть.

2. 1. Результаты анкетирования (анкета № 1)

    Учитывая пожелания и возможности класса,  чтобы работать продуктивно, мы создали несколько творческих групп:

- ученый совет изучал специальную литературу, готовил материал  по конкретным вопросам нашей темы «Альманах как печатное издание»;

- корреспонденты проводили опросы общественного мнения среди учащихся старших классов, анализировала их, составляла схемы, графики, готовила комментарии;

-  группа технического оформления  занималась фотографированием, помогала печатать альманах «Истоки», используя ИКТ.

-   редакционная группа - оказывала помощь учителю в проверке творческих работ и их отборе в сборник; составляла разделы альманаха, готовила его к печати.   

Прежде, чем приступить к работе по созданию коллективного альманаха «Истоки», ученики-корреспонденты и волонтёры духовно – нравственного клуба «Лада» провели анкетирование среди учащихся старших классов, проанализировали их ответы, составили диаграммы, подготовили комментарии.

Анкетирование было проведено среди 22 учащихся 10 класса.  Желая выяснить, что известно ребятам  по изучаемой нами теме, мы задали им несколько вопросов. Вот результаты анкетирования:

  1. о том, что есть такой вид печатного издания, как альманах, учащиеся знают, но назначение альманахов им не известно;
  2. учащиеся считают, что в альманахе печатаются только стихи, но не читали ни одного альманаха;
  3. учащиеся считают, что альманах – это устаревший вид печатного издания.  

(Приложение II «Анкета № 1»)

Итоги анкетирования таковы: учащиеся не сведущи в вопросах современного печатного издательства, считают, что в школе издать собственный альманах невозможно.

2. 2. Из истории происхождения слова «альманах».

 Откуда пришло в наш язык слово «АЛЬМАНАХ»? Работая над этим вопросом, ученый совет, изучив специальную литературу, выяснил много интересного. Оказывается, в русском языке на букву «а» начинается много арабских слов, ведь, как мы уже знаем, многие слова, пришедшие к нам из арабского языка, начинаются с артикля «ал(ь)» ( например, альбом, альтруизм). Альманах – одно из них и  означало:

Далее мы выяснили, что на современном этапе слово «альманах» стало обозначать следующее:

1.  http://ru/wikipedia.org/wiki

2. www.mes.ru

3. www.classes.ru

Таким образом, «ученый совет» (группа учеников, работающая в Интернет - ресурсах и со словарями), изучив специальную литературу, подготовил материал  по конкретным вопросам нашей темы «Альманах как печатное издание» и пришёл к выводу: первоначальное значение слова  устарело.

В настоящее время слово «АЛЬМАНАХ»  означает:

1) непериодический сборник сведений, занимательных или справочных, часто тематических (например, детский географический альманах «Глобус»);

2) сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному).

 2.3. История мирового развития альманахов

Далее «ученый совет» установил, что первоначально альманахи - это астрономические календари и таблицы,  выполненные на разных природных материалах,  их назначение постепенно менялось, расширялось. Рассмотрим таблицу 4:

Время

Вид

Назначение

Древние римляне

каменные таблички

 запись религиозных праздников

Древние египтяне

каменные таблички

указывали движение планет

В древности в  Норвегии и Дании

альманахи-пластинки из дерева или меди

насечками отмечались важные даты

XIV век

рукописные

Стали включать астрологические указания, предсказания и разные заметки.

с конца XV века

печатные

включать астрологические указания, предсказания и разные заметки.

1457 

Европа.

Вена.

печатные

Даже неграмотные могли его использовать благодаря символическому изображению астрономических и погодных явлений. Он содержал даты полнолуний и сведения о движении планет, а также прогнозы пожаров, засух и голода

1679 в Париже 

«Almanache royal»

содержал сведения о дворцовых праздниках и ярмарках.

С 1699 он же

печатные

сведения по генеалогии французского королевского дома, списки дворян и высшего духовенства.

в XVIII веке

печатные

стали включать, помимо календарных и иных сведений, также анекдоты, стихотворения, короткие рассказы.

4.http://ru/wikipedia.org/wiki

Вывод «учёного совета»: 

1) альманахи со временем  меняли своё назначение: от календарей с астрологическими прогнозами до сборника стихотворений, коротких рассказов.

2) с развитием собственно печатных календарей альманахи приобрели характер особого типа разнообразных периодических книжных изданий. Возникли генеалогические, хозяйственные, дипломатические, собственно литературные альманахи.

2.4. Первые литературно - художественные альманахи

В ходе работы над информацией мы выяснили, особенно большое распространение - первоначально в Западной Европе, а потом и во всех странах,- получили литературно-художественные альманахи. Рассмотрим таблицу5:

Время

Государство

Название

Издатель

XVIII века

17461833

Франция

 «L’almanach des muses»

г. Париж

17701807

Германиия

«Musenalmanach»,

г. Гёттинген

17961800

Германиия

«Musen-Almanach» — ежегодный сборник неопубликованных стихотворений

Ф. Шиллер.

XVIII век  1796

Россия

«Аониды» - первым русский литературный  альманах.

Н. М. Карамзин

Вывод «учёного совета»: 

  1. альманахи в Европе и России становятся преимущественно поэтическими сборниками;
  2. альманахи стали создаваться и издаваться одним поэтом.

2.5. Российские литературно – художественные альманахи

 А. С. Пушкин в 1827 писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о её движении и успехах»6. Позднее В. Г. Белинский называл эту эпоху «альманачным периодом» и писал, что «русская литература была по преимуществу альманачною»7. Данная таблица 8 подтверждает это высказывание:

5.  http://ru/wikipedia.org/wiki

6-8. http://ru/wikipedia.org/wiki

Время

Название

Издатель

Назначение

В конце 1820 — начале 1830-х годов

ежегодно выходило около двадцати альманахов

Россия

Разное

18231825;

3 книги)

«Полярная звезда»

Альманах декабристов

 Издавался: А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым с участием Ф. В. Булгарина, А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. К. Кюхельбекера, Ф. Н. Глинки и др.;

Пропаганда вольнолюбивых идей декабристов

(18241825,

 4 книги),

«Мнемозина»

издававшийся В. Ф. Одоевским и В. К. Кюхельбекером с участием А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Е. А. Баратынского

Популяризация вольнолюбивых идей

(18241831

«Северные цветы»  

А. А. Дельвиг и О. М. Сомов.

Популяризация  идей . русской поэзии

18301834).

«Денница»

Москва

Патриотические идеи

1855

8 изданий

 «Полярная звезда»

А. И. Герцен и Н. П. Огарёв

Пропаганда освободительных идей борьбы против самодержавия

19011904 и 1911)

 (5 выпусков).

«Северные цветы» 

Символистский альманах

Идеи символизма

Немного истории.

Альманах «Полярная звезда» - это первый идеологический альманах 9. Как же он стал печататься за границей? 22 июня 1853 года впервые заработала Вольная русская типография, основанная в Лондоне Александром Герценом. Отдавая дань уважения декабристам, он называет журнал в честь литературного альманаха «Полярная звезда», издававшегося А. А. Бестужевым-Марлинским и К. Ф. Рылеевым в 18231825 годах.

9. http://ru/wikipedia.org/wiki

Однако в течение первых двух лет работы издательства Герцену не удавалось установить связь с Россией. Осенью 1855 года первая книжка «Полярной звезды» появилась в западноевропейских книжных лавках и сквозь морскую и сухопутную границу начала контрабандно ввозиться в Россию — в Москву, Санкт-Петербург и даже Сибирь. Журнал читают и во дворце. В апреле 1857 года Герцен пишет Марии Рейхель: «А вы знаете, что великие князья читают „Полярную звезду“?»

Вывод: 

  1. альманахи в Европе и России становятся преимущественно поэтическими сборниками;
  2. среди русских альманахов наиболее известны те, которые оставили важный след в развитии русской литературы;
  3. альманахи стали создаваться коллективом поэтов;
  4. альманахи стали в России средством пропаганды вольнолюбивых идей и идеологическим средством борьбы с самодержавием. 

2.6. Различие  альманахов по их назначению

Итак, в ходе нашей работы мы узнали, что альманах – это сборник произведений художественной литературы, объединенных по разным признакам.

Рассмотрим таблицу, в которой приведены примеры таких альманахов 10:

1) тематическому

признаку

2) жанровому

признаку

3) идейно-художественному

признаку

4)региональному признаку.

Издаётся с 2007 года по настоящее время. «Альманах современной науки и образования»

«Илья» - литературно-художественный альманах. Издается с 2002 года в Москве.

19391949 «Дружба народов» — сборник переводов и статей о многонациональной советской культуре, выходил нерегулярно и с перерывами.

1945 по 1975

Литературно-художественный альманах "Кубань " 11

10. http://ru/wikipedia.org/wiki

11. reiga.ru| Enviror

Вывод: в России в соответствии с ГОСТ 7.60-2003,  альманах — сборник, содержащий 1) литературно – художественные произведения; 

2) или научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку (содержанию) 12.

                                                  2.7. Поэтические альманахи

К концу 20 века стал популярен альманах «Поэзия», издательство Москва, «Молодая гвардия». Наша творческая группа нашла в библиотеке сохранившиеся экземпляры этого альманаха.

1970. (№ 3)

1972. (№ 7)

1990. (№ 57)

 «Поэзия» - поэтический сборник.13 

 «Поэзия» - поэтический сборник14.

 «Поэзия» - поэтический сборник15.

Этот альманах был популярен с 1970 –х  годов по 1990 –е годы, что свидетельствует об увлечении молодёжи того времени поэзией.

2.8. От «пилотного» проекта к школьному альманаху «Истоки»

 Изучив историю развития альманахов, их содержание, вид, редакционная группа остановила свой выбор на модели альманахе «Истоки», - сборнике литературных дебютов молодых писателей и поэтов Советского союза, издательство  Москва, «Молодая гвардия», 1978 года издания, изданным один раз.  Материал, собранный редакционной группой, соответствовал содержанию альманаха «Истоки», в котором материал собран по художественному признаку: поэзия,  проза, публицистика молодых, впервые выступающих перед всесоюзным читателем. В нашем школьном альманахе «Истоки» мы тоже решили публиковать произведения учеников – дебютантов, рубрики изменили, а название  «Истоки» сохранили, потому что оно соответствовало нашему замыслу. Перед вами таблица, на которой показаны рубрики альманаха «Истоки» 1978 года издания, взятого нами как образец, и нашего школьного одноименного  альманаха.

Сначала мы составили пилотный проект (пробный макет) альманаха в формате А 4. Редакционная группа  оказывала помощь учителю в проверке творческих работ и

12. http://ru/wikipedia.org/wiki

13 – 15. Альманах «Поэзия». Москва, «Молодая гвардия», 1970г., № 3; 1972г., № 7; 1990г., № 57.

Альманах «Истоки»16 1978 года

Альманах «Истоки» МОУ СОШ № 4  2009-2010гг.

1.Проза и поэзия

1. Очерки

2.Всесоюзный фестиваль молодой поэзии.

2. Рассказы - миниатюры

3.Молодые литераторы города Владимира

3. Поэзия

4. Впервые на русском языке

4. Пьесы

составляла разделы альманаха, готовила его к печати.   Только потом  мы напечатали сборник литературных дебютов учеников нашей школы, принимавших участие и победивших в творческих конкурсах, олимпиадах.

Перед вами таблица, на которой показано содержание нашего альманаха и тематика работ учащихся, включённых в сборник:

Содержание альманаха «Истоки»

Тематика работ учащихся

Очерки « О важном…»

Очерки « О важном…»

1. Когда прихватит морозом… (Муха А)

1.Молодёжь и наркомания

2. Жаль…                                 (Белякова В)

2. Смысл жизни.

3. Прости меня, дедушка…    (Диброва Н)

3. Тема памяти о Вов

4. Мама, приснись…               (Муха А)

4.  Родители и дети.

Рассказы - миниатюры « О главном…»

Рассказы - миниатюры « О главном…»

1.Запах осени.                          (Доброва Н)

1.Тема локальных войн, терроризма.

2.Мыльные пузыри.              (Диброва Н)

2. Толерантность

3.Инстинкт.                               (Муха А)

3.  Брошенные дети, сиротство.

4.Небесные слезы.           (Диброва Н)

4.Преодоление испытаний, сила веры.

Поэзия « О разном…» 

Поэзия « О разном…» 

1. Где- то…                             (Калюжная К)

1.  Любовь к родному краю

2. Я утром прибегу на море.(Калюжная К)

2.  Человек и природа

3. Не был я в родном краю. (Калюжная К)

3.  Человек и природа

Пьесы «О добром и сказочном».

Пьесы «О добром и сказочном».

1.Пьеса-сказка о Доброте  (Белякова В)

1. Тема воспитания в семье

2. Пьеса «Рождественская сказка»  (Муха А)

2. Тема сострадания, отзывчивости

16. Альманах «Истоки». Москва, «Молодая гвардия», 1978г.

 Далее группа технического оформления  сделала фотографии  учеников – дебютантов, нашла иллюстрации к творческим работам, помогла печатать альманах «Истоки», используя ИКТ.

Представляем вам опыт нашей работы, модель  нашего школьного альманаха «Истоки», изданного при участии учеников 10 класса и волонтёров духовно – нравственного клуба «Лада», чтобы доказать правильность  нашей гипотезы: альманах – самый удобный и современный вид печатного издания и его возможно издавать в школе силами учеников.  (Приложение I)

2.9. Результаты анкетирование учащихся  (анкета № 2)

Повторное анкетирование было проведено среди 22 учащихся 10 класса.  Мы познакомили ребят своего класса с результатами нашего исследования и, желая выяснить, что нового и полезного они для себя узнали по изучаемой нами теме, мы задали им несколько вопросов.

 Вот результаты анкетирования:

  1. о том, что есть такой вид печатного издания, как альманах, учащиеся теперь знают, и назначение альманахов им стало известно;
  2. учащиеся считают, что в альманахе можно печатать стихи и рассказы;
  3. учащиеся считают, что альманах – это современный вид печатного издания, так как издаётся периодически, по мере накопления материала; и  его можно издавать в школе силами учеников.  (Приложение III)

                                                            3. Выводы

1) Альмана́х (от араб. ألمناخ‎‎ — астрономический календарь) —

 это сериальный, продолжающийся сборник литературно-художественных или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку: тематическому, жанровому, идейно-художественному.

2) Печатные школьные альманахи как  вид проектной деятельности учащихся актуальны, так как влияют на  развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

3)  Издание печатных школьных газет, альманахов актуально, так как развивает творческие и коммуникативные способности учащихся.

4)  Вопросы издательства газет, журналов и альманахов необходимо изучать в школе, так как они формируют позитивное мировоззрение учеников, помогают им ориентироваться не только в Интернет – ресурсах, но и в печатном информационном поле.

5) Самостоятельная работа над издательством школьного альманаха формируют гражданскую позицию учащихся, помогают им формировать художественный вкус и адаптироваться в современном мире.

 

                         

«непериодическое издание, в которое входят сочинения современных авторов»1

в русском языке слово «альманах» означало

в арабском  языке слово «al-manah» означало

«астрономический календарь»2

Слово «альманах»  в словаре Ефремовой 3 означает следующее:

1. Сборник произведений художественной литературы, объединенных по:  1)тематическому, 2)жанровому, 3)художественному,  4)региональному признакам.

2. Сборник статей, содержащих занимательные сведения справочного характера из различных областей знания.

3.  устар. Календарь, обычно включавший в себя сведения из области астрономии и астрологические прогнозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Печатное издание Власовой С.А. "Грамматика английского языка. Раздел: имя существительное"

Учебно-методическое пособиепредназначено для учащихся школ с углубленным изучением английского языка. для быстрого и эффективного усвоения материала по разделу "Существителное". Пособие содержитподроб...

Печатное издание клуба "Лада" _Рассказы -миниатюры "О важном""

Данная работа представляет собой опыт школьного издания. В основу сборника легли творческие работы учителя.  Уверены, что наш издательский опыт поможет и вам наладить издательскую деятельнос...

Проект по информатике в 9α классе «Photoshop для подготовки графических изображений для печатных изданий»

Проект нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование  целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации, на формирование И...

Разработка занятия по проектному часу в 9 классе «Photoshop для подготовки графических изображений для печатных изданий» по теме «Интерфейс программы Photoshop».

Цель:  сформировать знания об интерфейсе графического редактора Photoshop.Задачи: Образовательные: Научить настраивать рабочее окно программы.Научить включать дополнительные палитры программ...

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В БИБЛИОТЕКЕ С ПЕЧАТНЫМИ ИЗДАНИЯМИ И РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКАМИ» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Интернет предлагает колоссальные возможности для обучения, и это привлекает в первую очередь: не надо сидеть в библиотеке или выуживать необходимую информацию из словарей. И современные уч...

Альбом памяти - печатное издание клуба "Лада"

Альбом посвящён замечательным людям нашей станицы: участнику ВОв, участникам Афганской  и Чеченской войнам- выпускникам нашей школы. Можно использовать как образец печатного издания в школе....

«Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)»,печатное издание, file:///C:/Users/User/Downloads/moluch_195_ch2_Yv8aOFf.pdf

Публикация педагогических разработок и методических материаловв СМИ, размещение материалов в сети Интернет.Алгоритм написания исследовательской работы или проекта....