право быть ребенком...
план-конспект урока (7 класс) на тему
внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_byt_rebenkom.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Разработка внеклассного мероприятия
на тему:
«ПРАВО БЫТЬ РЕБЁНКОМ»
Подготовила:
учитель математики,
к классный руководитель 6 «б»класса
Светлакова Светлана Анатольевна
2013 год
Цели:
- Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
- соотнести права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- развивать культуру речи; умение анализировать;
- формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
- Раздаточный материал.
“Вступительное слово”
«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). 10 декабря в 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях ,признавать и защищать их права.
Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
Можно ли права отделять от обязанностей?
А обязанности детей прописаны в таком документе, как устав школы
Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.
Правовой статус – это ваше положение в мире права.
В Праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Игра: «Правовой статус ребенка»
Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах.
- Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Таким образом максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 6 баллов.
1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
1)Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
2)Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
3)Несет уголовную ответственность за любые преступления.
4)Подлежит административной ответственности.
5)Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
6)Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
7)Имеет право на получение паспорта.
8)Имеет право на вступление в брак.
9)Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
10)Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
11)Имеет право на имя, отчество и фамилию.
12)Приобретает право на гражданство.
Правильный ответ: А – 11, 12; Б – 10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.
На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Давайте ознакомимся с ними.
Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Статьи уголовного кодекса
Российской Федерации
Статья 116. Побои.
Статья 117. Истязания.
Статья 125. Оставление в опасности.
Статья 127. Незаконное лишение свободы.
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.
(называются ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).
– Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
“Литературно-правовая викторина”
1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Можно ли права отделять от обязанностей?
Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.
Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника.
- Бесплатное образование.(право)
- Уважение мнений всех учащихся и учителей. (обязанность)
- Удобное рабочее место. (право)
- Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)
- Активное приобретение знаний. (право)
- Защита личной собственности. (право)
- Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)
- Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)
- Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)
- Сотрудничество с учителями. (право)
Кодекс класса.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, выработаем Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для нашего класса:
1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее.
7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться.
8. . Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
10. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
11. Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
12. Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
13. Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
14. Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить.
Кроссворд
Для того, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю Вам ответить на вопросы кроссворда
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду)
Слайд № 5.
Ответы кроссворда
Уголовный кодекс РФ о несовершеннолетних
Государство и общество должны реагировать на преступления подростков так, чтобы возвращать их к нормальной жизни после отбытия наказания полноценными личностями.
Уголовный кодекс РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, но которым ещё не исполнилось 18 лет.
По достижении подростками 14 лет уголовная ответственность наступает за:
- Убийство (ст. 105 Уголовного кодекса РФ),
- Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 Уголовного кодекса РФ),
- Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 Уголовного кодекса РФ),
- Изнасилование (ст. 131 Уголовного кодекса РФ),
- Кражу (ст. 158 Уголовного кодекса РФ),
- Грабёж (ст. 161 Уголовного кодекса РФ),
- Разбой (ст. 162 Уголовного кодекса РФ),
- Вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса РФ),
- Угон автомобиля (ст. 166 Уголовного кодекса РФ) и некоторые другие преступления.
Из 13 видов наказаний, предусмотренных в уголовном кодексе РФ для всех видов осуждённых, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только следующие шесть:
- штраф;
- лишение права заниматься определённой деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- арест;
- лишение свободы на определённый срок.
Нарушения прав и наказания
За каждое нарушение права неизменно следует наказание.
Мальчик витрину разбил в магазине:
Утюг подарить он хотел тёте Зине.
Но тётя не рада подарку такому:
В милицию мальчик поедет из дома.
(Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст161 УК РФ))
Маленький мальчик звонил по «ноль-два».
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана-
Штраф двести тысяч – вот шутки цена.
(Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ)
Подарили Женечке фотоаппарат,
Стать папарацци он очень был рад.
Творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
(Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ)
Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах, обязанностях и ответственности! Узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.
Подводим итог.
- Какие документы защищают ваши права?
- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Использованная литература:
Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.
Использованы материалы с сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/502414/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Право быть ребенком
Цели: • познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;• воспитывать уважение к правам других людей;• способствовать формированию активной жизненной позиции....
Внеклассное мероприятие " Право быть ребенком"
Меропрриятие о правах ребенка....
Конспект классного часа "Право быть ребенком"
Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...
Беседа "Право быть ребенком"
Беседа к Дню защиты детей....
Классный час "Право быть ребенком"
Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка...
Классный час "Право быть ребенком"
Цель классного часа: способствовать воспитанию правовой грамотности обучающихся и духовно-нравственных качеств личности. Форма проведения: беседа с элементами игры...
Классный час "Право быть ребенком"
Классный час "Право быть ребенком"...