право быть ребенком...
план-конспект урока (7 класс) на тему

Светлакова Светлана Анатольевна

внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_byt_rebenkom.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка внеклассного мероприятия

 на тему:

«ПРАВО БЫТЬ РЕБЁНКОМ»

                                       Подготовила:

                                                                              учитель математики,

                                                                     к   классный руководитель 6 «б»класса

                                                                       Светлакова Светлана Анатольевна

2013 год

Цели: 

  1. Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
  2.  соотнести права и обязанности детей;
  3. способствовать осознанию ответственности за свои права;
  4. развивать культуру речи; умение анализировать;
  5. формировать положительное отношение к правам других.

Задачи: 

  1. познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  2. помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  2. Раздаточный материал.

           “Вступительное слово”

«Детству следует оказывать величайшее уважение».

Древний мудрец Ювенал

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

                                                       Что – то новое узнать

- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). 10 декабря в 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях ,признавать и защищать их права.

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

Можно ли права отделять от обязанностей?

А обязанности детей прописаны в таком документе, как устав школы

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

       

Правовой статус – это ваше положение в мире права.

В Праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

 

Игра: «Правовой статус ребенка»

   Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах.

- Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Таким образом максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 6 баллов.

1 набор – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет». 

2 набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

1)Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

2)Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

3)Несет уголовную ответственность за любые преступления.

4)Подлежит административной ответственности.

5)Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).

6)Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

7)Имеет право на получение паспорта.

8)Имеет право на вступление в брак.

9)Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

10)Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

11)Имеет право на имя, отчество и фамилию.

12)Приобретает право на гражданство.

Правильный ответ: А – 11, 12; Б –  10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.

 На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Давайте ознакомимся с ними.

Сокращённый перечень прав ребёнка

(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.  

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Статьи уголовного кодекса

Российской Федерации

Статья 116. Побои.

Статья 117. Истязания.

Статья 125. Оставление в опасности.

Статья 127. Незаконное лишение свободы.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.

Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

(называются ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).

– Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

“Литературно-правовая викторина”

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев 

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). 
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”). 
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”). 

Можно ли права отделять от обязанностей?

Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.

Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника.

  1. Бесплатное образование.(право)
  2. Уважение мнений всех учащихся и учителей. (обязанность)
  3. Удобное рабочее место. (право)
  4. Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)
  5. Активное приобретение знаний. (право)
  6. Защита личной собственности. (право)
  7. Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)
  8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)
  9. Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)
  10.  Сотрудничество с учителями. (право)

Кодекс класса.

       Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, выработаем Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для нашего класса:

1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.

5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее.

7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться.

8. . Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.

9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.

10. Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

11.  Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.

12. Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.

13. Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

14. Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить.

Кроссворд

Для того, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю Вам ответить на вопросы кроссворда

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду)

Слайд № 5.

Ответы кроссворда

Уголовный кодекс РФ о несовершеннолетних

       Государство и общество должны реагировать на преступления подростков так, чтобы возвращать их к нормальной жизни после отбытия наказания полноценными личностями.
    Уголовный кодекс РФ предусматривает  возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, но которым ещё не исполнилось 18 лет.

По достижении подростками 14 лет уголовная ответственность наступает за:

  1. Убийство (ст. 105 Уголовного кодекса РФ), 
  2. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 Уголовного кодекса РФ),
  3. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 Уголовного кодекса РФ),
  4. Изнасилование (ст. 131 Уголовного кодекса РФ),
  5. Кражу (ст. 158 Уголовного кодекса РФ),
  6. Грабёж (ст. 161 Уголовного кодекса РФ),
  7. Разбой (ст. 162 Уголовного кодекса РФ),
  8. Вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса РФ),
  9. Угон автомобиля (ст. 166 Уголовного кодекса РФ) и некоторые другие  преступления.

Из 13 видов наказаний, предусмотренных в уголовном кодексе РФ для всех видов осуждённых, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только следующие шесть:

  1. штраф;
  2. лишение права заниматься определённой деятельностью;
  3. обязательные работы;
  4. исправительные работы;
  5. арест;
  6. лишение свободы на определённый срок.

Нарушения прав и наказания

За каждое нарушение права неизменно следует наказание.

Мальчик витрину разбил в магазине:

Утюг подарить он хотел тёте Зине.

Но тётя не рада подарку такому:

В милицию мальчик поедет из дома. 

(Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст161 УК РФ)) 

Маленький мальчик звонил по «ноль-два».

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана-

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

(Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ)

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он очень был рад.

Творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

(Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ)

Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах, обязанностях и ответственности! Узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

Подводим итог.

- Какие документы защищают ваши права?

- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Использованная литература:

Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

Использованы материалы с сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/502414/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право быть ребенком

Цели: • познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;• воспитывать уважение к правам других людей;• способствовать формированию активной жизненной позиции....

Внеклассное мероприятие " Право быть ребенком"

Меропрриятие о правах ребенка....

Конспект классного часа "Право быть ребенком"

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...

Беседа "Право быть ребенком"

Беседа к Дню защиты детей....

Классный час "Право быть ребенком"

Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка...

Классный час "Право быть ребенком"

Цель классного часа: способствовать воспитанию правовой грамотности обучающихся и духовно-нравственных качеств личности. Форма проведения: беседа с элементами игры...

Классный час "Право быть ребенком"

Классный час "Право быть ребенком"...