Классный час "Право быть ребенком"
классный час (6 класс)
Цель классного часа: способствовать воспитанию правовой грамотности обучающихся и духовно-нравственных качеств личности. Форма проведения: беседа с элементами игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas._pravo_byt_rebenkom.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Право быть ребенком»
Тема классного часа | «Право быть ребенком» |
Направление | Правовое воспитание и культура безопасности |
Цель | Способствовать воспитанию правовой грамотности обучающихся и духовно-нравственных качеств личности |
Задачи | 1. В ходе беседы с обучающимися рассмотреть понятия: «право», «Декларация», «Конвенция». 2. Во время выполнения упражнений сформулировать и запомнить основные права, которые должен знать каждый ребенок. 3. Показать на примерах важность соблюдения прав и обязанностей в нашей жизни. 4. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 5. Продолжить формирование умений общаться и работать в команде. 6. Способствовать формированию мотивации к активному изучению права. |
Класс | 6 |
Продолжительность | 45 мин |
Форма проведения | Беседа с элементами игры |
Формы работы | Общеклассная, групповая, индивидуальная |
УУД | Личностные: 1.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 2.формирование нравственных качеств; 3.воспитание уважения друг к другу, чувства ответственности и сопереживания; 4.коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности. Познавательные: 1.осуществлять мыслительную деятельность: умение рассуждать и доказывать; 2.развивать навыки переработки информации, умения делать выводы в результате совместной работы группы и класса. Регулятивные: 1.уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения; 2.уметь анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Коммуникативные: 1.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 2. уметь работать в группе. |
Подготовительная работа | Подготовка презентации, подбор литературы и музыки, подготовка сценки, оформление кабинета. |
Материалы и оборудование | Листы бумаги, фломастеры, магнитная доска, карточки, проектор, презентация, музыка, воздушные шары, цветные «билеты». |
Ресурсы | 1. http://otlen.narod.ru/index/0-57 3. http://sh26bal.ru/prprog/teachers/metodika/519-vneklmerpr5kl.html 4. https://multiurok.ru/files/stsienarii-ko-dniu-prav-riebienka.html 5. http://icanread.ru/alan-serr-ja-imeju-pravo-byt-rebenkom/ 6. http://festival.1september.ru/articles/502414 |
Оформление и подготовка кабинета
1) Оформление доски. Эпиграф, рисунки детей или картинки.
«Я ребенок: вот руки мои, глаза, голова,
у меня есть голос и сердце – и есть права». (Ален Серр)
2) Столы в классе расставлены по количеству команд. В команде 5-6 учеников. На столах расположены цветные воздушные шары. Например, синий, зеленый, красный, белый. Каждый ученик перед началом занятия выбирает «билет» определенного цвета. Ученики рассаживаются по цветам, образуя группы для работы во время классного часа.
Содержание классного часа.
I. Ритуал приветствия. Упражнение «Круг общения».
Классный руководитель: Здравствуйте ребята! Я рада встречи с вами и поэтому у меня хорошее настроение! Предлагаю вам совершить «полет» на воздушном шаре. Попрошу всех занять свои места согласно вашим «билетам». А теперь поприветствуйте свою команду: протяните рядом сидящему однокласснику руку со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют «круги общения».
II. Погружение в тему разговора. Проблемная ситуация «Полет на воздушном шаре».
Ученики образовали 2 группы по пять – шесть человек. На столе у каждой группы, в коробке лежат карточки ("мешки"), на которых написаны их права и свободы.
Классный руководитель: Представьте, что вы отправились в полет на воздушном шаре. Вы – аэронавты! Но неожиданно шар начинает падать. Для балласта в корзине есть «мешки». Вам надо оставить только три «мешка», чтобы падение шара прекратилось, и он набрал бы прежнюю высоту.
Карточки ("мешки").
1. Право на труд
2. Право на жизнь
3. Все равны перед судом и законом
4. Право на свободу
5. Право на жилище
6. Право на охрану здоровья
7. Право на образование
8. Свобода слова.
9. Право на частную собственность
10. Право вступать в брак
11. Право на собрания и митинги
12. Право вступать в общественные объединения
13. Право избирать и быть избранным
14. Свобода совести
Работа в микрогруппах.
Классный руководитель: Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему классного часа.
Ученики высказывают свои предположения о теме классного часа.
Классный руководитель: Правильно! Молодцы! Сегодня мы познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни. А теперь поделитесь результатами своей работы.
III. Основная часть.
- Анализ проблемной ситуации «Полет на воздушном шаре».
Классный руководитель организует обсуждение проблемы по вопросам.
1. Почему вы оставили именно эти три права?
2. Какое значение они имеют для вас?
Обсуждение.
- Беседа: определение прав детей.
Классный руководитель: Когда тебе хорошо и ты счастлив, то не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. А дети нуждаются в особом внимании, потому что они имеют меньшие возможности защитить свои права, чем взрослые люди. Французский педагог Ален Серр написал в своем стихотворении замечательные слова:
«Я имею право быть под защитой
взрослых людей –
под огромным зонтиком доброты,
укрывающим всех детей».
Что значит «зонтик доброты»? Как он «укрывает» и защищает детей? Я думаю, что это международные документы, в которых закреплены права детей. Самые известные из них – Декларация прав ребенка (1959 год) и Конвенция о правах ребенка (1989 год), принятые ООН. В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет, то есть ваши права.
В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ содержит рекомендации для всех государств и всех взрослых людей. Конвенция - это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами. В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей. Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений.
Выходят двое учащихся и читают стихи.
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
1-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец:
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – я имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Классный руководитель: О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
Классный руководитель называет основные права детей и работает со слайдами презентации:
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на гражданство
- Право на защиту жизни, чести и достоинства
- Право свободно выражать свое мнение
- Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Классный руководитель: На столах у вас, ребята, лежат листы-памятки, на которых перечислены основные права детей.
Классный руководитель организует обсуждение по вопросам.
1. Какими правами вы пользуетесь?
2. Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
3. А приходилось ли вам нарушать права других людей?
Обсуждение.
Классный руководитель: Ребята, современное общество требует от человека не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их. Мы должны уметь ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в обществе, а с другой стороны, обеспечивать в стране порядок.
- Литературно-правовая викторина.
Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Вы все читали сказки, давайте вместе с вами обсудим некоторые ситуации и постараемся ответить, какие права литературных героев были нарушены.
1. «Сказочно-правовые ситуации»
1 ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права Золушки нарушает мачеха?»
(Ответ: Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста)
3 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права были нарушены?
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с похищением, незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и право на защиту от посягательства на личную жизнь)
4 ситуация: Юная царевна была очень красива. Злая мачеха ненавидела её за это и приказала чернавке отвести девушку в лес и оставить там. Какие права девушки нарушила царица?
(Ответ: Злая мачеха нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств)
2. «Права литературных героев»
Классный руководитель: А теперь давайте вместе с вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев.
1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища».
(«Красная шапочка» Шарль Перро)
2) Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.
(«Колобок»)
3) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался».
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой)
4) Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта».
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
5)Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев».
(Кощей Бессмертный).
- Решение ситуационных задач. Упражнение «Моё мнение».
Классный руководитель: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Как вы думаете, а правы ли герои следующих задач, которые мы попробуем сейчас решить?
1 ситуация.
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная. Вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми.
- Права ли Оля?
(Ответ: Кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.)
2 ситуация.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
(Ответ: Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
3 ситуация.
Мама: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
- Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?
(Ответ: Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.)
Классный руководитель: Я рада за вас ребята! Вы сделали правильные выводы. Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей.
- Беседа об обязанностях человека
Выходят учащиеся и разыгрывают сценку.
Сценка
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе -
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, дитя
Эксплуатировать нельзя!
Одевайся потеплей
И иди сама скорей.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати, -
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать -
Права у всех равны!
Классный руководитель: Ребята, в 29 статье Конвенции говорится о том, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл. Мы с вами являемся гражданами Российской Федерации, а, следовательно, кроме конституционных прав у нас с вами есть и обязанности. В Конституции РФ сказано, что каждый человек обязан:
- Соблюдать законы Российской Федерации
- Уважать права, честь и достоинство других людей
- Охранять природу и бережно относиться к природным богатствам
- Защищать Отечество
- Беречь памятники истории и культуры
- Уважать и заботиться о родителях
- Получить образование
- Соблюдать правила поведения, учебную дисциплину в учреждениях, которые он посещает
Классный руководитель организует обсуждение по вопросам.
1. А какие ещё обязанности есть у нас с вами в школе, семье?
2. А несет ли ребенок ответственность за несоблюдение прав других людей или невыполнение своих обязанностей?
Обсуждение.
- Групповая работа «Наши права и обязанности»
Классный руководитель: Для того, чтобы закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания, я предлагаю вам составить плакаты. Первая группа составляет плакат о правах детей, а вторая группа – об обязанностях.
У каждой группы на столе лежат бумага, набор карточек с написанными на них правами и обязанностями, фломастеры, клей. Учащиеся выбирают из набора карточек те, которые соответствуют теме задания, и оформляют плакат.
IV. Подведение итога классного часа
Классный руководитель: Вот и подошёл к концу наш классный час. Посмотрите, что у нас получилось.
Учащиеся представляют свои плакаты.
Ученик читает стихотворение.
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва,
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить.
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любимым.
Все в своих правах едины!
V. Рефлексия. Упражнение «Я уважаю твое право…»
Классный руководитель: Встаньте и возьмитесь за руки. Глядя в глаза, друг другу, продолжите предложение:
«Я уважаю, твое право на безопасность, и не стану …»,
«Я уважаю, твое право на учебу, и не стану…»,
«Я уважаю свои права, права других людей и не буду …»
Классный руководитель: Я уверена, что вы поняли, к чему должен стремиться каждый человек, чтобы жить достойно. Помня о своих правах, уважайте права других людей! Помните, вы имеете не только права, но и обязанности! Помните, что вы несете ответственность за нарушение прав других людей и несоблюдение своих обязанностей.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
право быть ребенком...
внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов...
Классный час "Быть современным - быть толерантным"
Беседа о толерантности...
Конспект классного часа "Право быть ребенком"
Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...
Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....
Классный час "Право быть ребенком"
Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка...
Воспитательная концепция классного руководителя " Быть или не быть"
Воспитательная система-это сценарий личностного становления учащихся. Целью ее является развитие качеств личности на основе нравственных и духовных ценностей способствующих формированию активной жизне...
Классный час "Право быть ребенком"
Классный час "Право быть ребенком"...