Жизнь Земли в руках каждого
методическая разработка по теме
Сохраним природу-сохраним жизнь. Охрана окружающей среды забота каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
охрана окружающей среды забота каждого | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь Земли в руках каждого
Цели:
Формировать представления о роли человека в природе
Развивать понимания необходимости правильного и бережного отношения к природе, окружающей среде
помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной Земли
Воспитывать любовь и уважение к людям и родному краю
Оборудование:
презентация; отрывки из фильмов «Экология и жизнь»,»Пусть день начнётся с красоты»; раздаточный материал с изображением животных и растений из «Красной книги» района, красные колокольчики, материал для задания « что могу сделать я?»; пробы воды «питьевой из школьного крана», «снеговой с обочины дороги», « снеговой с дорожным реактивом»; набор реактивов для определения свинца, хлоридов, соединений железа
Ход занятия:
Ведущий:
Ребята, каждый год с началом пробуждения природы жители нашей планеты отмечают два важных для всего живого на нашей планете события
-это день Земли и День воды.
20 МАРТА по установке ООН празднуется День Земли . В нашей стране День Земли празднуется 22 апреля, когда начинается весна. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.
22 МАРТА. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ Этот день провозглашен по решению участников Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 году. С тех пор в этот день проводятся массовые акции, пропагандистские компании по защите водных объектов.
В предверии этих событий мы тоже поговорим с вами о нашем общем доме под названием -ЗЕМЛЯ.
Ведь 2013 год, особый год для нашей страны- год охраны окружающей среды-в России и экологического воспитания и охраны окружающей среды в Татарстане.
Я думаю, сегодняшняя встреча убедит Вас в важности такого внимания к Земле и Воде для каждого жителя планеты.
Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Поэтому: «Сохранить природу - сохранить жизнь»
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
Всего несколько строк стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.
В нашем встрече принимают участие: эколог, работник водно-рыбной охраны, , биолог, врач, правовед
Эколог скажите,
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
эколог:
Судите сами:
За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2-3 миллиона лет. Сейчас углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, растения не в силах переработать такое количество. Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, но леса сейчас - вырубаются быстрее, чем они вырастают. За последние 50 лет было уничтожено 70 % мировых лесов. Несложно догадаться, что обратно засажены они не были.
Это ведёт к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, Климатическим катаклизмам.
Ведущий:
Также с лица земли за последние 50 лет исчезло более 45 тысяч озер.
Давайте дадим слово работнику водо-рыбо охранных ресурсов
Рыбнадзор:
Да, положение очень серьёзное.
За последние 50 лет было уничтожено 90 % всего мирового запаса крупной рыбы.
А между тем Каждый год 27 миллионов тонн различных морских обитателей, попавших в рыболовные сети, выбрасывается обратно в море, уже погибшими.
А кто из вас не слышал об электроудочке, «глушить рыбу»-знакомо выражение?
Все эти способы губят рыбу и всё живое водоема.
Так необдуманное и эгоистичное поведению людей делает комфортнее жизнь некоторых и губит условия для жизни всех.
Ведущий
А что скажет биолог?
Биолог
К сожалению ,и мне порадовать вас нечем.
За прошедшие 50 лет люди успели уничтожить 25 % видов известных птиц, а 11 % довести до грани вымирания. Также вымирание грозит 18 % млекопитающих, 5 % видов рыб и 8 % растений.
В Красную книгу РТ вошли 32 вида млекопитающих, 85 видов птиц, 9 видов рыб, 107 видов беспозвоночных животных, 397 видов растений и 29 видов грибов.
Задание №1
Я принёс вам фотографии некоторых животных и растений , посмотрите на них, ребята , что-то знакомое есть? Как по-вашему, есть ли среди них редкие , покажите мне
… Все эти растения и животные занесены в Красную книгу Муслюмовского района.
Ведущий
Картина действительно не утешительная.
эколог
Да, обстановка очень тревожная.
В атмосферу ежедневно выбрасываются огромное количество ядовитых и вредных веществ среди них сера, азот, калий, цинк , другие вещества.
Что вызывает кислотные дожди и как следствие - высыхание лесов.
Кроме этого, все острее становится проблема чистой пресной воды.
Химическая промышленность каждый год выпускает 70000 различных видов органических соединений. Лишь малая часть из них безопасна.
Образуются огромные свалки , а на свалках вещества разлагаясь, вступают между собой в многочисленные реакции, образуя
новые ядовитые вещества. При сжигании всё попадает в атмосферу, весной смывается в реки,грунтовые воды. Это мы пьём, этим дышим.
Врач
Да это очень серьёзная проблема.
Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.
Отрывок из фильма « Экология и жизнь», звучит стихотворение
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
... Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье - Человек.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
Это очень серьёзные обвинения , требуются неопровержимые доказательства.
Попробуйте доказать правоту своих слов
Экспертиза
Доказательства? они у нас есть.Посмотрите видео.
Отрывок из фильма « Экология и жизнь»
эколог
У нас есть и другие доказательства, связанные с нами непосредственно
Мы взяли пробы снега вдоль нашей дороги. Сейчас продемонстрируем вам результаты.
Опыт на определение свинца
Вывод в снеге есть свинец , после таяния он попадёт в почву , реку, питьевую воду
Соединения свинца откладываются в костях, а также в мышцах и печени. Действие свинца связано с глубоким нарушением обменных процессов. Наиболее частыми формами отравления свинцом являются малокровие, плеврит, гепатит. Уже при небольших дозах наступают нарушение кроветворных функций костного мозга и разрушение эритроцитов.
Биолог
А этот снег взят с дороги обработанной реагентом для таяния снега
Опыт по определению хлорида натрия
Обнаружено большое содержание хлорида натрия. Весной вода с дороги попадёт к растениям. От избытка этой соли корени растений перестанут развиваться и расти, а дальше начинают отмирать клетки. Растения погибнут.
Врач
А я хочу продемонстрировать изделия с использованием производных фенола
опыт с фенолом
опыт на фенолы
Фенолы добавляют в ядохимикаты, используемые на полях и огородах (пестициды и фунгициды), также они используются как консерванты для клея и древесин, клей используют для изготовления строительных материалов(ДСП и др.)
Хроническое отравление фенолом вызывает поражения центральной нервной системы, нервные расстройства, сопровождаемые головными болями и потерей сознания, а также поражения почек, печени, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Ведущий
Я тоже могу добать о производных фенола . Они входят в состав пластмасс.
Официально считается, что если упаковочная пластмасса не подвергается нагреванию, она абсолютно безопасна для здоровья человека.
Особую обеспокоенность вызывают следующие «ингредиенты» используемые при производстве пластмасс:бисфенол-а (BPA), применяемый для придания пластмассам прочности и фталат, используемый наоборот для смягчения пластмассовых изделий. BPA содержится практически во всех упаковках пищевых продуктов, фталаты встречаются в детских игрушках. Эти химикаты могут попадать в организм человека вместе с водой, пищей, пылью и даже поступать через кожу.
Согласно исследователям западных учёных, вызывает гормональные нарушения, что в итоге ведёт к ожирению, бесплодию, раннему половому созреванию, значительно увеличивает вероятность развития онкологических заболеваний.
В настоящее время потребителям можно только посоветовать покупать как можно меньше пластмасс, с маркировкой 3 и 7 (треугольник со стрелочками который указывает для каках целей используется пласстмасса, внутри которого стоит цифра 3 или 7), так как эта продукция содержит наибольшее количество BPA и фталатов.
А главное соблюдать правила пользования пластмассовыми изделиями.
Врач
А вот эта вода из нашего школьного крана . Узнаёте?
Почему она такая рыжая? В ней много солей железа.
Давайте проверим это.
Опыт на определение железа
Вот видите!
В небольших количествах железо необходимо организму человека – оно входит в состав гемоглобина и придает крови красный цвет. Но слишком высокие концентрации железа в воде для человека вредны.
Тем, что железо начинается накапливаться в тканях и даже в органах (поджелудочная железа, сердце, печень), и это приводит к диабету , кардиомиопатии, циррозу.
Опасно для человека, опасно для всей природы.
Что же делать , как её сберечь?
Послушаем ещё наших гостей :
биолог
Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
эколог
Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу».
рыбнадзор :
Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».
Ведущий
Что же далается сейчас в нашем государстве. Дадим слово правоведу.
Правовед
Существует специальный закон:
- «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Граждане россойской федерации обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:
1. Штраф.
Минимальный размер штрафа– 100 минимальных размеров оплаты труда,максимальный– до 700 минимальных размеров оплаты труда.
2. Обязательные работы.Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);
3. Исправительные работы.Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных ДЛЯ борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий природных объектов (до 2 лет);
4. Ограничение свободы.Оно заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет);
5. Арест.Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);
6. Лишение свободы на определенный срок. Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
Задание №2 Выполнить задание: « Что могу сделать я?»
биолог
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет.
Веками, тысячелетиями создавались величайшие богатства природы.
Мы обязаны дорожить ими оберегать от разрушительных последствий.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
Задание на партах вы берите , что вам под силу делать уже сейчас
«Будьте активными защитниками природной среды!»
- Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов...
- Выбрасывайте муссор в строго отведённые места
- Содержи в порядке лужайку и территорию у своего дома
- Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений...).
- Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках ...).
- Украшайте в зеленый наряд -садите деревья и кустарники
III. Заключительная часть
Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду одну и туже воду. И мы сами частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Отрывок из фильма «Пусть день начнётся с красоты» и стихотворение
Берегите Землю!
БерегитеЖаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
-Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...М. Дудин
Используемые ресурсы
2.http://www.ecology-portal.ru/photo
3.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки по экологии&img_url
4.http://www.facepla.net/index.php/content-info/photo-mnu
5.http://prezentacii.com/po_himii/5656-den-zemli-vody-i-chistogo-vozduha.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская прграмма "Жизнь в твоих руках"
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, про...
Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"
Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....
Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...
Сочинение на тему Наша жизнь в наших руках
Сочинение о поведении на дорогах....
Программа «Твоя жизнь – в твоих руках!»
Программа «Твоя жизнь – в твоих руках!»...
буклет "Твоя жизнь в твоих руках. Скажи"Нет" наркотикам!"
Буклет "Твоя жизнь в твоих руках. Скажи "Нет" наркотикам!" предназначен для учащихся по профилактике наркомании в подростковой среде...
Конспект занятия "Домашние животные - их жизнь в наших руках"
В данной работе затрагивается тема содержания животных в домашних условиях. Работа направлена на привлечение внимания детей к проблеме содержания животныхв домашних условиях. Особое внимани...