Урок мужества "900 дней в кольце блокады"
классный час (6 класс) на тему
Презентация содержит матеириал по блокаде Ленинграда. Применяется к урокам мужества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.ppt | 2.01 МБ |
urok_muzhestva_blokada.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок мужества «900 дней в кольце блокады».
с 8 сентября 1941 по 27 января 1944
Оформление доски:
1.Плакат
2.Цветы и воздушные шары.
3.Название урока мужества «900 дней в кольце блокады».
Оборудование : проектор, компьютер, экран, презентации о войне, выставка книг о блокадном Ленинграде, рисунки детей.
Ученики в парадной форме, в военных пилотках, класс оформлен плакатами , рисунками, возле классного уголка оформлена выставка книг «27 января – День снятия блокады Ленинграда».
На экране слайды презентации «900 дней в кольце блокады». (Слайд 1).
Учитель читает слова на фоне музыки Моцарта «Реквием»
Ведущий1: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников . (Слайд 2).
Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешанных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены. (Слайд 3)
Ведущий2 : 9 мая 2013 года исполняется 68 лет с того дня, когда победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточённости битва против наиболее реакционной ударной силы империализма – гитлеровского фашизма. Для нашей страны эта война была освободительной. Советский народ, его Вооружённые силы внесли решающий вклад в победу над Германией и её союзниками, в спасение мировой цивилизации, с честью выполнили свой интернациональный долг, и в этом их величайшая заслуга перед человечеством.
Ведущий 3: Что такое ПОДВИГ? Это значит, в бескорыстном великом порыве души (Слайд 4)
человек отдаёт себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Мир – короткое, лучезарное, искрящееся счастьем слово. Война – это резкий толчок истории, рождающий смертельный ураган, это нескончаемые бомбёжки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки. Мир и война – несовместимые понятия.
Ведущий1: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 67 лет всё и ждут и ждут запаздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, и каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец! Сегодня мы поговорим о Ленинградской блокаде. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. (Слайд 5)
К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была неадекватна потребностям. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и параличом транспорта, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
Учитель: Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни зимой 1941−1943 гг . Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. (Слайд 6)
22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.
Ведущий2:
Они лежали на снегу
Недалеко от города.
Они везли сюда муку
И умирали с голода. (Слайд 7)
(Клип «Баллада о ледовой трассе»)
Учитель: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рожд., 18-летних с войны вернулся только 1. (Слайд 8)
Было убито 16 747 чел., ранено 33 782, от голода умерли 641 803 человек, осталось без крова 716 000 мирных жителей.
Обзор выставки книг о блокадном Ленинграде:
Слово предоставляется Киникеевой Ш.М., школьному библиотекарю.
Она рассказывает о книгах с выставки « 27 января – день снятия блокады Ленинграда»
Ведущий3: (слайд 9 - заставка «900 дней…»)
Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось.
Впереди ещё 800 !
Учитель: Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и (Слайд 10)
Хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.
6. Чтение стихотворения обучающимся.
В булочной очередь у прилавка
Люди, как тени, нет шума и давки.
Хлеб отпускает им продавщица
И не должна ни на грамм ошибиться.
Кладет на весы драгоценные крошки.
До нормы еще не хватает немножко.
Весы показали – сто двадцать пять:
«Ну вот, а теперь можете забирать».
Сама продавщица похожа на тень.
Шатаясь от голода, вновь целый день
Хлеб отпускать – есть ли пытка страшней,
Но в слабых руках ее жизни людей.
И снова режет хлеб продавщица,
Боясь каждый раз хоть на грамм ошибиться.
Н. Кнушевицкая.
Учитель.
Именно так выглядел этот тяжелый, сырой кусочек (учитель показывает кусочки хлеба).
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам. О.Берггольц.
Ведущий2: В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.
Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах.
Ведущий3: Жительница блокадного города Е. А. Скрябина в дневнике записала: (Слайд11)
Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.
Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.
Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать .
Ведущий4: Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. (Слайд12)
С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.
Ведущий1: Зима 1941−1942 гг. началась очень рано и была длинной даже по русским меркам. Средняя температура в декабре составляла минус 12−15 градусов Цельсия, иногда опускаясь до минус 20. Несмотря на привычный уровень температуры, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность.
В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: (Слайд13)
…холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла
Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе и мебель и книги. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности.
Учитель: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г. Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
Ученик.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок
Его писала
Савичева Таня.
Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года. (Слайд14)
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года
Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.
(Клип на песню о Тане Савичевой Эдиты Пьехи)
Учитель: В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.
В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и 900 дней осады закончились.
Ведущий3:
Сломя зловещий гул орудий
Пронеслась войны гроза.
Но всё также память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
Но на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
Здесь лежат ленинградцы:
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Ведущий2: Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Метроном был системой оповещения жителей.
(Клип «Ленинградский метроном») через паузу (дневник Савичевой Тани)
Ведущий1:
Мы знаем, вы не зря страдали,
Вы гордо всё стерпеть смогли.
Спасибо, что людей спасали
И нас ценою жертв спасли.
Вам не забыть всех тех мучений,
Через которые прошли.
Но спустя много поколений
Вас знают даже малыши.
И сквозь столетья ваша слава
Мы знаем точно, пролетит.
С людьми такими, как тогда вы
Всегда Россия победит.
Ведущий2: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины.
Ведущий3: К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. Мы склоняем головы и почитаем тех, кто ради нас отдал самое дорогое – свою жизнь. МЫ ПОМНИМ, КОМУ ОБЯЗАНЫ ЖИЗНЬЮ!
(Клип « Ветераны ») http://viki.rdf.ru./item/827/download/
Ведущий2: 27 января 1943 года – День полного освобождения Ленинграда от (Слайд15)фашистской блокады – священная дата для всего нашего народа. В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Учитель: Вечная им память! Прошу всех встать и почтить минутой молчания всех погибших во время блокады.
Минута Молчания
Прошу садиться.
Ведущий3: ПАМЯТЬ – не просто дань славному прошлому. Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
(Клип «Память») http://viki.rdf.ru./item/829/download/
(Звучит спокойная музыкальная композиция, учитель и дети зажигают свечи)
Дети свечи ставят у фотографий ветеранов.
Ведущий4: Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!
«Реквием» Р. Рождественского в исполнении учащихся:
Данышпан (Слайд16)
Помните!
Через века,
Через года,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Диана
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Даяна
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханием будьте достойны!
Айдана
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Анара Песню свою отправляя в полёт, - помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,- помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы запомнили!
Мира
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, - о погибших помните!
Дина
Встречайте трепетную весну, люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Учитель:
Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.
Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях?
Во что оценить блокадную пайку хлеба?
Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан на крови.
Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу: « Это хлеб наш насущный»? Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?
Потому что хлеб – это хлеб!
Что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба?
Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба?
Все начинается с хлеба.
Кончается все людьми»
Рефлексия:
Как вы понимаете последние слова? (обсуждение)
Учитель: Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни… (Слайд № 17)
Учитель: Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище.
Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда»
Наш Урок Мужества подошел к концу. Я благодарю всех гостей нашего мероприятия, всех учеников школы за подготовку и участие в этом мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- путешествие по Золотому кольцу с неравенствами
Урок - закрепление изученного материала по теме "Решение неравенств". На уроке дети знакомятся с историческим прошлым нашей Родины, закрепляя навыки в решении неравенств. Этому способствуют ...
открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"
Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...
Урок-экскурсия "Города Золотого кольца"
Конспект открытого урока по немецкому языку в рамках ФГОС в 7 классе. Тип урока: эксурсия-путешествие с защитой презентаций....
Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России
Урок предусматривает проведение практической работы...
Урок-экскурсия по Золотому кольцу России
Данный конспект может быть использован при проведении недели математики в коррекционной школе VIII вида в качестве внеклассного мероприятия по предмету. На уроке дети обобщают полученные знания при ре...
Урок - путешествие по Золотому кольцу России.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей....
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Презентация.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей. Презентация....