Роль родителей в становлении личности ребенка.
статья на тему
Роль родителей в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtushkova_svetikova._npk_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей в становлении личности ребенка.
Автушкова Н.Ю., учитель математики,
Светикова И.В., учитель русского языка и литературы
г. Губкин, Россия.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В наше время значение личности ребенка в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, ребенок является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе [5]. Тем не менее, все эти частицы – люди – должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы. А значит, каждый человек должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу. Какую же нишу займет ребенок, будь то свой или соседский? Как к нему будут относиться сверстники? Такие вопросы очень часто волнуют родителей и учителей. И не стоит забывать, что личность закладывается с самого детства. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. И до самой смерти происходит этот процесс, свойственный только людям.
Появившись на свет, каждый человек начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью – т.е., происходит его социализация, которая включает в себя следующее: приобщение к культуре; обучение и воспитание; взаимодействие с другими людьми; освоение им ценностей норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности; приобретение определенных прав и обязанностей взглядов, привычек и т.д. [2].
Для нас радость и смысл человеческой жизни определяются тем, насколько в ней присутствует любовь. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и матери дана удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. В начале детской жизни – всегда мать. Она самый близкий и родной человек, «тёплая клеточка» семьи [6]. Образ матери всегда соединяется с понятием «любовь». Воспоминания о матери в любом возрасте соединяются с воспоминанием об атмосфере любви, нежности, ласки, безграничной заботы, терпения, самопожертвования. Благодаря матери в сознание входят важнейшие нравственные ценности жизни, происходит первичное осознание многих нравственных понятий и сторон жизни. Да, хорошо, если мать - идеал порядочности и добродетельности. «Дом детства» строят родители. И в этом доме всё важно, всё имеет духовно-нравственную ценность: отношения, разговоры, уклад жизни, убранство дома, предметы и игрушки, окружающие ребёнка. И опять не стоит забывать о том, что не во всех семьях построят «дом детства» [1]. Работая в школе, обращаешь невольно внимание на то, что дети, окруженные заботой, любовью, но не слепой родительской любовью, обретают базовое доверие к жизни, к миру. Если родители в своем воспитании на первое место ставят милосердие, трудолюбие, сострадание, то их труды не пройдут бесследно в формировании личности ребенка. Воспитание привычки к труду соответствует русским культурным традициям. Раньше уже с 5 лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность взять на себя положенный груз, во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в этом возрасте. Замечено, что выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству обеспечивает ребёнку заслуженную радость. Именно в этом возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится. А это необходимо для становления ребенка как личности. Воздействие семьи во многом определяет последующее участие ребенка в жизни общества [4].
Мы считаем, что одним из наиболее выраженных противоречий современного воспитания является наличие осознаваемой на социально-педагогическом уровне потребности объединения усилий семьи и учреждений системы образования в создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития личности ребенка, а, с другой стороны, - неготовность, как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой социально-педагогической потребности. Поэтому в своей педагогической деятельности мы практикуем родительские собрания, посвященные духовно-нравственному воспитанию школьника, организуем круглые столы, диспуты, семейные праздники, игры подвижные и назидательные, прогулки, экскурсии, походы, концерты [7]. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания [4]. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Если в семье не уделяется должное внимание духовно-нравственному воспитанию, то ребенок вырастет черствым, безжалостным, эгоистичным. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания зла и разрушения. Перефразируя Ф.М. Достоевского можно сказать: «Если ничего не свято, то все позволено».
Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать [9]. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. Ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни. В старших классах возникают вопросы: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности. А.Гитлер сказал: «Кто обладает молодежью – тот обладает будущим». Если мы не задумаемся сейчас, кто старается обладать нашей молодежью – то можем остаться без будущего. Социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица: влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%. В настоящее время оказывают большое влияние на воспитание и становлении ребенка как личности Воскресные школы. Ребята, посещающие такие школы, очень отличаются от своих сверстников, занимающихся только в образовательных школах. Ведь Воскресная школа - это не только обучающие образовательные учреждения, приоритетом здесь является воспитание и развитие: духовное, нравственное, творческое и интеллектуальное. Цель Воскресной школы, как и образовательной, воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного, безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими единицами общества, может быть даже лидерами. Надо ценить лидеров - педагогов, и воспитывать лидеров среди детей. Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям [4].
Однако задумываясь о будущем, заглядывая в новое время, мы задаем себе вопрос, что ждет нас, «сегодняшних» и их «завтрашних», какие еще испытания приготовит им время. Мы не сможем защитить от будущих невзгод своих детей, но мы просто обязаны дать тот нравственный стержень, который поможет выстоять и победить. Передать родители детям могут только то, чем обладаете сами. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что-то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни [1]. Они должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям. Существуют методы воспитания детей в семье - это способы, с помощью которых родители влияют на сознание и поведение детей, средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются: слово; родительский авторитет; учение; природа; домашний быт; национальные обычаи; традиции; общественное мнение; духовный и моральный климат семьи; режим дня; литература; спорт; праздники [5].
Любовь родителей для детей становится светом в этом мире и смыслом их жизни и радости. Вне любви всякое воспитание является ложным, пустым, ничего не дающим. Дети вырастают добрыми и щедрыми, если совершенно точно знают, что родители их очень любят. А потом они просто возвращаю миру то, что получили от своих родителей.
В заключении хотим сказать, что главная роль в формировании духовности должна принадлежать семье. Нельзя возлагать дело воспитания на общественность - детский сад и школу. Семья несет ответственность за духовно–нравственное начало будущей личности ребенка. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Используемая литература
- Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. - 114 с
- Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания / Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с
- Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. - 110 с
- Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 с
- Кислицина Т. Г., Троицкий, Кислицына. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни. Хрестоматия для учителя. /ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2001 г.
- Михайлов Ю.П. Дающая жизнь. Прекрасная женственность. СПб., 2000.
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. - 422 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. -М.: Педагогика, 1989.
- Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. – М.: -Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль языка в становлении личности ребенка
О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я уберечь? Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать, ...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Роль родителей в формировании личности ребенка
Что же такое осознанное и ответственное родительство? Кто, где и когда должен приложить свою голову, сердце и руку к тому, чтобы каждый зародившийся человек имел право на жизнь, чтобы не ...
Статья "Роль психолога и классного руководителя в изучении и становлении личности ребенка"
Найти подход к каждому ребенку – это непростая задача для каждого классного руководителя. В этом деле большую помощь могут оказать школьные психологи. В нашей школе накоплен достаточный опыт по ...
РОЛЬ УРОКА В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Статья рекомендована начинающим специалистам...
Роль родителей в воспитании и становлении личности ребенка.
В данном материале родителям предложены методы и способы воспитания детей, а также доброжелательные семейные отношения....