Олимпиада,литература,8класс
олимпиадные задания (8 класс) на тему
школьная олимпиада по литературе 5-11кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литература,8кл | 103.79 КБ |
олимпиада,литература,8класс | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по литературе
Школьный тур
5 класс
- Продолжи пословицу:
- Что посеешь, то и………..
- Красна птица пером, а человек………..
- Под лежачий камень…………..
- Любишь кататься……………..
- Из каких сказок эти строчки, назовите автора:
1). Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна.
2) Жил-был славный царь Дадон
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
3) С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка
Со второго щелчка
Лишился поп языка.
- назовите героинь сказок. Укажите название этих сказок
- « Подъехала карета к крыльцу и вышла из нее…………- сама. Как солнце ясное светится. Все на нее дивятся. Все любуются. От удивления слово промолвить не могут»
- «……….. прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство, прожили они вместе столько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она Ивана- царевича все хозяйство и приказывает: - Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!»
- Вставьте в данное описание труда царевны – лягушки необходимые по смыслу определения:
Взяла она ………решета……….сита, просеяла муку………..замесила тесто……….. испекла красивый………..да…………, изукрасила……….узорами мудреными.
- В баснях очень часто за изображением предмета или героя скрывается другое понятие или другой предмет. Определите по фрагментам из басен И.А. Крылова, кто скрывается за данными героями. Назовите эти басни.
- « Вороне где-то Бог послал кусочек сыру………»
- « Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала
- Какова основная тема стихотворения А. Фета « Осенняя роза» (1886 г) Какие чувства оно у вас вызывает?
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины
Сад обнажил свое чело,
Дохнул октябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна , царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня
- Соедините имена и фамилии русских писателей и поэтов:
Александр Сергеевич………………………… Лермонтов
Антон Павлович……………………………….. Крылов
Михаил Юрьевич……………………………… Пушкин
Иван Андреевич……………………………….Фет
Афанасий Афанасьевич …………………….. Чехов
- Соотнесите имя героя и произведение:
1) Даренка 1) А. Чехов « Мальчишки»
2) зверь лесной, чудо морское 2) П. Ершов « Конек – Горбунок»
3) Иван 3) С. Аксаков « Аленький цветочек»
4) Николенька 4) П. Бажов « Серебряное копытце»
5. Володя 5. Л. Толстой « Детство»
Олимпиада по литературе
Школьный тур
5 класс
1. Продолжи пословицу:
- Что посеешь, то и пожнешь
- Красна птица пером, а человек ученьем
- Под лежачий камень и вода не течет
- Любишь кататься люби и саночки возить
- Из каких сказок эти строчки, назовите автора:
1). Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна.
( А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2) Жил-был славный царь Дадон
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке)
3) С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка
Со второго щелчка
Лишился поп языка.
( А.С. Пушкин Сказка о попе и его работнике Балде)
- назовите героинь сказок. Укажите название этих сказок
- « Подъехала карета к крыльцу и вышла из нее ( Василиса Премудрая)- сама. Как солнце ясное светится. Все на нее дивятся. Все любуются. От удивления слово промолвить не могут»
- « Марья – Маревна прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство, прожили они вместе столько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она Ивана- царевича все хозяйство и приказывает: - Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!»
- Вставьте в данное описание труда царевны – лягушки необходимые по смыслу определения:
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое,. испекла красивый каравай , рыхлый, да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными.
- В баснях очень часто за изображением предмета или героя скрывается другое понятие или другой предмет. Определите по фрагментам из басен И.А. Крылова, кто скрывается за данными героями. Назовите эти басни.
- « Вороне где-то Бог послал кусочек сыру» ( Ворона и лисица) ( О льстивых людях)
- « Свинья под Дубом вековым»
Наелась желудей досыта, до отвала ( речь идет о невеждах, малообразованных людях)
- Какова основная тема стихотворения А. Фета « Осенняя роза» (1886 г) Какие чувства оно у вас вызывает?
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины
Сад обнажил свое чело,
Дохнул октябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна , царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня
( прославляется царственная красота розы. Стихотворение заставляет верить в вечную прелесть природы, в возрождение природы после увядания и т.д))
- Соедините имена и фамилии русских писателей и поэтов:
Александр Сергеевич Пушкин
Антон Павлович Чехов
Михаил Юрьевич Лермонтов
Иван Андреевич Крылов
Афанасий Афанасьевич Фет
- Соотнесите имя героя и произведение:
1) Даренка - П. Бажов « Серебряное копытце»
2.) Володя - А. Чехов « Мальчишки»
3) зверь лесной, чудо морское - С. Аксаков « Аленький цветочек»
4) Иван - П. Ершов « Конек – Горбунок
5) Николенька - Л. Толстой « Детство»
Предварительный просмотр:
Олимпиада по литературе,8 класс. Часть 1.
Школьный тур, 2012-2013
1. Определите автора, название произведения по данному отрывку:
а) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.
б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча?.. Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Так
далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".
в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».
г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» .
д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».
(По одному баллу за правильно названное произведение,
максим. балл за 1 задание-5)
2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) аллегория
б) рассказ б) ямб б) басня
в) роман в) анапест в) баллада
г) хорей г) метафора г) поэма
д) эпитет д) олицетворение д) антитеза
е) гипербола е) пословица е) инверсия
(3 балла)
3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».
( 1 балл)
4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.
1) Иван Алексеевич 1) Маршак
2) Роберт 2) Метерлинг
3) Михаил Юрьевич 3) Бунин
4) Василий Андреевич 4) Жуковский
5) Роберт Льюис 5) Крылов
6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс
7) Иван Андреевич 7) Стивенсон
8) Морис 8) Лермонтов
(8 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)
5. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:
а) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
б) Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть…
в) Открылась бездна, звёзд полна
Звездам числа нет, бездне дна.
г) Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(По 1 баллу за правильный ответ, макс. баллов – 4)
6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:
а) логическими определениями
б) постоянными эпитетами
в) эпитетами
(1 балл)
- Назовите стилистические изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке (привести примеры)
(По 1 баллу, максим. количество баллов – 9)
- Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?
а) эпистолярная б) мемуарная
в) дневниковая г) объективно-повествовательная
(1 балл)
9. Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачёва?
а) чёрный, зелёный, золотой;
б) белый, голубой, серебряный;
в) белый, красный, чёрный;
г) красный, синий, белый;
(1 балл)
10. Назовите героинь из известных вам произведений:
а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»
б) «Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»
в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»
(По одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 3 балла)
11. Роман – это…
(1 балл)
12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:
а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?
(1 балл)
13. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» по жанру:
а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;
(1 балл)
14. Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:
а) рамочная; б) ретроспективная; в) последовательная;
(1 балл)
Часть 2. Творческое задание.
Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка. (10 баллов)
Макс. количество баллов за все задания - 50
Олимпиада по литературе. 8 класс
Школьный тур,2012-2013
1.Назовите три основных рода литературы.
2.Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:
а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
б) Из того ли города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова…
в) Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
3 Определите стихотворный размер следующих строк:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
4.Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.
На чужой стороне и весна …
Лес рубят-…
До слова крепись, а…
5. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака.
Плетемся по грибы. Но время в сентябре
Шоссе. Леса. Канавы. Отмерено так куце!
Дорожные столбы Едва ль до нас заре
Налево и направо. Сквозь чащу дотянуться.
С широкого шоссе Набиты кузовки,
Идем во тьму лесную. Наполнены корзины.
По щиколку в росе Одни боровики
Плутаем врассыпную. У доброй половины.
А солнце под кусты Уходим. За спиной
На грузди и волнушки Стеною лес недвижный,
Чрез дебри темноты Где день в красе земной
Бросает свет с опушки. Сгорел скоропостижно.
Гриб прячется за пень,
На пень садится птица.
Нам вехой – наша тень,
Чтобы с пути не сбиться.
Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы. Постарайтесь объяснить выбор автором именно этих слов.
6.В стихотворении Б.Пастернака найдите олицетворения, объясните их употребление.
7.Подумайте, почему в стихотворении используются слова с общим, а не конкретным значением: гриб вообще, а не масленок и т.д., птица вообще, а не синица, например. Объясните содержанием текста.
8. Объясните следующие строки:
Где день в красе земной
Сгорел скоропостижно.
Как называется это выразительно-изобразительное средство?
9.Как вы думаете, почему в этом стихотворении так скупо использованы выразительно- изобразительное средства? Что поэт называет земной красотой?
Ответы.
1.Эпос, лирика, драма. 3 балла.
2. 6 баллов.
а) житие священнослужителя Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
б) былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
в) «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова
3. 6 баллов.
На чужой стороне и весна не красна. Патриотическая пословица говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.
Лес рубят - щепки летят. Во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
До слова крепись,а давши слово, держись. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.
4.1 балл. Ямб.
5. 6 баллов.
Слова плетемся и плутаем имеют разговорную окраску и вносят оттенок непринужденности, что соответствует теме стихотворения. Эти два слова очень выразительны по значению. Плестись означает не просто «идти», а «идти медленно, вяло». И мы представляем, как очень рано встали грибники, не выспались, как холодно и неуютно в осеннем лесу. Грибы ещё впереди, а пока – зябко, хочется спать. Потому и двигаются они вяло, плетутся.
Слово плутать позволяет представить, как грибники ходили в разных направлениях, разыскивая грибы, иногда, увлекаясь, теряли дорогу, направление. Такие точно подобранные по значению и окраске слова помогают читателю представить изображенное конкретно, как бы увидеть его.
6. 4 балла. «Гриб прячется за пень». Грибникам кажется, что грибы играют с ними в прятки. «А солнце… бросает свет с опушки».Солнечные лучи слабо освещают лес.
7.2 балла.
8. 2 балла.Метафора.
9.10 баллов.
В стихотворении описан обычный осенний день в обыкновенном лесу, проведенный автором с какими-то людьми (о них ничего не сказано) за обычным занятием- сбором грибов. Здесь не описана подробно и конкретно ни красота осеннего леса, ни прелесть найденных грибов. Не сказано ни слова о радости грибной удачи (набрали столько отменных грибов - одни боровики у доброй половины). Автор так сдержан и скуп на слова и оценки, наверное, потому, что он показывает красоту естественной, обычной жизни человека и природы. Все, что вокруг, что привычно, и есть краса земная, - утверждает Борис Пастернак.
Всего 40 баллов.
ОТВЕТЫ к олимпиаде по литературе ( 8 класс)
1. а) Н.М. Карамзин «Наталья, дочь боярская»
б) И.С. Тургенев «Бежин луг»
в) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
г) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»
д) В.Г.Распутин «Уроки французского» (Всего 5б., по 1 баллу за правильный ответ)
2. Жанры, тропы, стихотворные размеры (3 балла, по 1б. за прав. ответ)
3. Гипербола - это (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли… (1 балл)
4. 1- 3; 2 - 6; 3 - 8; 4 - 4; 5 – 7 ; 6 – 1 ; 7 – 5 ; 8 – 2 (8 баллов)
5. а) ямб, перекрёстная – Тютчев (1 балл)
б) ямб, перекрёстная - Державин (1 балл)
в) ямб, парная - Ломоносов (1 балл)
г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов (1 балл)
Всего 4 балла
6. в) – 1 балл
7. Параллелизмы, символика, гиперболы, инверсии, тавтология, сросшиеся
синонимы, постоянные эпитеты, повторные приставки, уменьшительные
(увеличительные) суффиксы - макс. 9 баллов, по 1 баллу за прав. ответ)
8. б) -1 балл
9. в) - 1 балл
10. а) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» - Лиза Муромская
1 балл
б) А.С.Пушкин « Дубровский» - Марья Кирилловна Троекурова 1балл
в) М.Горький «Детство» - бабушка Акулина Ивановна 1балл.
11. Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни.- 1 балл.
12. б) - 1 балл.
13. в) - 1 балл.
14. в) -1 балл.
Часть 2. Творческое задание - 10б.
ВСЕГО: 50б.