О духовно - нравственном воспитании
методическая разработка (8 класс) по теме
В данной работе представлен сценарий внеклассного мероприятия, содержит стихи, притчи и другую информацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_duhovno-_nravstvennom_vospitanie.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Форум духовно – нравственной культуры
«Настоящий человек начинается там, где есть святыня души»
В.А.Сухомлинский
I. Вступление учителя
Всего один раз живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других - бесцельное, бессмысленное времяпровождение в барах и подворотнях, бесконечная погоня за вещами, которая в конечном счете приводит к духовному краху… В концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность и др.
Приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры.
О цене человеческой жизни, об уникальности мгновений, отпущенных судьбой, о духовной и нравственной культуре и пойдет разговор на сегодняшнем форуме.
Итогом дня будет черновой вариант альманаха «Что есть духовность? Что есть нравственность?»
У каждого будет возможность по ходу форума записывать самые сокровенные мысли, выводы, тезисы из выступлений присутствующих. Художники составят эскизы оформления альманаха, а главный редактор издания подготовит проект передовой статьи, выразит пожелания для белового издания.
II. Учитель: В.А.Сухомлинский сказал: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души». Как вы понимаете эти слова?
(высказывания учащихся)
Ученица: Святыня, свято, святой, святость – слова одного корня. Святой человек – это тот, кто стремиться угодить богу, жить по воле божией, который смирен и кроток. Кто светел, тот и свят.
- А что же такое духовность?
Возможные ответы учеников:
- Это устремленность человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и таким образом одухотвориться.
В.И.Даль считал, что духовность обозначает все, относящееся к человеческой душе, духу, богу, церкви, вере.
- Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром.
- А что есть нравственность?
- Нравственность – компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Учитель: А вот как ответил на этот вопрос поэт О.Рубежов
Ученица: (читает наизусть)
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу,- утверждает духовенство.
Мудрец ответит просто: путь к себе
Поэт с художником подскажут: «Вдохновенье»
Певец и композитор – песнь души
Политик – совесть, физик – убежденье
И все они по - своему правы
Духовность – это творчества начало
Полет души. Что ввысь устремлена
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна
Духовность не имеет постулатов
В ней дух святой, лишь с нею мы богаты.
III. Учитель: Накануне форума был проведен социологический опрос. Каким было общественное мнение, мы сейчас увидим.
Вопросы:
- учителю ОБЖ - совместимы ли духовность, нравственность и армия?
- учителю МХК – кого можно назвать духовным человеком?
- Библиотекарю – что посоветуете прочитать, чтобы обогатить себя духовно? И др.
(просмотр видеофильма)
IV. Учитель: Желающий учиться,- гласит народная мудрость,- может даже у камня научиться – было бы желание стать лучше.
Мы с вами учимся, сознавая свое несовершенство, незнание с момента осознания своего подлинного положения в мире. С сыновнего отношения к богу, с желания следовать воле Божией, выполнять его заповеди.
- Приведите примеры из прочитанных вами книг, газет, журналов, оказавшие на вас благотворное влияние.
- Притчи, рассказы детей.
- Притча о двух соседях: один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится»
Притча о двух Ангелах: Однажды два ангела, под видом обыкновенных путников, попросили ночлега в доме одной очень богатой семьи. Семья не была гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо этого их отвели на ночлег в холодный подвал. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Увидев это, младший ангел спросил :«Почему?». Старший ответил: «Все не так, как кажется на первый взгляд». В следующую ночь они остановились на ночлег в доме очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и уложили их в свои постели, чтобы те могли хорошо выспаться перед дорогой, а сами легли на полу. Утром после пробуждения ангелы увидели, что хозяин и его жена плачут. Их единственная корова (а ее молоко было единственным доходом семьи) лежала мертвой в хлеве. Тогда младший ангел спросил старшего: «Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, но был таким жадным и злым, а ты ему помог, а у этих людей практически ничего не было, но они были готовы делиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?». «Все не так, как кажется на первый взгляд,- ответил старший ангел,- Когда мы были в подвале, я понял, что за дырой в стене находится клад с золотом. Хозяин дома был груб и не пожелал сделать добро, поэтому я отремонтировал стену, чтобы клад никогда не был найден. А в следующую ночь, когда мы спали в постели бедняков, за женой хозяина пришла смерть, а я вместо нее отдал ей корову»…
На мой взгляд, очень глубокая притча, ведь, действительно, в нашей жизни многое оказывается совсем не так, как нам могло показаться поначалу, только вот к пониманию этого мы приходим, как правило уже со временем. Бывает, что какие – то неприятные, тяжелые и даже трагические события становятся первым шагом к чему – то хорошему, светлому, тогда как то, что вроде бы казалось удачей и счастьем, на деле оказывается вовсе не таким уж удачным и счастливым, и даже невольно начинаешь задумываться: «Да уж лучше не было бы этого «счастья» в моей жизни никогда, и все оставалось по – прежнему».
- Даосская притча:Жил когда- то непобедимый воин, любивший при случае показать свою силу. Он вызывал на бой всех прославленных богатырей и мастеров воинских искусств и всегда одерживал победу.Однажды услышал он, что неподалеку от его селения высоко в горах поселился отшельник – большой мастер рукопашного боя. Отправился богатырь искать отшельника, чтобы еще раз доказать, что сильнее его нет на свете человека. Добрался воин до жилища отшельника и замер в удивлении. Думал он встретить могучего бойца, а увидел тщедушного старикашку, упражнявшегося перед хижиной в старинном искусстве вдохов и выдохов.
- Неужто ты и есть тот человек, которого народ прославляет как великого воина? Воистину людская молва сильно преувеличила твою силу. Да ты не сможешь даже сдвинуть с места каменную глыбу, у которой стоишь, а я, если захочу, могу поднять ее и даже отнести в сторону,- презрительно сказал богатырь.
- Внешность бывает обманчива, - спокойно ответил старик.- Ты знаешь, кто я, а я знаю, кто ты, и зачем сюда пришел. Каждое утро я спускаюсь в ущелье и приношу оттуда каменную глыбу, которую и разбиваю головой в конце моих утренних упражнений. На твое счастье, сегодня я не успел еще этого сделать, и ты можешь показать свое умение. Ты же хочешь вызвать меня на поединок, а я просто не стану драться с человеком, который не сможет сделать такой пустяк. Раззадоренный богатырь подошел к камню, что было сил ударил его головой и свалился замертво.
Вылечил добрый отшельник незадачливого воина, а потом долгие годы учил его редкому искусству – побеждать разумом, а не силой.
Вывод: Нам так часто не хватает искусства побеждать разумом, и эта притча учит нас быть мудрыми, терпеливыми, тактичными, разумными.
V. Учитель: Мы много путешествуем по святым местам. И поэтому я предлагаю посмотреть фильм о Серафимовическом монастыре.
- Рассказ «За Христа пострадавшие» о Кременско – Вознесенском монастыре.
Ученица: Я очень горжусь тем, что живу в Волгоградской области. Здесь у нас столько поистине замечательных, святых мест. С семьей мы часто любим отдыхать на Дону, подальше от городской суеты. И когда мы приезжаем на Дон, рано утром, еще в предрассветный час, когда над Доном туман, мы всегда видим прекрасные очертания монастыря. Раньше я о нем мало что знала, но готовясь к нашему форуму я узнала, что это Кременско – Вознесенский монастырь. В руки мне попала замечательная книга «Пути господни», где и описана жизнь монастыря с начала основания. И сегодня я хотела бы рассказать вам о Кременско – Вознесенском мужском монастыре.
- Кременско-Вознесенский мужской монастырь находится в Волгоградской области, на территории Донского Природного парка, на берегу Дона, в 8 километрах от станицы Кременской. Судьба Кременско-Вознесенского мужского монастыря неразрывно связана с судьбой Донского Казачества. Верные защитники Отечества и Православной Церкви, казаки всегда почитали Кременско-Вознесенскую обитель своей Святыней. А монастырь, из века в век, помогал им, учил, просвещал, был неотъемлемой частью народной жизни. Первозданная природа и удаленность от населенных пунктов, дают возможность каждому приезжающему сюда человеку ощутить уединение и покой.
Монастырь основан в 1693 на месте, где по преданию "подвизались" семь братьев-монахов, убитых разбойниками. Строителем Кременского монастыря(с 1711 г.) считается монах Никанор с братией.
В 1712 году Кременскому монастырю митрополитом Рязанским Стефаном(в то время, местоблюстителем Патриаршьего Престола) было дано благословление на построение деревянного храма во имя Вознесения Господня. Храм трижды перестраивался, и в 1783 году был построен уже каменный с двумя приделами(во имя Первомученника Стефана и Благовещения Пресвятой Богородицы). Строительство этой церкви осуществлялось на средства войскового атамана Данилы Ефремова, при содействии полковника Василия Перфильева. В 1788 году Кременско-Вознесенский монастырь, в числе других заштатных монастырей был упразднен. Однако, в 1798 году был открыт, по настойчивым просьбам казаков и ходатайству Войска Донского, и восстановлен в качестве Второклассного мужского монастыря. В начале XX-го века в Кременском Вознесенском мужском монастыре уже проживало около 80 монахов и послушников, а также, имелась небольшая богодельня.
В 1928 местными органами Советской власти монастырь был закрыт и преобразован в детскую трудовую колонию, а в послевоенные годы - в психиатрическую клинику. Начались годы разрухи и запустения.....
В 1992 году Кременско-Вознесенский монастырь был передан Волгоградской епархии в печальном состоянии. Все монастырские постройки были разрушены, Святой Источник засыпан. С июня 1992 года, силами немногочисленной братии и боголюбивых христиан, начались восстановительные работы.
В 1992 году, в День Вознесения Господня, Владыкой Германом была отслужена первая после 1928 года Литургия. В 1994 монастырь вновь обрел свою святыню - икону Августовской Божией Матери.
В 2001 году закончено строительство часовни во имя Святителя Николая, начато восстановление Пятницкого скита.
В 2004 году поставлена часовня на могиле Семи Братьев. Сейчас монастырский комплекс восстанавливается, привлекая паломников, святостью этих мест, тишиной заповедной природы и безмятежной силой Тихого Дона.
VI. Учитель: Сергей Есенин в начале кровавого XX века сказал: «У нас есть душа, которую без надобности сдали в аренду», Это было время смуты, тревоги, брожения, когда рушились храмы, колокола сбрасывали с церквей, творили беззаконие. А страдали души человеческие.
Стихотворение, которое перекликается со словами Есенина
Ученица:
Промокшая скамейка…
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке,
А под скамейкой съежилась душа
Да, да, душа.
Обычная, вот только
Промокла и от холода дрожит
И вспоминает, как хозяин колко сказал:
«Душа, ты мне мешаешь жить,
Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша.
Мой завтрак отдаешь бездомной кошке-
Я больше не могу с тобой, душа,
Мои слова давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга: уходи»
Она ушла в сырую слякоть,
И с нею вместе плакали дожди.
Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывая в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами
И вслух с судьбою спорила гроза
Осенний сад. Промокшая скамейка
И листья снова падают шурша.
Работу кончил дворник в телогрейке,
А под скамейкой умерла душа…
VII. Учитель: Современный человек, помимо воспитания в собственной религиозной традиции, должен получать знания о других религиях, терпимо относиться к людям других вер и убеждений.
- Рассказ об исламе, отрывок из корана, вывод о том, что эта религия не позволяет быть безнравственным: пить, курить, обвинять кого – то.
Ученик: Нравственности и духовности в Исламе уделяется большое внимание. Эти качества делают нас людьми, а отсутствие их или низкий уровень этих качеств убивает в нас человека. Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я был послан, дабы довести до совершенства ваш нрав». То, что показывает нашу безнравственность(аморальность) запрещено Всевышним. Лучшие нравы и наша духовность – лучший путь к довольству Всевышнего.
VIII. Учитель: Издавна искали люди формулы и алгоритмы воспитания молодого поколения. Всегда его цель – сделать новый день лучше сегодняшнего, пройти еще ступень на пути к гармонии. И этот шаг делается от родительского порога. От всех древних заповедей и наставлений поднимается наука о воспитании к идеям гражданственности, гуманизма, духовности, нравственности.
Ученица: «Поучение Владимира Мономаха»
Мне понравилось поучение Владимира Мономаха, особенно последние строки:
Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои, слушая эту грамотку, на посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце своем и не станет лениться, и будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра… При старых молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и младенцами не без лукавства беседовать, побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, стыдиться старших. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись по евангельскому слову. И очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, гнева подавлению, имей помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради…
Учитель: Семья – первый наш коллектив, естественная среда обитания. Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В семье закладываются корни, из которых потом вырастают и ветви, и цветы, и плоды.
Ученица: Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке четырех – летнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть. Сын и невестка стали все больше раздражаться из – за этого.
- Мы должны что – то предпринять,- сказал сын,- с меня хватит того, как он шумно ест, пролитого им молока и рассыпанной пищи на полу. Муж и жена решили поставить отдельный маленький стол в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал посуду, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто – то из семьи мельком взглядывал на дедушку, то видел слезы в его глазах. Потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу. Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды перед ужином отец заметил его играющего деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:
- Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
- Я делаю маленькую миску для тебя и для мамы, из которой вы будете есть, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились по их лицам. И хотя ни одного слова не было сказано, оба знали, что надо делать. В тот вечер муж подошел к дедушке, взял его за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему – то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка или разливалось молоко, или пачкалась скатерть.
Вывод: дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они получают. Если они видят нас терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они будут копировать это поведение всю оставшуюся жизнь.
Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичик в будущее своего ребенка. Давайте будем разумными строителями и достойным образцом для подражания.
- Ученица: Притча о семье.
Семья – это то, что мы делим на всех
Всего понемногу: и слезы и смех
Взлет и паденье, радость, печаль
Дружбу и ссоры, молчанья печать
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, мгновенья, года
Но стены родные – отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем
Но, к сожалению, не всегда дети почитают своих родителей. Об этом идет речь в стихотворении.
Ученица: Начало начал
Мать сына родила, растила
И пуще глаз от бед хранила
Горбом сыночка подняла
Сама состарилась, слегла
Сын бросил, мать живет одна
От горьких слез слепа она
Все сына ждет на склоне дней
Он лишь во снах приходит к ней
Да, хорошо соседи есть
Помогут, принесут поесть-
Кто вещи даст, когда износит
Кто пить нальет, если попросит
Все б ничего, да больно ей-
Свое дитя чужих черствей
Нет мочи жить в таком позоре
Проклясть сынка решила с горя
В углу, стыдясь своей же тени
Старуха стала на колени
Ладони горестно воздела
«Будь проклят, сын!» -сказать хотела
Но не смогла, душа заныла
Собравшись с духом, рот открыла
Незряче
Глядя на порог
«Будь счастлив,- молвила, сынок!»
Порой мы огорчаем своих родителей. Наши неудачи больно терзают их сердца. Как напутствие всем нам, прозвучит песня «Помолимся за родителей» в исполнении Антона Сверчкова, участника битвы хоров.
Учитель: Человек не воспитывается по частям. Он создается всей суммой влияний, которым подвергается. Его долг перед родителями – почитать их, отдать им должное почтение.
Нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь своему ближнему и возносится над ним.
«Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим», - сказал Эсхил.
По детям судят о родителях.
Слово главному редактору будущего альманаха «Исцелись верой»
Ученик:Я много думал, каким будет наш альманах и предлагаю вам его проект.
Эпиграфом к данному изданию я взял слова: «Кто построил основание свое на камне веры, тот при реках скорбей и при бурях искушений не падет»
Преподобный Ефрем Сирин
Краткое содержание статьи - передовицы
Без укрепления духовных начал общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества и развитие нашего государства. Величайшими ценностями многих поколений граждан нашей страны были верность памяти предков, любовь к Отечеству, гражданская ответственность. Вера в добро и справедливость. История свидетельствует, что лидирующие позиции в мире занимают те страны, которые обладают стратегией, основанной на приоритетах духовно – нравственной культуры общества.
В становлении духовно – нравственной культуры в обществе огромная роль принадлежит церкви. В МГУ на фасаде церкви начертаны слова: «свет Христов просвещает всех».
Есть притча про философа, который, подойдя к строящемуся зданию, спросил у работника, что тот делает. Тот с возмущением ответил: «Ты что, не видишь, я деньги зарабатываю». Другой работник ответил: «Я камень обтачиваю». И только третий работник вознес взгляд к небу и сказал: «Я строю храм».
На второй странице материал о том, что такое духовность и нравственность
Духовно – нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма
- нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости
- нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний
- нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.
На третьей странице я бы поместил стихи о духовности.
На четвертой странице заголовок «Что в жизни главное?»
Сама жизнь, здоровье родных, спокойствие в стране и на душе.
На пятой странице: «Что человек должен оставить детям?»
Честность, доброе имя, разговор о почитании родителей
На шестой странице данные социального опроса по духовно – нравственному воспитанию. Основной тезис: главная ценность человека – быть человеком.
На седьмой странице: «За Христа пострадавшие» о жертвах православия
На восьмой странице: прикосновение к чуду (о Храмах земли священной)
Ученик: В заключение хочу сказать:
Я знаю, с годами мы станем мудрее
Усвоим подаренный вами урок
Что в жизни счастливей не тот, кто смелее
А тот, с кем в душе благодарность и Бог!
Слово художникам альманаха
Учитель: Заканчивается наш форум, но продолжается путешествие в мир тайн и новых открытий. Мое пожелание вам:
Учитесь радоваться жизни,
Цените все то, что есть
Учитесь посвящать Отчизне
Своей души благую песнь
Благодарите за судьбу
За жизни яркой нить
Благодарите ту страну
Где довелось вам жить
Благодарите за любовь
За счастье, что дано
Благодарите вновь и вновь
За радость и добро
Учитесь радоваться жизни
Все принимать таким как есть
Учитесь исправлять ошибки
Учитесь жить сейчас и здесь
Т.А.Халимова
Главным источником духовности и нравственности православных людей является Священное Предание и Писание, Таинства церкви.
С молоком матери дети должны впитывать благочестие, с ранних лет получать духовное воспитание.
Любой человек, если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, станет благовоспитанным, красивым душой. Для взращивания добродетелей важно подражать принципу святых отцов, основу подвига которых составляет молитва. Наше духовно – нравственное становление может сплотить народ и позволит России занять достойное место в современном мире. Нравственное возрождение и православная вера уже преобразили многих людей страны. Нынешнее время нельзя назвать легким для России, но вполне очевидно, что шаг за шагом наша жизнь становится стабильней. Благополучней. По всей России люди доброй воли возрождают храмы и монастыри и строят новые.
Литература:
- Православные газеты «Исцелись верой», «Избери жизнь»
- Ф.Израбеков «Тайны русского слова», заметки нерусского человека
- Православный календарь за 2013 год
- «За Христа пострадавшие», рассказы о семи убиенных братьях и Крешенско – Вознесенском Донском монастыре
- Материалы экскурсии в Усть – Медведицкий Каменно – Бродский Белогорский мужской монастырь
- «Поучение Владимира Мономаха»
- Притчи из книги «Православный календарь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...