программа "Жить здорово"
материал на тему
Цель, задачи, план работы по здоровьесбережению...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhit_zdorovo.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ЖИТЬ ЗДОРОВО»
- Обоснование создания данной программы
Целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей, наследственностью.
Теоретическое определение здоровья звучит следующим образом: здоровье – это не только отсутствие заболеваний, а состояние физического, психического и социального благополучия.
Здоровье человека непосредственно зависит от факторов наследственности, экологического и социального, качества медицины и самой жизни.
Если все эти факторы четко работают как единое целое, только в этом случае можно рассчитывать на хорошее здоровье на долгие годы.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть создателем в окружающем его мире.
Сейчас, как никогда, приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся с раннего возраста.
2. Цели и задачи:
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Основные задачи:
- Создание творческой группы по разработке программы «Жить здорово».
- Изучить и проанализировать состояние здоровья школьников, отношение к вредным привычкам, выявить тенденции, приводящие к падению уровня культуры здоровья школьников.
- Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта.
- Организовать работу по профилактике вредных привычек через разъяснение последствий воздействия их на организм человека.
- Формировать правильное представление о взаимоотношениях полов, ценностях семьи и брака.
- Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья учащихся учреждению.
- Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
- Воспитание у школьников патриотического отношения к школе, к своему краю, к Родине.
3. Перечень направлений работы:
* Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
* Диагностика, коррекция и развитие учащихся.
* Организация питания.
* Организация отдыха учащихся в пришкольном летнем лагере
«Солнышко».
* Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей.
* Соблюдение валеологических требований на занятиях
(физкультминутки, подвижные перемены)
* Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
* Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных
служб, контроль над выполнением мероприятий по укреплению и
сохранению здоровья учащихся.
4. Направления деятельности и формы работы.
1. Урочная и внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность:
- открытые уроки учителя физической культуры;
- разработка с соблюдением валеологических требований на всех
учебных занятий;
2. Соревнования и спортивные праздники:
- спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или
иным датам и событиям;
- подготовка сборных команд школы для участия в районных и
областных мероприятиях;
3. Туризм и краеведение.
- общешкольные дни здоровья;
- походы выходного дня;
4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:
- беседы и лекции;
- встречи с медработниками;
- смотры-конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением
ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
- проведение бесед на антиалкогольную и другую тематику;
- консультирование по вопросам здоровья;
- написание рефератов на тему «Я за здоровый образ жизни»;
5. Исследовательская работа. Мониторинг:
- анкетирование;
- подведение итогов внутришкольных соревнований.
5. Прогнозируемая модель личности ученика:
1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
3. Осознание необходимости здорового образа жизни и благополучного существования человека.
4. Правильна организация своей жизни.
5. Стойкий интерес к познавательной и двигательной активности.
6. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
7. Творческая продуктивность.
6. Ожидаемые конечные результаты программы:
1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья
детей.
2. Снижение уровня заболеваемости школьников.
3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для
здоровья.
4. Увеличение количества школьников посещающих спортивные секции
и кружки.
5. Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь.
6. Налаживание работы с районными службами по формированию
здорового образа жизни в семье.
Что такое здоровье (схема)
Реализация программы «Жить здорово»
Растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья.
Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.
Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающее требованиям САНПиНов:
- расположение здания школы;
- наличие транспортного обслуживания;
- участок образовательного учреждения;
- оборудование подсобных помещений (гардероб, туалеты и т.п.)
- водоснабжение и канализации;
- медицинский кабинет;
- учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
- наличие учебных мастерских;
- соблюдение размеров мебели;
- воздушно-тепловой режим;
- отличное санитарное состояние
- наличие спортивного зала, раздевалки;
- спортивное оборудование и инвентарь.
Чтобы научить ребят премудростям здорового образа жизни, все члены педагогического коллектива поддержали содержание и задачи программы «Жить здорово», активно включились в процесс ее реализации.
В школе проведены дни диагностики, регулирования и коррекции качества образовательного процесса:
День ДРК по проблеме «Школьное питание», Какое оно? | День ДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» | День ДРК по проблеме «Здоровье учителя» |
Ц е л ь | ||
Изучить состояние системы школьного питания, выявить тенденции положительные и отрицательные, влияющие на решение этой проблемы. | Выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. | Выявление состояния здоровья педагогов. |
З а д а ч и | ||
1. Определить состояние соблюдения санитарно-гигиенического режима питания школьников. 2. Выявить и оценить условия и факторы, влияющие на повышение качества школьного питания. 3. Наметить управленческое решение по коррекции факторов, влияющих на качество школьного питания. | 1. Определить состояние самочувствия ученика. 2. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика. 3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика. | 1. Определить самочувствие здоровья. 2. Оценить и выявить положительные и отрицательные условия и факторы, влияющие на самочувствие и здоровье педагогов. 3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье педагогов. |
М е т о д ы | ||
1. Изучение нормативных документов. 2. Анкетирование родителей, учителей, учащихся. 3. Наблюдение. 4. Снятие пробы. | 1. Наблюдение. 2. Анкетирование. 3. Хронометрирование. | 1. Самоизучение педагогов по методике САН. 2. Измерение отдельных параметров состояния здоровья педагогов. 3. Анализ распределения рабочей нагрузки педагогов в течение дня и недели. 4. Изучение состояния педагогов по методике ЛЮШЕРА. 5. Анкетирование «Мое здоровье». 6. Изучение санитарно-гигиенических условий рабочего места учителя. |
П р о г р а м м а | ||
1. Инструктаж участников. 2. Распределение функциональных обязанностей. 3. Примерные сроки проведения дня ДРК. 4. Анализ материалов и выявление тенденций, составление справки-информации. 5. Принятие управленческого решения. 6. Подведение педсовета. | 1. Инструктаж участников. 2. Распределение функциональных обязанностей при проведении дня ДРК. 3. Анализ материала и выявление тенденций. 4. Принятие управленческих решений по результатам работы экспертной комиссии. | 1. Инструктаж участников. 2. Распределение функциональных обязанностей. 3. Составление справки-информации. 4. Принятие управленческих решений по результатам работы. 5. Проведение педсовета. |
Результаты исследования:
Анкета для ученика «Моё здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, пониманию важности проблемы его деятельности по физическому совершенствованию:
1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
2. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
3. Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры?
4. Регулярно ли ты занимаешься спортом?
5. Часто ли ты чувствуешь усталость на занятиях?
(Оцените да, иногда, нет)
Анкета для родителей «Режим дня»
Цель: изучить мнение родителей о влиянии режима дня школьников
на его здоровье:
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
2. Оцените значимость (важность) физзарядки для здоровья Вашего ребёнка.
3. Оцените выполнение физзарядки Вашим ребёнком.
4. Оцените соблюдение Вашим ребёнком режима дня в школе.
5. Оцените соблюдение Вашим ребёнком режима дня дома.
6. Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье Вашего ребёнка.
7. Оцените участие Вашего ребёнка в спортивных внеклассных занятиях.
(Оцените баллами 1,2,3, т.е. соответственно низкий, допустимый, оптимальный)
Анкета « Школьное питание»
Цель: изучить состояние системы школьного питания
Для учащихся
- Как ты оцениваешь качество питания в школьной столовой?
- Как ты оцениваешь санитарно-гигиенические условия (чистота помещения, чистота посуды и т.п.)?
- Влияет ли на твою работу питание в школьной столовой?
- Оцените (5-очень хорошо; 4-хорошо; 3-удовлетворительно; 2-неудовлетворительно).
Анкета «Гигиенический режим в школе»
Для учащихся
- Устаивает ли вас расписание уроков
- Устраивает ли вас время начала занятий
- Устраивает ли вас продолжительность перемен
- Довольны ли вы свои местом в классе
- Задерживают ли вас учителя после звонка
- Проводятся ли физ.паузы и гимнастика для глаз на уроках
- Устраивает ли вас кабинетная система организации занятий
- Проводится ли с вами инструктаж по ТБ
Проведенные в школе исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительное напряжение и больше утомление учеников, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.
В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующее:
1. социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
2. увеличение учебной нагрузки;
3. недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей.
Анализ состояния здоровья учителей также не вселяет оптимизма. Он свидетельствует о нарастании психосоматических нарушений у педагогов. Среди соматических заболеваний наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием эмоционального длительного перенапряжения. Растет невротизация педагогической среды. На формирование неврозов влияют, прежде всего, эмоциональные длительные стрессы, свойственные педагогическому труду. К сожалению, здоровье не занимает пока приоритетного места в иерархии потребностей педагогов.
Проблема сохранения и укрепления здоровья субъектов ОП должна решаться не только на уроках физической культуры. Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов ОП необходимо реализовать в программе «Жить здорово»
Здоровьесберегающая деятельность школы.
№ | мероприятие | срок | ответственные |
1. | Выявление проблем школьников, связанных с состоянием их здоровья. | Сентябрь | медсестра |
2. | Приобретение новой методической литературы по профилактике табако-, алко-, и наркозависимости. | В течение года | МО |
3. | Составление классными руководителями листков здоровья. | Сентябрь | классные руководители |
4. | Совещание при директоре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения» | ноябрь | директор школы |
5. | Отчет ответственного об охвате горячим питанием учащихся. | 1, 2 полугодие | Зам. директора по ВР. |
6. | Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия; участие в районных спортсоревнованиях. | В течение года по дополнительному плану | учитель физкультуры |
7. | «День здоровья» - общешкольно-спортивный праздник. | 2 раза в год | зам. директора по ВР, учитель физкультуры. |
8. | Организация отдыха учащихся в пришкольном летнем лагере «Солнышко». | По отдельному плану | Директор школы. |
9. | Проведение дней здоровья, некоторых праздников, уроков на природе (физ-ра, окр.мир, труд) | в течение года | учителя-предметники |
10. | Проведение родительских собраний, включающих вопросы здоровья детей. | В течение года | классные руководители |
11. | Проведение диспансеризации учащихся под руководством медсестры. | 1, 2 полугодие | медсестра |
12. | В 1 классе: - проводить по три урока в день по 35 минут; - уроки физкультуры направить на развитие и совершенствование движений детей и, по возможности проводить на свежем воздухе; - на уроках проводить различные игры и игровые ситуации; - в середине третьей четверти организовать дополнительные каникулы. | Сентябрь, октябрь. | Учителя начальных классов |
13. | Профилактические прививки, витаминизация. | В течение года | медсестра |
14. | Оформление классных уголков и школьных «Уголков здоровья». | В течение года | классные руководители, медсестра |
15. | Беседы о здоровье с учащимися | в течение года | медсестра, классные руководители |
16. | Беседы о здоровье с родителями | в течение года | зам. директора по ВР, классные руководители |
Школа поддерживает тесное сотрудничество с:
План спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий по реализации программы «ЖИТЬ ЗДОРОВО»
2010-2011 учебный год
№ | Мероприятие | сроки | ответственный |
1. 2. | - День здоровья (спортивные соревнования). - Беседа «Спортсмены Челябинской области». | Сентябрь | Зам. директора по ВР. Учитель физкультуры. |
3. 4. | - Беседа «Спорт и здоровье». - Веселые старты. | октябрь | Медработник. Кл. руководители |
5. | - ОМЗ и правила оказания первой медицинской помощи (3 занятия для детей 11-13 лет). | Ноябрь | Медработник. Учитель ОБЖ. |
6. 7. | - «Помоги себе сам». - Спортивный праздник «Внимание, на старт». | Декабрь | Учитель ОБЖ. Учитель физкультуры. |
8. 9. | - «Лекарственные животные» - викторина. - Соревнования по лыжам. | январь | Зам. директора по ВР. Учитель физкультуры. |
10. 11. | - «Нет! – наркотикам» - шоу. - Неделя спорта. | февраль | Классные руководители. Учитель физкультуры. |
12. 13. | - День здоровья. - Беседа «Вверх по лестнице жизни». | март | Зам. директора по ВР. Кл. руководители |
14. | - Семейные традиции. Семейные праздники (праздничный вечер). | апрель | Зам. директора по ВР. |
15. | - Лекторий «Красота и здоровье». - Зарница (спортивная игра). | май | Медработник Учитель физкультуры |
2011-2012 учебный год
№ | Мероприятие | сроки | ответственный |
1. 2. | - Игра «Кто я? Какой я?». - Умение владеть собой, своими эмоциями (занятие для девочек-подростков). | сентябрь | Классные руководители Зам. директора по ВР. |
3. 4. | - День здоровья. - Лекция-беседа «Курильщик – сам себе могильщик». | октябрь | Зам. директора по ВР. Медработник. |
5. 6. | - Круглый стол «Есть выбор: жизнь без наркотиков». - Доврачебная помощь пострадавшим (2 занятия по первой медицинской помощи). | ноябрь | Классные руководители. Медработник. |
7. 8. | - «Природа – наш дом» - экологическая викторина, конкурсы, шутки. - Шахматно-шашечный турнир. | декабрь | Зам. директора по ВР. Учитель физкультуры. |
9. 10. | - Игры и эстафеты. - Занятие «Что такое ВИЧ-инфекция и как от нее защититься». - Соревнования по лыжам. | январь | Учитель физкультуры. Медработник. Учитель физкультуры. |
11. 12. | - Час общения «Мои интересы, мои увлечения». - Зарница. | февраль | Классные руководители. Учитель ОБЖ. |
13. 14. | - День здоровья. - Лекторий «Здоровый образ жизни». | март | Зам. директора по ВР. Медработник. |
15. 16. | - Классный час «Недостатки человека и их влияние на его судьбу». -Спортивно-патриотический праздник «Сыны Отечества». | апрель | Классные руководители. Зам. директора по ВР. |
17. 18. | - «Джунгли зовут» - игра (1-4 кл) - Неделя спорта. | май | Классные руководители. Учитель физкультуры. |
2012 - 2013 учебный год
№ | Мероприятие | сроки | ответственный |
1. 2. | - День здоровья. - Всемирный день красоты. Конкурс «Королева красоты». | Сентябрь | Зам. директора по ВР. |
3. 4. | - Неделя спорта. - Беседа «Безвредного табака не бывает». | октябрь | Учитель физкультуры. Классные руководители. |
5. 6. | - Общешкольное родительское собрание «Физическое развитие школьника». - Веселые старты. | ноябрь | Директор школы. Учитель физкультуры. |
7. | - Лекторий для родителей «Профилактика вредных привычек у подростков». | декабрь | Классные руководители. |
8. 9. | - Викторина «Охрана природы». - Рыцарский турнир (Игра - соревнование для мальчиков). - Соревнования по лыжам. | январь | Зам. директора по ВР. Классные руководители. Учитель физкультуры. |
10. 11. | - Классный час «Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение?». - Спортивный КВН. | февраль | Классные руководители. Учитель физкультуры. |
12. | Лекции для детей 14-17 лет: - «Подростковая среда и табакокурение»; - «Подростковая среда и алкоголь»; - «Подростковая среда и наркотики». | март | Медработник. |
13. | - Позитивная профилактика различных видов зависимостей (3 занятия для подростков 11-13 лет). | апрель | Медработник. |
14. 15. | - День здоровья. - Соревнования по теннису. | май | Зам. директора по ВР. Учитель физкультуры. |
Стиль жизни зависит от деятельности человека
Здоровье это
Жизнь без болезней
Способность к развитию,
Динамический процесс
Здоровый образ жизни
Вопросы гигиены
Режим работы
Материальное состояние
Культивирование персонального развития
ЦРБ: плановые медосмотры, постоянно действующий кабинет медсестры, вакцинация детей и учителей, организация лектория для всех участников ОП по профилактике заболеваний, табакокурения через личные беседы.
РОВД: проводятся беседы со специалистами РОВД по вопросам профилактики преступности и правонарушений. Организована работа по привлечению детей к занятиям в кружках и спортивных секциях, обеспечена летняя занятость детей.
Библиотечным центром:
проведение классных часов, конкурсов, викторин с целью формирования художественной культуры учащихся.
Родителями: проведение индивидуальных бесед со всеми участниками ОП. Педагогический всеобуч , лекторий, родительские собрания, классные часы, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», анкетирование.
ШКОЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...