Духовно-нравственная программа
методическая разработка по теме

Паджева Любовь Владимировна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_duhovno-nravstvennaya_volhonshchina.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Каменской средней общеобразовательной школы в д. Волхонщина

Ржаксинского района Тамбовской области

Утверждена приказом

МОУ Каменской СОШ


от «____»__________2011 г. №___

Директор школы:______Н. А. Степанова

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению УС


Протокол №___от«___»_____2011 г.

Пред. УС:_______ ________________

ПРОГРАММА

духовно-нравственного

развития и воспитания

обучающихся

филиала МОУ Каменской СОШ

в д. Волхонщина

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2011-2012 учебный год» разработана в соответствии

  1. с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
  2. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»
  3. Федеральным Законом «Об образовании РФ»,
  4. Национальной доктриной образования,
  5. Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
  6. «Всеобщей декларацией прав человека»,
  7. Гражданским кодексом РФ,
  8. «Основами законодательства о культуре»,
  9. Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
  10. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
     Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, общественными организациями.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:

  1. цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  2. направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся,
  3.  содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися;
  4.  описание методов и форм профессиональной ориентации и организации деятельности
  5.  основные направления педагогической поддержки
  6.  модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
  7.  модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,
  8. методику, инструментарий мониторинга и критерии оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
  9. критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся;
  10.  планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

  1. Цель и задачи

Цель:  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  2. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  3. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  4. Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  5. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  6. Развитие форм ученического самоуправления.

  1. Основные направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

Направления

Воспитательные задачи

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

5)Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я и здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Я и религия

  1. Формирование представлений о мировых религиях
  2. Воспитание сознательного отношения к православию

  1. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

№ п/п

Блок

Мероприятия

Вид деятельности

Форма проведения

Дата проведения


1


Я и Я

Полюби себя

учебно-познавательная


Цикл бесед с диагностическими исследованиями


В течение года

Мир твоей души

учебно-познавательная

Мой интеллект

диагностическая

В гармонии собой

эстетическая

Я пока ребёнок?..

диагностическая

Кто я?

учебно-познавательная



2



Я и Отечество

Дочь земли Тамбовской

учебно-познавательная

конкурс

23.09.2011

Урок мужества, посвящённый  памяти Зои.

учебно-познавательная

линейка

29.11.2011

Край, в котором ты живёшь

ценностно-ориентированная

поиск

В течение года

Акция «Милл.ru»

ценностно-ориентированная

Поиск

В течение года

Презентация «Рассказ деда Герасима»

художественно-творческая

Круглый стол

Декабрь  2011

День защитника Отечества

учебно-познавательная

Праздник

22.02.2011

 Проект  «Сталинградская битва

художественно-творческая

Защита презентации

Февраль 2012

День юного героя-антифашиста

учебно-познавательная

линейка

8.02.2012

День защитника Отечества

ценностно-ориентированная

концерт

22.02.2012

Экскурсия на родину Зои

учебно-познавательная

Экскурсия

Апрель 2012

Край ты мой заброшенный /Жур-Вершина/

ценностно-ориентированная

поиск

В течение года

День Победы

учебно-познавательная

Праздник

8.05.2012

Вахта памяти

художественно-творческая

История православных праздников

ценностно-ориентированная

Выпуск газеты

В течение года


3


Я и здоровье

Жить не болея

диагностическая

Диагностика

В течение года

Сама себе доктор

учебно-познавательная

Цикл бесед

В течение года

Тебе купили компьютер

учебно-познавательная

Проект

Октябрь 2011

«Зарница»

спортивно-оздоровительная


4


Я и культура

Школа хороших манер

ценностно-ориентированная

Игра года

В течение года

Красота общения

диагностическая

диагностика

В течение года

Удивительный мир музыки

учебно-познавательная

вечер

Октябрь 2011 г

Праздник книги

ценностно-ориентированная

утренник

Декабрь 2011


5


Я и семья

Если мамы нет дома

ценностно-ориентированная

Цикл бесед

В течение года

Ангел для мамы

праздник

30.11.2011

«А ну-ка, бабушки!»

ценностно-ориентированная

конкурс

1.10.2011

Женский день

художественно-творческая

праздник

7.03.2012

Семейное древо

ценностно-ориентированная

Кл. часы

В течение года


6


Я и школа

Учусь учиться

учебно-познавательная

Тест

сентябрь 2011

День рождения школы

художественно-творческая

праздник

30.10.2011

Я – лидер

диагностическая

Игра

В течение года

День республики

художественно-творческая

Праздник

22.04.2011

Школьная конференция

художественно-творческая

Игра

Май 2011



7



Я и планета

Куда падают звёзды?

учебно-познавательная

Кл. часы

В течение года

Родник – источник жизни

художественно-творческая

Проект

Октябрь 2011

Есть ли разум во Вселенной?

художественно-творческая

КТД

Ноябрь 2011

Акция «Забота»

ценностно-ориентированная

Игра

В течение года

Создание волонтёрских отрядов

трудовая

игра

В течение года

8

Я и религия

Мировые религии

учебно-познавательная

Кл. часы

В течение года

Народные обряды

художественно-творческая

КТД

Ноябрь 2011

История православных праздников

ценностно-ориентированная

Выпуск газеты

В течение года

  1. Формы и методы профессиональной ориентации

и организации деятельности

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

- индивидуальные

- групповые

- массовые.

 К методам профессиональной ориентации относятся:

- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

- методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.

- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.

  1. Основные направления педагогической поддержки

Направления:

1. Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем;

2. Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;

3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;

4. Координация работы с детьми внутри и вне школы.

Тактики педагогической поддержки:

  1. Тактика защиты
  2. Тактика помощи
  3. Тактика содействия
  4. Тактика взаимодействия.

Основные  формы педагогической поддержки:

1.        Диагностическая работа;

2.        Составление и реализация индивидуального учебного плана;

3.        Индивидуальная консультативная  и профилактическая работа с обучающимися;

4.        Педсоветы, методические семинары;

7.        Родительский лекторий;

8.        Дискуссионный клуб старшеклассников;

9.  Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности.

6. Модель организации работы

по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

НАПРАВЛЕНИЯ

        

                

        

7. Модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

  1. Методика, инструментарий мониторинга и критерии оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


Методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности обучающихся:


- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, родители, товарищи по классу;

- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;

- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;

- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;

- методы фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях)



Инструментарий:

 письменные опросы,

 интервью,

групповые дискуссии,

Критерии уровня духовно-нравственной оценки:


- наличие у обучающегося  научного мировоззрения;

- наличие чувства внутренней свободы, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

- стремление к самореализации;

- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;

- адекватность самооценки;

- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

  1. Критерии и показатели эффективности деятельности  филиала  по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.

Существуют следующие критерии эффективности деятельности образовательного учреждения:

Первый критерий - мера педагогического воздействия на личность школьника. Его показатели раскрывают условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию и состоят из характеристик реализации им своих профессиональных умений и личностных качеств.
        Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания учащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Второй критерий - мера реализаций условий воспитания - связан с учетом особенностей. Он состоит из следующих показателей: морально-психологическая атмосфера семей учащихся, круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг неформального общения. Сведения по этим показателям можно получить в процессе совместной деятельности с учащимися, родителями, другими педагогами; методом наблюдения; в ходе посещения семей; в процессе ежедневного общения.
        Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия. Его эффективность можно оценивать по непосредственной и отсроченной реакции учащихся на проводимое воздействие.

  1. Планируемые результаты  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

1.     Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.     Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.     Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.     Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7.     Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Я и я

Я и отечество

патриотизм, гражданская позиция, способность действовать на благо Отечества

стремление стать лучше,

творчество

Я и культура

Я и здоровье

Я и планета

нравственная модель поведения

ценности здорового и безопасного образа жизни

природа, человечество, вселенная

Я и школа

Я и семья

Я и религия

ценности и национальные традиции семейной жизни

сострадание, милосердие, любовь к людям

круг общения,

труд, наука

ПДД

Настольный теннис

Модель

«ЗОЖ»

Психодиагностика

Футбол

Лекторий «ЗОЖ»

Медицинское обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...