Духовно-нравственная программа
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
Каменской средней общеобразовательной школы в д. Волхонщина
Ржаксинского района Тамбовской области
Утверждена приказом МОУ Каменской СОШ от «____»__________2011 г. №___ Директор школы:______Н. А. Степанова | Рассмотрена и рекомендована к утверждению УС Протокол №___от«___»_____2011 г. Пред. УС:_______ ________________ |
ПРОГРАММА
духовно-нравственного
развития и воспитания
обучающихся
филиала МОУ Каменской СОШ
в д. Волхонщина
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2011-2012 учебный год» разработана в соответствии
- с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»
- Федеральным Законом «Об образовании РФ»,
- Национальной доктриной образования,
- Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
- «Всеобщей декларацией прав человека»,
- Гражданским кодексом РФ,
- «Основами законодательства о культуре»,
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, общественными организациями.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:
- цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся,
- содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися;
- описание методов и форм профессиональной ориентации и организации деятельности
- основные направления педагогической поддержки
- модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
- модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,
- методику, инструментарий мониторинга и критерии оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
- критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся;
- планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
- Цель и задачи
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
- Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Развитие форм ученического самоуправления.
- Основные направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Направления | Воспитательные задачи |
Я и Я | 1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. |
Я и Отечество | 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. 5)Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я и здоровье | 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. |
Я и культура | 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. |
Я и семья | 1) Формирование представлений о семейных ценностях. |
Я и школа | 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. |
Я и планета | 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. |
Я и религия |
|
- Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися.
№ п/п | Блок | Мероприятия | Вид деятельности | Форма проведения | Дата проведения |
1 | Я и Я | Полюби себя | учебно-познавательная | Цикл бесед с диагностическими исследованиями | В течение года |
Мир твоей души | учебно-познавательная | ||||
Мой интеллект | диагностическая | ||||
В гармонии собой | эстетическая | ||||
Я пока ребёнок?.. | диагностическая | ||||
Кто я? | учебно-познавательная | ||||
2 | Я и Отечество | Дочь земли Тамбовской | учебно-познавательная | конкурс | 23.09.2011 |
Урок мужества, посвящённый памяти Зои. | учебно-познавательная | линейка | 29.11.2011 | ||
Край, в котором ты живёшь | ценностно-ориентированная | поиск | В течение года | ||
Акция «Милл.ru» | ценностно-ориентированная | Поиск | В течение года | ||
Презентация «Рассказ деда Герасима» | художественно-творческая | Круглый стол | Декабрь 2011 | ||
День защитника Отечества | учебно-познавательная | Праздник | 22.02.2011 | ||
Проект «Сталинградская битва | художественно-творческая | Защита презентации | Февраль 2012 | ||
День юного героя-антифашиста | учебно-познавательная | линейка | 8.02.2012 | ||
День защитника Отечества | ценностно-ориентированная | концерт | 22.02.2012 | ||
Экскурсия на родину Зои | учебно-познавательная | Экскурсия | Апрель 2012 | ||
Край ты мой заброшенный /Жур-Вершина/ | ценностно-ориентированная | поиск | В течение года | ||
День Победы | учебно-познавательная | Праздник | 8.05.2012 | ||
Вахта памяти | художественно-творческая | ||||
История православных праздников | ценностно-ориентированная | Выпуск газеты | В течение года | ||
3 | Я и здоровье | Жить не болея | диагностическая | Диагностика | В течение года |
Сама себе доктор | учебно-познавательная | Цикл бесед | В течение года | ||
Тебе купили компьютер | учебно-познавательная | Проект | Октябрь 2011 | ||
«Зарница» | спортивно-оздоровительная | ||||
4 | Я и культура | Школа хороших манер | ценностно-ориентированная | Игра года | В течение года |
Красота общения | диагностическая | диагностика | В течение года | ||
Удивительный мир музыки | учебно-познавательная | вечер | Октябрь 2011 г | ||
Праздник книги | ценностно-ориентированная | утренник | Декабрь 2011 | ||
5 | Я и семья | Если мамы нет дома | ценностно-ориентированная | Цикл бесед | В течение года |
Ангел для мамы | праздник | 30.11.2011 | |||
«А ну-ка, бабушки!» | ценностно-ориентированная | конкурс | 1.10.2011 | ||
Женский день | художественно-творческая | праздник | 7.03.2012 | ||
Семейное древо | ценностно-ориентированная | Кл. часы | В течение года | ||
6 | Я и школа | Учусь учиться | учебно-познавательная | Тест | сентябрь 2011 |
День рождения школы | художественно-творческая | праздник | 30.10.2011 | ||
Я – лидер | диагностическая | Игра | В течение года | ||
День республики | художественно-творческая | Праздник | 22.04.2011 | ||
Школьная конференция | художественно-творческая | Игра | Май 2011 | ||
7 | Я и планета | Куда падают звёзды? | учебно-познавательная | Кл. часы | В течение года |
Родник – источник жизни | художественно-творческая | Проект | Октябрь 2011 | ||
Есть ли разум во Вселенной? | художественно-творческая | КТД | Ноябрь 2011 | ||
Акция «Забота» | ценностно-ориентированная | Игра | В течение года | ||
Создание волонтёрских отрядов | трудовая | игра | В течение года | ||
8 | Я и религия | Мировые религии | учебно-познавательная | Кл. часы | В течение года |
Народные обряды | художественно-творческая | КТД | Ноябрь 2011 | ||
История православных праздников | ценностно-ориентированная | Выпуск газеты | В течение года |
- Формы и методы профессиональной ориентации
и организации деятельности
В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной ориентации относятся:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.
- Основные направления педагогической поддержки
Направления:
1. Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем;
2. Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;
3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
4. Координация работы с детьми внутри и вне школы.
Тактики педагогической поддержки:
- Тактика защиты
- Тактика помощи
- Тактика содействия
- Тактика взаимодействия.
Основные формы педагогической поддержки:
1. Диагностическая работа;
2. Составление и реализация индивидуального учебного плана;
3. Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;
4. Педсоветы, методические семинары;
7. Родительский лекторий;
8. Дискуссионный клуб старшеклассников;
9. Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности.
6. Модель организации работы
по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
НАПРАВЛЕНИЯ
7. Модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
- Методика, инструментарий мониторинга и критерии оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности обучающихся:
- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, родители, товарищи по классу;
- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;
- тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;
- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;
- методы фиксации и оценки поведения учащихся в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях)
Инструментарий:
письменные опросы,
интервью,
групповые дискуссии,
Критерии уровня духовно-нравственной оценки:
- наличие у обучающегося научного мировоззрения;
- наличие чувства внутренней свободы, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;
- адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.
- Критерии и показатели эффективности деятельности филиала по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
Существуют следующие критерии эффективности деятельности образовательного учреждения:
Первый критерий - мера педагогического воздействия на личность школьника. Его показатели раскрывают условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию и состоят из характеристик реализации им своих профессиональных умений и личностных качеств.
Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания учащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Второй критерий - мера реализаций условий воспитания - связан с учетом особенностей. Он состоит из следующих показателей: морально-психологическая атмосфера семей учащихся, круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг неформального общения. Сведения по этим показателям можно получить в процессе совместной деятельности с учащимися, родителями, другими педагогами; методом наблюдения; в ходе посещения семей; в процессе ежедневного общения.
Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия. Его эффективность можно оценивать по непосредственной и отсроченной реакции учащихся на проводимое воздействие.
- Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Я и я
Я и отечество
патриотизм, гражданская позиция, способность действовать на благо Отечества
стремление стать лучше,
творчество
Я и культура
Я и здоровье
Я и планета
нравственная модель поведения
ценности здорового и безопасного образа жизни
природа, человечество, вселенная
Я и школа
Я и семья
Я и религия
ценности и национальные традиции семейной жизни
сострадание, милосердие, любовь к людям
круг общения,
труд, наука
ПДД
Настольный теннис
Модель
«ЗОЖ»
Психодиагностика
Футбол
Лекторий «ЗОЖ»
Медицинское обследование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...