Конспект занятия кружка "Основы нравственности"
план-конспект урока (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Как слово наше отзовется
Конспект занятия кружка «Основы нравственности»
учителя русского языка и литературы Шишкиной В. А.
Цели занятия:
Образовательная: дать знания о значении слова в нашей жизни, объяснить , что словами мы можем согрешать
Развивающая: совершенствовать устную речь , дать навыки сравнительного анализа текстов, навыки работы со справочной литературой и первоисточниками святоотеческой мысли; показать приемы соотнесения народной мудрости и святоотеческого наследия.
Воспитательная: сформировать нравственное отношение к родному языку, воспитывать любовь к Родине через уважение к родному языку, способствовать формированию эстетического вкуса.
Ход занятия:
Слово учителя: Часто ли мы задумываемся , какую роль в нашей жизни играет звучащее слово? Если мы задумаемся , то поймем, что роль эта определяющая: вся наша жизнь организована словом, в каждой сфере нашего бытия слово создает и порядок, и смысл, и поэзию, и закон.
Обратимся к Толковому словарю В. И. Даля. Что такое СЛОВО?
«Слово- исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь . Человеку слово дано, скоту немота.
Слово есть признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».
-Человеку слово дано кем? Дар чей?
-Итак, слово-дар Божий.
Вы, наверное, со мной согласитесь, что немногие из людей относятся к слову, как к Дару Божьему. Скорее, как к прозвучавшим и исчезнувшим в воздухе звукам. Мимолетным и бесплотным. Но ведь каждое слово обладает огромной силой. И сегодня мы поговорим с вами об этом, обратимся к Святому Писанию, высказываниям святых отцов, мнению ученых.
Представители современной науки, например академик Шипунов, утверждают , что раз произнесенное слово» запечатлевается в любой точке Вселенной навсегда».
Обратимся к научно- популярному журналу.
Ученик зачитывает отрывок из статьи «Исследования ученых из отдела теоретических проблем РАН»
-Какие выводы мы можем сделать для себя после этой информации?
Итак, генетически человек живет по тем же законам, что и растения. Когда мы говорим друг о друге плохо, мы словно закладываем мины замедленного действия. Ведь ученые доказали, что наши ДНК «понимают» человеческую речь. Мы не только получаем акустическую, звуковую информацию, но и воспринимаем световую. Читая написанный текст про себя, мы все равно получаем его содержание по электромагнитным каналам и усваиваем его даже на клеточном уровне. Оказывается, наш генетический аппарат так устроен Господом ,что ему небезразлично, о чем мы думаем, что читаем, что говорим. Впрочем, для верующих людей в этих научно сформулированных фактах нет ничего нового. По молитвам святых исцелялись безнадежно больные. Благословения праведников распространялись на многие поколения, если, конечно, потомки были достойны своих предков.
Значение слова так необъятно и значительно, что Бог и был назван Словом. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога. И слово было Бог»(Ин.1.1-3.)
Как вы думаете, что значит в русском слове «человек»?
Замечательное объяснение слова «человек» находим мы в «Славянорусском корнеслове» А. С. Шишкова. Он возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»
Слово- словек- цловек- чловек-человек.
Если Бог- отец наш есть слово, то рожденные от него , конечно же, словеки, чловеки, человеки. На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придает всем нам. Самое таинственное и великое слово-это слово Христа. Хотя его Слово просто и доступно, оно многозначно, и его нелегко понять сразу и до конца.
«Небо и земля прейдут, слова же мои не прейдут,»-говорит Христос .Слово Христа выражает полноту любви, оно обращено не к поверхностному логическому рассудку, а к душевной глубине человеческого сердца. Мы знаем, что одного слова Христа было достаточно, чтобы люди бросали все и шли за Ним.
Слово человека тоже имеет большую силу. 1942 году, в страшное для России время, когда решалось быть или не быть Родине, А. А. Ахматова пишет стихотворение «Мужество»
Чтение стихотворения «Мужество»
-Почему в такой сложной период поэтесса пишет о сохранении «великого русского слова»?
-Вашим потомкам, внукам и правнукам какие слова вы хотели бы оставить на память о своем времени и почему?
Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в то же время она либо наполнена Божественным отсветом, либо искажена лукавой лексикой. Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением. Что же он говорит?
«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».
-Как вы это понимаете?
Думали ли мы хоть однажды о нашей ответственности перед Богом за слово?
Мы должны помнить, что первое испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает наши души после смерти,- ответ за сквернословие, за лексическую грязь.
-О чем предупреждают нас евангельские строки: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12,36-37)
- Как мы это понимаем?
Что же происходит с нашим языком сегодня?
Сквернословие и мат- позорнейшие явления нашей с вами жизни. Сквернословие проникло в наши жилища и дворы. Кажется, сам воздух России напоен до предела миазмами этой заразы. Сквернословят и стар, и мал, отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери.
-Как вы думаете, почему это происходит?
- А знаем ли мы, что обозначают матерные слова?
Матерная ругань у язычников использовалась для вызывания демонов, произнося эти слова, человек привлекает к себе гнусных бесов и приносит сатане словесную жертву .Сквернословие имеет прямое отношение к духовному миру тьмы. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовешь, тот и приходит. Называешь человека по имени- он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве- Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносишь имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются они, которые и сопровождают чертыхающегося человека.
Язык человека не является чем-то случайным чем-то случайным. Это его выбор (сознательный или бессознательный), определяющий состояние души. Сквернословие совсем не напрасно Происходит от слова «скверна».
Словарь В. И. Даля дает нам такое определение: «Скверна- мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, нравственное растление, все богопротивное»
Святитель Иоанн Златоуст говори : «Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие»
- Как мы это понимаем?
Сквернословие распространяет вокруг его носителя невидимые глазу, но ощущаемые ангелами и святыми темные смрадные волны.
Очень интересные исследования современного русского языка представлены в книге Василя Ирзабекова «Тайны русского слова».Заметки нерусского человека. Василь Ирзабеков- азербайджанец по национальности фактически сложил гимн созидающей силе русского слова. Для него русский язык стал более чем родным- он стал сутью и нервом его жизни. Данная книга издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2 в 2007 году.
Учащиеся рассказывают главы из книги ,из раздела «Хула и скверна»
Звучит песнопение: «Радуйся, Радости Наша, покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором»
В народе примечают, что сдержанные в речах люди дольше живут. Святые отцы писали о вреде многословия и сквернословия.»Если будешь больше молчать, то во всяком месте сохранишь мир душевный.» «Наблюдающий за языком своим, вовек не будет им обкраден и без труда возобладает над страстями»
В Православии глубоко верующие люди , монахи, часто дают обет молчания на какое-то время.
_ как вы думаете ,зачем им это?
Так они спасают свою душу от мирской, суетной пустословной во многом , жизни и достигают еще большей моральной чистоты.
Святитель Григорий Богослов сказал: «Говори, если у тебя есть нечто большее молчания»
- Как это мы понимаем?
Наш язык нам развязывают наши необузданные чувства, или страсти, как их называют в Православии.
- Какие же мы совершаем грехи, не следя за своей речью?
(Пустословие, многословие, ложь, сквернословие, осуждение, ябедничество, клевета, злоречие)
Обратимся к народной мудрости- пословицам:
Слово- серебро, а молчание- золото.
Рана, нанесенная копьем, заживает, а словом- нет.
Долг языка – творить Добро.
Зло на языке- заноза в сердце.
Язык длинный- ум короткий.
Бог любит праведника, а бес- ябедника.
Пословицы учат нас быть внимательными к своим словам.
- Как всем нам побороть грехи языка?
-От каких слов нам нужно избавиться?
Легко ли это сделать?
Необходимы раскаяние, исповедь, причастие.
Это, как учит нас Святая Церковь, путь к спасению.
-Какие слова благоприятны Богу и спасительны?
Это слова молитв, псалмов. Это те слова, к которым мы прибегаем, давая добрые советы, жалея других. Э то язык прозы и поэзии Пушкина и великих русских писателей и поэтов.
Так будем же стремиться нести в мир добро через свой добрый язык, поскольку слово есть дело, хорошее слово поможет расти как телом , так и духом в премудрости и любви Божией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
занятия по нравственному воспитанию (конспекты)
Методический материал представляет собой комплекс конспектов занятий по нравственному воспитанию несовершеннолетних...
Конспекты занятий по теме "Нравственные корни"
Тематика занятий1. Добро и зло. 2. Добрые и злые дела. Милосердие. 3. Что такое родительская доброта? 4. Добрые отношения с друзьями. 5. Как сделать людей добрее? 6. Театр и доброта. 7-8. А зачем нам...
Конспект занятия по нравственно – физическому воспитанию. Тема: «В здоровом теле - здоровый дух».
Цель: воспитание в детях убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни.Задачи: - обсудить с детьми проблемы физического развития и нравственн...
Конспект занятия по нравственному воспитанию
Конспект занятия по нравственному воспитанию детей с нарушением слуха....
Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»
Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Страна, в которой мы живем»
закрепить знания детей о нашей стране, о своем поселке;- воспитывать любовь и уважение к своей Родине, поселку, детскому саду;- закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе России и родного поселка, и...