"Отгадай сказку"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
«Отгадай сказку»
(литературная викторина по сказкам народов России)
Ребята, вы любите читать и слушать сказки?
В сказках нам открывается чудесный, таинственный и неведомый мир.
В прежние времена рассказывали и слушали сказку только зимой. Покроет в лесу пеньки пушистый нетающий снег, тогда и наступает пора для сказок. А в другое время про них и не поминай. Мудрый обычай. И был он не только у русского народа, но и у других народов России.
Ведь весной, летом и осенью в деревне каждая минута дорога для работы: сев, сенокос, уборка урожая. А сказку только заведи – и не заметишь, как пролетит и час, и два, и полдня, глядишь, пройдёт. Но зато зимой, когда хлеб убран, – вот тогда в долгие зимние вечера сказка – желанная гостья в каждой избе. Воет за окном метель, трещит в лесу мороз, а в избе тепло, светит огонёк лучины, и ведёт свой неторопливый рассказ сказочница.
Сейчас мы можем сказки читать сами, только нельзя забывать: сказка любит читателя умного и усидчивого, ведь чтение - тоже труд.
«Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середке не перебивается» - говорит мудрая пословица.
Сейчас мы посмотрим, насколько внимательно вы читаете сказки?
Я читаю отрывок из сказки, а вы должны ответить на мои вопросы и определить название сказки.
1. «Жила-была девочка. Все её любили и говорили, что красивее никого нет ни в одном стойбище. Вот однажды говорит ей мать:
– Принеси воды, дочка. А она отвечает: – Боюсь в воду упасть. – А ты за куст держись. – Руки поцарапаю. – Рукавицы надень. – Изорвутся, – говорит дочка, а сама всё в медный таз смотрится: какая она красивая». Как звали эту девочку? (Айога. Нанайская сказка)
2. «И придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, вези, старик, еѐ куда хочешь, чтобы мои глаза её не ведали, чтобы мои уши об ней не слыхали, да не вози к родным в тёплую хату, а во чисто поле на трескучий мороз». («Морозко»)
3. «Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот, один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
– Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой». Что стало с матерью? (Превратилась в кукушку. «Кукушка», ненецкая сказка)
4.«Принял царь хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал на кухню; от среднего принял – туда же послал. Дошла очередь до Ивана-царевича: подал он свой хлеб. Царь хлеб принял и промолвил: «Вот это хлеб – только по праздникам есть». («Царевна-лягушка»)
5.«И объявил старый бай, что отдаст он свою дочь, красавицу Мэфтук, замуж за того, кто докажет, что он самый богатый и в тоже время самый бедный человек на свете.
И день назначил, когда все женихи должны были явиться ко двору. («Золотые руки». Башкирская сказка)
6.« - Мы с матерью с утра до ночи в труде, - говорит, - вот мы и есть будем. А ты сидишь, сложа руки, за что же тебя кормить?
На другой день поднялась царева дочка со скамьи, под ногами подмела и обратно уселась. Вечером сын говорит матери: - Дай ей воды и кусочек хлеба.» («Царевна – бездельница. Армянская сказка)
7.«- Мне бы уж лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак, дрова рубить едет…
А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь на нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.» («Два мороза». Русская народная сказка)
8. « Однажды бедный брат рубил деревья на берегу реки. Топор у него выскользнул из рук, упал в омут и пошел на дно. Бедняга не знал, что делать. Сел на берегу и с горя заплакал.
Так он долго сидел и плакал. И вдруг, откуда ни возьмись, подошел к нему маленький седой старичок.» («Сказка о золотом топоре». латышская сказка)
9. «Посадили они виноградные лозы и стали за ними ухаживать.
Немного времени прошло – разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сладкие, сочные гроздья. Собрали братья богатый урожай. Оставили себе сколько нужно, а остальное продали - много денег получили.» («Как братья отцовский клад нашли». молдавская сказка).
Сказки – серьёзные и веселый, печальные и насмешливые – делают нас владельцами бесценного сокровища - мудрости наших предков. В сказках они оставили много своих заветов и нам с вами, рассказали, как надо человеку жить, чтобы жизнь его была счастливой и достойной, чтобы люди любили и уважали его.
Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, дружными, великодушными, благородными, толерантными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ИНФОРМАТИКИ. Игра Отгадай-Ка
Еще каких-нибудь 20 лет назад про информатику в школе даже не слышали. Да и в других местах компьютеров было очень мало.За...
"Отгадай названия швов"
Задания из презентации «Отгадай названия швов» используются при изучении машинных швов и терминологии швейного производства на уроках швейного дела в С(К)ОУ VIII вида и уроках Технологии по теме "Рабо...
Познавательная викторина "Отгадай химический элемент"
Викторина проводится на уроках химии в 8 классе, после изучения темы "Периодическая система химических элементов Д И.Менделеева". В викторине даны разнообразные задания с названиями химических элемент...
Внеклассное мероприятие "Отгадайте ребус"
Презентация "Отгадайте ребус" готовый материал для проведения внеклассного мероприятия во время недели математики в 5-8 классах. Прзентация создана с ответами (по щелчку) к ребусам....
Внеурочное занятие по английскому языку 1 кл. на тему "Отгадайте, кто они?"
Внеурочное занятие для 1 классов по теме "Отгадайте,кто они?" Цели: 1. Создание условий для развития у детей интереса к иноязычной культуре. 2. Обеспечение максимального содействия р...
Отгадай сказку
Определить сказку по детским работам....
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ «Загадаю – отгадай!» 1 класс
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.Задачи:1. Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, иллюстрации, характерным признакам и действиям героев.2. Развивать познавательную и ...