"Живи, Земля"
методическая разработка по теме

Хлопунова Светлана Анатольевна

Сценарий праздника на экогологическую тематику  для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariyzhivi_zemlya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Живи земля!» 

(сценарий для учащихся

начальной школы)

Цель: обобщить и систематизировать знания уч-ся о растительном  и животном мире,  развивать  познавательный интерес к природе, воспитывать бережное отношение  к природе.

Оборудование:(костюмы) девочка, чучело, дровосек,  собачка,            лес (картинка).

Ведущий: Богата, разнообразна природа нашей Родины. Но и зелёный лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются  в нашем внимании и в нашей защите.

Ученик: Есть одна планета – сад

               В нашем космосе холодном

               Только здесь леса шумят

                Птиц  скликая перелетных.

               Лишь на ней одной увидишь

               Ландыши в траве зеленой

               И стрекозы только тут

               В реку смотрят удивленно.

               Береги свою планету

               Ведь другой на свете нету!

(Звучит музыка. Занавес открывается. На сцене появляются девочка, соломенное чучело, дровосек, собачка. Они  попадают в лес. Идут один за другим. Первым идет дровосек. Резко останавливается  и  показывает знак молчания.)

Все: Что случилось?

 Дровосек: Пока ничего, но может, если мы будем шуметь в лесу: потревоженные звери и птицы покинут  свои норы и гнезда, а их  детеныши и птенцы   не всегда успевают  за старшими и поэтому теряются и гибнут. ( Идут дальше)

Чучело: Вот же тропинка, по ней и надо идти. Один человек пройдет - оставит след, а  тысячи пройдут – вместо леса будет пустыня.                 (Появляется  поляна цветов)

Девочка: Посмотрите, какие  красивые цветы! Я нарву огромный букет! А вон, в озере, какие великолепные лилии!

Колокольчик: Остановись, девочка! Если ты сорвешь меня, то не созреют семена и  на следующий год  меня, моих братьев и сестер уже не будет. Погляди, подходя ко мне,  сколько хрупких растений ты затоптала.

Зверобой: На земле исчезают цветы,

                  С каждым годом заметнее это

                 Меньше радости и красоты

                 Оставляет нам каждое лето.

Пион: Откровенье цветов луговых

            Вам понятно  было едва ли.

            Беззаботно топтали вы их

             И  безумно, безжалостно рвали!

Белая кувшинка: В вас молчало разумное «стой»!

                             Вам казалось, все мало, все мало

                             А потом в толпе городской

                             Вы охапки тащили устало.

Колокольчик: И вы не видали, как из-под ног

                         Молчаливо, дыша еле – еле,

                         Обреченно глядел василек,

                          Безнадежно гвоздики глядели.

Собачка: Если я сорву цветок,

                 Если ты сорвешь цветок,

                 Если все: и я, и ты,

                  Если мы сорвем цветы –

                 Опустеют все поляны и не будет красоты!

 Девочка: Значит, никакие цветы нельзя рвать?

 Зверобой: Многие растения, которые раньше встречались часто,

  сейчас  стали редкими и поэтому занесены в красную книгу.

Девочка: Что это – красная книга? ( Дети из зрительного зала объясняют).

Пион : Книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.  Остановись , человек!

Лилия: Запомни , девочка! Ведь каждую неделю на земле навсегда исчезает один вид растений! Я- лилия!

Кубышка: Я жёлтая лилия- кубышка! В букете мы стоим всего один час , а потом вянем. А несорванные мы цветём в прудах целое лето, раскрывая свои лепестки каждый день в одно и то же время.

Подснежник, мать- и –мачеха, тюльпан.

   Осенью нас не увидишь, мы весенние цветы. Человек, за зиму соскучившись по цветам, весной набрасывается на нас и рвёт охапками.

Ландыш :Моё семечко падает в землю, и должно пройти десять лет, чтобы я зацвёл. А человек забывает об этом, рвёт меня, топчет.

Пион: Я –пион.

Зверобой: Я- зверобой.

Колокольчик: Я – колокольчик.

Лилия: Я –лилия.

Девочка: Мы запомним вас и никогда не будем обижать. (идут дальше).

Девочка: Я натерла ногу(плачет) и не могу идти!

Дровосек: У меня вот здесь болит (показывает на сердце). Неужели моё сердце заболело?

Чучело: Кажется, я простудился. (кашляет).

Собачка: Я знаю лекарственные растения (убегает и быстро возвращается). Вот держи подорожник, он быстро заживит рану!

А тебе, Дровосек, капли из валерианы. Они успокоят сердце!

  А тебе , Чучело, чай из мяты, зверобоя, мать –и- мачехи. Выпей

И простуда сразу уйдёт.

Девочка: Спасибо, Вам , милые растения. Теперь я знаю столько о вас хорошего.

    ( Герои идут дальше  под музыку.)

Давайте подожжём  сухую листву, чтобы в лесу стало чисто , Старая трава сгорит , быстрее появится новая.

Дровосек: Во-первых от этого выгорают корни  растений и на этом месте , где был костёр, три года не растёт трава.

Чучело: Во- вторых, если сжечь листья, почва лишится перегноя , ведь опавшие листья –это удобрение для растений. Листья лучше  закопать в землю.

Собачка :В- третьих, вместе с листьями сгорит много насекомых, лягушек, которые там прячутся, кладки яиц птиц, которые гнездятся на земле.

Девочка: А зачем нужны вредные насекомые? Они только кусаются, и никакой от них пользы.(появляется лягушка)

Лягушка: В природе все нужны. Исчезнут насекомые- мне нечем будет питаться. А вымрем мы ,лягушки, погибнут аисты, они ведь нами питаются. Так эта нами питаются Так эта цепочка дойдёт и до тебя!

    Все, все на свете нужны! И мошки, не меньше нужны ,чем слоны! Нельзя обойтись без чудовищ нелепых. Даже без хищников злых и свирепых!

  Нужны все на земле!

  Нужны все подряд.

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки  без кошки не лучше делишки.

Девочка: Но змеи нам не нужны!

Лягушка: Змей люди не любят, как и меня, а сами из яда их делают лекарства.

Девочка: Ну, а злые волки зачем нужны?

Лягушка: Волки  - санитары природы, хоть они и хищники. Они  съедают только ослабленных животных , отставших от стада из-за болезни. Вот и получается: съест волк больного оленя, и олень не успеет заразить других животных в стаде.

(Слышен крик совы)

Девочка: (испугавшись)Ну, а сова зачем нужна? Говорят она предвещает несчастье.

Лягушка: Какая глупость! Сова – великая труженица. За год она съедает  до тысячи грызунов, которые портят урожай хлеба.

Девочка: Да, если мы с кем-то не очень дружны, мы всё-таки очень друг другу нужны. А если нам что- нибудь лишним покажется, То это ,конечно, ошибкой покажется.  

        (Исполняется танец бабочки и мотылька.)

Дровосек: Мотылёк, как же так?

                  Целый день ты летал,

                  И совсем не устал?

Чучело: Расскажи, как ты живёшь?

              Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Собака: Где твой мир? Где твой дом?

              Расскажи обо всём.

Мотылёк: Я живу на лугах и в лесах.

                 Я летаю весь день в голубых небесах.

                 Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

                 Мне еда и питьё – ароматы цветов,

                 Но живу я недолго- не более дня.

                 Будь же добрым со мной и не трогай меня!

(Девочка пытается поймать бабочку, набрасывает платок.)

Бабочка- махаон: Как жаль, что я, Бабочка –махаон, родилась такой красавицей. Все, кому не лень. Ловят меня и моих подружек: Бабочек - аполлона, адмирала, павлиний глаз.

(Девочка отпускает бабочку, герои идут дальше.Звучит мелодия, Девочка подходит к дереву.)

Девочка: Какое красивое дерево! Давайте на коре  нацарапаем наши имена, чтобы все знали, что здесь были мы!

Чучело: Как можно так говорить! На любой ране ,царапине дерева появляются грибы трутовики, которые очень быстро разрушают древесину дерева.

Девочка: Хорошо, что ты мне напомнил о грибах. Давайте их поищем, осенью их много в лесу. Смотрите_ гриб! Кто ты?

Белый гриб (боровик):

            Я стою на ножке толстой.

            Я стою на ножке гладкой.

            Под коричневой шапкой

           С нежной бархатной прокладкой.

    (Дети в зале отгадывают загадки)

Подберёзовик:

            Серенькие шапки

            Рябенькие ножки

           Под берёзой растут

           Как их зовут?

Лисички: Растут в лесу сестрички,

                 Рыжие …(лисички).

Подосиновик:

                 Я в красной шапочке расту

                 Под стройною осиною

                 Меня узнаешь за версту

                 Зовусь я (подосиновик).

Опята:

                 Мы очень дружные ребята

                 На пеньке растём в лесу

                 Называют нас (опята).

Маслёнок:

               Средь молодых сосёнок

               В блестящей тёмной шапочке

               Растёт грибок…(маслёнок).

Сыроежка:

           Люблю я в разных шапках быть

           То в жёлтой, то в  зеленоватой,

           То в красной или сероватой

           Собирай, не мешкай_ эти …(сыроежки.)

Бледная поганка:

           У меня невзрачный вид

           Валанчик на ножке меня не украсил

           Ты не трогай этот гриб

           Учти – я очень ядовитый!

Мухомор: Красивый грибочек на беленькой ножке

                  Я в красненькой шляпке

                 На шляпке- горошки.

Боровик: Я царь грибов_ боровик, Девочка , ты нарушила три правила сбора грибов. Ребята, подскажем девочке правила сбора грибов.

 

Дети: (по очереди).-Грибы надо срезать ножичком, чтобы не повредить грибницу,

    - Почву не поднимать, чтобы не высохла грибница на солнце.

-Ядовитые грибы не губить, они нужны животным. Лоси едят мухоморы. А грибницы поганок питают влагой корни деревьев.

Девочка: Теперь мы все знаем , как вести себя в царстве грибов.

(Дети идут дальше. Звучит музыка).

Девочка: Смотрите, что это за горка? (прокалывает палкой муравейник).

Муравей: Это кто такое сотворил ?

                 Старый муравейник разорил!

                 Муравьишки бедные остались без жилья.

                 Многолетняя работа их пропала зря.

                 Неужели человек не знает ,

                 Что лес без муравейников здоровым не бывает!

Ведь если муравьи не успевают до первого дождя отремонтировать поврежденный купол. Муравейник промокнет и все его жители погибнут.

Девочка: Ну и что ? Какая от вас польза?

Муравей: Мы рыхлим почву, разносим семена растений, уничтожаем  листогрызущих насекомых, а человек из нашей кислоты делает нужный ему муравьиный спирт.

Чучело: Я видел,как дрозд сел на муравейник, крылья растопырил, а муравьи его обрызгивали, и все насекомые на его теле погибли. Так дрозд муравьиные ванны принимает.  

Чучело: Я видел. Как муравьи своей жидкостью тушили брошенные в лесу окурки, спички.

Собачка: Да , из одного дерева можно  сделать миллион спичек, а от одной спички может сгореть миллион деревьев.

Девочка: Муравьи – великие труженики!

             В лесу мурашки –муравьи.

             Живут своим трудом

             У них обычаи  свои

             И муравейник –дом.

            Миролюбивые жильцы

             Без дела не сидят

           С утра на пост бегут бойцы

             А няньки – в детский сад.

            Рабочий муравей спешит

            Тропинкой трудовой

            С утра до вечера шуршит

           В траве и под травой

Разорить муравейник –не труд.

Но вредители лес –сожрут.

Запомни и млад и стар.

 Муравей - лесной санитар.

Будь бережлив и зорок

Мал муравей, да дорог.

Девочка: Ой, смотрите, маленький ёжик! Он , наверное, потерял маму. Давайте возьмём его с собой!

Дровосек: Хоть у меня и нет сердца, но это жестоко. Прийти в гости и утащить из дома хозяина. Не сможет ёж долго прожить у нас , ведь мы не заменим ему маму и такой пищи ,как в лесу ,у нас нет. Его нужно быстрей вернуть  на прежнее место. Мама где-то рядом  затаилась , она обязательно найдёт своего детёныша.

Девочка: А птенцов тоже нельзя брать?

Чучело: Ни птенцов, ни яйца нельзя брать в руки, многие птицы после этого покидают гнёздо.

Девочка: А посмотреть хотя бы гнездо можно?

Собачка Этим ты покажешь гнездо врагам. Ведь птица его  маскирует, прячет.

Девочка: Нор звериных, птичьего гнезда

                 Разорять  не буду никогда

                 Пусть птицам и маленьким зверятам

                 Хорошо живётся с нами рядом.

Голос : Я всё видел и слышал. Я присутствовал рядом с вами.

 Ты, чучело, всегда предлагал умные решения.

Ты, Дровосек, самый добрый, хоть у тебя железное сердце.

А вот ,девочка не всегда поступала правильно, поэтому на планете «Земля»  не  увидишь много животных и растений.

В одной стране жили необыкновенные голуби.

Большими стаями они перелетали с одного места на другое. Поэтому назвали их странствующими. Люди ради вкусного мяса убивали их. И не оставалось ни одного странствующего голубя.

Точно так же  исчезли с лица земли и многие другие животные и растения. И до сих пор на земле каждый день исчезает один вид животных.

Все: (хором) Мы хотим попросить у природы прощение.

Мы не будем  загрязнять водоёмы, будем бережно относиться  к  животному и растительному миру.

Ведущий: Все-все абсолютно на свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без  чудовищ нелепых. И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд. Кто делает мёд и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки. У мышки без кошки плохие делишки.Да, если  мы с кем –то не дружны .Мы всё- таки очень друг другу нужны.

Давайте , люди, дружить друг с другом.

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем , трава с дождём,

 Как дружит солнце со всеми нами,

 Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

 Во всей Вселенной на всех одна.

Что будет без нас она.  

Материал подготовлен:

-Журнал «Начальная школа»  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проекта "Живи, земля, живи"

Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ.  Она включает материал по экологическ...

Экологический праздник ЖИВИ ЗЕМЛЯ.

Экологический праздник Живи Земля, посвящённый Дню Земли - 22 апреля....

Бюллетень "Живи, земля!"

Земля – в твоих рукахСейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты. Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо. Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь....

"Живи Земля"

презентация экологического проекта...

«Живи, Земля, живи!»

Интеллектуальная игра по экологии для учащихся 5-6 классов. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Законы Барри-Коммонера. Экологические правила для детей....

Программа по эковоспитанию учащихся "Живи, Земля!"

Экологическое воспитание в настоящее время выступает в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Поэтому использование в педагогической деятельности ...

Конспект занятия по теме: «Живи, Земля».

Воспитание интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности...