классный час "Авторская песня, или бардовская музыка"
классный час (7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Классный час для уч-ся 7 классов «Авторская песня»
- Начинается мероприятие с показа фрагмента документального фильма о
В. Высоцком – «Мне есть что спеть»
- Добрый день дорогие ребята сегодня вы познакомитесь, а те кто уже знаком вспомнят наиболее известных авторов исполнителей Авторской песни,или Бардовской музыки — песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста и простоту аранжировки.
Песенная поэзия в советскую эпоху оказалась наиболее неподцензурным жанром литературы. Само её возникновение отчасти обусловлено невозможностью существования свободной поэзии в СССР. Купить книгу, не прошедшую цензуру, было нельзя, перепечатать понравившиеся строки – сложно. А вот полюбишшуюся песню можно легко выучить и исполнить под гитару в компании друзей. С распространением же магнитофонов сохранение текста перестало быть проблемой – запись концерта на магнитной плёнке быстро находила своего слушателя.
Барды продолжали традиции русского городского романса, уголовной и дворовой песни, студенческого и туристкого фольклора. Вокруг авторской песни постепенно сложилась целая культура, стержнем которой были так называемые клубы самодеятельной песни. Участники этого движения периодически собирались на неформальные концерты, называвшиеся слётами или фестивалями (чаще всего они проходили летом). Наиболее известный из фестивалей – Грушинский. Первый раз он был проведён в 1968г. в Самаре. Фестиваль назван в честь Iпоэта Валерия грушина, трагически погибшего во время туристического похода.
……………………………………………………………………………………………………….
Наиболее известный исполнитель в этой области Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва, СССР — 25 июля 1980, там же) — советский музыкант, актёр, поэт, автор сотен песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, в ранние годы исполнял блатные песни), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне — всё это и принесло ему широкую популярность.
Буквально недавно 1 канал телевидения посвятил в честь юбилея - 75-летие со дня рождения, и широко транслировал целый день фильмы с участием Влади́мира Семёновича, концерты автора и любителей его творчества.
- Булат Шалович Окуджава (1924 -1997)
Родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.
После, мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету». В 1961 году К.Паустовский повесть писателя «Будь здоров, школяр» включил в альманах «Тарусские страницы». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В.Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название — «Женя, Женечка и Катюша». Тогда же, в 1961 — 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи». В середине и конце 1960-х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского, печатался за границей. Однако все эти поступки, как правило, сходили ему с рук. Может, потому, что, когда надо, он умел каяться, в частности, в ноябре 1972 года напечатав покаянное заявление в «Литгазете». Правда, сам Окуджава уже в 1998 году эту историю интерпретировал по-другому. По его версии, в 1971 году партком Московской писательской организации исключил Окуджаву из партии по требованию одного из секретарей горкома КПСС за частые публикации на Западе и за предисловие какого-то эмигранта, обругавшего нашу партию. Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету» к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать. В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о Михаиле Бестужеве. Потом появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Но все эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки. Сергей Плеханов, к примеру, считал, что Окуджава занялся XIX веком лишь потому, что тривиальность и литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики. Самого Окуджаву буквально взбесила статья В.Бунина в 1979 году в журнале «Москва», не оставившая камня на камне от романа «Путешествия дилетантов». Окуджава в публичных выступлениях утверждал, будто статью «писал не Бунин, а целая бригада. Он только дал своё имя. Это не литературно-критическая статья, а политический донос, написанный по заданию редакции «Москвы». Позже Окуджава добавил, что бунинская статья — «это не критика, а политический бандитизм», цель которого — якобы перевести гнев высокого начальства с романа Пикуля «У последней черты» на Окуджаву.
- Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»
- К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), на рубеже 1970 — 1980 годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) — за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
- Юрий Иосифович Визбор (1934-1984)
Визбор Юрий Иосифович — исполнитель и автор песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист. В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. В том же году написал текст к своей первой песне — Мадагаскар (музыка была заимствована из спектакля С. Образцова «Под шорох твоих ресниц»). С 1950 по 1960 сочинил около 40 песен, в том числе: Бивуак, Над рекой рассвет встает, Путевая, Прощальная, в основе которых лежала походно-туристическая тематика. Часто заимствовал известные мелодии других композиторов. Вместе со Светланой Богдасаровой (автор музыки) написаны песни Парень из Кентукки, Карельский вальс. Первыми песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали Синие горы, Маленький радист, Романтики. В период службы в армии участвует в самодеятельности. Проза и стихотворения Визбора публикуются в армейских газетах. В 1959 пишет фельетон для журнала «Музыкальная жизнь», в котором критикует безвкусие, присущее многим туристическим песням. К началу 60-х годов относится одна из самых известных песен Визбора — Домбайский вальс (Лыжи у печки стоят…), которая обрела большую популярность среди туристов и альпинистов. В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность».
С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Много ездит по стране, встречаясь с представителями различных профессий. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа. Начиная с песни На плато Расвумчорр они издаются на гибких дисках как приложение к журналу. В 1966 по своему сценарию снимает документальную картину «Тува — перекресток времен». С 1970 Юрий Визбор начинает работу в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвует в создании 40 картин, среди них: «Вахта на Каме», «Братск вчера и завтра», «Год 1943» и «Год 1944» (в серии «Наша биография»). По сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Рудольфио», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны». В фильме «Июльский дождь» (1966) исполнил песню Б. Окуджавы (Окуджава Булат) Простите пехоте и собственную — Спокойно, товарищ. Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986—89) имела тираж 250 тыс. экземпляров. Значительное место в творчестве Визбора занимает альпинистская тематика (повесть «Завтрак с видом на Эльбрус», песни Ходики, Сезон удачи, Многоголосье и др). В честь Юрия Визбора названы горные вершины: «Пик барда Визбора» (Алтай) и «Пик Визбора» (Памиро-Алтай). На Памире и в Забайкалье существуют перевалы Визбора. Создал несколько сот песен. В соавторстве с Сергеем Никитиным написаны Милая моя, Полярная звезда, Ночная дорога и др. К последним годам жизни Юрия Визбора относятся многие широко известные песни: Вот уходит наше время, Деньги (Теперь толкуют о деньгах…),.
- Исполняется песня под гитару - «Милая моя, солнышко лесное».
- Олег Митяев (р.1956)
Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня.
Концерты Олега Митяева - всегда приятный сюрприз для публики. Он задушевно и просто общается со зрителями, он непредсказуем, остроумен и лиричен.
В последнее время Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым и записаны альбомы: "Крепитесь, люди! Cкоро лето!", "Лучшие песни" ,"Нелучшие песни", "Небесный калькулятор", "Ни страны, ни погоста" (стихи И.Бродского, муз. Л.Марголина), "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя", "Запах снега", "Романтики больше не будет".
Есть песни, которые сразу нравятся и поются, есть люди, которые сразу привлекают внимание. Таков Олег Митяев. Сценичен и прост, скромен и популярен...
Все туристы и все хорошие компании, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев— это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
- Исполняется песня (можно хором)
Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба — большой и звездноснежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!..
(1979)
Эта песня — один из гимнов бардовского движения, некоторые считают ее вообще единственным гимном.
«Как-то весной на лекции по плаванию я написал песню, в которой были строчки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...», — рассказывает Олег Митяев. — И вот уже больше двадцати лет я пою эту песню на всех концертах. На нее написано много пародий, к ней дописано множество куплетов. В разных городах и в разные годы эту песню переделывают по-своему. Когда трио "Меридиан" записывали ее на пластинку, они пели: «Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись!» Им сказали: «Вы еще матом спойте... Какие у нас могут быть бродяги?» и они спели: «Ты что грустишь, дружище?» Когда эта песня появилась в «Комсомольской правде», уже никто никого не спрашивал, сразу напечатали: «Ты что грустишь, товарищ!»
При всей скромности текста и музыки судьба этой песни... удивительная. Уже через четыре месяца после ее первого исполнения с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Я не верил, тем более что это была моя первая песня, и конечно, не было пределов моей гордости, когда в 1980-м году я слушал ее у нас в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом я случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на нашем вокзале. Я стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель — ее автор. Даже трудно передать, что я тогда пережил...
Как-то выступая в женской колонии, я по привычке стал заканчивать этой песней, и когда дошел до слов: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», я понял, что не везде она подходит...
Я побывал во многих странах... И вот когда мы с проектом «Песни нашего века» прилетели в Тель-Авив, в аэропорту ко мне подошли люди и сказали, что одну мою песню они поют каждый день, когда собираются возле синагоги, что она очень точно отражает идею еврейского народа собраться на обетованной земле. Эта песня: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Она даже переведена на иврит».
Вторая песня Митяева, «Волшебный дом», появилась только через год после первой, когда он шел из родильного дома, - у Олега родился сын.
Олег Григорьевич Митяев родился 19 февраля 1956 года в городе Челябинске. Отец — рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать — домохозяйка. В 1963 году Олег поступил в начальную школу №59, затем в 1967-м— в среднюю школу №55. В 1969 году Олег перешел в среднюю школу № 68.
«Если бы меня в детстве кто-нибудь спросил, кем я хочу стать, то я бы с удовольствием ответил — собаководом, — рассказывает Олег Митяев. — Я тогда не знал, что эта профессия называется кинолог, что мне не помешало приручить всех собак в округе. Я с ними нашел общий язык, всех прикормил. Еще я строил собакам будки, а зимой они меня на лыжах возили по озеру. А когда приезжали отловщики дворняг, то я делал большое тимуровское дело, собирал всех собак и прятал... У меня очень правильные рабоче-крестьянские родители, поэтому дома не было слышно мата и практиковалось уважительное отношение друг к другу. Отец систематически «закладывал», поэтому с детства я знал, что это плохо и не пил до тридцати лет... Хотя меня иногда пороли, например, за выстриженные ромбики на новых занавесках. Я очень благодарен своей маме. Я мог психануть по какому-нибудь поводу, выйти, громко хлопнув дверью, но тут же от нее за это получал. И для меня это оказалось полезно, потому что в дальнейшем я научился держать себя в руках.
По части шпанистости и мордобоя у нас был настоящий бандитский двор. Очень лихие ребята! В дальнейшем кое-кто проявлял свою лихость, став, например, одиннадцатикратным чемпионом мира по хоккею. Это я про Сергея Макарова говорю. Или Сергей Стариков, тоже хоккеист, выросший в нашем дворе. Правда, он был моложе нас, и никто тогда не принимал его всерьез. Некоторые ребята, не менее талантливые, чем Макаров и Стариков, сели в тюрьму.
Я был не очень лихой, но поскольку все ребята были для меня своими, то я их не боялся, и они меня не трогали. К тому же родители за мной тщательно следили, даже юношеские попытки закурить тут же пресекались...
Как выясняется, я крайне замедленного развития человек. Я не был готов даже к программе первого класса — получал только «колы» и «пары». Потом, пройдя через совершенно изнурительные времена, я к восьмому, наверное, классу вышел на «тройки» и «четверки». Так что самой большой радостью в школе для меня были каникулы и перемены.
Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой «восьмерочкой», еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть «Цыганочку», ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже «маленькая звездочка», «большая звездочка», «барре», «Гимн восходящему солнцу» и весь набор тех лет: «От меня до тебя шагать...», «Синий-синий иней...» и т.д. Вообще то, что знают все... Я так долго этим занимаюсь, что кажется, будто я умею играть на гитаре, на самом деле я больше это показываю лицом.
Конечно же, я прошел такие периоды, когда мне впервые показали песни Визбора, Дольского и я выучивал эти кассеты наизусть. Отчетливо помню, что я сначала полюбил три песни на кассете Александра Суханова, потом четыре, а затем и всю кассету выучил наизусть...»
В 1971 году Олег Митяев поступил и в 1975-м закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик («монтаж электрооборудования промпредприятий»). С 1975 по 1977-й — служил в армии. В 1977-м поступил и в 1981 году окончил, причем с отличием, Челябинский институт физкультуры: специальность — тренер по плаванию. С 1981 по 1985-й работал преподавателем в институте, зав. клубом в пансионате «Сосновая Юрка» под Челябинском, во время учебы в институте работал монтажником, художником, дворником и в ансамбле торгового центра города Челябинска.
В 1985 году Олег Митяев был приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. В 1986-м поступил и в 1991-м году закончил ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства).
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф «Два часа с бардами» (Мосфильм), х/ф «Игра с неизвестным» (киностудия им А. Довженко), х/ф «Сафари номер шесть» и «Убийца» (Свердловская киностудия).
Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.
«Из-за любви к песне «Марш монтажников» я в 71-м году поступил и случайно закончил монтажный техникум в родном городе Челябинске, — рассказывает Олег. — Я тогда подумал: «Вот это работа! Вот это жизнь!» Но потом, когда столкнулся с сопроматом, с другими точными науками, загрустил. К тому же ездить на занятия приходилось к восьми утра через весь морозный Челябинск. Но тут я для себя сформулировал' «Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом...». И ходил на занятия, получая какие-то оценки, очень четко при этом понимая, что все это не мое... И еще я увлекся плаванием, даже стал перворазрядником, но тут внезапно наступила армия. Я активно занимался спортом, плавал, и как-то мне обещали, что без армии обойдется. А в итоге получилось так, что вечером я еще тренировался, а утром оказался налысо обритым.
Служить мне выпало в трудном месте, в городе Москве. Я охранял адмирала флота Советского Союза, был матросом, носил морскую форму. Два года службы пролетели впустую. Я ведь тогда не знал, что буду писать песни, иначе во время службы уже стал бы что-нибудь сочинять.
А потом — Институт физкультуры по специализации «плавание». Поразительно, но закончил я его с отличием, у меня не было ни одной четверки, и я получал Ленинскую стипендию. При этом я не так уж блистал знаниями, сколько играл образ знающего человека. Тогда и подумал: «А не актерская ли профессия мне уготована?» Практически все знакомые тогда утверждали, что я учусь не там где надо... Участие в конкурсах художественной самодеятельности и страсть к лицедейству привели меня в театральный институт (ГИТИС), который в 1992-м году я, как ни странно, тоже закончил. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось, так как с 1980 года я сочиняю песни и пою их, где попросят...
С Петей Старцевым мы познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом. Как-то он пришел и говорит: «Скоро будет областной конкурс политпесни. Ты должен написать политическую песню». Я спрашиваю: «Как?» Он говорит: «Очень просто. В первом куплете должно быть про Гражданскую войну, во втором про Отечественную, а в третьем куплете— про сегодняшний день. И еще должен быть яростный припев». Я уединился и за полтора часа все написал. В припеве были такие слова: «А вы, товарищ, что вы лично сделали, чтобы меньше стало смерти на Земле?!!» Репетировали мы эти строчки особенно серьезно и даже зло, так что у самих мурашки по коже бегали.
Когда на областном конкурсе политпесни очередь дошла до нас, мы жахнули: «А вы, товарищ...» Всем очень понравилось...
И когда одна девушка доверительно спросила: «А как удалось написать такую песню?» Я доверительно и честно рассказал: «Пришел Петя и говорит: «Напиши политическую песню». Я говорю: «Как?» И так далее. Тогда девушка стала серьезной и сказала: «А я сразу заметила, что у вас все песни с душком!» А комсомольский вожак спросил: «Вот вы спрашиваете, что сделали, чтоб меньше стало смерти на Земле, а что вы сами-то сделали?» На что я ответил, что мы спросили первые. Началась перепалка, и на конкурсы политпесни нас больше никогда не приглашали...»
Как-то Митяев со своим другом Петей Старцевым показали Булату Окуджаве песню Г. Сильчука «Аксинья» в их исполнении, которая тогда очень нравилась Олегу.
«Песня эта про бойца Первой конной армии, — рассказывает Олег Митяев, — и пели мы ее с этакой лихостью, как будто сами скакали в отряде Буденного. Булат тогда был в Челябинске. Мы пришли к нему в гостиницу и, что называется, «жахнули»:
«С нашей Первой конною
Мы пойдем до конца!»
На что Булат Шалвович сказал: «Куда вы пойдете? Что вы несете?!» А когда он послушал эту песню из зала, то сказал (я уж не помню, кто мне это передал: «Это сладкая какашка!»
А через несколько лет, послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается — значит зреет открытие».
«Я бы не стал разделять творчество на авторскую песню, блатняк, джаз, — говорит Олег Митяев. — Это один мир. А то, что кто-то исполняет мои песни, так я давно говорю: пойте на здоровье. Я спокойно к этому отношусь. Кто их поет и как они прозвучат, это не так уж важно. Главное, что они кому-то нравятся...»
Всенародно известные песни Олега Митяева: «Соседка», «Француженка», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», «Давай с тобой поговорим», «Сестра милосердия», «В осеннем парке», «Авиатор», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», и множество других.
- Исполняется песня - «Лето — это маленькая жизнь»
Посмотри, в каком красивом доме ты живешь,
Я вчера пошел за пивом, прямо обомлел:
Целовал его слепой расплакавшийся дождь,
Извиняясь, что всю зиму гриппом проболел.
Я стоял бы любовался до скончанья дня
Вместе с нашим участковым молча под грибком,
Но в пакетике прозрачном дырка у меня,
И все время утекает пиво из него.
Припев:
Я ушел в апреле, я нашел повод.
Я замерз, укутываясь в твой холод.
И пошел на улицу встречать лето.
Лето — это маленькая жизнь...
Лето — это маленькая жизнь порознь.
Тихо подрастает на щеках поросль,
Дом плывет по лету, а меня нету.
Лето — это маленькая жизнь.
Странно... мы все время были в городе одном,
Ты все там же, в доме на последнем этаже,
А я в различных точках, именующихся дном.
Впрочем, если пить, то нету разницы уже.
Припев:
Я и не заметил, что конец мая,
Что давно повесилась метель злая,
Выпил с участковым и смотрю — лето...
Лето — это маленькая жизнь
Лето — это маленькая жизнь порознь.
Тихо подрастает на щеках поросль,
Дом плывет по лету, а меня нету.
Лето — это маленькая жизнь.
И хотя в окне твоем ночует наша грусть,
Я в мусоропровод бросил два своих ключа,
И к тебе я точно этим летом не вернусь,
Я хожу в кино и в парк культуры по ночам.
Припев:
А ты вернулась с моря, я вчера видел,
Словно прошлой жизни посмотрел видик,
Видик про разлуку, про твое лето.
Лето — то маленькая жизнь.
Жизнь, в которой не было ни дня фальши,
Вряд ли кто-то знает, что дальше.
Только участковый мне кивнет молча...
Лето — это маленькая жизнь.
«Лето — это маленькая, жизнь»
1995
В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска.
В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом «Крепитесь, люди! Скоро лето!». В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа «Ариэль» — это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом «ЖЗЛ» и альбом на стихи И.Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.
На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия".
Олег Митяев: «Писать — для меня значит бездельничать: читать, встречаться с друзьями, подолгу с ними беседовать, иногда выступать... Хотя концертов, откровенно говоря, могло быть и меньше. Но когда собираются полные залы и я знаю, что люди меня ждут, приходится ехать и выступать...»
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт — чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания — от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.
С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).
Олег Митяев: «Мы довольно много выступали в Германии. Немцы приходили и все время глупо улыбались. Я был вынужден так же глупо улыбаться в ответ, независимо от содержания песни. А вот когда я спел несколько песен по-немецки — были сделаны поэтические переводы всех песен, — вот тут я заметил, как у них изменились глаза. Правда, и у меня они, наверно, изменились, потому что я сам перестал понимать, что пою.
В Германии перед концертом продавали компакт-диски и тексты с подстрочным переводом, в Южной Африке перед каждой песней шел перевод на английском языке. Но если бы я пел рок или кантри, меня бы туда не пригласили, потому что им хочется услышать, что поют русские. Национальная публика про Россию мало что знает. Поэтому, конечно, бывает масса недоразумений. Например, немцы не могли понять песню про ненаточенные ножи. Для русского слушателя ясно: у женщины ненаточены ножи, значит, в доме нет мужчины. А немцы меня спрашивают: «Есть же электрическая точилка, можно купить. Почему же эта женщина так страдает? Давайте мы купим ей». А во Франции ошибочно перевели слово «соседка» как «ночной медведь». И французы так серьезно песню воспринимали: Россия, метель, медведь...»
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга «Песни» - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга «Светлое прошлое», составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.
За поэтический сборник «Непраздничные вещи» Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию «Петрополь».
В последние годы в середине февраля в ГКЗ «Россия» проходили традиционные московские концерты Олега Митяева, с 2002 года эти концерты будут проходить тоже в феврале, но уже в Кремлевском Дворце съездов.
«У меня есть такое ощущение, что мне всегда было хорошо, — говорит Олег. — Вот я был подростком, верил в хороших людей. В хорошего Ленина, хорошего Сталина, в хорошего Брежнева. Потом Сталин оказался плохой. Но Ленин-то был хороший, долго был. Потом Ленин оказался тоже плохой... В каждом времени есть свои прелести. И свои радости...
Мне кажется, что я одинаков, не меняюсь. Хотя понимаю, что это не так. Вышел пиратский альбом, называется «Город Челябинск», где записаны песни, которые не вошли ни в один из моих альбомов. Мне было ужасно за них стыдно, я краснел, когда слушал: с каким пафосом я пел двадцать лет назад, какие темы поднимал... В Челябинск каждый год приезжаю с концертами, иногда два раза в год. Если бы я там не появлялся, я бы долго не выдержал... Во сне я летаю над своим старым двором, вдыхаю забытые запахи, слушаю стрекоз и падаю в озеро. Все это отпечаталось в памяти. Думаю, когда буду умирать, буду вспоминать все это...
Самого главного я достиг в момент рождения. Просто жить на белом свете уже само по себе большое счастье. А остальное счастье заключается в умении устранять те мелочи, которые мешают тебе жить...»
По материалам книги С.Истомина и Д.Денисенко "Самые знаменитые барды России", Москва "Вече", 2002
Александр Розембаум - (р. 1951)
- Звучат наиболее известные песни в исполнении автора - «Налетела грусть», «Возвращение в город»
В 80-х гг. среди бардов появился поэт-исполнитель, чьё творчество одновременно стало и запоминающимся явлением в авторской песне, и могло восприниматься как эстрадная музыка. Некоторые его сочинения оказались настолько известны, что сейчас воспринимаются почти как народные («Казачья», «Есаул»). С 90-х гг. Александр Розембаум пишет преимущественно для эстрады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)
Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...
авторская песня "Школьная тропинка" музыка Корнеевой С.В. в исполнении старшей вокальной группы "Нежный возраст" руководитель Корнеева С.В.
Авторская песня...
Песня "Посвящение маме" музыка Корнеевой С.В. в исполнении старшей вокальной группы "Нежный возраст" под руководством Корнеевой С.В.
Авторская песня "Посвящение маме"...
Открытый урок _ Песня-биография народа _ Музыка, 2 класс
Открытый урок по музыке во 2 классе по теме «Песня как зеркало жизни народа» (Роль песни в жизни народа, отражение его культуры)...
Методическая разработка концерта для родителей "Танец и песня в фортепианной музыке"
Данная работа содержит разработку сценария отчётного концерта для родителей, представленного в форме лекции-беседы на тему использования жанров песни и танца в фортепианной музыке...
Презентация к песне "Песня о картинах" музыка Г.Гладкова
Презентация содержит данные о Г.ладкове и А.Кушнере, что такое пейзаж, натюрморт, портрет; кроссворд, текст песни....
Урок музыки Эдвард Григ «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
Урок мизыки в 5 классе...