Азбука досуга
рабочая программа на тему

Полякова Лариса Юрьевна

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    ДОТ МОУ

                                                      Жердевский Дом

                                                            детского творчества

                                              Утверждена:

                                                                Приказ от _______ №______

                                                 Н. Н. Суркова

«Азбука досуга»

(Дополнительная образовательная программа для учащихся младшего школьного возраста. Срок реализации – 1 год.)

Составитель:   воспитатель

                                   Полякова Л. Ю.

       

                     

Жердевка 2009г.  

Краткая информационная справка

Полякова Лариса Юрьевна – воспитатель Жердевской общеобразовательной школы-интернат среднего (полного) общего образования, второй квалификационной категории

Информация о программе:

Программа «Азбука досуга» реализуется с 2009 года.

Тип программы – модифицированная

Направление деятельности – художественно-эстетическое

Уровень усвоения – краткосрочный

Возрастной диапазон – младший школьный возраст

Контактный телефон :  5-15-71

Пояснительная записка.

Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьезных проблем. Необходимо пересмотреть формы и методы работы. Расширить и углубить базовое образование, развить способности и дарование детей, удовлетворить образовательные потребности социума.

Дополнительное образование реализует образовательные функции в форме интеллектуальных, психологических услуг, в условиях свободного времени детей. Дополнительное образование школьников -самостоятельный, самоценный, личностно ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем.

В системе современного дополнительного образования детей весьма значительным звеном продолжает оставаться культурно-досуговая деятельность. Сегодня она строится на основе специально разработанных культурно - досуговых программах, направленных на  удовлетворении потребностей детей в отдыхе, общении. Обычная типовая программа не удовлетворяет потребностям и интересам детей, поэтому необходимо модифицировать существующую программу в соответствии с сегодняшней действительностью и развивающим познавательным интересам детей. Все досуговые программы нацелены не только на наполнение детского досуга социально значимым смыслом, но и на формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени.

Ценность этой программы как раз и состоит в том, что она построена в соответствии с их интересами, природными способностями. Выбор детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широк, не бывает случая, чтобы ребенок не нашел себя и не достиг определенного успеха в том или ином занятии. Уникальность этой программы - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха в том или ином мероприятии.

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей начальных классов

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Основная цель программы: удовлетворить запрос детей. Организация интересного и полезного досуга детей.

Основным видом деятельности в данной программе являются игры, дискуссии, конкурсы, викторины, беседы, тематические вечера. Особое место в программе уделяется творческому развитию ребенка, для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей.

Для реализации цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

Обучающие:

Формирование у детей нравственных качеств, чувства собственного достоинства, формирование представлений об этических нормах поведения.

-приобретение необходимых навыков поведения в конкретных жизненных ситуациях;

-        обучение организации своего свободного времени и умелое его
использование.

Развивающие:

Развитие нравственных и творческих способностей. Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся, принимать личное участие в жизни общества.

Воспитательные:

Воспитание всесторонне развитой личности способной жить в гармонии с обществом, культурой, историей.

  1. воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы другого;
  2. способствовать формированию положительных черт характера личности ребенка.

В предлагаемой программе используются различные виды технологий.

  1. Технология проблемного обучения, которая направлена на развитие познавательного интереса детей с приемами дидактических принципов научности и доступности.
  2. Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов познавательной деятельности учащихся на основе принципа проблемности.
  3. Практическая деятельность направлена на Учебно-познавательный интерес.

Подведение итогов можно организовать с применением игровых технологий. В конце учебного года проводятся викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Они позволяют детям систематизировать пройденный материал.

Составляя данную программу и организуя досуговую познавательную деятельность учащихся, необходимо прежде всего учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения, приобретенный учащимися умения и навыки, использовать наиболее эффективные формы и методы.

1 .Игровая методика.

Игра - особый вид деятельности. Она способствует развитию ребенка:

-приобщает ребенка к миру культуры;

  1. обучает ребенка жизненно важным умениям;
  2. диагностирует социальное развитие ребенка;
  3. оказывает педагогическую помощь ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ними в реальной повседневности;
  4. формирует чувство товарищества и дружбы между детьми, формирует гуманистическую атмосферу.

2.Объяснительно - иллюстративный метод.

Используется наглядный материал (плакаты, видео, звукозаписи, фотографии, картинки).

3.Метод эвристической беседы.

Педагог проводит с учащимися диалог, который позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести учащихся к самостоятельным выводам.

4.Методы анализа и эксперимента.

Проведение анкетирования и заключительной диагностики образовательно-воспитательного процесса.

  1. умение учащимися анализировать полученные знания, умения и навыки в процессе кружковой работы и умелое применение их в практической деятельности;
  2. способность воспитанников к выводам и размышлениям на основе собственного опыта, умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

5.        Метод проблемного обучения.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация, через постановку вопросов решаются проблемные задачи.

6.        Исследовательско - поисковой метод.

С учащимися проводится познавательно - поисковая работа с людьми, литературой при подготовке докладов, сообщений, что позволяет стимулировать творческие способности учащихся.

Формы работы:

Массовые мероприятия и активные формы: КВН, познавательные викторины, встречи за круглым столом, деловые игры, тематические вечера, интеллектуальные игры. В данной форме работы применяются познавательная и занимательная технологии.

Для реализации программы необходимо:

- организовать с детьми не только мероприятия, а творческий поиск, учить их вдумчивому подходу, убеждённости в своих действиях, игровой ситуации при решении той или иной задачи;

- уважать детей и их интересы, воспитывать в них самоуважение, выявлять индивидуальные способности личности;

Помнить, что основной тон, окрашивающий межличностные отношения в коллективе, задаётся педагогом, его педагогическим стилем.

Кроме того, со стороны педагога необходимо:

- планировать свою деятельность с учётом возрастных особенностей детей;

- роль педагога – быть не посторонним наблюдателем, а активным участником всех мероприятий.

Формы контроля:

  -Организация выставок, детских работ

  -Творческие отчёты

  -Фронтальная и индивидуальная беседа

  -Игровые формы контроля

  -Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретённые знания на практике

-Открытое внеклассное мероприятие

По окончании изучения программы учащиеся должны знать:

- Правила техники безопасности

- Историю возникновения игр

- Правила и содержание игр

- Классификацию игр

Учащиеся должны уметь:

- Правильно пользоваться игровыми инструментами и спортивными снарядами

- Создавать авторские проекты

Учебно- тематический план

№№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Экскурсии

18

3

Цикл бесед

16

4

Игры

42

5

Конкурсы

26

6

Тематические мероприятия

20

7

Викторины

8

8

Изготовление поделок

12

Общее количество часов

144

Содержание программы

№№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Формы и методы

1

Вводное занятие

2

лекция

2

Поле чудес на тему «Осень»

2

игра

3

Подвижные игры на площадке (разучивание игр)

2

игра

4

Весёлые старты

Разучивание считалок-физкультминуток

2

конкурс

5

Прогулка в школьный сад

Конкурс рисунков «Красивый листок осени»

2

экскурсия

6

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

2

экскурсия

7

Конкурс «Кто дальше прыгнет»

2

конкурс

8

Изготовление поделок «Природа и фантазия»

4

Изготовление поделок

9

Беседа «Погода и мы»

2

беседа


10

Игра-путешествие «Джунгли»

2

игра

11

Экскурсия по теме «Тучкины штучки»

2

экскурсия

12

Спортивная игра «Зов джунглей»

2

игра

13

Беседа «Будь здоров!»

2

беседа

14

Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров»

2

конкурс

15

«Собирайся детвора, начинается игра»

2

игра

16

Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

2

игра

17

Игра «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения»

2

игра

18

Конкурс рисунков «Спорт, как я к нему отношусь»

2

конкурс

19

Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям Михалкова)

4

Тематическое мероприятие

20

Игра «Поле чудес» по теме «Растения нашего края»

2

игра

21

Экскурсия в библиотеку «По страницам детских иллюстрированных журналов»

2

экскурсия

22

Беседа «Чем и кем славен мой город»

2

беседа

23

По страницам Красной книги

2

беседа

24

Конкурс причёсок

2

конкурс

25

«Волшебный лабиринт»

2

игра


26

«Улыбка и смех приятны для всех»

4

Тематическое мероприятие

27

Беседа «Семья – ячейка общества»

2

беседа

28

Мероприятие «Земля – наш дом, но мы не одни в нём живём»

4

Тематическое мероприятие

29

«Счастливый случай»

2

игра

30

«Звёздный час»

2

игра

31

Конкурс стихов на тему «Зимушка-зима»

2

конкурс

32

Мастерская Деда мороза

6

Изготовление поделок

33

Лепка фигур из снега

Конкурс «Меткий стрелок»

2

конкурс

34

Игра «Что? Где?  Когда?»

2

игра

35

Поле чудес на тему «Сказки Пушкина»

2

игра

36

Конкурс «Смекай, считай, отгадывай»

2

конкурс

37

Игра «счастливый случай»

2

игра

38

Конкурс работ из пластилина и природного материала

2

Изготовление поделок

39

Конкурс « Рыцарский турнир»

4

конкурс

40

В гостях у огородничка и лесовичка

4

Тематическое мероприятие

41

Эстафета на воздухе «Быстрые, смелые, умелые»

2

конкурс

42

Экскурсия (наблюдение за жизнью птиц)

Загадки о птицах

2

экскурсия

43

«Крестики-нолики»

2

игра

44

«Интересные факты из газет и журналов о моём городе»

2

беседа

45

Беседа «Дружба крепкая…»

2

беседа

46

Викторина «Весёлый светефор»

2

викторина

47

Экскурсия в Жердевскую библиотеку ПМК

2

экскурсия

48

Игра «Морские командные учения»

2

игра

49

КВН «Под шапкой-невидимкой»

2

игра

50

Краеведческая викторина «Край, где ты живёшь»

2

викторина

51

Викторина «Мы крутим глобус»

2

викторина

52

«Хлеб всему голова»

2

Тематическое мероприятие

53

Игра-соревнование «Кто сильнее всех»

2

игра

54

Игра «Дерево загадок»

2

игра

55

Конкурс стихов и рисунков о Родине

2

конкурс

56

«День Земли» беседы, конкурс рисунков

2

конкурс

57

Экскурсия «Весна! Весна! И все ей рады!»

2

экскурсия

58

Игра «Оранжевая лихорадка»

2

игра

59

Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

2

викторина

60

Экскурсия в районный краеведческий музей

2

экскурсия

61

Беседа «Сила и красота»

2

беседа

62

Поле чудес на тему «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

2

игра

63

Поход в лес «За здоровьем в лес»

4

экскурсия

Методическое обеспечение программы

Наименование раздела, темы

Форма занятий

Методы, методические приёмы, дидактический материал, техническое оснащение.

Введение

Учебное занятие

Наглядный метод, демонстрация рисунков. Таблицы, компьютер.

Экскурсии

Практическая работа

Репродуктивный метод, запоминание готовой информации, демонстрация необходимого наглядного материала, ответы на вопросы.

Цикл бесед

Учебное занятие

Словесный метод: объяснение, беседа.

Теоретическая часть

Сообщение новых знаний

Наглядный метод, репродуктивный метод.

Практическая часть

Практическая работа

Наглядный метод, игровая методика

Развитие творческих и физических способностей

Учебное занятие.

Практическая работа

Словесный метод, объяснения, наглядный метод, демонстрация материала, наглядные пособия.

Творческий отчёт

Организация выставки

Наглядный метод, репродуктивный метод.

Литература

-   Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе», Москва, 2007г.

-   Видякин М.В. «Праздники и мероприятия в школе»

-   Клянова Е. «Мальчишки-девчёнки»

-   Козленко С. И. «Государственная символика России»

-   Кочурова С. «Большой сюрприз для классной компании»

-   Кугач А., Турыгина С. «Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы», Ярославль, 2004г.

-   Михайлова М.А. «Народные праздники, игры и развлечения»

-   Морозова Л.П. « Классные часы»

-   Пашнина В. «Сказка в гости к нам идёт»

-   Пешкова И.В., Шкитырь Н.А., Яковлева Н.А. «Праздники в школе»

-   Степанов Е.Н. «Классному руководителю о классном часе», Москва, 2002г.

-   Фимененко Е. «Нескучные каникулы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

Сценарий досуга «Дорожная азбука»

Разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста...

"Азбука дорожного движения" - Сценарий игрового досуга

Досуг проводится с детьми старшего возраста для формирования и закреплению представлений безопасности дорожного движения по улицам и дорогам....

Логопедический досуг "Витаминная азбука"

Цель: воспитание здорового образа жизни. Задачи: • развитие всех компонентов речи; • расширение знаний об овощах и фруктах; • создание благоприятного эмоционального состояния. ...

Логопедический досуг "Витаминная азбука"

Цель: воспитание здорового образа жизни. Задачи: • развитие всех компонентов речи; • расширение знаний об овощах и фруктах; • создание благоприятного эмоционального состояния. ...

Логопедический досуг "Витаминная азбука"

Цель: воспитание здорового образа жизни. Задачи: • развитие всех компонентов речи; • расширение знаний об овощах и фруктах; • создание благоприятного эмоционального состояния...

Метапредметный урок "Досуг. Почему спрос на досуг ниже, чем предложения? Die Muße. Das Freizeitangebot übersteigt die Nachfrage. Warum passiert es so?"

Учебник:  Немецкий язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова и др.]Тип урока: урок комплексного применения предметных и метапред...