Азбука досуга
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ДОТ МОУ
Жердевский Дом
детского творчества
Утверждена:
Приказ от _______ №______
Н. Н. Суркова
«Азбука досуга»
(Дополнительная образовательная программа для учащихся младшего школьного возраста. Срок реализации – 1 год.)
Составитель: воспитатель
Полякова Л. Ю.
Жердевка 2009г.
Краткая информационная справка
Полякова Лариса Юрьевна – воспитатель Жердевской общеобразовательной школы-интернат среднего (полного) общего образования, второй квалификационной категории
Информация о программе:
Программа «Азбука досуга» реализуется с 2009 года.
Тип программы – модифицированная
Направление деятельности – художественно-эстетическое
Уровень усвоения – краткосрочный
Возрастной диапазон – младший школьный возраст
Контактный телефон : 5-15-71
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьезных проблем. Необходимо пересмотреть формы и методы работы. Расширить и углубить базовое образование, развить способности и дарование детей, удовлетворить образовательные потребности социума.
Дополнительное образование реализует образовательные функции в форме интеллектуальных, психологических услуг, в условиях свободного времени детей. Дополнительное образование школьников -самостоятельный, самоценный, личностно ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем.
В системе современного дополнительного образования детей весьма значительным звеном продолжает оставаться культурно-досуговая деятельность. Сегодня она строится на основе специально разработанных культурно - досуговых программах, направленных на удовлетворении потребностей детей в отдыхе, общении. Обычная типовая программа не удовлетворяет потребностям и интересам детей, поэтому необходимо модифицировать существующую программу в соответствии с сегодняшней действительностью и развивающим познавательным интересам детей. Все досуговые программы нацелены не только на наполнение детского досуга социально значимым смыслом, но и на формирование у детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени.
Ценность этой программы как раз и состоит в том, что она построена в соответствии с их интересами, природными способностями. Выбор детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широк, не бывает случая, чтобы ребенок не нашел себя и не достиг определенного успеха в том или ином занятии. Уникальность этой программы - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха в том или ином мероприятии.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей начальных классов
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Основная цель программы: удовлетворить запрос детей. Организация интересного и полезного досуга детей.
Основным видом деятельности в данной программе являются игры, дискуссии, конкурсы, викторины, беседы, тематические вечера. Особое место в программе уделяется творческому развитию ребенка, для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей.
Для реализации цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Обучающие:
Формирование у детей нравственных качеств, чувства собственного достоинства, формирование представлений об этических нормах поведения.
-приобретение необходимых навыков поведения в конкретных жизненных ситуациях;
- обучение организации своего свободного времени и умелое его
использование.
Развивающие:
Развитие нравственных и творческих способностей. Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся, принимать личное участие в жизни общества.
Воспитательные:
Воспитание всесторонне развитой личности способной жить в гармонии с обществом, культурой, историей.
- воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы другого;
- способствовать формированию положительных черт характера личности ребенка.
В предлагаемой программе используются различные виды технологий.
- Технология проблемного обучения, которая направлена на развитие познавательного интереса детей с приемами дидактических принципов научности и доступности.
- Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов познавательной деятельности учащихся на основе принципа проблемности.
- Практическая деятельность направлена на Учебно-познавательный интерес.
Подведение итогов можно организовать с применением игровых технологий. В конце учебного года проводятся викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Они позволяют детям систематизировать пройденный материал.
Составляя данную программу и организуя досуговую познавательную деятельность учащихся, необходимо прежде всего учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения, приобретенный учащимися умения и навыки, использовать наиболее эффективные формы и методы.
1 .Игровая методика.
Игра - особый вид деятельности. Она способствует развитию ребенка:
-приобщает ребенка к миру культуры;
- обучает ребенка жизненно важным умениям;
- диагностирует социальное развитие ребенка;
- оказывает педагогическую помощь ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ними в реальной повседневности;
- формирует чувство товарищества и дружбы между детьми, формирует гуманистическую атмосферу.
2.Объяснительно - иллюстративный метод.
Используется наглядный материал (плакаты, видео, звукозаписи, фотографии, картинки).
3.Метод эвристической беседы.
Педагог проводит с учащимися диалог, который позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести учащихся к самостоятельным выводам.
4.Методы анализа и эксперимента.
Проведение анкетирования и заключительной диагностики образовательно-воспитательного процесса.
- умение учащимися анализировать полученные знания, умения и навыки в процессе кружковой работы и умелое применение их в практической деятельности;
- способность воспитанников к выводам и размышлениям на основе собственного опыта, умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
5. Метод проблемного обучения.
Перед учащимися ставится проблемная ситуация, через постановку вопросов решаются проблемные задачи.
6. Исследовательско - поисковой метод.
С учащимися проводится познавательно - поисковая работа с людьми, литературой при подготовке докладов, сообщений, что позволяет стимулировать творческие способности учащихся.
Формы работы:
Массовые мероприятия и активные формы: КВН, познавательные викторины, встречи за круглым столом, деловые игры, тематические вечера, интеллектуальные игры. В данной форме работы применяются познавательная и занимательная технологии.
Для реализации программы необходимо:
- организовать с детьми не только мероприятия, а творческий поиск, учить их вдумчивому подходу, убеждённости в своих действиях, игровой ситуации при решении той или иной задачи;
- уважать детей и их интересы, воспитывать в них самоуважение, выявлять индивидуальные способности личности;
Помнить, что основной тон, окрашивающий межличностные отношения в коллективе, задаётся педагогом, его педагогическим стилем.
Кроме того, со стороны педагога необходимо:
- планировать свою деятельность с учётом возрастных особенностей детей;
- роль педагога – быть не посторонним наблюдателем, а активным участником всех мероприятий.
Формы контроля:
-Организация выставок, детских работ
-Творческие отчёты
-Фронтальная и индивидуальная беседа
-Игровые формы контроля
-Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретённые знания на практике
-Открытое внеклассное мероприятие
По окончании изучения программы учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности
- Историю возникновения игр
- Правила и содержание игр
- Классификацию игр
Учащиеся должны уметь:
- Правильно пользоваться игровыми инструментами и спортивными снарядами
- Создавать авторские проекты
Учебно- тематический план
№№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Экскурсии | 18 |
3 | Цикл бесед | 16 |
4 | Игры | 42 |
5 | Конкурсы | 26 |
6 | Тематические мероприятия | 20 |
7 | Викторины | 8 |
8 | Изготовление поделок | 12 |
Общее количество часов | 144 |
Содержание программы
№№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Формы и методы |
1 | Вводное занятие | 2 | лекция |
2 | Поле чудес на тему «Осень» | 2 | игра |
3 | Подвижные игры на площадке (разучивание игр) | 2 | игра |
4 | Весёлые старты Разучивание считалок-физкультминуток | 2 | конкурс |
5 | Прогулка в школьный сад Конкурс рисунков «Красивый листок осени» | 2 | экскурсия |
6 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | 2 | экскурсия |
7 | Конкурс «Кто дальше прыгнет» | 2 | конкурс |
8 | Изготовление поделок «Природа и фантазия» | 4 | Изготовление поделок |
9 | Беседа «Погода и мы» | 2 | беседа |
10 | Игра-путешествие «Джунгли» | 2 | игра |
11 | Экскурсия по теме «Тучкины штучки» | 2 | экскурсия |
12 | Спортивная игра «Зов джунглей» | 2 | игра |
13 | Беседа «Будь здоров!» | 2 | беседа |
14 | Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров» | 2 | конкурс |
15 | «Собирайся детвора, начинается игра» | 2 | игра |
16 | Игра «Путешествие по морю любимых занятий» | 2 | игра |
17 | Игра «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения» | 2 | игра |
18 | Конкурс рисунков «Спорт, как я к нему отношусь» | 2 | конкурс |
19 | Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям Михалкова) | 4 | Тематическое мероприятие |
20 | Игра «Поле чудес» по теме «Растения нашего края» | 2 | игра |
21 | Экскурсия в библиотеку «По страницам детских иллюстрированных журналов» | 2 | экскурсия |
22 | Беседа «Чем и кем славен мой город» | 2 | беседа |
23 | По страницам Красной книги | 2 | беседа |
24 | Конкурс причёсок | 2 | конкурс |
25 | «Волшебный лабиринт» | 2 | игра |
26 | «Улыбка и смех приятны для всех» | 4 | Тематическое мероприятие |
27 | Беседа «Семья – ячейка общества» | 2 | беседа |
28 | Мероприятие «Земля – наш дом, но мы не одни в нём живём» | 4 | Тематическое мероприятие |
29 | «Счастливый случай» | 2 | игра |
30 | «Звёздный час» | 2 | игра |
31 | Конкурс стихов на тему «Зимушка-зима» | 2 | конкурс |
32 | Мастерская Деда мороза | 6 | Изготовление поделок |
33 | Лепка фигур из снега Конкурс «Меткий стрелок» | 2 | конкурс |
34 | Игра «Что? Где? Когда?» | 2 | игра |
35 | Поле чудес на тему «Сказки Пушкина» | 2 | игра |
36 | Конкурс «Смекай, считай, отгадывай» | 2 | конкурс |
37 | Игра «счастливый случай» | 2 | игра |
38 | Конкурс работ из пластилина и природного материала | 2 | Изготовление поделок |
39 | Конкурс « Рыцарский турнир» | 4 | конкурс |
40 | В гостях у огородничка и лесовичка | 4 | Тематическое мероприятие |
41 | Эстафета на воздухе «Быстрые, смелые, умелые» | 2 | конкурс |
42 | Экскурсия (наблюдение за жизнью птиц) Загадки о птицах | 2 | экскурсия |
43 | «Крестики-нолики» | 2 | игра |
44 | «Интересные факты из газет и журналов о моём городе» | 2 | беседа |
45 | Беседа «Дружба крепкая…» | 2 | беседа |
46 | Викторина «Весёлый светефор» | 2 | викторина |
47 | Экскурсия в Жердевскую библиотеку ПМК | 2 | экскурсия |
48 | Игра «Морские командные учения» | 2 | игра |
49 | КВН «Под шапкой-невидимкой» | 2 | игра |
50 | Краеведческая викторина «Край, где ты живёшь» | 2 | викторина |
51 | Викторина «Мы крутим глобус» | 2 | викторина |
52 | «Хлеб всему голова» | 2 | Тематическое мероприятие |
53 | Игра-соревнование «Кто сильнее всех» | 2 | игра |
54 | Игра «Дерево загадок» | 2 | игра |
55 | Конкурс стихов и рисунков о Родине | 2 | конкурс |
56 | «День Земли» беседы, конкурс рисунков | 2 | конкурс |
57 | Экскурсия «Весна! Весна! И все ей рады!» | 2 | экскурсия |
58 | Игра «Оранжевая лихорадка» | 2 | игра |
59 | Викторина «Растительный и животный мир земного шара» | 2 | викторина |
60 | Экскурсия в районный краеведческий музей | 2 | экскурсия |
61 | Беседа «Сила и красота» | 2 | беседа |
62 | Поле чудес на тему «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» | 2 | игра |
63 | Поход в лес «За здоровьем в лес» | 4 | экскурсия |
Методическое обеспечение программы
Наименование раздела, темы | Форма занятий | Методы, методические приёмы, дидактический материал, техническое оснащение. |
Введение | Учебное занятие | Наглядный метод, демонстрация рисунков. Таблицы, компьютер. |
Экскурсии | Практическая работа | Репродуктивный метод, запоминание готовой информации, демонстрация необходимого наглядного материала, ответы на вопросы. |
Цикл бесед | Учебное занятие | Словесный метод: объяснение, беседа. |
Теоретическая часть | Сообщение новых знаний | Наглядный метод, репродуктивный метод. |
Практическая часть | Практическая работа | Наглядный метод, игровая методика |
Развитие творческих и физических способностей | Учебное занятие. Практическая работа | Словесный метод, объяснения, наглядный метод, демонстрация материала, наглядные пособия. |
Творческий отчёт | Организация выставки | Наглядный метод, репродуктивный метод. |
Литература
- Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе», Москва, 2007г.
- Видякин М.В. «Праздники и мероприятия в школе»
- Клянова Е. «Мальчишки-девчёнки»
- Козленко С. И. «Государственная символика России»
- Кочурова С. «Большой сюрприз для классной компании»
- Кугач А., Турыгина С. «Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы», Ярославль, 2004г.
- Михайлова М.А. «Народные праздники, игры и развлечения»
- Морозова Л.П. « Классные часы»
- Пашнина В. «Сказка в гости к нам идёт»
- Пешкова И.В., Шкитырь Н.А., Яковлева Н.А. «Праздники в школе»
- Степанов Е.Н. «Классному руководителю о классном часе», Москва, 2002г.
- Фимененко Е. «Нескучные каникулы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
Сценарий досуга «Дорожная азбука»
Разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста...
"Азбука дорожного движения" - Сценарий игрового досуга
Досуг проводится с детьми старшего возраста для формирования и закреплению представлений безопасности дорожного движения по улицам и дорогам....
Логопедический досуг "Витаминная азбука"
Цель: воспитание здорового образа жизни. Задачи: • развитие всех компонентов речи; • расширение знаний об овощах и фруктах; • создание благоприятного эмоционального состояния. ...
Логопедический досуг "Витаминная азбука"
Цель: воспитание здорового образа жизни. Задачи: • развитие всех компонентов речи; • расширение знаний об овощах и фруктах; • создание благоприятного эмоционального состояния. ...
Логопедический досуг "Витаминная азбука"
Цель: воспитание здорового образа жизни. Задачи: • развитие всех компонентов речи; • расширение знаний об овощах и фруктах; • создание благоприятного эмоционального состояния...
Метапредметный урок "Досуг. Почему спрос на досуг ниже, чем предложения? Die Muße. Das Freizeitangebot übersteigt die Nachfrage. Warum passiert es so?"
Учебник: Немецкий язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова и др.]Тип урока: урок комплексного применения предметных и метапред...