Театрализация праздника, посвящённого Дню гимназиста. Методические рекомендации.
методическая разработка по теме
Рекомендации содержат методику театрализации
традиционного праздника гимназии.
В основу положен многолетний опыт организации и проведения воспитательного мероприятия в гимназии №1 г. Балаково.
Адресованы педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам и заместителям директора по воспитательной работе гимназий и других общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 14.61 КБ |
rabota.docx | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №1» Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА,
ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ ГИМНАЗИСТА
Методические рекомендации
Балаково
2013
Рекомендации содержат методику театрализации
традиционного праздника гимназии.
В основу положен многолетний опыт организации и проведения воспитательного мероприятия в гимназии №1 г. Балаково.
Адресованы педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, методистам и заместителям директора по воспитательной работе гимназий и других общеобразовательных учреждений.
Разработал
Отставнов Дмитрий Витальевич,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия №1
города Балаково Саратовской области
Предварительный просмотр:
Гимназия №1 города Балаково славится успехами в воспитательной работе. Годовой цикл традиционных внеклассных мероприятий гимназии – неотъемлемая составная часть концепции эффективного воспитательного процесса. Поэтому, вопросам подготовки и проведения этих мероприятий, главное из которых – День гимназиста, уделяется особое внимание.
Кульминацией Дня гимназиста является праздник с участием всего коллектива гимназии. Очень важно, чтобы каждый праздник стал для гимназистов, педагогов и родителей ярким, неповторимым и незабываемым событием. Решать эту задачу помогает театрализация - прием для создания уникального художественного сценического образа праздника.
Методические рекомендации помогут совершенствовать организацию и проведение подобных праздников.
Театрализация даст возможность более глубоко и доходчиво раскрыть содержание праздника, усилить его восприятие и эмоциональное воздействие. Театрализация создаст условия для наиболее яркого выражения ведущей идеи воспитательного мероприятия.
В методической литературе и в ресурсах Интернета представлено много вариантов традиционных праздников гимназий и лицеев. Но в основном это - похожие друг на друга сценарии церемоний посвящения в гимназисты, в лицеисты, в первоклассники с включением концертных номеров. В большинстве случаев, сценарий традиционного для учреждения праздника на протяжении многих лет не меняется или претерпевает незначительные изменения. Это снижает эффективность воспитательного мероприятия. Особенность данной методической разработки заключается в том, что рекомендации составлены на основе успешного многолетнего опыта организации и проведения театрализованного праздника, посвящённого Дню гимназиста:
- 1997 г. «Прекрасен наш союз!»,
- 1998 г. «Отличники»,
- 1999 г. «Великий преобразователь»,
- 2000 г. «Лукоморье»,
- 2001 г. «Театр школьных лет»,
- 2002 г. «О вы, которых ожидает Отечество!»,
- 2003 г. «Десять лет под созвездием Девы»,
- 2004 г. «Мы – творцы, люди искусства!»,
- 2005 г. «Море знаний»,
- 2006 г. «Время»,
- 2007 г. «Путешествие»,
- 2008 г. «Вся жизнь – игра!»,
- 2009 г. «Противоположности и контрасты»,
- 2010 г. «Классика и современность»,
- 2011 г. «Мы гордимся, что мы россияне!»,
- 2012 г. «Формула успеха».
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРАЗДНИКА
Работа над праздником осуществляется по этапам:
- Анализ возможностей и условий.
- Выбор темы.
- Образная задумка праздника.
- Разработка примерного сценарного плана.
- Обсуждение темы и формы выступления с коллективами классов.
- Работа над сценарием.
- Формирование составных элементов театрализованного действия.
- Репетиции.
- Праздник.
- Анализ мероприятия.
Этап 1.
В основе театрализации лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств. От финансовых и технических возможностей зависит выбор материальных элементов театрализации и их качественные показатели. Изготовление костюмов, декораций, запись оригинальных фонограмм, приобретение расходных материалов – всё это требует материальных затрат. Имеющиеся технические возможности определяют технологии использования таких средств сильного эмоционального воздействия на аудиторию как звук, свет, видео, пиротехника. К условиям, прежде всего, необходимо отнести заинтересованность и готовность коллектива к реализации проекта. Только в условиях творческого сотрудничества можно реализовать все креативные идеи! При этом наличие в команде педагогов, способных решать специфические творческие задачи, просто необходимо. К ним, в первую очередь, относятся педагоги дополнительного образования.
Всё это необходимо учесть, приступая к образной задумке будущего праздника.
Этап 2.
С помощью выразительных театральных средств, с разных сторон будет освещаться тема мероприятия. Иначе говоря, содержание каждого эпизода, так или иначе выраженное исполнителями, будет работать на одну общую для них тему и идею - тему и идею праздника.
Оригинальная тема является залогом уникальности праздника! Поэтому, определение тематической основы будущего сценария выполняется с особой тщательностью. Необходимо:
- подметить и обсудить реальный жизненный факт или событие, которое волнует многих и может стать основой для разработки темы сценария;
- откликнуться на «социальный заказ» общества;
- изучить поставленные педагогические задачи.
Например. Праздник, посвящённый Дню гимназиста 2012 года, прошёл
в МАОУ Гимназия № 1 города Балаково под названием «Формула успеха». Тему определила стратегия воспитательной работы коллектива гимназии 2012 – 2013 учебного года, направленная на формирование мотивации к успешной деятельности.
Этап 3.
Творческий процесс стартует с образной задумки, видения будущего праздника, с поиска образно-художественного замысла.
Поиск режиссерского замысла начинается с изучения результатов анализа всех предлагаемых обстоятельств будущего праздника: темы (сбора и изучения документов, фактов, литературы и других материалов, связанных с темой); условий и возможностей практического осуществления праздника (наличия творческих сил, особенностей сценической площадки, технических, финансовых возможностей и т.п.). В результате возникает не только образное видение художественного замысла, но и определяется путь его реализации.
В театрализации праздника режиссерский, а не драматургический, замысел является первичным. Вернее, режиссерский замысел праздника является и замыслом драматургическим. Именно он подсказывает пути драматургического решения сценария, подсказывает и определяет построение его действенной линии.
Осмысление выбранной темы на уровне замысла поможет правильно сформулировать главную мысль, которую будет нести праздник и которую зритель должен понять. После этого необходимо отобрать из всего многообразия материалов, связанных с темой праздника то, что наиболее точно и ярко её выражает. Решающую роль в выборе того, какими художественными средствами будут выражены тема и идея, играет образное решение праздника - замысел и форма его воплощения. Форма воплощения характеризуется формой постановки, композицией, сюжетным ходом, сценографией праздника и характером выразительных средств, которыми будет пользоваться режиссер.
Образно-художественный замысел праздника «Формула успеха» был следующим. Волшебник, герой театрализованного представления, рассуждает об успехе и пытается выяснить, из каких слагаемых можно составить формулу успешности. В поиске ему помогают участники праздника – коллективы классов. Гимназисты открывают свои секреты успеха. Радостью первого успеха делятся участники ритуала
посвящения в гимназисты. В результате борьбы взглядов и признания идей, в противоречиях и согласии рождается формула успеха гимназиста.
Этап 4.
На основе замысла необходимо разработать примерный сценарный план праздника.
Сценарный план - это набросок будущего сценария, в котором кратко описаны основные составные элементы действия, в той последовательности, в которой действие будет происходить. Эта структура используется как «маршрутный лист», указывающий направления дальнейшей творческой деятельности.
Сценарный план праздника «Формула успеха».
- Организационный момент.
- Встреча и размещение в актовом зале участников и гостей.
- Видео «Обратный отсчёт».
- Пролог.
- Видео «Мгновения успеха».
- Вокально-хореографическая композиция «Магия успеха».
- Тематический блок «Слагаемые формулы успеха».
- Ведущие. Конферанс.
- Выступление коллектива класса.
- Тематический блок «Мечта»
- Видео «Полёты в облаках».
- Вокально-хореографическая композиция «Мечты сбываются».
- Ведущие. Конферанс.
- Выступление коллектива класса.
- Тематический блок «Путь к успеху».
- Видео «Через тернии к успеху!».
- Вокально-хореографическая композиция
«Манит свет далёких звёзд».
- Ведущие. Конферанс.
- Выступление коллектива класса.
- Тематический блок «Такой разный успех».
- Вокально-хореографическая композиция «Блеск и мишура».
- Ведущие. Конферанс.
- Выступление Совы Учёной – символа гимназии.
- Ритуал посвящения в гимназисты.
- Выступление директора гимназии и гостей праздника.
- Вручение визитных карточек.
- Исполнение гимна гимназии.
- Эпилог.
- Ведущие. Конферанс.
- Вокально-хореографическая композиция «За Звезду - полжизни!».
- Видео «Формула успеха».
Этап 5.
В празднике, посвящённом Дню гимназиста, принимают участие все классные коллективы МАОУ Гимназия №1 города Балаково. Эта хорошая традиция помогает решать актуальную задачу всестороннего развития личности обучающихся. В атмосфере коллективного творчества, познания и эмоциональных переживаний возникают представления ребят о мире, о себе, о своих друзьях, развиваются новые потребности, формируются социальные установки.
Залогом успеха театрализованного праздника является удачно найденный драматургический ход - единый образный прием, на который «нанизываются» все эпизоды сценария. Очень важно, чтобы выступления классов не разрывали сюжетную нить, а органично вплетались в сценарий, тем самым став частью художественного сценического образа праздника. Для этого с коллективами классов необходимо провести обсуждение темы праздника и формы выступления, гимназистам и классным руководителям объяснить главную идею мероприятия. В помощь рекомендуется дать методический материал, содержащий общую информацию о предстоящем празднике, регламент, творческие идеи, возможные темы выступления классов. Например, при подготовке к празднику «Формула успеха» коллективам классов предлагалось подготовить выступления по темам:
- «Наша формула успеха»,
- «Сложная формула простых слагаемых»,
- «Идём к Успеху! Наши приоритетные задачи»,
- «Наши шансы на Успех»,
- «Успешный ученик – успешный учитель – успешная школа»,
- «Успешная школа глазами гимназистов»,
- «Успешный педагог глазами гимназистов»,
- «Успешный ученик глазами гимназистов»,
- «Успешный класс в успешной школе»,
- «Успешная школа – успешное будущее»,
- «Выпускник гимназии – успешная личность».
Кроме того, классным руководителям целесообразно провести классный час, на котором будет рассмотрена тема праздника. А участие в других мероприятиях, приуроченных к праздничному дню, станет дополнительным фактором, влияющим на принятие концепции праздника.
Этап 6.
В ходе подготовительной работы с коллективами классов корректируется сценарный план. На его основе пишется сценарий праздника. Он представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.
Важно помнить отличительные черты театрализованного представления.
Во-первых, вся «жизненная», документальная часть содержания праздника должна осуществляться в художественной форме, не представляться в виде нотаций, поучений, отчетов или перечисления фактов и событий. Во-вторых, в сценарии необходимо осуществить синтез различных видов искусств, а также объединить документальный и художественный материал с целью наиболее эмоционального воздействия на зрителей. В-третьих, исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями: уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.
В четвертых, актер в театрализованном представлении должен уметь сыграть не только одну «сквозную» роль, но и «трансформироваться» по ходу действия для создания нескольких образов.
Итак, содержательный материал сценария несёт в себе документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика праздников имеет ярко выраженную социальную окраску. Поэтому сценарий праздника необходимо рассматривать как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников.
Было уже сказано, что исходным материалом при сочинении сценария является режиссерский замысел праздника. Созданный таким путем сценарий наделен немаловажным достоинством - в нём воедино слиты и драматургия, и ее режиссерско-постановочное решение. Поэтому в данных рекомендациях не будут во всей полноте освещены вопросы, относящиеся к сценарному, драматургическому мастерству. Для этого существует специальная литература. Рассмотрим лишь некоторых особенности драматургии театрализованного тематического праздника, непосредственно влияющие на постановочную работу режиссера.
- Организатору праздника необходимо владеть приемами монтажа, хорошо знать его принципы, поскольку монтаж - один из основных, способов синтеза смысловых и действенных элементов театрализованного праздника.
- Главным действующим лицом театрализованного тематического праздника является не герой, личность, а народ. Именно народ является основной действующей силой, главным героем театрализованного представления. Народ как коллектив многообразных личностей, наделенный единой волей, желанием, целью. Исходя из этой особенности драматургии, сценарист не ставит своей задачей психологически разработать и выявить характеры отдельных личностей, а стремится выразить поступки героя концерта - народа, прибегая к таким выразительным средствам, как символ, аллегория, плакат - средствам, ведущим к обобщению.
- В драматургии массовых форм театра, в частности, театрализованных тематических праздников, мы большей частью имеем дело не с конфликтом, а с драматической ситуацией, коллизией, которая, выражается чаще всего ассоциативным, драматургическим ходом. Именно драматургический сюжетный ход, связанный с темой и идеей праздника, позволяет выстроить развитие действия, используя для этого синтез фрагментов представления как основной драматургический прием.
- Поиск и нахождение композиции действа - один из важнейших этапов в процессе создания театрализованного тематического праздника. Композиция - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий празднику единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Имея дело со сценарием театрализованного праздника, подразумеваем, что понятие «композиция» не только простое установление порядка эпизодов, а еще такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль праздника и в то же время обеспечит нарастание его эмоционального воздействия на зрителя.
С появлением опыта, эти и другие особенности драматургии театрализованного праздника организатор будет учитывать на этапе составления примерного сценарного плана. Поэтому на данном этапе основная работа - литературная обработка текста сценария.
Этап 7.
Формирование составных элементов театрализованного действия – увлекательная, но и требующая приложения максимальных творческих сил работа. В неё включаются участники праздника. Создаются отдельные номера и эпизоды представления, монтируются звуковые и видеофрагменты, изготавливаются костюмы, реквизит и декорации.
Очень важно учесть, что все выразительные театральные средства должны гармонично сочетаться, служить единому замыслу и использоваться в максимально доступной мере.
Формулу успеха гимназисты вычисляли в декорациях Волшебного Театра. Он блестел золотом и был наполнен магическим светом. В костюмах героев и ведущих праздника, а так же в декорациях преобладал глубокий синий – цвет звёздного неба, цвет бесконечности, космоса,
цвет мудрости. Важными художественными деталями выступали многочисленные лестницы и светящиеся шары. Лестница - символ стремления вверх, движения к успеху. Светящийся шар символизировал сгусток энергии, необходимой для достижения цели. Некоторые элементы декораций были мобильны. Это позволило на протяжении праздника создавать разные декорационные картины.
Этап 8.
Правильно составленный график репетиций – залог продуктивной работы! Необходимо учесть все организационные моменты и возможности участников праздника.
Во время репетиций предстоит:
а) работа с ведущими над текстом;
б) свести подготовленные номера в эпизоды;
в) ввести в эпизоды и номера все нужные дополнительные игровые моменты;
г) ввести в эпизоды свет, шумы, видеофрагменты, фоновую музыку и другие постановочные элементы;
д) свести все эпизоды праздника в одно целое.
Автор рекомендаций не ставил задачу раскрыть методику репетиций. Но отдельно необходимо отметить особенности проведения репетиций с коллективами классов. Основную подготовку к выступлению, скорее всего, классы будут проводить в условиях учебных кабинетов. Поэтому для классных коллективов требуется рассмотреть возможность дополнительных, не предусмотренных графиком, репетиций на площадке праздника. Во время этих репетиций нужно корректировать неудачные моменты, убирать лишнее, оттачивать исполнение, следить за формой выступления. Эти действия послужат созданию цельного впечатления от праздника.
Этап 9.
У театрализованных тематических праздников есть особенность, присущая только массовым формам театра. Это – одноразовость. Одноразовость и значимость праздника, практически всегда малое количество репетиций – всё это требует от участников неукоснительного соблюдения рисунка представления и предельной творческой отдачи. Если праздник проводится несколько раз, по параллелям классов, то внести необходимые поправки можно. Но делать это нужно очень аккуратно, чтобы не внести в следующий праздник неразбериху и суету. В перерывах возможно подкорректировать лишь некоторые технические моменты и исправить грубые ошибки.
Этап 10.
Необходимость анализа мероприятия в доказательствах не нуждается.
Его структура педагогам известна. Не стоит лишь забывать, что важным показателем в оценке удачного использования формы мероприятия, его художественной выразительности и художественного уровня, в анализе режиссёрского решения является мнение участников праздника.
Высокая степень их удовлетворённости от проделанной работы, радость от успехов – вот главное достижение педагогического коллектива на пути творческого поиска.
ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ
- Боязнь творческих экспериментов.
Пробуйте, экспериментируйте, ищите! В эксперименте рождается истина!
- Неприятие идей и мнений воспитанников.
Практика показывает, что именно детские идеи являются самыми интересными и креативными. А мнения воспитанников так или иначе влияют на результат.
- Не стоит ломать традиции.
Успешное дело быстро становится хорошей традицией.
Лучшие традиции останутся!
- Ведущие выполняют в празднике вспомогательные функции.
Ведущий в театрализованном тематическом празднике обретает значение одного из главных действенных лиц. Он действует, прежде всего, словом, которое является наиболее ярким выразительным средством идеи мероприятия. Как действующее лицо ведущий может представать перед зрителем в образе современника, а может и в образе определенного персонажа. Ведь зритель воспринимает его как обобщенный образ, как некий живой символ поколения, класса, группы людей, от имени которых он ведет программу праздника.
- Больше сценических эффектов! Зритель любит следить за режиссерскими ухищрениями.
Необходимо помнить: любые постановочные приемы (мизансцены, свет, музыка, видео, оформление и т.п.) должны служить главному - созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, эпизод, а зрителям воспринять их не только умом, но и сердцем.
- Работа по организации и постановке такого праздника заканчивается тем, что было сказано в методических рекомендациях.
Трудно предусмотреть, с чем придется столкнуться на практике. Каждый раз от самых различных обстоятельств возникают свои неповторимые особенности, которые могут оказать влияния на тот или другой момент организации и проведения мероприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002.
- Гачев Г. Театральность нашей жизни и театр// Свободная мысль. № 1, 1997.
- Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. Учебное пособие. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.
- Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Катуновой. – СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
- Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения. Конспект лекций. - М.: АПРИКТ, 2005.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Искусство, 1990.
- Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников: Учебно-методический комплекс/ Корякова В.В. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2011.
- Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – Москва : Просвещение, 1976.
- Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория. Учебник для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Подготовка и проведение праздника, посвящённого дню смеха..
Цель данной методической работы - оказание помощи классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий. Форма проведения - конкурсная программа....
Методическое пособие по организации праздника, посвящённого Дню учителя "Как это было...".
Методическое пособие по организации праздника, посвящённого Дню учителя " Как это было"....
Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории
Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...
Методическая разработка урока-праздника, посвящённого М.В.Ломоносову
Данное мероприятие - урок - литературный праздник – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью урока является вовлечение учащихся в проектно-ис...
Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны
Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...
Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с родителями по патриотическому воспитанию детей. Методическая разработка торжественного мероприятия, посвящённого Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…»
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ 90-ЛЕТИЮ МОРДОВСКОЙ АВТОНОМИИ
Методические рекомендации по организации образовательных мероприятий,посвященных 90-летию становления государственности мордовского народа,разработаны в помощь учителям общеобразовательных орагнизаций...