МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ 90-ЛЕТИЮ МОРДОВСКОЙ АВТОНОМИИ
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_90.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ 90-ЛЕТИЮ МОРДОВСКОЙ АВТОНОМИИ
Методические рекомендации по организации образовательных мероприятий, посвященных 90-летию становления государственности мордовского народа, разработаны в помощь учителям общеобразовательных орагнизаций, ведущим работу по патриотическому воспитанию и формированию российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников. Методические рекомендации составлены с учетом Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, обновления содержания стандартов по истории, которые определяют методологические подходы к преподаванию предметов общественно-научного цикла на современном этапе развития общего образования. Предложенные материалы носят рекомендательный характер. Педагоги могут использовать представленные содержательные и методические подходы, технологические приемы для проведения тематического урока или внеклассного занятия, опираясь на личный опыт, свои наработки, алгоритмы подготовки и проведения аналогичных образовательных мероприятий. Методические рекомендации могут быть использованы при подготовке к урокам и мероприятиям в начальной, основной и старшей школе и востребованы учителями истории, обществознания, русского языка и литературы и др.
В 2020 году исполняется 90 лет со дня образования Мордовской автономной области, ставшей началом становления государственности мордовского народа.
Мордовский народ долгое время не имел национальной государственности, его территория была раздроблена и находилась в составе нескольких губерний: Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Тамбовской. Впервые на официальном уровне мордовский народ заявил о стремлении обрести национальную государственность в мае 1918 года на съезде представителей мордовского населения Алатырского уезда Симбирской губернии. В феврале 1919 года организован Мордовский отдел Наркомнаца РСФСР, который стал первым организатором работы по созданию мордовской национальной государственности. Летом 1923 года в связи с образованием СССР Наркомнац был ликвидирован. Вся работа по созданию национальной государственности мордовского народа была перепоручена мордовской секции Агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б). Результатом работы стало принятие 29 июня 1925 года постановления Президиума ВЦИК «О выделении территорий, населенных мордвинами, в самостоятельные административные единицы», согласно которому в Пензенской, Ульяновской и Нижегородской губерниях создавались мордовские волости и сельские советы, что имело существенное значение в подъеме политического и общекультурного уровня мордовского народа, в подготовке национальных кадров.
Начало процессу консолидации мордовского народа в рамках одной административной единицы положило создание в мае 1928 года Мордовского округа в составе Средне-Волжской области.
10 января 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление «О преобразовании Мордовского округа Средне-Волжского края в Мордовскую автономную область». Столицей автономной области стал город Саранск.
20 декабря 1934 года Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Мордовской автономной области в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В 1936 году Мордовская АССР выделена из состава Средне-Волжского края в самостоятельную административно-территориальную единицу, а в 1937 году принята её Конституция. 7 декабря 1990 года Верховный Совет Мордовской АССР принял декларацию о государственно-правовом статусе и преобразовал её в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. 25 января 1994 года по решению Верховного Совета МССР республика получила свое нынешнее наменование – Республика Мордовия. 21 сентября 1995 года Конституционное Собрание приняло Конституцию республики, в которой заявлено, что «единственным источником власти в Республике Мордовия является многонациональный народ, проживающий на её территории».
Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов, активно участвуя в решении сложных проблем, стоящих перед Россией.
В целях наращивания и закрепления багажа знаний обучающихся о своей малой Родине, воспитания у них чувства уважения и любви к своей Отчизне рекомендуется провести в образовательных организациях Республики Мордовия тематические образовательные мероприятия, посвященные 90-летию мордовской автономии. В год юбилея очень важно, используя накопленный опыт, традиционные и инновационные формы работы, раскрыть успехи и достижения Мордовии за 90 лет истории, уделить внимание перспективам развития республики.
При проектировании образовательных мероприятий уместно определиться с их главной содержательной линией. Например:
– «Мордовия и ее вклад в историю России». Направление, в котором анализируются факты единства мордовского народа с народами Российского государства. Это не воспроизведение исторических фактов. Это конкретизация общей событийности для земель, пребывающих территориально в пределах российского государства. Это осмысление неразрывности исторического пути и сопричастности к общероссийской истории;
– «Отчизны верные сыны» – о гражданском и патриотическом служении Отечеству на образцах военных и трудовых подвигов уроженцев Мордовии;
– «Мордовия православная», «Ислам в Мордовии». Эта линия значительна по смыслу, что потенциально позволяет учителю, школе использовать то содержание этого направления, которое представляется актуальным и востребованным в воспитательном процессе учебного заведения.
Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.
Можно организовать различные конкурсы, например:
• Конкурс чтецов на лучшее чтение стихов о Мордовии (родном городе, селе, районе);
• Литературный конкурс непрофессиональных (самодеятельных) поэтов и писателей: «Цвети моя Мордовия», «Поэтический подарок моей республике», «Юбилею Мордовии посвящается», «Венок поэзии Мордовии»;
• Конкурс детского рисунка: «Моя малая родина – Мордовия», «Я рисую мою республику»;
• Конкурс (викторина) на тему: «Люби и знай Мордовию» и др.
Одной из успешных форм работы в рамках юбилейных мероприятий могут стать различные акции. Например, акция «В моей семье сохранилось…: История Мордовии в каждой семье». В ходе этой акции дети совместно с родителями и другими членами семьи узнают и составляют рассказы о своих родственниках, родословные, собирают фотографии. Собранные материалы затем можно оформить в виде летописи (дневника, рукописного журнала), сделать экспонатами выставки, мини-музея «Из семейных реликвий».
Актуальными в настоящее время и популярными являются диспуты, дискуссии, где происходит активное обсуждение интересных и спорных тем. Ученикам будет интересно обсудить неоднозначно трактуемые на сегодняшний день исторические темы, так называемые белые «пятна» истории, например, «Гражданская война», «Кулаки», «Голод в Поволжье», «Большой террор» в Мордовии», «Боевые потери уроженцев Мордовии в годы Великой Отечественной войны» и другие темы.
Предлагаем примерный перечень тем для проведения литературно-музыкальных вечеров, диспутов, устных журналов, викторин, презентаций, конкурсов и других мероприятий:
Достижения моей республики;
Достижения моего района (города);
Знаменательные события Мордовии;
Наша республика в XXI веке;
Мордовский народ в истории России;
Политическая жизнь Республики Мордовия (политические партии Мордовии);
Мордовия на карте мира;
Спортивные достижения нашей республики;
О нас пишут: Мордовия на страницах российской прессы;
Говорит и показывает Мордовия: СМИ республики;
Нас разбросала жизнь: мордовская диаспора;
Города Мордовии;
Театральная летопись республики;
Музыкальная жизнь Мордовии;
Народное искусство Республики Мордовия;
Традиции и обычаи народов Мордовии;
Знаменитые люди о Мордовии;
Жизнь замечательных людей Мордовии;
Мордовия – наш общий дом;
Будущее Мордовии: дети и молодёжь;
Заповедники и национальные парки;
Красная Книга Мордовии;
Природа и экология республики;
Родина помнит своих героев;
Города Республики Мордовия: стабильность и рост;
Знай наших! (уважаемые и знаменитые земляки).
Проведение образовательных мероприятий на разных уровнях образования имеет свои методологические особенности.
Начальная школа. 1-4 классы.
Образовательные мероприятия, посвященные празднованию 90-летия мордовской автономии, преследуют образовательные и воспитательные цели. Учитель создает торжественный настрой урока. Поэтому советуем использовать музыкальное и наглядное оформление урока. Музыкальные произведения о Мордовии и России добавят событию эмоциональности. В классе должны быть карты Мордовии и России, которые сделают возможным воочию представить место родного края в России. Детям важно разъяснить, что Россия – большое многонациональное государство, которое гордится своими народами.
На уроке можно обыграть ситуацию просматривания страниц альбома, посвященного празднованию 90-летия мордовской автономии.
Листов у альбома может быть несколько, а может быть два или три. Все зависит от временных рамок мероприятия, наполняемости классов, объема содержания, готовности учителя и детей.
Содержание первого листа альбома формирует у ребенка пространственные представления. Работа с картой минимальна, но дает представление о просторах России, о том, где расположена Мордовия, его родной город, село. Ученики знакомятся с символами государственной власти Республики Мордовия, столицы Мордовии города Саранска, своего района.
Второй лист альбома может быть посвящен истории Мордовии. Учитель по своему усмотрению устанавливает временные рамки этого листа.
Третий лист альбома «Ратные и духовные подвиги в битвах за Родину» – крайне важный для патриотического воспитания детей материал. Рассказу сопутствует демонстрация фотоснимков, портретов, слайдов. Оформление помещения, опора на местную историю, проведение краткой беседы с учениками о тех, кто в их семьях защищал Родину, возбуждают заинтересованность детей содержанием этого блока.
Тематика альбомных листов и их содержание может варьироваться, одна тема может преобладать по сравнению с остальными. Главное, чтобы дети осознали значимость Мордовии для России, почувствовали восхищение ее историей и богатствами культурного наследия. Учитель акцентирует внимание детей на единстве исторического пути мордовского народа с народами России, на проявлениях патриотизма и любви к Родине.
Основная школа. 5 - 9 классы.
Для учащихся 5 – 9 классов, мероприятия, посвященные празднованию 90-летия мордовской автономии, могут быть проведены в форме беседы, викторины, игры «Колесо истории», брейн-ринга и т.д.
Задания к раундам разрабатываются учителем или самими учащимися.
Представляем примерные вопросы, которые можно использовать при подготовке к игре:
Раунд 1.
Вопросы:
1. Перед вами изображение герба города Саранска. Объясните, что обозначают изображения на гербе?
2. Перед вами изображение герба Республики Мордовия. Объясните, что обозначают изображения на гербе?
3. Перед вами изображение флага Республики Мордовия. Объясните, что обозначают изображения на гербе?
4. Расскажите о времени возникновения, топонимике и гербе какого-либо города Мордовии.
5. Какие функции в Республике Мордовия выполняют мокшанский, эрзянский, русский, татарский языки?
6. Расскажите о людях, внесших заметный вклад в просвещение мордовского народа.
И т.п.
Раунд 2.
1. Напишите о своем городе. Назовите три улицы (места) в городе, которые вы больше всего любите, и почему?
2. Расскажите о древних исторических памятниках в вашем городе, районе, селе.
3. Разработайте маршрут и совершите заочную экскурсию на тему: «Исторические и культурные памятники рядом с нами».
И т.п.
Средняя школа. 10-11 классы.
В старших классах целью мероприятия должна стать реализация принципа социальной востребованности, свободного, посильного включения учащегося в решение конкретных социальных проблем, актуальных для общества и самого ученика, выражение социальной и нравственной зрелости.
Образовательное мероприятие можно составить из двух самостоятельных модулей, каждый из которых имеет свою задачу.
I модуль – информационный. Он формирует представление о культурном наследии мордовского народа как национальной, культурной и духовной ценности России, наследии мировой культуры.
Модуль может быть представлен в разных вариантах:
1. Совместная работа с классом. Беседа с классом, содействующая формированию представления о культурном наследии народов Мордовии как национальной культурной и духовной ценности. Целесообразен показ слайдов, иллюстраций.
2. Класс поделен на группы, которые проводят заблаговременную подготовку по своей теме: подбирают материал, готовят презентацию или наглядное оформление своего выступления.
II модуль направлен на включение в решение реальных социальных проблем, актуальных для района, города, села, в котором они живут. Ученики рассуждают о потенциальных возможностях своего края, малой Родины и его жителей.
Группы работают в режиме «мозгового штурма». Каждая группа самостоятельно разрабатывает и подкрепляет доказательствами направления развития города, населенного пункта, где проживают и обучаются ученики, и затем представляет результаты своих наработок. На доске формируется обобщающая таблица.
Перспективные направления в развитии района,
города, села, предложения по развитию
Специальности, которые могут быть востребованы в районе, городе, селе | Источники финансиро-вания развития района, города, села | Безопасность района, города, села | Чистота и оформление района, города, села | |
Группа1 | ||||
Группа2 |
Таким образом, важно так организовать весь комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, чтобы юбилейный для Республики Мордовия год оставил неизгладимое впечатление в сознании обучающихся. Необходимо сформировать у обучающихся понимание, что в Мордовии издревле жили и живут, духовно обогащая друг друга, представители разных этносов. Созданное совместным трудом народов Мордовии постоянство добрых отношений между ними, традиции межнационального и межконфессионального согласия – наш бесценный капитал.
Рекомендуемая литература:
- Большая российская энциклопедия. Мордовия. [Электронный ресурс]. – URL: https://bigenc.ru/geography/text/2643576 (дата обращения – 17.01.2020).
- Знаменитые земляки и просветители мордовского народа / авт.-сост.: Т. Ю. Задкова, И. Г. Напалкова, О. В. Стешина, К.И.Шапкарин. – Саранск : К. Шапкарин: Дом нар. ремесел, 2010. – 64 с.
- Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2012. – 719 с.
- Мордовия. Рождение республики. Возникновение государственности. [Электронный ресурс]. – URL: http://niign.ru/nauchnaya-deyatelnost/filmografiya/%C2%ABmordoviya.-rozhdenie-respubliki.-vozniknovenie-gosudarstvennosti%C2%BB (дата обращения – 17.01.2020).
- Мордовия : энциклопедия : в 2 т. / редкол.: А. И. Сухарев (гл. ред.) и др. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2003–2004.
- Моя родословная – рабочая тетрадь для 5-6 классов общеобразовательных школ (для внеклассной работы) Республика Мордовия. [Электронный ресурс]. – URL: http://umai.su/files/family_tree_13.pdf (дата обращения – 17.01.2020).
- «Нам дороги эти позабыть нельзя…». Воспоминания участников Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – URL: https://yadi.sk/i/EI3eb_WvrQjdWw (дата обращения – 17.01.2020).
- По районам Мордовии : книга-путешествие / сост. : А. Ямашкина, Т. Задникова, К. Шапкарин. – Саранск : Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – 48 с.
- Православные приходские храмы Мордовии : энцикл. слов.-справ. / С. Б. Бахмустов. – Саранск, 2015. – 362 с.
- Путешествие по старым городам Мордовии : рассказы для школьников о Темникове, Краснослободске, Инсаре и Ардатове / Н. Лысова, В. Махаев. – Саранск : Центр образоват. технологий, прикл. и профес. этики; Фонд «Открытая Мордовия», 2009. – 48 с.
- Саранск: история и современность : кн.- альбом / сост. : Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация к проведению внеклассное мероприятие "Родительский дом - начало начал"
«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся ...
Методические рекомендации по проведению спортивных мероприятий в классе с детьми разных возрастных групп.
Презентация к выступлению на тьюторских курсах....
Методические рекомендации по проведению игрового мероприятия с использованием активных форм, посвященного Всемирному Дню Животных
Методические рекомендации по проведению игрового мероприятия с использовнием активных форм, посвящённых Всеминому Дню Животных....
Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны
Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...
Методические материалы для проведения образовательных мероприятий и классных часов к 80-летию образования 110-й ОККД. 2021 г.
Методические рекомендации для педагогов ОО РК...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...