Компетентностный подхлд к работе с одаренными детьми
статья по теме
Доклад на августовской конференции учителей математики и информатики г.Томска (август 2011). Из опыта работы МО учителей математики и информатики лицея №8 имени Н.Н.Рукавишникова г.Томска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 52.5 КБ |
Презентация | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на августовской конференции педагогических работников
по теме «Компетентностный подход к работе с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам»
Учитель: Сосновская Н.П.
(из опыта работы МО учителей математики лицея №8)
2010-2011 учебный год
Секция учителей математики
- «Как учить детей?»
- «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»
- «Каким способам деятельности обучать детей?»
Каждый учитель задавал себе эти вопросы. Особенно, если речь идет об обучении одаренных детей. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистервег. (Слова немецкого педагога-демократа, сказанные еще в 19 веке).
Сегодня и опыт, и теория признают, что человек, который умеет применять на практике усвоенные знания – это успешная, конкурентоспособная личность, способная адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентирующаяся в различных ситуациях, способная работать в различных коллективах.
На современном этапе компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас (качества со знаком «+»), но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком «-»). Им не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Поэтому одаренные дети требуют особого внимания учителя и на уроке, и во внеурочной деятельности.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
В лицее №8 мы стараемся уделять внимание такому виду работы. Так, если в 2009-2010 учебном году в школьном этапе олимпиады по математике в основном и старшем звене приняли участие 61 человек, то в минувшем учебном году уже 88 ребят. Т.е. практически все желающие получили возможность попробовать свои силы, посоревноваться со сверстниками в школе.
В этом учебном году 17 пятиклассников приняли участие во всероссийском предметном молодежном чемпионате, организатором которого является Центр развития одаренности г. Перми. Интересный конкурс, интересные задания, напоминают конкурс «Кенгуру», в котором у нас тоже большое количество участников.
2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
Этот год у нас оказался «урожайным» на призовые места в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Мероприятие | 2009-2010 | 2010-2011 | ||
Городской уровень | Областной уровень | Городской уровень | Областной уровень | |
Олимпиада 9-11 классы | -- | -- | 2 место (9 кл.) 4 рез-т(10 кл.) | 3 место (9кл.) |
Юниорская олимпиада 5-9 классы | -- | -- | 2 место (5 кл.) 1 место (6 кл.) 2 место (6 кл.) 3 место (6 кл.) 3 место (7 кл.) | -- |
Конкурс «Кенгуру» | -- | -- | -- | 3 место (11 кл.) |
Конкурс ТОИПКРО «Сказка на уроке» | -- | Диплом 1 ст.(9 кл.) Диплом 2 ст.(9 кл.) Диплом 3ст.(9 кл.) | -- | -- |
3.Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей.
А если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей спец.заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает и т.д.
Для таких ребят необходимы дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
В минувшем учебном году ученики 9, 11 классов имели возможность посещать элективные курсы:
Предмет | Наименование курсов |
Алгебра | Решение задач повышенной сложности с помощью уравнений. Функции и графики. 9 кл. |
Алгебра | Виды тождественных преобразований выражений. 9 кл. |
Алгебра | Решение уравнений и неравенств с параметрами. 9 кл. |
Алгебра | Математика. Подготовка к ЕГЭ. 11 кл. |
Кроме того каждый учитель старается включить в план урока несколько нестандартных задач, хотя не всегда на это хватает времени. Подготовку ребят к олимпиадам учителя проводят даже в счет своего личного времени (Шишкина Н.Б., Шумская Л.А.).
На базе лицея №8 по договоренности с ТГУ организован физматкласс, многие учащиеся которого занимаются в вечерней физматшколе при ТГУ, программы этих классов согласованы, поэтому учащиеся имеют возможность заниматься и там и там без дублирования и наложения программ.
Учащиеся лицея посещают занятия в Центре планирования карьеры, в летней физматшколе ТГУ, в Школе юного криптографа.
4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Многие работодатели желали бы видеть в рядах своих сотрудников работника с такими личностными характеристиками. Однако зачастую существует важная проблема: одаренные учащиеся с трудом взаимодействуют с внешним миром, не умеют выстраивать взаимодействие с окружающими людьми. Реализация компетентностной модели при работе с одаренными детьми вполне уместна в рамках деятельности научного общества учащихся.
В лицее №8 имени Н.Н. Рукавишникова организовано НОО «Большая восьмерка» - это открытое пространство, позволяющее увлеченным научными знаниями детям попробовать свои силы в самостоятельной интеллектуальной деятельности. Участвуя в работе НОО «Большая восьмерка» ребята получают опыт освоения основных методов научной работы, совершенствуют способы творческой презентации результатов исследовательской деятельности, а также получают возможность общения с увлеченными сверстниками и педагогами.
В составе НОО «Большая восьмерка» 58 человек. Руководит работой научного общества Совет НОО, состоящий из 12 человек: представителей детского ученического коллектива, заместителя директора по научно-методической работе школы Дихтяренко О.В., научного руководителя – представителя высшей академической школы, доцента ТГУ председателя Управляющего совета школы Завгородней М.Е. Возглавляет НОО «Большая восьмерка» президент, ежегодно избирающийся из числа обучающихся.
Основной формой предъявления результатов научно-исследовательской деятельности стала ежегодная научно-практическая конференция. Подготовка к конференции предполагает обязательное издание сборника материалов научно-практической конференции. В прошедшем учебном году прошла юбилейная 10 конференция и выпущен шестой сборник материалов научно-практической конференции.
Итоги конференции подводятся по основным номинациям: «Лучшая исследовательская работа», «Лучшая реферативная работа», «Лучшая проектная работа», «Самое актуальное исследование», «Лучшая лингвистическая работа», «Лучшая творческая работа».
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним , - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.
Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей.
Самая большая награда для учителя – чтобы были успешными наши ученики!
Позвольте всем нам этого и пожелать. Успехов в новом учебном году!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег
Олимпиада, школьный тур 2008-09 2009-10 2010-11 82 61 88 Конкурс «Кенгуру» 2008-09 2009-10 2010-11 245 275 260
Мероприятие 2009-2010 2010-2011 Городской уровень Областной уровень Городской уровень Областной уровень Олимпиада 9-11 классы -- -- 2 место (9 кл.) 4 рез-т(10 кл.) 3 место(9 кл.) Юниорская олимпиада 5-9 классы 3 место (7 кл.) 2 место (5 кл.) 1 место (6 кл.) 2 место (6 кл.) 3 место (6 кл.) 3 место (7 кл.) -- Конкурс «Кенгуру» -- -- -- 3 место(11 кл.) Конкурс ТОИПКРО «Сказка на уроке» -- Диплом 1 ст. (9 кл.) Диплом 2 ст. (9 кл.) Диплом 3ст. (9 кл.) -- -- Математич. бои 3 место
Предмет Наименование курсов Алгебра Решение задач повышенной сложности с помощью уравнений. Функции и графики. 9 кл. Алгебра Виды тождественных преобразований выражений. 9 кл. Алгебра Решение уравнений и неравенств с параметрами. 9 кл. Алгебра Математика. Подготовка к ЕГЭ. 11 кл.
Научное общество обучающихся
Разработаны документы по организации исследовательской деятельности : - Устав НОО; - Положение НОО; - Критерии оценки научно-исследовательских работ; - Правила оформления научной работы; - Примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции; - Требования к оформлению тезисов.
В рамках деятельности НОО осуществляет работу экспертный совет. В состав экспертного совета входят научные консультанты, руководители МО. Члены экспертного совета оказывают профессиональную консультационную помощь обучающимся в процессе работы над проектами, проводят независимую экспертизу работ, представленных на промежуточных и заключительных конференциях.
Члены НОО обязаны: активно работать в одной или более секциях; участвовать в работе научно-практической конференции; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники, искусства, участвовать в их пропаганде среди обучающихся; отчитываться о своей работе на заседании предметной секции, на конференции.
ПЕСНЯ А скоро конференция, А скоро конференция, Готовимся мы сутки напролёт. По нашим презентациям, По нашим выступлениям Учитель с нами диалог ведёт. Напрасны все старания, Нет сил усвоить знания, Слипаются усталые глаза. И видно в наказание Лох-Несское чудовище Приходит к нам кошмаром до утра. Припев: И снится нам не грохот дискотеки И даже не гулянья под луной, А снятся нам таблицы и решенья, Серьёзное жюри, вопросов рой. СТИХОТВОРЕНИЕ Тайны созданья, загадки природы Людей волновали, манили всегда. Разум и воля сподвигли народы Исследовать космос, ваять города. Сколько талантов вскормила Россия: Сеченов, Павлов, плеяда врачей! Сотни сердец бьются в такт с медициной, И свет их горит, словно пламя свечей. Для Родины нашей в нелёгкое время Должны мы продолжить ответственный путь. Наука - это не тяжкое бремя, Наука - соль жизни, знания суть. Как много ещё впереди откровений, Волнений, исканий, открытий - не счесть! Науке себя посвятить без сомнений И вклад привнести - для каждого честь! Бурцева Наталья, ученица 7Б класса, член Совета НОО «Большая восьмёрка»
Знаю – могу применить – владею способами применения – имею свое отношение
Успехов в новом учебном году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...