Слово-лечит, слово ранит (классный час)
классный час (6 класс) по теме
классный час для воспитанников 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 55.77 КБ |
slovo_lechit-slovo_ranit.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Слово лечит, слово ранит.
Цель:
- показать значение слова в жизни человека
- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
-сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;
-прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их соответствующими способами нравственного взросления.
-коррекция речи посредством анализа и синтеза различных ситуаций.
Ход
- Орг. момент
- Введение в тему
Ребята, сегодня с вами у нас пройдет классный час. А на какую тему вам нужно будет отгадать. Посмотрите внимательно на доску и соберите слоги по порядку, проследив за стрелочкой. (СЛАЙД 1)
ра
сло
Сло
чит
ле
во
во
нит
Слово лечит, слово ранит – так будет называться наш классный час. (СЛАЙД 2)
-Как вы это понимаете, ребята? Что значит «слово лечит», «слово ранит»? (СЛАЙД 3)
III. Основная часть
Верно, говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ».
Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно, же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно «сорвалось» с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
- Сейчас я вам расскажу одну притчу. Вы слушайте ее очень внимательно.
«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию... Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился»
- Хорошая притча, не правда ли?
- Что произошло?
- О чем она?
- о какой силе слова говорил Мастер?
- От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился
Так и в нашей жизни, ребята, плохим словом можно ранить, а хорошим вылечить.
- Слово может больно ранить человека. Ребята недавно с вами мы смотрели фильм «Чучело». (СЛАЙД 4). Я хочу показать вам кадры из фильма. (В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме, которого в городке недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Так же с неприязнью встречают и новую одноклассницу. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девчонки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы. Ребята всем классом прогуливают урок, пойдя на кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Лена делает признание, что это она проговорилась, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, ей дают кличку Чучело. Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Правду знают ещё двое, парочка, прятавшаяся под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться. Надежды, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот участвует в сжигании чучела, изображающего девочку. В итоге Дима всё же берёт вину на себя, но Лена вынуждена покинуть город. Ленин дедушка оставляет свою коллекцию картин в дар городу.)
- Что происходит с девочкой?
- Как ведут себя ребята?
- Ребята, а в нашем классе есть обзывания?
- А каково человеку, которого обзывают?
- Прежде всего, попытаемся понять: почему люди обзывают друг друга?
(хотят обидеть, хотят нагрубить, хотят показать себя сильнее, чем другие)
Мне больно, мальчики…
Помню:
с дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.
Помню:
руку в мастерской
Я пилой поранил в школе
Час прошёл или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Помню:
с братом как-то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла – мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанёс когда-то,
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас, ребята.
- Какое значение имеет слово «боль»? (физическая и душевная)
- Какая боль оказалась настоящей болью?
- Как же сделать так, чтобы не причинить другу душевной боли?
Маленький хит-парад обидных слов. (СЛДАЙД 5)
7 место: Олух произошло от "волоха" (пастух). Так что если назвали "пастухом царя небесного", это даже комплимент.
6 место: Болван — в древнерусском "массивная глыба", "скала".
5 место: "Подлец" в польском языке означало "простой, незнатный человек".
4 место: Поганец (пришло из латыни)- селянин. Деревенский житель.
3 место: Не относилось к бранным словам и слово "негодяй". Оно обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе".
2 место: Иной смысл имело и слово "зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!"
1 место: Слово "ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно "неряха", а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл.
А сейчас я предлагаю вам отправить все плохие и обидные слова на костёр, чтобы они сгорели дотла и больше никогда не появлялись в нашей речи.
На столе появляются искусственный костер и сундучок. На доске висят хорошие и плохие слова.
Друг, дурак, взаимопомощь, поганец, верность, преданность, вежливость, чудный, уважение, зараза, понимание, зануда, отзывчивость.
(Задача детей отобрать хорошие слова для сундучка, а обидные сжечь на костре)
Ребята, вот мы и сожгли с вами плохие слова, а хорошие слова сложили в сундучок и будем к ним обращаться.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим. (показать цветок)
- Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день». (СЛАЙД 6).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Мы радуемся солнечному дню, у нас становится хорошо на душе, так и от добрых слов - теплеет на сердце)
Бранные, а часто и нецензурные слова стали частью нашей жизни. Какие слова мы называем бранными? Нецензурными? (словарная работа) (СЛАЙД 7)
Мы слышим их на улице, в школе, и даже иногда в классе мы можем услышать бранные слова. Нередко такие выражения вылетают из уст мальчиков, которые считают что это «круто».
-Вам, ребята, приятно слышать такие слова?
- Ребята, а вы знаете, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.
Уральский ученый Геннадий Чеурин утверждает, что бранная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. И доказать его теорию удалось!
Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Все это еще раз доказывает плохое воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.
Вот, ребята, какую силу имеют плохие и хорошие слова.
- Сейчас мы с вами попробуем разобраться в одном случае.
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову к верху, и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел.
- Что же мальчик такое сказал, от чего дедушка сразу перестал сердиться? (конечно же, доброе слово)
Вывод:
Зачастую человек не вдумывается в те слова, которые произносит. Независимо от того, вдумываемся ли мы или нет в смысл слов, которые произносим - они проявляют свою силу. Научившись управлять словом, мы можем действовать во благо себе и окружающим. Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам.
Именно Слово лечит раны и сеет светлые семена в сердцах людей, заставляя их подняться, когда силы на исходе, и если речь действительно хороша, то она способна заставить человека забывать обо всем, избавляться от комплексов, психологических барьеров или боли, плакать и смеяться, слушать и слышать.
IV. Рефлексия. Итог занятия.
- А сейчас, ребята, я попрошу поделиться своими эмоциями. Вы должны показать ту мордашку, которой соответствует ваше настроение.
- Понравился ли вам классный час?
- Что понравилось, запомнилось больше всего?
- Кто приобрёл новые знания?
- Кто считает, что эти знания пригодятся в жизни?
Завершить наш с вами классный час я хочу стихотворением Татьяны Светлицкой «Говорите слова».
Говорите слова, говорите
Говорите красивые слова,
Говорите добрые слова,
И чтобы не кружилась голова,
А было так тепло и радостно
И в будний день, и в праздники
Слово ранит, и слово лечит
Давайте мир увековечим
От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются и, если есть,
Морщинки расправляются
Добрые слова говорить, комплименты -
Давайте в норму возведем
Зачем нам редкие моменты?
Говорите слова, говорите…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классный час
СЛОВО ЛЕЧИТ СЛОВО РАНИТ
Хит-парад обидных слов 7 место: «Олух» произошло от "волоха" (пастух). 6 место : «Болван» – в древнерусском "массивная глыба", " скала". 5 место: "Подлец" в польском языке означало " простой, незнатный человек ". 4 место: «Поганец» (пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель . 3 место: «Негодяй» - обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе ". 2 место: «Зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!" 1 место: «Ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека . Теперь же осталось одно " неряха" .
Бранные слова - Нецензурные слова -
СОВЕТЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ГРУБЫХ И ОБИДНЫХ СЛОВ 1. Не опускайтесь до уровня хама. 2. Первый способ остановить словесный поток грубияна — изменение темпа вашей речи и тембра голоса. 3. Глядите своему собеседнику прямо в глаза. Произносите все слова неторопливо и плавно, нараспев. 4. Вызовите своим поведением удивление у вашего оппонента. 5. Поразите хама, задав ему неожиданный вопрос. 6. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Откажитесь от сквернословия! 7. Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.
Говорите слова, говорите. Говорите красивые слова, Говорите добрые слова, И чтобы не кружилась голова, А было так тепло и радостно И в будний день, и в праздники Слово ранит, и слово лечит Давайте мир увековечим От добрых слов, красивых слов Лица озаряются и, если есть, Морщинки расправляются Добрые слова говорить, комплименты - Давайте в норму возведем Зачем нам редкие моменты? Говорите слова, говорите…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доброе слово лечит, а плохое калечит
Программа разработанна в рамках недели добра.Цель:1. дать представление о человеческих отношениях; 2. сформировать потребность в совершении добрых дел, выражении добрых слов...
Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.
Учащиеся старших классов это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Классный час "Афганистан-незаживающая рана"
Патриотическое воспитание обучающихся...
буклет "Доброе слово лечит, а злое калечит"
Буклет о сквернословии среди подростков, о причинах употребления скверных слов. Предложены советы тем, кто хочет избавиться от сквернословия....
Отчёт классного руководителя по теме самообразования "Психофизиологические особенности и основные проблемы раннего подросткового возраста"
Отчёт по теме самообразования классного руководителя может пригодится классным руководителям 5-7 класса. В отчёте отражены основные особенности раннего подросткового возраста и способы преодолен...
Воспитательский час на тему: « Слово лечит, слово ранит».
Цель: Вооружение обучающихся нравственными ориентирами при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формировании основ мировоззрения и самовоспитания.Задачи: -Вооружить обучающихся осознанн...