Ты и твоя будущая профессия
классный час (8 класс) на тему
Данный классный час-практикум рекомендую проводить с учащимися 8 - 10 классов. Он ориентирован на помощь ученикам в выборе профессии. Дети познакомятся с классификацией профессий (5 типов). С помощью теста "Профпригодность" дети узнают к какой профессии они склонны, а какая им противопоказана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ty_i_tvoya_budushchaya_professiya.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
(классный час- практикум для учащихся 8-10-х классов)
Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности.
Эпиграфы:
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться (Эзоп).
«Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия» (Стендаль).
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн).
Вступительное слово учителя
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?»- старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессий очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессии относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению, снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.
Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь, сколько людей занимаются всю жизнь нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, а кто-то просто потому, что когда-то не очень серьезно отнесся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими особенностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии часто имеет мecтo фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определенных обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьезно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них как бы со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нем знание профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьезно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
- Назовите объект труда, конечный результат работы.
- Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработанную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9. Где можно ее получить?
Я предлагаю двум ребятам, подойти к доске и написать в колонку одному - положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста: Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
работа имеет огромное общественное значение;
высокая зарплата;
встречи с интересными людьми;
командировки, дающие возможность многое увидеть;
использование современной техники.
Скептик:
трудности, связанные с устройством на работу;
частые командировки, осложняющие личную жизнь;
трудности в получении образования (например, наличие печатных работ);
большая ответственность;
нервные перегрузки;
ненормированный рабочий день;
постоянное общение с людьми.
Тест «Профпригодность»
Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Teперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии: вы склонны; а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:
- Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутёвку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
- Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
- В свое свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино ...
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 , «в» - 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессий здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Заключительное слово учителя
Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"
Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...
Ты и твоя будущая профессия.
Классный час по проф. ориентации учащихся.Большая предварительная работа: экскурсия в Центр Занятости, на предприятия города, просмотр видеоматериалов....
Ты и твоя будущая профессия
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старше...
Классный час "Твоя будущая профессия"
Классный час на тему: "Твоя будущая профессия" можно провести в 8-11 классах, помочь ученикам разобраться в своих желаниях, способностях и стремлениях получить ту или иную профессию. Предлагается пров...
Ты и твоя будущая профессия.
Классный час на тему "Ты и твоя будущая профессия". Будет интересен для классный руководителей 9, 11 классов....
Ты и твоя будущая профессия.
Презентация для классного часа "Ты и твоя будущая профессия"....
Презентация "Ты и твоя будущая профессия"
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на...