"Смоленск-город герой"
классный час (8 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция посвящена Победе в Великой Отечественной войне.Она призвана напомнить нашим детям, какой ценой досталась эта Великая Победа и ориентирована на воспитание чувства гордости и уважения к подвигу советского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Смоленск – Город-герой».
Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией.
<Приложение 1>
Ведущий 1. Вот страница: июнь 41-ый.
Новый день начинала страна.
Словно молотом тяжким по нервам
Бьёт безжалостно слово «война».
Ведущий 2. От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский.
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Звучит мелодия к песне «Вставай, страна огромная». Выходят на сцену учащиеся.
Ведущий 3. Смоленск. Он возник на древнем пути «из варяг в греки» в верховьях трёх великих
рек – Днепра, Западной Двины и Волги. Исторические факты говорят о том, что это был щит, благодаря которому завоеватели не смогли продвигаться вперёд. Вот и Смоленское сражение заняло особое место из оборонительных сражений советских войск, проведённых летом и осенью 1941 года.
Ведущий 4. В ходе Смоленского сражения войска Красной армии, жители города и его окрестностей проявляли величайшую стойкость. Ожесточённейшая борьба шла за каждый дом и улицу, за каждый населённый пункт. Задержка вражеского наступления на главном направлении явилась крупным стратегическим успехом. В результате его мы выиграли время для подготовки стратегических резервов и проведения оборонительных мероприятий на московском направлении. Под Смоленском родилась советская гвардия. Здесь 14 июля 1941 года в боях под Оршей батарея капитана И.А. Флерова впервые применила установки реактивных миномётов – легендарные «катюши». Гитлеровское военно-политическое руководство, командование и сами немецкие войска убедились в мужестве и массовом героизме советских солдат. Теперь они знали: чем дальше война продвигается в глубь страны, тем труднее она становится для них.
Учащиеся читают стихотворение А.Суркова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
Учащийся 1. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - «Господь вас спаси!» -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на Великой Руси.
Учащийся 2. Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мёртвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в солопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их.
Но, горе поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождём.
«Мы вас подождём!» - говорили нам пажити,
«Мы вас подождём!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
Учащийся 3. Нас пули с тобою пока ещё милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Ведущий 1. 2 года и 3 месяца на Смоленской земле полыхал огонь войны. О том, сколько людей она унесла, до сих пор спорят историки. Потоками крови и слёз была омыта за это время многострадальная земля.
Ведущий 2. И бесконечные дороги! Дороги! Мозоли солдатские… Ещё одна дань войне.
Исполняется песня «Эх, дороги. Пыль да туман».
1 куплет. Эх, дороги. Пыль да туман.
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Знать не можешь доли своей
Может крылья сложишь по среди степей.
Вьётся пыль под сапогами, степями, полями.
А кругом бушует пламя, да пули свистят.
2 куплет. Эх, дороги. Пыль да туман.
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Выстрел грянет, ворон кружит.
Твой дружок в бурьяне не живой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится, клубится.
А кругом земля дымится, чужая земля.
3 куплет. Эх, дороги. Пыль да туман.
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Снег ли ветер вспомним друзья.
Нам дороги эти позабыть нельзя.
Эх, дороги. Пыль да туман.
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Ведущий 3. Смоленщина изнывала под гитлеровским сапогом, стлались над её пустующими полями и израненными лесами дымы пожарищ. По большакам и просёлкам угоняли в рабство смолян. Но Смоленщина не покорялась!
Ведущий 4. Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
И нет её: здесь немцы побывали.
Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошёл. Здесь немцы побывали.
Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли.
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь в яму зарывали.
Я видел всё, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений…
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени.
Ведущий 1. Это стихотворение М.В. Исаковского, напечатанное в виде листовки, сбрасывалось с наших самолётов. На листовках в конце текста слова крупным шрифтом: «Прочитав, передай товарищу». И читали, передавали, берегли как святыню. Ведь это был голос Родины, голос с Большой земли, голос Великой Победы.
Звучит музыка «День Победы», учащиеся спускаются со сцены.
Голос за сценой: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года за мужество и стойкость, проявленные защитниками Смоленска, массовый героизм трудящихся в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны городу Смоленску присвоено почётное звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая Звезда».
Для оформления внеклассного мероприятия используется стенд «Смоленск – Город-герой» с фотографиями.
<Приложение 2>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
презентация Смоленск-город-герой
презентация к классному часу на тему Города-герои: Смоленск...
Урок и презентация по теме «Герой без ног. Герой Советского Союза летчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев» на английском языке
Предлагаемый вашему вниманию урок английского языка был проведен в мае, и был посвящен 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность темы урока обусловлена потребностью с...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...
Смоленск - город-герой
Гражданско-патриотическое воспитание, изучение истории малой Родины, развитие познавательной активности...
Социальный проект "Смоленск - город герой"
Содержание и механизм реализации проекта Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции...
Сводный протокол конкурса "Смоленск - город ключ" 94 от 22.03.2023 г.
Сводный протокол конкурса "Смоленск - город-ключ" "94 от 22.03.2023 г....
Комментарии
Литературно-музыкальная
Литературно-музыкальная композиция может быть использована при проведении классных часов и общешкольных мероприятий.