конкурс знатоков "Законотворчество в России"
методическая разработка (10 класс) по теме
данный материал может быть использован для проведения конкурса для старшеклассников по теме "Законотворчество в России" , также на уроках оюществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_podrostok_i_zakon_2012.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий «Подросток и закон»
Тема: «Законотворчество в России»
Ведущий 1:
Мораль и право,
Право и закон -
Движущие силы для жизни человека,
А их знания даст нам верный тон
И развития государства - России.
Ведущий 2:
Регулировать мир человеческих отношений,
Регулировать государственный процесс -
Все в правоведении содержится в счете,
Разумно и честно творится прогресс.
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые старшеклассники, педагоги и родители! Мы рады приветствовать вас на традиционном конкурсе знатоков права «Подросток и закон».
Ведущий 1: Тема нашей сегодняшней встречи - «Законотворчество в России»
Ведущий 2: Целью нашего конкурса является формирование активной гражданской позиции в подростковой среде, воспитание уважительного отношения к труду депутатов, осуществляющих законотворческую деятельность и развитие проектной деятельности.
Ведущий 1: К сегодняшней встрече каждая команда должна была изучить следующие документы: Конституцию РФ (ст. 104 - 108), Конституцию РБ (ст. 74, 86, 87, 89, 90), Регламент Гос.Думы, Регламент Совета Федерации Федерального собрания РФ, Устав Муниципального образования «Муйский район»
Ведущий 2: Как сказал Джонсон – «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества»
Ведущий 1: А Цицерон добавил: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Ведущий 2: Двести лет назад, в небольшом северном немецком городке, в скромной комнате пожилой человек, сняв напудренный парик, растапливал камин. Вот огонь весело охватил поленья и осветил большой стол, заваленный книгами, свитками, манускриптами. Человек сел к столу, взял гусиное перо, занес его над чистым листом бумаги и задумался... "Что такое право? Я перечитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но все философы до сих пор спорят об этом! - и перо заскрипело по желтоватой странице.
Ведущий 1: Этим человеком был великий немецкий философ Иммануил Кант. И если бы он был жив, он и сейчас мог бы сказать тоже самое. Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть, потрогать или попробовать на вкус. Книжка в которой напечатан закон, это ведь не право. Право прячется где-то за этой книжкой. Настоящее, живое право- это скрытая от наших глаз страна, которую можно лишь вообразить и пережить в глубине своей души.
Ведущий 2: Гражданственность – это отношение человека к политике государства, в котором он живёт, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, это уважение и доверие к государственной власти.
Ведущий 1: Гражданственность – это чувство собственного достоинства, дисциплинированность, высокое сознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость. То есть здесь мы можем рассматривать отношение к себе, как гражданину России.
Ведущий 2: Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем наш конкурс знатоков права.
Ведущий 2: Позвольте представить команды. Команда 8А класса, капитан __________________
Ведущий 1: Команда 8Б класса, капитан __________________
Ведущий 2: Команда 9А класса, капитан __________________
Ведущий 1: Команда 9Б класса, капитан __________________
Ведущий 2: Команда 10 класса, капитан __________________
Ведущий 1: В составе жюри работают _______________________
Ведущий 2: Первый конкурс – разминка называется «Да - нетки». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда имеет право ответить на один вопрос.
- Верите ли вы, что в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние? Да. Так поступают судьи в правовом государстве.
- Верите ли вы, что в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»? Да. До сих пор не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия
- Верите ли вы, что человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности? Нет, все обязанности и права останутся прежними
- Верите ли вы, что правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны? Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием
- Верите ли вы, что в правовую систему России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны? Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством
Ведущий 1: Конкурс - тест «Государственная власть».
За правильный ответ команды получают 1 балл. Задание выполняется на листочках, время выполнения 3 минуты.
- Президент РФ является:
- Главой государства.
- Главой правительства.
- Главой парламента.
- Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.
(Ответ 1,4)
- Парламент России называется:
- Советом Федерации.
- Федеральным Собранием.
- Государственной думой.
- Верховным советом.
(Ответ: Федеральное Собрание)
- Суды в России:
- Принимают законы.
- Проводят выборы в стране.
- Вершат правосудия в России
- Являются государственными органами, определяющими виновность или невиновность лица
(Ответ 3, 4)
- Органы местного самоуправления:
- Не входят в систему органов государственной власти.
- Входят в систему органов государственной власти.
(Ответ: не входят)
Ведущий 2: Это была разминка. Спасибо командам. Слово жюри…
Ведущий 1: Переходим к основному конкурсу встречи – «Законотворческий и законодательный процесс в Российской Федерации». Конкурс будет проходить в форме игры «Лото». Правила игры: каждая команда достает бочонок с номером, слушает вопрос и отвечает. Все очень просто. Всего вопросов 49. Количество вопросов для каждой команды – 7. Время на обсуждение – 30 сек. Максимальное количество баллов – 21, так каждый вопрос оценивается по 3 балла. Желаем удачи и напоминаем – Будьте внимательнее!!!
- Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)
- Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)
- Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. (Ратификация)
- К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)
- Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)
- Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)
- К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)
- Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).
- Что такое Правотворчество? (деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.)
- Какие Принципы правотворчества вы знаете? научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность.
- Какие существуют Субъекты правотворчества? государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления или народ (на референдуме).
- Кто обладает Правом законодательной инициативы? Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, субъекты Федерации в лице их представительных органов.
- Какие Виды правотворчества существуют?
- законотворчество (принятие законов представительными органами государства);
- подзаконное правотворчество (принятие исполнительными органами актов в пределах своей компетенции);
- непосредственное правотворчество (от народа)
- договорноеправотворчество (при разработке договоров нормативного содержания);
- чрезвычайноеправотворчество (в условиях кризисных, экстремальных ситуаций);
- локальноеправотворчество (издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями).
- Назовите Основные стадии законодательного процесса (регламентируется Конституцией РФ):
1) Выявление потребностей в создании правовых норм.
2) Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны(законодательная инициатива).
3) Рассмотрение и обсуждение законопроекта (обычно в трёх чтениях).
4) Принятие и утверждение закона.
5) Официальное опубликование закона
- Сроки вступления законов в силу.
1). Указан в самом законе.
2). По истечении10 дней после официального опубликования.
3).Указан в специальном законе о введении в действие.
- Что такое Юридическая техника? - совокупность правил, приемов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, документов.
- В соответствии с какой статьей законопроекты вносятся в Государственную Думу? (ст.104)
- На какие три ветви делится власть?(законодательная, исполнительная, судебная)
- Какой субъект законодательной инициативы одобряет закон? (Совет Федерации)
- Кто подписывает закон? (Президент РФ)
- Кто принимает законы и постановления Республики Бурятия. (Народный Хурал, ст.97 п.1)
- В течение скольких календарных дней закон направляется Президенту Республики Бурятия для подписания и обнародования. (В течение 7 календарных дней), ст.90 п.1)
- Может ли Президент РБ представлять Народному Хуралу Республики Бурятия кандидатуры для назначения на должности Председателя Конституционного Суда Республики Бурятия и судей Конституционного Суда Республики Бурятия, мировых судей (Да, ст. 74 п. ж))
- Может ли мэр города представлять Народному Хуралу Республики Бурятия республиканский бюджет на соответствующий финансовый год и отчет об его исполнении;(Нет, это входит в обязанности президента ст. 74 п.д)
- Относится ли к ведению НХ установление административно-территориального устройства Республики Бурятия и порядка его изменения; (да, ст. 86 п. з.)
- Может ли президент РБ учреждать государственные награды и почетные звания Республики Бурятия; (нет, это относится к ведению Народного Хурала Республики Бурятия ст.86 п.ч)
- В соответствии с какой статьей КРФ Президент РФ подписывает федеральный закон и в течение скольких календарных дней обнародует его. (ст.107 КРФ, в течение 14 дней)
- В течение скольких дней принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. (в течение пяти дней, ст.105 п.3)
- В течение скольких дней принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. (в течение 5 календарных дней, ст.107 п.1.)
- Что входит в систему муниципальных правовых актов (ст.36 п.1 1) Устав муниципального района; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме;3) нормативные и иные правовые акты, принятые Советом депутатов муниципального района; 4) правовые акты Главы муниципального района;5) правовые акты (постановления и распоряжения) руководителя администрации муниципального района; 6) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления.
- Кто имеет ли право на проявление правотворческой инициативы по вопросам местного значения. (Жители муниципального района, ст.43 п.1)
- Подлежат ли Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации. (Да, ст.51 п.1г)
- Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется ли в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. (Да.ст.103 п.3)
- Могут ли вноситься на рассмотрение Совета Федерации, законопроект, поправка к законопроекту, разработанные в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации (далее - законодательная инициатива) (Да. Ст141 п.1)
- Что такое Законодательная инициатива (право внесения законопроекта в Государственную Думу). – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.
- Что такое Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).
- Что такое Законопредложение – идея или концепция будущего закона.
- Что такое Промульгация закона— опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки.
- Какой процесс называется Законодательным? — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.
- Что такое Вето? (от лат. veto – запрещаю; англ. veto) – 1) запрещение, отмена или приостановка введения в действие закона (решения и т. п.); 2) в государственном праве вето – право определенного органа государственной власти, напр., главы государства, наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемое в соответствующем акте.
- Как называется вето, когда глава государства своим решением окончательно отклоняет закон, принятый парламентом. Абсолютное (или резолютивное)
- Что такое Относительное (или отлагательное, суспензивное, от лат. suspensus – отсроченный, приостановленный) вето – отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает его вступление в силу, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.
- Что такое Регламент?– правила, регулирующие порядок игры, продолжительность речей спикеров.
- Кто такой Спикер? – лицо участвующее в дебатах.
- Как назвать утверждение для которого не существует абсолютной истины. Тема дебатов
- В системе источников современного российского права приоритет имеют:
1) указы Президента РФ
2) постановления Правительства РФ
3) правовые прецеденты
4) законы РФ
- Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?
А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.
Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
- Ни один закон и подзаконный акт РФ не может
1) противоречить Конституции РФ
2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда
3) вступить в законную силу без указа Президента РФ
4)противоречить постановлениям Правительства РФ
Ведущий 2: Спасибо командам. Слово жюри…
Ведущий 1: Сегодня актуально говорить об участии молодежи в законотворческой деятельности. Это не только потому, что у молодежи есть «новый взгляд на старые вещи», но и потому что уже сегодня ряд законотворческих инициатив переросли в живые законы, облегчающие жизнь.
Ведущий 2: Часто в адрес Государственной Думы, принятых ею законов звучат нелестные отзывы, выработался даже стереотип негативного отношения к законотворчеству и российскому парламентаризму. Но практически не встречается грамотной квалифицированной критики, где бы компетентно говорилось, что в законе полезного, а что надо исправить.
Ведущий 1: Выступая с законодательной инициативой, нужно не только обладать знаниями в области права, не только иметь критическое и преобразующее отношение к социальной действительности, но и чувствовать персональную ответственность за поиск приемлемых для общества решений.
Ведущий 2: Мы приступаем к защите проектов «Сегодня самое главное».
Ведущий 1: Команды представляют разработанные законопроекты, в которых должны будут учтена социальная значимость. Вы доказываете обоснованность выбора темы законопроекта, разъясняете механизм его реализации, возможные риски и пути их преодоления. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10. Проведем жеребьевку.
Ведущий 2: слово предоставляется команде _________________
Ведущий 1: Мы приглашаем жюри для оглашения итогов конкурса старшеклассников «подросток и закон»
ЖЮРИ объявляют тезультаты
Ведущий 1: Мир права предстает перед нами в виде различных прав и обязанностей, правил и законов, мыслей и переживаний о том, что справедливо. Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему. Поэтому споры о нем не затихают до сих пор и вряд ли когда - нибудь прекратятся.
ВМЕСТЕ : А мы вам говорим: «Живи по закону, поступай по совести». До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"
Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека к здоровью ребёнка. Реализация проекта - это комплекс ме...
Сценарий смотра-конкурса "Я - гражданин России"
Данный сценарий представляет собой смотр - конкурс, который включает в себя стихи, песни, посвященные России...
Интернет конкурс" Интерактивная карта России"
Материал для участия в конкурсе...
Интернет конкурс" Интерактивная карта России"
Материал для участия в конкурсе...
Конкурс знатоков истории России.
Тема: знаменитые люди, события, даты.Цели:Расширить и углубить знания по истории России.Заинтересовать учащихся историей своего Отечества.Расширить общий кругозор учащихся.Развивать любозн...
Конкурс знатоков истории России.
Тема: знаменитые люди, события, даты. Цели: 1. Расширить и углубить знания по истории России. 2. Заинтересовать учащихся историей своего Отечества. 3. Расширить общий кругозор учащихся. 4. Разви...
Конспект беседы учителя с родителями в рамках конкурса "Учитель года России-2013".
Беседа с родителями была проведена в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2013". В этом документе содержится конспект беседы....