конкурс знатоков "Законотворчество в России"
методическая разработка (10 класс) по теме

Спицына Татьяна Дмитриевна

данный материал может быть  использован для проведения конкурса для старшеклассников по теме "Законотворчество в России" , также на уроках оюществознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_podrostok_i_zakon_2012.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Подросток и закон»

Тема: «Законотворчество в России»

Ведущий 1:

Мораль и право,

Право и закон -

Движущие силы для жизни человека,

А их знания даст нам верный тон

И развития государства - России.

Ведущий 2:

Регулировать мир человеческих отношений,

Регулировать  государственный процесс -

Все в правоведении содержится в счете,

Разумно и честно творится прогресс.

Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые старшеклассники, педагоги и родители! Мы рады приветствовать вас на традиционном конкурсе знатоков права «Подросток и закон».

Ведущий 1: Тема нашей сегодняшней встречи - «Законотворчество в России»

Ведущий 2: Целью нашего конкурса  является  формирование активной гражданской позиции в подростковой среде, воспитание уважительного отношения к труду депутатов, осуществляющих законотворческую деятельность и развитие проектной деятельности.

Ведущий 1: К сегодняшней встрече каждая команда должна была изучить следующие документы: Конституцию РФ (ст. 104 - 108), Конституцию РБ (ст. 74, 86, 87, 89, 90), Регламент Гос.Думы, Регламент Совета Федерации Федерального собрания РФ, Устав Муниципального образования «Муйский район»

Ведущий 2: Как сказал Джонсон – «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества»

Ведущий 1: А Цицерон  добавил: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Ведущий 2: Двести лет назад, в небольшом северном немецком городке, в скромной комнате пожилой человек, сняв напудренный парик, растапливал камин. Вот огонь весело охватил поленья и осветил большой стол, заваленный книгами, свитками, манускриптами. Человек сел к столу, взял гусиное перо, занес его над чистым листом бумаги и задумался... "Что такое право? Я перечитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но все философы до сих пор спорят об этом! - и перо заскрипело по желтоватой странице.

Ведущий 1: Этим человеком был великий немецкий философ Иммануил Кант. И если бы он был жив, он и сейчас мог бы сказать тоже самое. Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть, потрогать или попробовать на вкус. Книжка в которой напечатан закон, это ведь не право. Право прячется где-то за этой книжкой. Настоящее, живое право- это скрытая от наших глаз страна, которую можно лишь вообразить и пережить в глубине своей души.

Ведущий 2: Гражданственность – это отношение человека к политике государства, в котором он живёт, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, это уважение и доверие к государственной власти.

Ведущий 1:  Гражданственность – это чувство собственного достоинства, дисциплинированность, высокое сознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость. То есть здесь мы можем рассматривать отношение к себе, как гражданину России.

Ведущий 2:  Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.

Ведущий 1: Итак, мы начинаем наш конкурс знатоков права.

Ведущий 2: Позвольте представить команды. Команда 8А класса, капитан __________________

Ведущий 1: Команда 8Б класса, капитан __________________

Ведущий 2: Команда 9А класса, капитан __________________

Ведущий 1: Команда 9Б класса, капитан __________________

Ведущий 2: Команда 10 класса, капитан __________________

Ведущий 1: В составе жюри работают _______________________

Ведущий 2: Первый конкурс – разминка называется «Да - нетки». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда имеет право ответить на один  вопрос.

  1. Верите ли вы, что в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние?        Да. Так поступают судьи в правовом государстве.
  2. Верите ли вы, что в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»? Да.   До  сих  пор не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия
  3. Верите ли вы, что человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности?        Нет, все обязанности и права останутся прежними
  4. Верите ли вы, что правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны?         Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием
  5. Верите ли вы, что в  правовую систему  России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны?        Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством

Ведущий 1: Конкурс - тест  «Государственная власть».

За правильный ответ команды получают 1 балл.  Задание выполняется на листочках, время выполнения 3 минуты.

  1. Президент РФ является:
  1. Главой государства.
  2. Главой правительства.
  3. Главой парламента.
  4. Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

(Ответ 1,4)

  1. Парламент России называется:
  1. Советом Федерации.
  2. Федеральным Собранием.
  3. Государственной думой.
  4. Верховным советом.

 (Ответ: Федеральное Собрание)

  1. Суды в России:

  1. Принимают законы.
  2. Проводят выборы в стране.
  3. Вершат правосудия в России
  4. Являются государственными органами, определяющими виновность или невиновность лица

(Ответ 3, 4)

  1. Органы местного самоуправления:
  1. Не входят в систему органов государственной власти.
  2. Входят в систему органов государственной власти.

(Ответ: не входят)

Ведущий 2: Это была разминка. Спасибо командам. Слово жюри…

Ведущий 1: Переходим к основному конкурсу встречи – «Законотворческий и законодательный процесс в Российской Федерации». Конкурс будет проходить в форме игры «Лото». Правила игры: каждая команда достает бочонок с номером, слушает вопрос и отвечает. Все очень просто. Всего вопросов 49. Количество вопросов для каждой команды  – 7. Время на обсуждение – 30 сек. Максимальное количество баллов – 21, так каждый вопрос оценивается по 3 балла.  Желаем удачи и напоминаем – Будьте внимательнее!!!

  1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)
  2. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)
  3. Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. (Ратификация)
  4. К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)
  5. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)
  6. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)
  7. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)
  8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)
  9. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).
  10. Что такое Правотворчество?  (деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.)
  11. Какие Принципы правотворчества вы знаете? научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность.
  12. Какие существуют Субъекты правотворчества? государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления или народ (на референдуме).
  13.   Кто обладает  Правом законодательной инициативы? Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, субъекты Федерации в лице их представительных органов.
  14.  Какие Виды правотворчества существуют?

- законотворчество (принятие законов представительными органами государства);

-  подзаконное правотворчество (принятие исполнительными органами актов в пределах своей компетенции);

- непосредственное правотворчество (от народа)

- договорноеправотворчество (при разработке договоров нормативного содержания);

- чрезвычайноеправотворчество (в условиях кризисных, экстремальных ситуаций);

- локальноеправотворчество (издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями).

  1. Назовите Основные стадии законодательного процесса (регламентируется Конституцией РФ):

1) Выявление потребностей в создании правовых норм.

2) Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны(законодательная инициатива).

3) Рассмотрение и обсуждение законопроекта (обычно в трёх чтениях).

4) Принятие и утверждение закона.

5) Официальное опубликование закона 

  1. Сроки вступления законов в силу.

1). Указан в самом законе.

2). По истечении10 дней после официального опубликования.  

3).Указан в специальном законе о введении в действие.

  1.  Что такое Юридическая техника? - совокупность правил, приемов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, документов.
  2. В соответствии с какой статьей законопроекты вносятся в Государственную Думу? (ст.104)
  3. На какие три ветви делится власть?(законодательная, исполнительная, судебная)
  4. Какой субъект законодательной инициативы одобряет закон? (Совет Федерации)
  5. Кто подписывает закон? (Президент РФ)
  6. Кто принимает законы и постановления Республики Бурятия. (Народный Хурал, ст.97 п.1)
  7. В течение скольких  календарных дней закон направляется Президенту Республики Бурятия для подписания и обнародования. (В течение 7 календарных дней), ст.90 п.1)
  8. Может ли Президент РБ представлять  Народному Хуралу Республики Бурятия кандидатуры для назначения на должности Председателя Конституционного Суда Республики Бурятия и судей Конституционного Суда Республики Бурятия, мировых судей (Да, ст. 74 п. ж))
  9. Может ли мэр города  представлять  Народному Хуралу Республики Бурятия республиканский бюджет на соответствующий финансовый год и отчет об его исполнении;(Нет, это входит в обязанности президента ст. 74 п.д)
  10. Относится ли к ведению НХ установление административно-территориального устройства Республики Бурятия и порядка его изменения; (да, ст. 86 п. з.)
  11. Может ли президент РБ учреждать  государственные награды  и почетные  звания Республики Бурятия; (нет, это относится к ведению Народного Хурала Республики Бурятия ст.86 п.ч)
  12. В соответствии с какой статьей  КРФ Президент РФ подписывает федеральный закон и в течение скольких календарных дней обнародует его. (ст.107 КРФ, в течение 14 дней)
  13. В течение скольких дней принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. (в течение пяти дней, ст.105 п.3)
  14. В течение скольких дней принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. (в течение 5 календарных дней, ст.107 п.1.)
  15. Что входит в систему муниципальных правовых актов (ст.36 п.1 1) Устав муниципального   района; 2) правовые акты,  принятые на местном референдуме;3) нормативные и иные правовые акты, принятые Советом депутатов муниципального района; 4) правовые акты Главы муниципального района;5) правовые акты (постановления и распоряжения) руководителя   администрации муниципального района; 6) правовые акты   иных органов и должностных лиц  местного самоуправления.
  16. Кто имеет ли право на проявление правотворческой инициативы по вопросам местного значения.  (Жители муниципального района,  ст.43 п.1)
  17. Подлежат ли Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации. (Да, ст.51 п.1г)
  18. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется ли в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. (Да.ст.103 п.3)
  19. Могут ли вноситься на рассмотрение Совета Федерации, законопроект, поправка к законопроекту, разработанные в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации (далее - законодательная инициатива) (Да. Ст141 п.1)
  20. Что такое  Законодательная инициатива (право внесения законопроекта в Государственную Думу). – это официальное   внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.
  21. Что такое Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).
  22. Что такое Законопредложение –  идея или концепция будущего закона.
  23.  Что такое Промульгация законаопубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки.
  24. Какой процесс называется Законодательным? — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.
  25. Что такое Вето?  (от лат. veto – запрещаю; англ. veto) – 1) запрещение, отмена или приостановка введения в действие закона (решения и т. п.); 2) в государственном праве вето – право определенного органа государственной власти, напр., главы государства, наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемое в соответствующем акте.
  26. Как называется вето, когда глава государства своим решением  окончательно отклоняет закон, принятый парламентом. Абсолютное (или резолютивное)
  27. Что такое Относительное (или отлагательное, суспензивное, от лат. suspensus – отсроченный, приостановленный) вето – отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает его вступление в силу, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.
  28. Что такое Регламент?– правила,  регулирующие  порядок  игры, продолжительность речей спикеров.
  29. Кто такой Спикер? – лицо участвующее в дебатах.
  30. Как назвать утверждение для которого не существует абсолютной истины. Тема дебатов
  31. В системе источников современного российского права приоритет имеют:

1) указы Президента РФ

       2)  постановления Правительства РФ

3)  правовые прецеденты

4) законы РФ

  1. Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы  Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

  1. Ни один закон и подзаконный акт РФ не может

1) противоречить Конституции РФ

2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступить в законную силу без указа Президента РФ

4)противоречить постановлениям Правительства РФ

Ведущий 2: Спасибо командам. Слово жюри…

Ведущий 1: Сегодня актуально говорить об участии молодежи в законотворческой деятельности. Это не только потому,  что у молодежи есть «новый взгляд на старые вещи», но и потому что уже сегодня ряд законотворческих инициатив переросли в живые законы, облегчающие жизнь. 

Ведущий 2: Часто в адрес Государственной Думы, принятых ею законов звучат нелестные отзывы, выработался даже стереотип негативного отношения к законотворчеству и российскому парламентаризму. Но практически не встречается грамотной квалифицированной критики, где бы компетентно говорилось, что в законе полезного, а что надо исправить.

Ведущий 1: Выступая с законодательной инициативой, нужно не только обладать знаниями в области права, не только иметь критическое и преобразующее отношение к социальной действительности, но и чувствовать персональную ответственность за поиск приемлемых для общества решений.

Ведущий 2: Мы приступаем к защите проектов «Сегодня самое главное». 

Ведущий 1: Команды представляют разработанные законопроекты, в которых должны будут учтена социальная значимость. Вы доказываете обоснованность выбора темы законопроекта, разъясняете механизм его реализации, возможные риски и пути их преодоления. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10. Проведем жеребьевку.

Ведущий 2: слово предоставляется команде _________________

Ведущий 1: Мы приглашаем жюри для оглашения итогов конкурса старшеклассников «подросток и закон»

ЖЮРИ объявляют тезультаты

Ведущий 1: Мир права предстает перед нами в виде различных прав и обязанностей, правил и законов, мыслей и переживаний о том, что справедливо. Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему. Поэтому споры о нем не затихают до сих пор и вряд ли когда - нибудь прекратятся.

ВМЕСТЕ : А мы вам говорим: «Живи по закону, поступай по совести». До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Сценарий смотра-конкурса "Я - гражданин России"

Данный сценарий представляет собой смотр - конкурс, который включает в себя стихи, песни, посвященные России...

Интернет конкурс" Интерактивная карта России"

Материал для участия в конкурсе...

Интернет конкурс" Интерактивная карта России"

Материал для участия в конкурсе...

Конкурс знатоков истории России.

Тема: знаменитые люди, события, даты.Цели:Расширить и углубить знания по истории России.Заинтересовать учащихся  историей своего Отечества.Расширить общий кругозор учащихся.Развивать любозн...

Конкурс знатоков истории России.

Тема: знаменитые люди, события, даты. Цели: 1. Расширить и углубить знания по истории России. 2. Заинтересовать учащихся историей своего Отечества. 3. Расширить общий кругозор учащихся. 4. Разви...

Конспект беседы учителя с родителями в рамках конкурса "Учитель года России-2013".

Беседа с родителями была проведена в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2013". В этом документе содержится конспект беседы....