Счастливый случай
методическая разработка (8 класс) по теме

Зотова Наталья Юрьевна

Счастливый случай для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon schastlivyy_sluchay.ppt549.5 КБ
Microsoft Office document icon scenariy_schastlivogo_sluchaya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!” Счастливый случай

Слайд 2

“ Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов” (Луи Пастер) “ Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее” (В.Шукшин)

Слайд 3

Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело - В мир загадок и сложных задач. Не беда, что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко.

Слайд 4

Кто победит, кто проиграет- Нас эта тайна донимает. Но мы желаем всем успеха, Счастья, радости и смеха. И пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, А только ваши знания!

Слайд 5

Мы говорим всем дружно, И здесь сомнений нет: Сегодня будет дружба Владычицей побед. От болельщиков от всех Такое пожелание: Через труд придёт победа Через труд и знания.

Слайд 6

1 Г Е Й М 1. Какова ширина ученической тетради? 2. Какова длина парты? 3. Сколько весит слон? 4. Определить величину данного угла. 5. Определить какой отрезок длиннее. 17 см 120 см от 2 до 7 тонн 75 ˚ Одинаковые Разминка

Слайд 7

2 Г Е Й М Каждой команде задаются по 20 вопрос. За правильный ответ присуждается 1 балл. Если нет ответа говорить – дальше. Дальше,... дальше,... дальше...

Слайд 8

3 Г Е Й М Заморочки из бочки

Слайд 9

4 Г Е Й М Ты мне, я тебе

Слайд 10

Отгадайте ребусы Шар Сумма Луч

Слайд 11

5 Г Е Й М Конкурс капитанов

Слайд 12

6 Г Е Й М Вместе весело шагать

Слайд 13

7 Г Е Й М Темная лошадка ? ? ?

Слайд 14

У нас сегодня в гостях создатель дифференциального и интегрального исчисления, законов классической механики. Английский физик, математик, член парламента, директор монетного двора Отгадайте, кто он?

Слайд 15

Исаак Ньютон.

Слайд 16

Вопросы от Исаака Ньютона. 1. Как записать число 100 пятью тройками. 2. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой их было разное количество? 3. Что выражает равенство а + в = в + а 4. Врач прописал больному три укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол?

Слайд 17

8 Г Е Й М Гонка за лидером

Слайд 18

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Плеханы»

Балаковского района Саратовской области

Игра "Счастливый случай"

Подготовила и провела

учитель математики

Зотова Н.Ю.

Январь 2012 год

Цель игры:

- Повышение интереса к математике у учащихся;

- Развитие познавательного интереса;

- Развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы.

Оборудование: песочные часы на 1 минуту, бочка с бочонками, компьютер, диапроектор.

Содержание игры: В игре принимают участие 2 команды учащихся 7 -9 классов, которые при подготовке к игре придумывают название, девиз, обращение к соперникам, болельщикам, жюри и готовят по три вопроса для четвертого гейма.

“Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее” (В.Шукшин)

“Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов”  (Луи Пастер)

“Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!”

“Изучайте математику! Если будете знать математику, будете знать все!” (А.Крылов)

“Математика принадлежит к числу наук, имеющих громадное значение для выработки умения логически мыслить, делать обобщения”. (Н.К.Крупская)

Ход игры

Звучит музыка “Дважды два – четыре”.

Ведущий: Дорогие ребята! Вы уже неоднократно принимали участия в разных играх, но вот в математической викторине “Счастливый случай” вы участвуйте впервые. И поэтому сегодняшнюю игру я хочу продолжить следующими словами:

 Чтобы спорилось нужное дело,

 Чтобы в жизни не знать неудач,

 Мы в поход отправляемся смело -

 В мир загадок и сложных задач.

 Не беда, что идти далеко,

 Не боимся, что путь будет труден.

 Достижения крупные людям

 Никогда не давались легко.

Ведущий: Наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной, запоминающейся. Принимать участие в игре должен весь зал: участники игры, болельщики, гости.

Еще мне хочется сказать, что часто чисто случайно многие великие математики делали выдающиеся открытия. Может быть и сегодняшний случай – наша игра, станет для кого-нибудь действительно счастливым. И мы станем свидетелями открытий – таких как: появление интереса и любви к математике.

Представление команд.

Команды называют название своей команды, свой девиз, обращаются к жюри, соперникам и болельщикам.

Чтец1:         Кто победит, кто проиграет-

Нас эта тайна донимает.

Но мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

Чтец 2:        И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!

Чтец 1:        Мы говорим всем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Чтец 2:        От болельщиков от всех

Такое пожелание:

Через труд придёт победа

Через труд и знания.

Первый гейм «Разминка»

Ведущий:         Чтобы всё в игре прошло без заминки,

Его мы начнем…

                 Ну конечно, с разминки!

Ведущий: 1 гей состоит из двух частей. В первой части нужно по описанию отгадать песни. Та команда, которая первая поднимет руку и правильно ответит, получит 1 балл.

1 описание. Песня о таблице умножения («Дважды два – четыре»).

2 описание. Песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей  судьбе  («Пора, пора, порадуемся….»)

3 описание. Песня о первостепенной авиации  («Первым делом – самолеты…»)

4 описание. Песня о криминальных намерениях геометрического тела.   («Крутится, вертится шар голубой…»)

5 описание. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10 – 11 лет. («Чему учат в школе»)

6 описание. Песня об одинокой красавице. («Во поле береза стояла»)

7 описание. Песня о трагической смерти маленького насекомого. ( « В траве сидел кузнечик»)

Ведущий: В математике немаловажную роль играет точность определения на глаз, наблюдательность, сообразительность, память, мышление. Во второй части нашего гейма сейчас мы проверим, участники какой команды более наблюдательны. Командам будет предложено 5 вопросов. На обсуждение командам даётся по 30 секунд. Отвечают капитаны по очереди. Та команда, ответ которой ближе к истине, получает 3 очка.

Вопросы:

  1. Какова ширина ученической тетради?                 17 см.
  2. Какова длина парты?                                 120 см.
  3. Сколько весит слон?                                 От 2 до 7 тонн.
  4. Определить величину данного угла.                 75°.
  5. Определить какой отрезок длиннее.                 Одинаковы.

Второй гейм “ Дальше,… дальше,…дальше…” (2 минуты)

Каждой команде задаются вопросы. За правильный ответ присуждается 1 балл. Если нет ответа говорить – дальше.

Вопросы первой команде:

1. Как называется результат сложения? (Сумма.)

2. Назовите наибольшую хорду в круге? (Диаметр.)

3. Кто автор первого учебника арифметики? (Магницкий.)

4. 7 • 8 = (56.)

5. Найдите арифметический квадратный корень из 144. (12.)

6. Сколько минут в 2 часах? (120.)

7. Что тяжелее 1кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково.)

8. Вертикальные углы? (равны)

9. Петух, стоя на одной ноге, весит 4 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (4 кг.)

10. Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Нет.)

11. Чему равно три в четвертой степени? (81.)

12. Как называется прибор для измерения угла? (Транспортир.)

13. Что является графиком функции у = х + 7? (Прямая.)

14. На что похожа половина яблока? (На другую половину.)

15. Назовите наименьшее двузначное число? (10.)

16. Как называется первая координата точки на координатной плоскости? (Абсцисса.)

17. Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная.)

18. Чему равна сумма смежных углов? (1800.)

19. Чему равен один пуд? (16 кг.)

20. Как называется сотая часть числа? (Процент.)

Вопросы второй команде:

1. Как называется результат вычитания? (Разность.)

2. Единица измерения массы драгоценных камней? (Карат.)

3. 63 : 7 = (9.)

4. Первая женщина математик? (Софья Ковалевская.)

5. Как называется отрезок, соединяющий две точки на окружности? (Хорда.)

6. Найдите арифметический квадратный корень из 169. (13.)

7. Как называется треугольник,  у которого все стороны равны? (Равносторонний.)

8. Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (Нет.)

9. Сколько концов у 3,5 палок? (8.)

10. Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка.)

11. Кто был автором первого учебника по геометрии? (Евклид.)

12. Что называется графиком функции у = х2? (Парабола.)

13. Найдите модуль числа –7. (7.)

14. Как называется “верхняя” часть обыкновенной дроби? (Числитель.)

15. Назовите число “разделяющее” положительные и отрицательные числа. (0.)

16. Чему равно два в третьей степени? (8.)

17. Как называется вторая координата точки на координатной плоскости? (Ордината.)

18. Чему равна площадь прямоугольника? (Произведение длины на ширину.)

19. Как называется утверждение, принимаемое без доказательства? (Аксиома.)

20. Чему равен угол в квадрате? (900.)

Третий гейм “ Заморочки из бочки”

Ведущий. Вопрос командам. Какое геометрическое тело представляет собой бочка? (цилиндр). Кто быстрее назовет, тот и будет отвечать первым. (Участник команды достает бочонок и называет номер, ведущий читает вопрос. В бочке 11 бочонков, один из них содержит изображение подковы – это “счастливый случай”. За нее команда получает два балла, не отвечая на вопрос. За другой правильный ответ, присуждается один балл).

(по пять вопросов каждой команде, которые находятся в боченке)

1. Какой знак надо поставить между числами 2 и 3, чтобы число было больше 2 и меньше 3? (Запятую, получится число 2, 3.)

2. Известно, что один бегемот весит 1т. 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т.  (Два бегемота)

3. Как из трех спичек сделать четыре? (IV.)

4. Два угла в треугольнике равны 1000 и 400 .Определите вид треугольника. (Равнобедренный.)

5. Сколько раз в числах от 1 до 100 встречается цифра 4?  (20.)

6. Плитка шоколада имеет форму квадрата и состоит из 9 квадратных долей. Сколько раз надо разломить, чтобы получить эти доли отдельно? Каждый раз ломается один кусок. (Надо разломить 8 раз).

7. Разгадайте ребус: К/2 (Полка.)

8. Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого отрезали ежедневно по 2 метра. Через сколько дней отрежут последний кусок? (Через 7 дней.)

9.У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это может быть? (Этот человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает один раз в 4 года).

10. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло случиться?  (Они подошли к реке с разных сторон).

Ведущий: Следующий конкурс из бочки называется «Проверь свою память»

Я прочитаю небольшой рассказ, нужно записать те слова, которые запомнили. Через 30 секунд ручки собираются. Капитан команды Члены команд начинают по очереди называть записанные слова. Начинает команда, выигравшая жеребьёвку. За каждое слово начисляется 1 очко.

   

Вечерний ужин при свечах,

У Математики в гостях,

Под сенью древней Пирамиды,

Забыв, про старые обиды,

Её все дочки за столом,

Болтают что-то о былом.

Здесь Арифметика простая,

Тут Алгебра всегда живая,

И Геометрия сестра,

Всё что-то чертит у стола.

«От скуки я уже устала, -

Вдруг Математика сказала, -

Хочу устроить пышный бал,

Всех пригласить на карнавал.

Я тут всё думала, гадала,

Хочу я быть хозяйкой бала!

Из храмов древней Атлантиды

Мы завезём кариатиды.

В огромный Круг мы впишем стол,

А Площадь бросим, прям на пол.»

Пришли к ней в гости лучшие подруги,

Квадрат, прямая, радиус, окружность.

Звала, ждала к себе угла,

Пришел он с точкой и прямой.

Подружки алгебры пришли и сразу сумму навели,

Всех подсчитали, поделили и стало пять по два, ну как и всегда.

Подъехал минус, луч и плюс,

Я скоро в этом не разберусь,

Тут аксиома получилась, а ну и пусть.

Тут бал у математики, а он всегда на плюс.

Слова:  угол, квадрат, точка, алгебра, минус, пять, прямая, луч, плюс, математика, аксиома, сумма, два, радиус, окружность, геометрия, арифметика, пирамида, круг, площадь.

Четвертый гейм. «Ты мне, я тебе»

Команды обмениваются приготовленными заранее вопросами. За правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Пятый гейм. Конкурс капитанов

Ведущий:        Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана!

Если смогут капитаны

Подсказочку мою понять,

Что в ящике этом находится

Сумеют они отгадать!

Ведущий: За правильный ответ капитана команда получает 1 балл.

Внимание, “Волшебный сундучок”!

1 капитану.         Меня очень часто ты видишь вокруг;

                 Углы все прямые имею я, друг.

                 Ты в руки коробочку спичек берешь,

 Меня ты, дружок, узнаешь? (Прямоугольный параллелепипед.)        

2 капитану.         Название его произошло от греческого “игральная кость”. Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх с маленькими детьми. (кубик)

Шестой гейм «Вместе весело шагать»

Все участники команды по очереди исполняют по 2 куплета частушки про математику. 

Седьмой гейм. “Темная лошадка”

Ведущий: У нас сегодня в гостях создатель дифференциального и интегрального исчисления, законов классической механики. Английский физик, математик, член парламента, директор монетного двора. Отгадайте, кто он?

Правильно, Исаак Ньютон.

Вопросы от Исаака Ньютона

1. Как записать число 100 пятью тройками. (33 х 3 + 3 : 3 = 100)

2. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой их было разное количество? (1+2+3+4+5+6+7+8+9)

3. Что выражает равенство а + в = в + а (Переместительный закон сложения)

4. Врач прописал больному три укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали  в 8 часов. В какое время сделают последний укол?  (в 9 часов)

Прежде чем с вами проститься я приготовил для Вас небольшую шутку вопрос.

Шутка

Я докажу Вам, что в течение года Вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 – воскресенья и, по крайней мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадают. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остается всего-навсего. . . . Сколько же дней остается на учебу? Многому ли тут можно верить? (5 дней)

Восьмой гейм «Гонка за лидером»

Участники команды сообща отвечают на вопросы. Максимальное число вопросов – 21. На них нужно отвечать быстро в течение 2 минут. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко.

Вопросы команде 7 класса

  1. Назовите фамилию автора школьного учебника по геометрии. (Атанасян)
  2.  Какие бывают дроби? (Десятичные, обыкновенные, правильные, неправильные)
  3. Число разрядов в классе. (Три)
  4. Единица измерения скорости на море. (Узел)
  5. Объём 1 кг воды. (Литр)
  6. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
  7. Инструмент для измерения углов. (Транспортир)
  8. Наименьшее натуральное число. (1)
  9. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус)
  10. Может ли при делении получиться ноль? (Да)
  11. Чему равна ¼ часа? (15 минут)
  12. Геометрическая фигура в любовных делах. (Треугольник.)
  13. Как одним словом назвать сумму сторон многоугольника? (Периметр)
  14. Число гномов в одном из мультсериалов Диснея. (Семь)
  15. Какую часть тела составляет вода в организме человека? (2/3)
  16. Сколько граней у неочищенного шестигранного карандаша? (8)
  17.  Соперник нолика. (Крестик.)
  18. 41 – это простое число. (Да.)
  19. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда, диаметр)
  20. Рост Дюймовочки. (1 дюйм)
  21. О каких числах идёт речь? Одни из них – долг, другие – имущество. (Положительные и отрицательные)

Вопросы команде 8-9 класса

  1. Сколько лет спала принцесса в сказке Ш.Перро? (сто)
  2. Часть окружности. (Дуга)
  3. Количество нот. (7)
  4. Инструмент для построения окружности. (Циркуль)
  5. Механизм, которым пользуются на спортивных состязаниях для измерения времени. (Секундомер)
  6. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9.)
  7. Процент – это…(Сотая часть числа)
  8. Может ли при умножении получиться ноль? (Да)
  9. Как называются прямые, которые не пересекаются? (Параллельные)
  10. Что легче – 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
  11. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
  12. Единица измерения углов? (градус)
  13. Чему равна сумма углов квадрата? (360°)
  14. Масса 1 метра кубического воды. (1 тонна)
  15. Шла старуха в Москву. Ей навстречу шли три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один)
  16. Как найти неизвестное вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность)
  17. Треугольный платок. (Косынка.)
  18. Луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам. (Биссектриса.)
  19. Наука, которая занимается изучением фигур на плоскости. (Планиметрия)
  20. Сколько музыкантов в квартете? (Четыре.)
  21. Число обратное 2. (1/2.)

Команды поют “Гимн математике” (на музыку песни “Чему учат в школе?”)

 

Уравнения решать, радикалы вычислять –

 Интересная у алгебры задача!

 Интегралы добывать,

 Дробь делить и умножать

 Постараешься – придет к тебе удача!

 Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

 То фигуры, то тела – не разберешься!

 Аксиомы там нужны,

 Теоремы так важны,

 Их учи – и результата ты добьешься!

 Есть, науки хороши

 Для развития души,

 Их и сами все вы знаете, конечно.

 А для развития ума предназначена она –

 Математика.

 Это было, это будет, это вечно!

Ведущая:  А теперь дадим слово нашему справедливому и строгому жюри.

Подведение итогов. Награждение команды победительницы. Отметить учеников, которые лучше всех отвечали на вопросы, и наградить их специальными призами.

Ведущая: “Мышление начинается с удивления”, – заметил 2500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что “чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг”. А математика замечательный предмет для удивления.

Удивляйтесь, ребята, и делайте все новые шаги по дороге познаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Игра "Счастливый случай"

Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...

Сценарий спортивного праздника "Счастливый случай"

Спортивный праздник "Счастливый случай" проводится среди  сборных команд учащихся 1-х, 9-х классов....